План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)»

""Описание материала: "Урок по теме: «Решение иррациональных уравнений» - это план-конспект урока по одному из способов решения иррациональных уравнений, который вызывает трудности при решении у некоторых учащихся. "На этом уроке мною сделана подборка материала по этому способу решения, при этом учащимся предлагается выбор либо искать «Область Допустимых Значений» функции, либо решить уравнение и выполнить проверку, подставляя найденные значения в первоначальное уравнение. "Этот урок был успешно...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)»Тема урока: Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной).

Цель на уроке: уметь решать иррациональные уравнения: видеть способ решения, уметь вводить замену, строить логическое рассуждение при решении уравнений; воспитывать познавательную активность и самостоятельность в выборе способа решения.

Оборудование: кодоскоп; карточки для проверочной работы.

Форма урока: урок умений и навыков.

Ход урока: I. Организационный момент;

II. Устно (Задание на кодоскопе):

1. Найти область определения функций:

а) План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)» План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)»

План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)» План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)»

План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)» План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)»

План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)»

III. Закрепление темы: рассмотрим один из способов решения иррациональных уравнений (ввод замены переменной).

Не всегда при решении иррациональных уравнений разумно начинать определять ОДЗ, иногда проще решить уравнение и сделать проверку.

Рассмотрим задания: №1 Решить уравнение:

а) План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)»

Решение:

План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)»

Пусть 3x2+5x+1=t

План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)»

План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)»Возведём обе части равенства в квадрат

План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)»; План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)» ; План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)» ; t = 9; 3x2+5x+1=9; 3x2+5x-8=0

D=25+96=121>0; x1=1; x2= План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)» .

Проверим, являются ли найденные числа копиями уравнения.

Проверка: 1) План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)» Истинно

2) План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)» Истинно

Ответ: План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)»

б) План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)»

Решение:



ОДЗ:

План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)» (x-2)(x+2)>0; xϵ (-∞;-2)U(2;∞)

План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)»

Пусть План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)» , тогда; План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)» ; План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)»

2t2-3t-2=0, D=9+16=25>0; t1=2; t2=План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)» - посторонний корень

План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)»; План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)»

Ответ: План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)» .

№2 Найдите целые корни уравнения:

План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)»

Решение:

План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)». Найдём ОДЗ: План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)»

Пусть x2-3x+2=t

План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)». Возведём обе части равенства в квадрат и решим полученное уравнение.

3t=t2; t2-3t=0; t=0 или t=3 2) x2-3x+2=3

1) x2-3x+2=0 x2-3x-1=0

x1=1 ϵ Z D=9+4=13, x=План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)»

x2=2 ϵ Z Ответ: 1; 2.

№3 Решить уравнение:

План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)»

Решение:

Пусть x2+2x=y. Получим уравнение: План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)» Так как функция f(y)= План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)» - возрастает на области определения, поэтому уравнение f(y)=0 имеет не более одного корня. Кроме того: f(0)=0, а, следовательно, y=0. Осталось решить уравнение: x2+2x=0, откуда x1=0, x2=-2.

IV. Проверка уровня усвоения знаний:

проверочная работа (карточки).

№1 Решить уравнение:

а) План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)»

[3x2-2x+8=t; План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)» ; t+7=49-14План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)»+t; 14План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)»=42; План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)» =3; t=9; 3x2-2x-1=0;

D=4; x=План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)»; x1=1; x2= План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)» .

Проверка:

1) x=1; 4+3=7 Истинно

2) x=План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)»; 4+3=7 Истинно Ответ:План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)» ; 1].

б) План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)» ; [ОДЗ: План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)» ; (x+3)(5x-1)>0; xϵ (-∞; -3)U(План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)»; ∞)

План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)»;

D1= 4; t=План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)»; t1=1; t2= План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)» - посторонний корень

План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)»

Ответ: 1].

в) План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)» ; [x2-3x+3=t; План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)»

План-конспект урока «Решение иррациональных уравнений (способ замены переменной)»

Проверка: 1) x = 1; 2+1= 3 Истинно

2) x = 2; 2+1= 3 Истинно Ответ: 1; 2.

V. Домашнее задание:

Мордкович. Алгебра и начала математического анализа (профильный уровень) № 30.18 (б, г); 30.20 (б); 30.21 (а).

© 2010-2022