- Преподавателю
- Математика
- План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)»
План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мотлох Г.В. |
Дата | 28.12.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока: Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной).
Цель на уроке: уметь решать иррациональные уравнения: видеть способ решения, уметь вводить замену, строить логическое рассуждение при решении уравнений; воспитывать познавательную активность и самостоятельность в выборе способа решения.
Оборудование: кодоскоп; карточки для проверочной работы.
Форма урока: урок умений и навыков.
Ход урока: I. Организационный момент;
II. Устно (Задание на кодоскопе):
1. Найти область определения функций:
а)
III. Закрепление темы: рассмотрим один из способов решения иррациональных уравнений (ввод замены переменной).
Не всегда при решении иррациональных уравнений разумно начинать определять ОДЗ, иногда проще решить уравнение и сделать проверку.
Рассмотрим задания: №1 Решить уравнение:
а)
Решение:
Пусть 3x2+5x+1=t
Возведём обе части равенства в квадрат
; ; ; t = 9; 3x2+5x+1=9; 3x2+5x-8=0
D=25+96=121>0; x1=1; x2= .
Проверим, являются ли найденные числа копиями уравнения.
Проверка: 1) Истинно
2) Истинно
Ответ:
б)
Решение:
ОДЗ:
(x-2)(x+2)>0; xϵ (-∞;-2)U(2;∞)
Пусть , тогда; ;
2t2-3t-2=0, D=9+16=25>0; t1=2; t2= - посторонний корень
;
Ответ: .
№2 Найдите целые корни уравнения:
Решение:
. Найдём ОДЗ:
Пусть x2-3x+2=t
. Возведём обе части равенства в квадрат и решим полученное уравнение.
3t=t2; t2-3t=0; t=0 или t=3 2) x2-3x+2=3
1) x2-3x+2=0 x2-3x-1=0
x1=1 ϵ Z D=9+4=13, x=
x2=2 ϵ Z Ответ: 1; 2.
№3 Решить уравнение:
Решение:
Пусть x2+2x=y. Получим уравнение: Так как функция f(y)= - возрастает на области определения, поэтому уравнение f(y)=0 имеет не более одного корня. Кроме того: f(0)=0, а, следовательно, y=0. Осталось решить уравнение: x2+2x=0, откуда x1=0, x2=-2.
IV. Проверка уровня усвоения знаний:
проверочная работа (карточки).
№1 Решить уравнение:
а)
[3x2-2x+8=t; ; t+7=49-14+t; 14=42; =3; t=9; 3x2-2x-1=0;
D=4; x=; x1=1; x2= .
Проверка:
1) x=1; 4+3=7 Истинно
2) x=; 4+3=7 Истинно Ответ: ; 1].
б) ; [ОДЗ: ; (x+3)(5x-1)>0; xϵ (-∞; -3)U(; ∞)
;
D1= 4; t=; t1=1; t2= - посторонний корень
Ответ: 1].
в) ; [x2-3x+3=t;
Проверка: 1) x = 1; 2+1= 3 Истинно
2) x = 2; 2+1= 3 Истинно Ответ: 1; 2.
V. Домашнее задание:
Мордкович. Алгебра и начала математического анализа (профильный уровень) № 30.18 (б, г); 30.20 (б); 30.21 (а).