- Преподавателю
- Математика
- Статья по математике на тему Ликвидация пробелов знаний
Статья по математике на тему Ликвидация пробелов знаний
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Прокопенко Т.И. |
Дата | 25.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Ликвидация пробелов знаний у учащихся.
Т.И.Прокопенко,
учитель математики высшей категории
МАОУ гимназия № 4, г.Хабаровск
В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников. Ученики на уроке выставляются как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию успеха или неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов.
Особенности неуспевающих учащихся:
-
низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития
-
отсутствие познавательного интереса
-
не сформированы элементарные организационные навыки
-
учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения
-
нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника
-
дети, в основном, из асоциальных семей
-
отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся
-
частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта
Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.
Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.
Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.
Чтобы повысить работоспособность:
-
Разнообразить виды деятельности;
-
Проветривать кабинет;
-
Проводить физминутки;
-
Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.
Виды работ со слабоуспевающими учениками:
-
Карточки для индивидуальной работы;
-
Задания с выбором ответа;
-
Карточки - тренажеры;
-
Творческие задания;
-
Карточки-с образцами решения.
Для разнообразия учебных будней учителя часто используют разнообразные формы и жанры урока. Например: урок-игра, урок-путешествие, видео-урок, урок-сказка.
В работе помогают математические диктанты, которые я часто провожу на уроках с использованием мультимедийных технологий. Решение упражнений проводится в форме блицтурниров: определенное количество задач нужно решить за отведенный норматив времени (5-10 задач за 5-8 минут). По окончанию работы проводится взаимопроверка, в ходе которой либо в парах, либо со всем классом разбираются допущенные ошибки, и находится верное решение. Быстрый темп выполнения заданий подразумевает полную мобилизацию своих знаний и умений, не позволяет отвлекаться. Оценки за такую работу выставляются по желанию ученика.
Большинство математических диктантов, содержащих один вариант заданий, проводится на начальном этапе изучения темы.
С учащимися, пропускающими уроки по уважительной или неуважительной причине, провожу следующую работу:
• Довожу информацию о неуспеваемости учащегося и причинах неуспеваемости до классного руководителя;
• Довожу информацию о неуспеваемости учащегося и причинах неуспеваемости до родителей учащегося;
• Для учащихся, пропустивших уроки по уважительной причине, провожу индивидуальные консультации по пропущенным урокам;
• Предоставляю возможность учащимся, пропустившим уроки по уважительной причине, пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки;
• Предоставляю возможность учащимся, пропустившим уроки по неуважительной причине, пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки в присутствии их родителей.
С учащимися, не выполняющими требования учителя по подготовке к урокам:
• Провожу проверку готовности к каждому уроку данных учащихся;
• Довожу информацию о не выполнении учащимся требований учителя по подготовке к урокам до родителей учащегося, через дневник учащегося и дневник.ру;
• Предоставляю возможность учащимся пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки (для особо злостных нарушителей в присутствии их родителей);
С учащимися, у которых не развиты способности к изучению математики:
• Рекомендую учащемуся занятия с репетитором;
• При необходимости, способствовать организации помощи психолога;
• Провожу индивидуальные консультации;
• Организую с учащимися работу над его ошибками;
• Усиливаю «индивидуальное внимание» к данным учащимся во время уроков;
• Предоставляю возможность учащимся пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки;
Практикую на уроках проведение устных и письменных зачетных работ. Иногда складывается сложная ситуация: ребенку бывает трудно выполнить контрольную письменную работу, но устный теоретический материал он знает, поэтому важно дать ему возможность ответить, причем этот ответ может и должен быть приравнен к контрольной оценке.
Хочу коснуться одной современной технологии - технологии "полного усвоения". Суть технологии "полного усвоения" выражается в следующем. По наблюдению ученых, в зависимости от интеллектуальных способностей разным ученикам требуется разное время для овладения одним и тем же учебным материалом. Учебный процесс игнорирует эту реальность и требует, чтобы все ученики выучили весь материал к заданному сроку, одинаковому для всех. Но многие не успевают выучить, и потому полностью усваивают материал далеко не все. Недостаток времени является главной причиной "хромающих" знаний. В результате нужно так индивидуализировать занятия, чтобы каждый ученик получил столько времени, сколько надо для полного усвоения материала. Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на "усредненного" ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.