• Преподавателю
  • Математика
  • Доклад на тему: «Применение информационно – коммуникационных технологий с целью повышения качества образования»

Доклад на тему: «Применение информационно – коммуникационных технологий с целью повышения качества образования»

Статья предназначена учителям математике, доказывает необходимость использования на уроке информационно коммуникационных технологий на уроках, описывает различные виды технологий, возможность применения на всех этапах урока. Для того чтобы  повысить качество образования, развить познавательный интерес учащихся, способствовать формированию основных компетентностей в последние годы в сфере образования формируется новая образовательная система, в основе которой лежат технологические инновации, современные информационные и коммуникационные технологии, направленные на развитие и поддержание способностей учащихся. Применение этих технологий сопровождается радикальными изменениями в педагогических методах и приемах, в орга...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад по теме: «Применение информационно - коммуникационных технологий с целью повышения качества образования»

Образование на современном этапе является одной из самых важных сфер деятельности человека. Существенно повышается социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человека. Современному обществу нужна целостная, компетентная личность, способная к осуществлению сложных форм интеллектуальной деятельности и решению различного рода задач и ситуаций.

В современных условиях, образовательная деятельность должна быть направлена на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений исследовательской деятельности, индивидуализацию целей образования.

Главная задача российской образовательной политики: обеспечить современное качество образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Качество образования - это его результативность. Результаты проявляются в знаниях, умениях, навыках обучающихся.

Для того чтобы повысить качество образования, развить познавательный интерес учащихся, способствовать формированию основных компетентностей в последние годы в сфере образования формируется новая образовательная система, в основе которой лежат технологические инновации, современные информационные и коммуникационные технологии, направленные на развитие и поддержание способностей учащихся. Применение этих технологий сопровождается радикальными изменениями в педагогических методах и приемах, в организации труда преподавателей и учащихся.

Применение информационно - коммуникационных технологий как раз и дает возможность учителю внести в урок занимательность, сократить время за счет наглядности и быстроты выполнения работы.

Эйнштейн говорил: «Умеет учить тот, кто учит интересно». Есть три силы, заставляющие детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет. Для того чтобы дети не были равнодушны к учебе, учитель должен сделать учебный труд радостным, желанным, успешным. Учитель на современном этапе должен стать координатором информационного потока. Немаловажная роль отводиться информационно - коммуникационным технологиям еще и потому, что в настоящее время они стали неотъемлемой частью современного образования. Ведь перед школой встала непростая задача: подготовить новых граждан к жизни в новом информационном обществе. Освоение компьютерных технологий должно происходить уже в школе, с тем, чтобы выпускник как можно быстрее включался в жизнь общества. Поэтому необходимо эффективно использовать компьютер, а для этого надо уметь скорее не программировать, а уметь владеть эффективными готовыми программами, позволяющими решать очень разные задачи.

Очень часто на уроках большинство учеников являются пассивными слушателями. Если объяснение подробное и доступное, то учащиеся попадают в благоприятную среду, которая не требует самостоятельного поиска решений определенного рода задач, лишает возможности каждого ученика достигать поставленных целей. А наша цель воспитать человека, способного самостоятельно принимать решения, адаптироваться к новым условиям, проявлять смекалку, находить необходимую информацию.

В своей практике я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда решение стандартных задач, даже очень сложных и объёмных, не вызывает никаких трудностей у учащихся. Но стоит лишь немного изменить условие, сформулировать практическую задачу, для которой необходимо построить математическую модель, ученики не справляются и приходится подробно расшифровывать каждый шаг. Поэтому целью моего доклада стало доказать результативность использования информационно - коммуникационных технологий.

Современные средства позволяют реализовать идею игровой ситуации на уроке и разнообразить формы предъявления заданий учащимся.

Рациональное использования информационно-коммуникационных технологий на уроках влечет за собой повышение познавательного интереса к урокам у учащихся, усиливает мотивацию учения, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, повышает качество знаний и успеваемость учащихся.

По ходу раскрытия сущности данного вопроса необходимо решить следующие задачи:

1.Изучить теоретический материал данного вопроса.

2. Показать различные виды работ на уроке с использованием информационно-коммуникационных технологий.

3.Сделать выводы, по использованию данных технологий

Информационно - коммуникационные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. С помощью информационно - коммуникативных технологий осуществляется сбор, хранение, передача и обработка информации.

Информационно - коммуникационные технологии могут интенсифицировать учебный процесс за счет повышения темпа, индивидуализации обучения, моделирования ситуации, увеличения активного времени каждого обучающегося и усиления наглядности.

Следует отметить преимущества использования информационно - коммуникационных технологий:

  • организация познавательной деятельности путем моделирования;

  • имитация типичных ситуаций общения с помощью средств мультимедиа;

  • применение полученных знаний в новых ситуациях;

  • автоматизированный контроль результатов обучения;

  • обратная связь;

  • развитие творческого мышления;

  • возможность объединения в учебных программах визуальной и звуковой форм.

Таким образом, информационно - коммуникационные технологии позволяют учащемуся работать в своём собственном режиме, не создавая дискомфорта. Использование данных технологий в образовательном процессе делает обучение более содержательным и зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей учащихся, существенно повышает уровень индивидуализации обучения. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже научно - познавательная.

Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Обычно ученики, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея, в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Компьютер значительно расширяет возможности представления информации. Главная методическая проблема преподавания смещается от того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше показать». Применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности.

Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит - видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе - неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы

Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:
 Полная или частичная замена деятельности учителя.
 Фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала.
 Использование тренинговых программ.
 Использование диагностических и контролирующих материалов.
 Выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий.
 Использование компьютера для вычислений, построения графиков.
 Использование игровых и занимательных программ.
Компьютер можно использовать на всех этапах процесса обучения:

  • При объяснении нового материала.

  • При закреплении изученного материала.

  • При повторении пройденной темы.

  • При контроле знаний, умений и навыков учащихся

Подготовка к любому уроку с использованием информационно - коммуникационных технологий, конечно, кропотливая работа, требующая дополнительного времени, тщательной переработки разнообразного материала, но она становится творческим процессом, который позволяет сделать урок зрелищным, ярким. Новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным, запоминающимся.

Использование медиа - уроков позволяет мне сделать выводы:

1.Какой бы сложной и скучной ни была тема урока, она станет интересна школьнику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами.

2.Презентация по теме урока в процессе объяснения нового материала позволяет не делать записей на доске, а значит остаётся больше времени на закрепление.

3.Использование мультимедийного проектора, демонстрация слайдов, презентации, как элементы новизны, позволяют активизировать умственную деятельность учащихся.

Конечно, использование мультимедийного проектора, демонстрация или фронтальная работа с классом на уроке дают наглядное представление, но более полное раскрытие возможностей мультимедийных технологий на уроке, по-моему, достигается в индивидуальной работе каждого учащегося с интерактивным продуктом. Для этого необходимо использование интерактивной доски, что позволит с минимальными затратами получить как можно больше учебной информации. Поэтому, считаю, необходимым использовать на уроках интерактивную доску.

Основное преимущество интерактивной доски - наглядность и взаимодействие. Анализ литературы по педагогике и психологии, позволяет констатировать, что зрительные анализаторы человека (в том числе и школьника) обладают более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо - только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, более осмысленная, лучше сохраняется в памяти. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость. Интерактивная доска позволяет учителю преподносить информацию, используя широкий диапазон средств визуализации (карты, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии). Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия - слух и зрение - позволяют достичь гораздо большего эффекта. А использование богатых иллюстративных, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи. Воспринимая одновременно звуковые и зрительные образы, ребёнок не только получает важную и нужную информацию, но и испытывает очень сильные положительные эмоции (удивление, восторг, радость, азарт и т.п.).Повышение познавательного интереса и улучшение качества знаний учащихся, это длительный процесс, поэтому в ходе моей экспериментальной работы не у всех учащихся повысился уровень познавательного интереса и качество знаний. Я считаю, что причиной этого является недостаточное количество времени и индивидуальные особенности каждого ученика. Но в целом экспериментальная работа прошла плодотворно.

Итак, нельзя отрицать, что информационно - коммуникационные технологии - реальность современного урока. Мой опыт использования компьютера на уроках показал, что обучающиеся более активно принимают участие в уроке, меняется отношение к работе даже у самых проблемных учеников. А от учителя требуется освоение возможностей информационно - коммуникационных технологий, тщательное продумывание содержания урока и планирование работы учеников на каждом этапе урока. Время на подготовку учителя к данному типу уроков, несомненно, увеличивается на первом этапе. Но постепенно накапливается опыт и методическая база, создаваемая совместно учителем и учениками, что значительно облегчает подготовку уроков в дальнейшем. Поэтому считаю необходимым внедрение информационно - коммуникативных технологий в профессиональную деятельность каждого педагога

Таким образом, применени информационно - коммуникационных технологий на уроке позволяет ученикам формировать универсальные учебные действия, с интересом и быстро усваивать больший объем научно-познавательной информации, урок становится более интересным и увлекательным, качество знаний учащихся повышается, но самое главное данный материал надолго остается в памяти. Информационные технологии открывают новые возможности для совершенствования учебного процесса, активизируют познавательную деятельность учеников и позволяют организовать самостоятельную и совместную работу учащихся и учителей на более высоком творческом уровне.ИКТ - компетентность учителя помогает ему в организации нравственного воспитания учащихся, в формировании направленности учебного и воспитательного процесса на личностную ориентацию и деятельный характер обучения школьников математике.

Из результата экспериментальной работы можно сделать вывод, что уровень

познавательного интереса и качество знаний учащихся значительно повысился и это свидетельствует о том, что предложенные мною виды использования информационно - коммуникационных технологий оказались эффективными и выдвинутая гипотеза подтвердилась. А именно: рациональное использование информационно-коммуникативных технологий на уроках влечет за собой повышение познавательного интереса к урокам математики у учащихся, усиливает мотивацию учения, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, повышает качество знаний и успеваемость учащихся.

Учитель математики МБОУ Мокро-Соленовская ООШ . Клюкина О.В.

© 2010-2022