Статья по математике на тему Ликвидация пробелов знаний

       В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников. Ученики на уроке  выставляются как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию успеха или неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному стано...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ликвидация пробелов знаний у учащихся.


Т.И.Прокопенко,

учитель математики высшей категории

МАОУ гимназия № 4, г.Хабаровск

В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников. Ученики на уроке выставляются как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию успеха или неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов.

Особенности неуспевающих учащихся:

  • низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития

  • отсутствие познавательного интереса

  • не сформированы элементарные организационные навыки

  • учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения

  • нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника

  • дети, в основном, из асоциальных семей

  • отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся

  • частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта

Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.

Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.

Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

Чтобы повысить работоспособность:

  • Разнообразить виды деятельности;

  • Проветривать кабинет;

  • Проводить физминутки;

  • Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.

Виды работ со слабоуспевающими учениками:

  • Карточки для индивидуальной работы;

  • Задания с выбором ответа;

  • Карточки - тренажеры;

  • Творческие задания;

  • Карточки-с образцами решения.

Для разнообразия учебных будней учителя часто используют разнообразные формы и жанры урока. Например: урок-игра, урок-путешествие, видео-урок, урок-сказка.

В работе помогают математические диктанты, которые я часто провожу на уроках с использованием мультимедийных технологий. Решение упражнений проводится в форме блицтурниров: определенное количество задач нужно решить за отведенный норматив времени (5-10 задач за 5-8 минут). По окончанию работы проводится взаимопроверка, в ходе которой либо в парах, либо со всем классом разбираются допущенные ошибки, и находится верное решение. Быстрый темп выполнения заданий подразумевает полную мобилизацию своих знаний и умений, не позволяет отвлекаться. Оценки за такую работу выставляются по желанию ученика.

Большинство математических диктантов, содержащих один вариант заданий, проводится на начальном этапе изучения темы.

С учащимися, пропускающими уроки по уважительной или неуважительной причине, провожу следующую работу:

• Довожу информацию о неуспеваемости учащегося и причинах неуспеваемости до классного руководителя;

• Довожу информацию о неуспеваемости учащегося и причинах неуспеваемости до родителей учащегося;

• Для учащихся, пропустивших уроки по уважительной причине, провожу индивидуальные консультации по пропущенным урокам;

• Предоставляю возможность учащимся, пропустившим уроки по уважительной причине, пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки;

• Предоставляю возможность учащимся, пропустившим уроки по неуважительной причине, пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки в присутствии их родителей.

С учащимися, не выполняющими требования учителя по подготовке к урокам:

• Провожу проверку готовности к каждому уроку данных учащихся;

• Довожу информацию о не выполнении учащимся требований учителя по подготовке к урокам до родителей учащегося, через дневник учащегося и дневник.ру;

• Предоставляю возможность учащимся пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки (для особо злостных нарушителей в присутствии их родителей);

С учащимися, у которых не развиты способности к изучению математики:

• Рекомендую учащемуся занятия с репетитором;

• При необходимости, способствовать организации помощи психолога;

• Провожу индивидуальные консультации;

• Организую с учащимися работу над его ошибками;

• Усиливаю «индивидуальное внимание» к данным учащимся во время уроков;

• Предоставляю возможность учащимся пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки;

Практикую на уроках проведение устных и письменных зачетных работ. Иногда складывается сложная ситуация: ребенку бывает трудно выполнить контрольную письменную работу, но устный теоретический материал он знает, поэтому важно дать ему возможность ответить, причем этот ответ может и должен быть приравнен к контрольной оценке.

Хочу коснуться одной современной технологии - технологии "полного усвоения". Суть технологии "полного усвоения" выражается в следующем. По наблюдению ученых, в зависимости от интеллектуальных способностей разным ученикам требуется разное время для овладения одним и тем же учебным материалом. Учебный процесс игнорирует эту реальность и требует, чтобы все ученики выучили весь материал к заданному сроку, одинаковому для всех. Но многие не успевают выучить, и потому полностью усваивают материал далеко не все. Недостаток времени является главной причиной "хромающих" знаний. В результате нужно так индивидуализировать занятия, чтобы каждый ученик получил столько времени, сколько надо для полного усвоения материала. Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на "усредненного" ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.





© 2010-2022