- Преподавателю
- Математика
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ПОВТОРЕНИЯ В 11 КЛАССЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ПОВТОРЕНИЯ В 11 КЛАССЕ
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мосолова Н.А. |
Дата | 11.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МАОУ ВИДНОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ПОВТОРЕНИЯ В 11 КЛАССЕ
по теме: « ЛОГАРИФМЫ И ЛОГИРИФМИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ»
ЦЕЛЬ УРОКА: Обобщить и систематизировать изученный материал по теме: « Логарифмы. Логарифмические уравнения. Показать методические приёмы решения логарифмов и логарифмических уравнений через систему знаний учащихся 11 класса.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- Создать условия для повторения, закрепления и углубления знаний свойств логарифма, при выполнении заданий, связанных с преобразованием логарифмических выражений, при отработке основных методов решения логарифмических уравнений, для развития логического мышления при подборе метода решения.
- Способствовать развитию познавательных и исследовательских умений учащихся, повышению культуры общения.
- Способствовать развитию у учащихся навыков взаимоконтроля и самоконтроля знаний.
ХОД УРОКА:
В своей педагогической деятельности использую технологию обучения математики на основе решения задач и технологию системы эффективных уроков. Особое внимание уделяю организации начала урока. Удачно выбранный вид деятельности в начале урока настраивает на плодотворную работу. Творческие, причем посильные задания наиболее цепко держат внимание ребят, включают их в урок, обеспечивают положительную мотивацию.
Французский писатель Анатоль Франс ( 1844-1924) заметил: « Что учиться можно только весело…Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».
Последуем совету писателя: будем на уроке активны, внимательны, будем « поглощать» знания с большим желанием, ведь они скоро нам понадобятся для успешной сдачи экзамена.
Перед нами стоит задача: повторить логарифмы, свойства логарифмов и решение логарифмических уравнений.
З а д а н и е 1.
Разминка. « Морской бой»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
А
C
D
E
F
G
ОТВЕТ:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
A
2
3
3
5
2
3
2
4
2
1,5
1,5
2
2
C
7
3
D
1
250
1
1
63
0,2
0,25
0,5
8
E
-2
-1
-3
3
-3
3
5
8
9
F
-2
-4
-4
-2
-3
-5
2
-1
G
2
0
0
0
9
125
3
0,5
0,04
В это время на доске за крыльями два ученика исправляют ошибки в формулах:
1) 1)
2) 2)
3) 3)
4) 4)
5) 5)
Проверка всей работы учащимися с комментарием ошибок.
Вопрос учителя: Какие этапы существуют в решении логарифмических уравнений?
Ответы учащихся:
Решение уравнений, как правило, осуществляется в 3 этапа:
а) Технический. На этом этапе осуществляют преобразования по схеме (1)(2) (3) (4) … и находят корни последнего ( самого простого) уравнения указанной цепочки.
б) Анализ решения. Анализируя проведенные преобразования, отвечаем на вопрос, все ли они были равносильными.
в) Проверка. Если анализ показывает, что некоторые преобразования могли привести к уравнению - следствию, то обязательна проверка всех найденных корней.
Вопрос учителя: Какие основные методы решения логарифмических уравнений вы знаете?
-
Функционально графический
-
Метод потенцирования
-
Метод введения новой переменной
-
Метод логарифмирования
-
Метод решения уравнения по определению логарифма.
-
Метод разложения на множители.
Вопрос учителя: Назовите методы решения, которые целесообразно использовать для следующих уравнений:
1)
2)
3)
4)
5)
6)
-
Потенцирования
-
Функционально - графический
-
Введения новой переменной
-
По определению логарифма
-
Логарифмирования
-
Разложение на множители.
Вопрос учителя:
-При использовании метода логарифмирования в чем необходимо убедиться перед решением?
-
в том, что левая и правая части уравнения положительны.
Вопрос учителя:
- Объясните какие рассуждения необходимо провести при решении уравнения 2).
-
у = lg x - возрастающая функция, у = 11 - х - убывающая, значит, графики этих монотонных функций будут иметь одну точку пересечения. Подбором находим, что х = 10.
Вопрос учителя:
- Что необходимо знать для проведения преобразования логарифмических уравнений ?
* Определение логарифма
* Свойства логарифмов
* Формулу перехода от одного основания логарифма на другое.
Учитывая сказанное, решите устно:
а)
.
б)
в)
Работа в тетрадях и на доске письменно на три группы. По одному человеку у доски.
Решить уравнения:
1) 1) 1)
пост.к.
Вопрос учителя: Как в этих уравнениях проверить корни в этих уравнениях ?
Решая следующие уравнения, учащиеся выбирают целесообразные методы решения.
2) 2) 2)
ОДЗ: x > 0 x > 0.
3) 3) 3)
Т.к. ОДЗ: х > 0, то убеждаемся в том, что обе части уравнения положительны.
Важнейшим элементом решения логарифмических уравнений является нахождение ОДЗ или проверка корней.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: Важно отметить следующее: существуют несколько методических подходов к решению логарифмических уравнений.
-
Сначала найти ОДЗ уравнения для чего решить систему неравенств , затем решить уравнение и сделать проверку корней по ОДЗ.
-
Не находить ОДЗ, а сразу решать уравнение . Найденные корни проверить непосредственно подстановкой в исходное уравнение.
НЕДОСТАТКИ:
1го способа: нахождение ОДЗ может быть весьма затруднительным, отвлекающим от основной работы - решения уравнения. А ведь уравнение может и не иметь корни.
2го способа: Рискуем «нарваться» на проверку «плохих» корней.
Можно предложить 3й подход, который учитывает недостатки 1го и 2го:
а) Решить уравнение .
б) Если уравнение имеет корни - сделать проверку, составив систему неравенств .
в) Не решать систему, а проверить найденные корни уравнения подстановкой в неравенства системы.
РЕЗЕРВ: ЛОГАРИФМИЧЕСКАЯ « КОМЕДИЯ 2 > 3»
В чем ошибка этого доказательства ?
.
ЗАДАНИЕ НА ДОМ:
1)
2)
3)
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ УСТНОГО СЧЕТА:
« МОРСКОЙ БОЙ»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
А
C
D
E
F
G
ОТВЕТ:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
A
2
3
3
5
2
3
4
4
2
1,5
1,5
2
C
D
1
1
1
1
1
0,5
2
5
8
E
-2
-1
-3
3
-3
3
5
8
9
F
-2
-4
-4
-2
-3
-5
2
-1
G
2
0
0
0
9
125
3
0,5
0,04
Разминка. « Морской бой»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
А
C
D
E
F
G
ОТВЕТ:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
A
2
3
3
5
2
3
2
4
2
1,5
1,5
2
2
C
7
3
D
1
250
1
1
63
0,2
0,25
0,5
8
E
-2
-1
-3
3
-3
3
5
8
9
F
-2
-4
-4
-2
-3
-5
2
-1
G
2
0
0
0
9
125
3
0,5
0,04
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЛОГАРИФМИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ.
а) Технический. На этом этапе осуществляют преобразования по схеме (1)(2) (3) (4) … и находят корни последнего ( самого простого) уравнения указанной цепочки.
б) Анализ решения. Анализируя проведенные преобразования, отвечаем на вопрос, все ли они были равносильными.
в) Проверка. Если анализ показывает, что некоторые преобразования могли привести к уравнению - следствию, то обязательна проверка всех найденных корней.
НЕСКОЛЬКО МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К РЕШЕНИЮ ЛОГАРИФМИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ.
-
Сначала найти ОДЗ уравнения для чего решить систему неравенств , затем решить уравнение и сделать проверку корней по ОДЗ.
-
Не находить ОДЗ, а сразу решать уравнение . Найденные корни проверить непосредственно подстановкой в исходное уравнение.
НЕДОСТАТКИ:
1го способа: Нахождение ОДЗ может быть весьма затруднительным, отвлекающим от основной работы - решения уравнения. А ведь уравнение может и не иметь корни.
2го способа: Рискуем «нарваться» на проверку «плохих» корней.
Можно предложить 3й подход, который учитывает недостатки 1го и 2го:
а) Решить уравнение .
б) Если уравнение имеет корни - сделать проверку, составив систему неравенств .
в) Не решать систему, а проверить найденные корни уравнения подстановкой в неравенства системы.
РЕШИТЕ УРАВНЕНИЯ
1 гр. 2 гр
1) 1) 3 гр.
1)
1 гр. 2 гр.
2) 2)
3 гр.
2)
1 гр. 2 гр. 3 гр
3) 3) 3)
Назовите методы решения, которые целесообразно использовать для следующих уравнений:
1)
2)
3)
4)
5)
6)
РЕШИТЕ УСТНО:
а)
б)
в)
РЕШЕНИЕ УСТНЫХ УРАВНЕНИЙ:
а) .
б)
в)
ЛОГАРИФМИЧЕСКАЯ « К О М Е Д И Я 2 > 3 »
2 > 3
В чём ошибка этого доказательства ?
2 < 3.
14