Конспект урока по математике на тему Лист Мёбиуса

Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по математике на тему Лист МёбиусаКонспект урока по математике на тему Лист МёбиусаКонспект урока по математике на тему Лист МёбиусаКонспект урока по математике на тему Лист МёбиусаКонспект урока по математике на тему Лист МёбиусаКонспект урока по математике на тему Лист МёбиусаКонспект урока по математике на тему Лист МёбиусаКонспект урока по математике на тему Лист МёбиусаКонспект урока по математике на тему Лист МёбиусаКонспект урока по математике на тему Лист МёбиусаЛИСТ МЕБИУСА

Вид занятия: практическая работа с элементами исследования.

Цели занятия:

  • Личностные:

    • знакомство с фактором, иллюстрирующим важный этап развития математики;

    • умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии, понимать смысл поставленной задачи;

  • Метапредметные:

    • формировать умения:

      познавательные:

      • выделять информацию, нужную для решения учебной задачи,

      • формулировать выводы из изложенных фактов,

      • строить речевое высказывание на заданную тему в устной и письменной форме;

      • выдвигать предположения (гипотезы) и проверять их экспериментально;

      • использовать для сообщения различные формы: текст, рисунок, модель.

      регулятивные:

      • работать в соответствии с инструкцией,

      • планировать решение учебной задачи,

      • осуществлять текущий контроль и оценку своей деятельности, сравнивать запланированный и полученный продукт, оценивать продукт своей деятельности на основе заданных критериев;

      • воспринимать и использовать критику и рекомендации других (учителя, одноклассников),

      • обнаруживать собственные учебные «дефициты».

      коммуникативные:

      • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

      • формулировать и высказывать собственное мнение, аргументируя его,

      • договариваться, работая в группе;

      • уметь контролировать действия партнёра в группе.

  • Предметные:

    • учащиеся научаться:

      • распознавать лист Мебиуса на рисунках и моделях,

      • изготавливать модель листа Мебиуса.

    • учащиеся получат возможность:

      • развить представление о пространственных геометрических фигурах,

      • приобрести опыт исследования свойств топологической поверхности - листа Мебиуса.

Оборудование:

  • мультимедиа-проектор, компьютер;

  • таблицы наблюдений экспериментов, листы Мебиуса, различной формы, для каждого опыта (по количеству участников);

  • клей, ножницы, фломастеры.

Предварительная подготовка:

За 1 - 2 недели до занятия предложить одному, двум ученикам подготовить доклад на тему «История появления листа Мебиуса»

Приготовить к каждому опыту необходимое количество листов Мебиуса.

Организационный момент. Постановка целей и задач.

Здравствуйте ребята. Сегодня, каждый из вас станет научным работником. Мы будем исследовать удивительную поверхность под названием лист Мебиуса.

Что же такое лист Мебиуса? Как же он возник? Давайте обратимся к истории.

Историческая справка (доклад учащихся).

После исторической справки учащиеся совместно с учителем склеивают лист Мебиуса.

Работа с незнакомыми словами.

Чтобы понять, как нам проводить исследование данной поверхности давайте обратимся к словарю и выясним что такое исследование и эксперимент. (На доске вывешиваются определения понятий: исследование, эксперимент, гипотеза.)

Во все времена человек большинство знаний добывал не путем рассуждений и догадок, а из собственного трудового опыта. Иногда человек специально проводит серию опытов, чтобы доказать, либо опровергнуть некоторую гипотезу - научное предположение. Такая работа называется - эксперимент.

Техника безопасности.

При выполнении этой работы нам будут необходимы ножницы. Расскажите, пожалуйста, как нужно обращаться с ножницами?

Практическая работа.

Чтобы вам было более понятно, первый опыт я проведу вместе с вами.

Задание: Склейте лист Мебиуса. Если начать проводить линию по листу Мебиуса с одной стороны, не отрывая карандаш от поверхности и не переходя через край, то какая часть листа Мебиуса окажется закрашенной?

Прежде чем ставить гипотезу - научное предположение, давайте посмотрим, каков будет результат, если начать раскрашивать кольцо, например, с внутренней стороны (провести опыт, выслушать ответы детей на вопрос какая часть закрашена). Этот опыт показывает, что кольцо имеет две стороны, то есть кольцо - это двухсторонняя поверхность.

Как вы думаете, какой ответ можно дать на вопрос, если теперь мы будем закрашивать лист Мебиуса? (ответы детей)

Мы определились с гипотезой. Теперь проведем опыт.

Каков результат эксперимента? (ответы детей)

Совпал ли результат эксперимента с гипотезой? (ответы детей)

Сейчас я каждой группе раздам задания. Чтобы было проще проводить исследования, листы Мебиуса для каждого задания уже подготовлены. При выполнении задания вы должны обсудить гипотезу, записать ее в карточку.

Провести эксперимент, который будет состоять из опытов, поставленных каждым членом группы, для большей достоверности результата. Записать результат эксперимента в карточку. На основании результата сделать вывод о том подтверждена ваша гипотеза или нет.

И, если у вас еще останется время, подумать вместе с группой над тем, какой еще опыт можно провести с листом Мебиуса. По истечении времени от каждой группы выйдет докладчик с отчетом о проделанной работе. Во время экспериментов я буду вашим консультантом.

(Раздаются задания для каждой группы. Дети проводят свои опыты. В ходе проведения опытов учитель выступает в роли консультанта.)

1 группа:

Задание 1: Что получится, если разрезать лист Мёбиуса вдоль посередине.

Задание 2: Что получиться, если разрезать лист Мёбиуса вдоль, отступив треть от края листа?

2 группа:

Задание 1: Что получиться, если перекрутить ленту дважды, а затем разрезать вдоль посередине?

Задание 2: Что получиться, если перекрутить ленту трижды, а затем разрезать вдоль посередине?

3 группа:

Задание 1: Что получиться, если разрезать лист Мёбиуса вдоль, отступив от края сначала на 1 см (ширина ленты 5 см)?

Задание 2: Что получиться, если разрезать лист Мёбиуса вдоль, отступив от края сначала на 2 см (ширина ленты 5 см)?

4 группа:

Задание 1: Склеить вместе (одно в другом) лист Мёбиуса и простое кольцо. Что получиться, если разрезать их вдоль?

Задание 2: Склеить вместе (одно в другом) два листа Мёбиуса. Что получиться, если разрезать их вдоль?

5 группа:

Задание 1: Что получится, если продолжить разрезать лист Мёбиуса по надрезу (надрез в середине ленты)?

Задание 2: Что получится, если продолжить разрезать лист Мёбиуса по надрезу (надрез с краю ленты на одну треть)?

Отчет.

Сейчас мы с вами приступаем к самой ответственной части нашего эксперимента - отчету. От каждой группы, по очереди, к кафедре подходит докладчик с отчетами и результатами своих экспериментов.

Выступают докладчики. Отчеты обсуждаются.

Подведение итогов.

Ответьте на следующие вопросы:

Во время проведения нашей работы мы использовали новые термины гипотеза и эксперимент. Что означают эти слова?

Сколько ответов из колонки гипотез совпало с ответами из колонки экспериментов?

Ребята, если ваша гипотеза не совпала с результатом эксперимента, не нужно прекращать заниматься научной работой. Ведь среди ученых существует правило, что отрицательный результат - это тоже результат. И твой труд не пропал напрасно.

Все группы работали отлично. Поздравляю вас с успешным завершением исследования.

Домашнее задание.

Показать родным эксперименты с листом Мебиуса. Придумать свой опыт с листом Мебиуса

Резерв:

Подумайте над вопросом: как склеить лист Мебиуса из квадратного листа? (ответ: сложить лист гармошкой)

Провести с ребятами хитрость с листом бумаги: как пройти сквозь обыкновенный лист бумаги, имея только этот лист и ножницы? (ответ: сложите лист пополам и сделайте надрезы так, как показано на рисунке1, после этого лист превратится в большое кольцо, сквозь которое вы легко пройдете.)

Конспект урока по математике на тему Лист Мёбиуса

Задание 1: Что получится, если разрезать лист Мёбиуса вдоль посередине.

Гипотеза

Результат эксперимента

Вывод
















Задание 2: Что получиться, если разрезать лист Мёбиуса вдоль, отступив треть от края листа?

Гипотеза

Результат эксперимента

Вывод
















Задание 1: Что получиться, если перекрутить ленту дважды, а затем разрезать вдоль посередине?

Гипотеза

Результат эксперимента

Вывод
















Задание 2: Что получиться, если перекрутить ленту трижды, а затем разрезать вдоль посередине?

Гипотеза

Результат эксперимента

Вывод
















Задание 1: Что получиться, если разрезать лист Мёбиуса вдоль, отступив от края сначала на 1 см?

Гипотеза

Результат эксперимента

Вывод
















Задание 2: Что получиться, если разрезать лист Мёбиуса вдоль, отступив от края сначала на 2 см?

Гипотеза

Результат эксперимента

Вывод
















Задание 1: Склеить вместе (одно в другом) лист Мёбиуса и простое кольцо. Что получиться, если разрезать их вдоль?

Гипотеза

Результат эксперимента

Вывод
















Задание 2: Склеить вместе (одно в другом) два листа Мёбиуса. Что получиться, если разрезать их вдоль?

Гипотеза

Результат эксперимента

Вывод
















Задание 1: Что получится, если продолжить разрезать лист Мёбиуса по надрезу (надрез в середине ленты)?

Гипотеза

Результат эксперимента

Вывод


















Задание 2: Что получится, если продолжить разрезать лист Мёбиуса по надрезу (надрез с краю ленты на одну треть)?

Гипотеза

Результат эксперимента

Вывод

















© 2010-2022