- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по предмету «Геометрия - 11»
Рабочая программа по предмету «Геометрия - 11»
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сюрсина И.А. |
Дата | 26.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Геометрия - 11» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 - ФЗ.
2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования » (для V-XI (XII) классов) с изменениями (приказ МО и науки РФ от03.06.2008г., приказ МО и науки РФ от10.11.2011г. №2643, приказ МО и науки РФ от31.01.2012г. №69).
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015.
4. Учебный план МОБУ «Гимназия №1» городского округа город Нефтекамск.
5. Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов учителей МОБУ «Гимназия №1» городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан, работающих по федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования.
6. Положение о порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МОБУ «Гимназия №1» городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан (Приказ от 02.09.2013 г. №286)
Общая характеристика учебного предмета «Геометрия - 11»
Данная рабочая программа предназначена для учащихся 11-х классов общеобразовательных учреждений.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Цели
Изучение геометрии в 11 классе направлено на достижение следующих целей:
-
овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса;
-
приобретение опыта планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
-
овладение приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач;
-
целенаправленное обращение к примерам из практики, что развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использование языка геометрии для их описания, приобретение опыта исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
-
формирование умения ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи; проведения доказательных рассуждений, аргументаций, выдвижения гипотез и их обоснования; поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Задачи учебного предмета
Содержание образования, представленное в основной школе, развивается в следующих направлениях:
-
совершенствование техники вычислений
-
развитие и совершенствование техники алгебраических преобразований, решения уравнений, неравенств, систем
-
систематическое изучение свойств геометрических тел в пространстве, развитие пространственных представлений учащихся, освоение способов вычисления практически важных геометрических величин и дальнейшее развитие логического мышления учащихся
-
систематизация и расширение сведений о функциях, совершенствование графических умений; знакомство с основными идеями и методами математического анализа в объеме, позволяющем исследовать элементарные функции и решать простейшие геометрические, физические и другие прикладные задачи
-
формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных дисциплин
Сведения о программе, на основании которой разработана
рабочая программа
Программа составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 10-11 классы / Сост. Т.А.Бурмистрова. М.:Просвещение,2010.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения геометрии на уровне среднего (полного) общего образования на профильном уровне отводится 2 учебных часа в неделю всего 68 часов, в том числе 4 часа для проведения контрольных работ.
Формы организации образовательного процесса
Основной формой организации образовательного процесса является урок.
В системе уроков выделяются следующие виды:
Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.
Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, практическое применение различных методов решения задач, интерактивные уроки.
Урок-исследование. На уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок решения задач. Вырабатываются у обучающихся умения и навыки решения задач на уровне базовой и продвинутой подготовке.
Урок - самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок - контрольная работа.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные, работа в парах.
Технологии обучения
Предусматривается применение следующих технологий обучения:
-
традиционная классно-урочная;
-
игровые технологии;
-
технологии уровневой дифференциации;
-
технологии деятельностного обучения;
-
здоровьесберегающих технологий;
-
ИКТ;
-
оценивания достижений;
-
проблемно-диалогическая.
Они позволяют формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности.
Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся
В основе содержания обучения математике лежит овладение обучающимися следующими компетенциями: предметной, коммуникативной, организационной и общекультурной.
Предметная компетенция. Под предметной компетенцией понимается осведомлённость школьников о системе основных математических представлений и овладение ими основными предметными умениями. Формируются такие, образующие эту компетенцию представления: о математическом языке как средстве выражения математических законов, закономерностей и т.д.; о математическом моделировании как одном из важных методов познания мира. Формируются следующие, образующие эту компетенцию умения: создавать простейшие математические модели, работать с ними и интерпретировать полученные результаты; приобретать и систематизировать знания о способах решения математических задач, а также применять эти знания и умения для решения многих жизненных задач.
Коммуникативная компетенция. Под коммуникативной компетенцией понимается сформированность умений ясно и чётко излагать свои мысли, строить аргументированные рассуждения, вести диалог, воспринимая точку зрения собеседника, в то же время подвергая её критическому анализу. Формируется такое, образующее эту компетенцию умение: извлекать информацию из разного рода источников, преобразовывая её при необходимости в другие формы (тексты, таблицы, схемы и т.д.).
Организационная компетенция. Под организационной компетенцией понимается сформированность умения самостоятельно находить и присваивать необходимые учащимся новые знания и умения. Формируются следующие, образующие эту компетенцию универсальные умения: самостоятельно ставить учебную задачу (цель), разбивать ее на составные части, на которых будет основываться процесс её решения, анализировать результат действия, выявлять допущенные ошибки и неточности, исправлять их и представлять полученный результат в форме, легко доступной для восприятия других людей.
Общекультурная компетенция. Под общекультурной компетенцией понимается осведомленность школьников о математике как элементе общечеловеческой культуры, её месте в системе других наук, а также её роли в развитии представлений человечества о целостной картине мира. Формируются следующие, образующие эту компетенцию представления: об уровне развития математики на разных исторических этапах; о высокой практической значимости математики с точки зрения создания и развития материальной культуры человечества, а также о важной роли математики при формировании таких важнейших черт личности, как независимость и критичность мышления, воля и настойчивость в достижении цели и др.
Виды и формы контроля
Текущий контроль успеваемости учащихся может проводиться в следующих формах: контрольные работы, проверочные работы, диагностические работы, практические работы, самостоятельные работы, зачеты, собеседование, тестирование, устный опрос, проверка домашних заданий (в т.ч. индивидуальных заданий, учебных проектов, творческих работ).
Тематический план «Геометрия» , 11 класс
(при 2 часах в неделю, всего 68ч)
№ п/п
Содержание
(разделы, темы)
Кол- во часов
Виды и формы контроля
Примечание
Повторение материала 10 класса
2
1
Повторение по теме « Параллельность , перпендикулярность прямых и плоскостей»
1
ФО , ИРД
2
Повторение по теме « Многогранники »
1
ФО , ИРД
Глава VI. Цилиндр. Конус. Шар.
18
Цилиндр.
3
3
Понятие цилиндра.
1
ФО , ИРД
4
Площадь поверхности цилиндра
1
ФО , ИРД
5
Решение задач на цилиндр.
ФО, Т-3
Конус.
5
6
Понятие конуса.
1
ФО
7
Площадь поверхности конуса.
1
ФО , Д-1
8
Усеченный конус.
1
ФО , ИРД
9
Площадь поверхности усеченного конуса
1
ФО , Т-4
10
Площади поверхности тел вращения
1
ФО , ИРД
Сфера.
5
11
Сфера и шар
1
ФО
12
Уравнение сферы
1
ФО , Д-2
13
Взаимное расположение сферы и плоскости
1
ФО , Т-5
14
Касательная плоскость к сфере
1
ФО , ИРД
15
Площадь сферы
1
С/Р №1
16
Решение задач на цилиндр, конус, сферу, шар.
1
ФО , ИРД
17
Контрольная работа №1 по теме «Цилиндр. Конус. Шар»
1
18
Разные задачи на многогранники, конус, сферу
1
ФО , ИРД
19
Решение задач на вписанные и описанные многогранники
1
ФО , ИРД
20
Решение задач на вписанные и описанные многогранники
1
ФО , ИРД
Глава VII.Объемы тел
15
Объём прямоугольного параллелепипеда.
2
21
Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда
1
ФО, ИРД
22
Решение задач по теме «Объем прямоугольного параллелепипеда»
1
ФО, Т-6
Объем прямой призмы и цилиндра
3
23
Объем прямой призмы и цилиндра
1
ФО, ИРД
24
Объем прямой призмы и цилиндра
1
ФО, Т -7
25
Объем прямой призмы и цилиндра
1
ФО, Т -8
Объемы наклонной призмы, пирамиды и конуса.
6
26
Объем наклонной призмы
1
ФО , ИРД
27
Объем наклонной призмы
1
ФО, ИРД
28
Объем пирамиды
1
ФО , ИРД
29
Объем пирамиды
1
ФО , Т -9
30
Объем конуса
1
ФО, ИРД
31
Объем конуса
1
ФО, Т -10
Объем шара и площадь сферы
4
32
Объем шара и площадь сферы
1
ФО, ИРД
33
Объем шара и площадь сферы
1
ФО, Т -11
34
Решение задач по теме «Объем шара и площадь сферы»
1
ФО , ИРД
35
Контрольная работа №2 по теме «Объемы тел»
1
Обобщающее повторение. Решение задач
33
36
Повторение. Параллельность и перпендикулярность плоскостей
1
ФО , ИРД
37
Повторение. Параллельность и перпендикулярность плоскостей
1
ФО , ИРД
38
Повторение. Параллельность и перпендикулярность плоскостей
1
ФО , ИРД
39
Повторение. Параллельность и перпендикулярность плоскостей
1
С/Р №2
40
Повторение. Многогранники. Пирамида.
1
ФО , ИРД
41
Повторение. Многогранники. Правильная пирамида.
1
ФО , ИРД
42
Повторение. Многогранники. Усеченная пирамида.
1
ФО , ИРД
43
Повторение. Многогранники. Построение сечений.
1
С/Р №3
44
Повторение. Многогранники. Площади боковой и полной поверхностей.
1
ФО , ИРД
45
Контрольная работа №3 по теме: «Многогранники».
1
46
Повторение. Цилиндр, конус, шар
1
ФО , ИРД
47
Повторение. Цилиндр, конус, шар
1
ФО , ИРД
48
Повторение. Цилиндр, конус, шар
1
ФО , ИРД
49
Повторение. Цилиндр, конус, шар
1
С/Р №4
50
Повторение. Объемы тел и площади поверхности
1
ФО , ИРД
51
Повторение. Объемы тел и площади поверхности
1
ФО, ИРД
52
Повторение. Объемы тел и площади поверхности
1
ФО, ИРД
53
Повторение. Объемы тел и площади поверхности
1
ФО, ИРД
54
Повторение. Объемы тел и площади поверхности
1
С/Р №5
55
Повторение. Объемы тел и площади поверхности
1
ФО, ИРД
56
Контрольная работа №4 по теме: «Тела вращения»
1
57
Повторение. Координаты и векторы
1
ФО , ИРД
58
Повторение. Координаты и векторы
1
ФО , ИРД
59
Повторение. Координаты и векторы
1
ФО , ИРД
60
Повторение. Метод координат в пространстве
1
ФО , ИРД
61
Повторение. Метод координат в пространстве
1
ФО, ИРД
62
Повторение. Метод координат в пространстве
1
ФО , ИРД
63
Повторение. Метод координат в пространстве
1
ФО , ИРД
64
Итоговое тестирование.
1
Т -12
65
Повторение. Решение задач на пирамиду, усечённую пирамиду.
1
ФО , ИРД
66
Повторение. Решение задач на призму.
1
ФО , ИРД
67
Повторение. Решение задач на цилиндр, конус, сферу, шар.
1
ФО , ИРД
68
Повторение. Решение задач на цилиндр, конус, сферу, шар.
1
ФО , ИРД
Итого
68
Формы контроля:
-
ФО - фронтальный опрос
-
ИРД - индивидуальная работа у доски
-
С/Р №1 - самостоятельная работа
-
Д-1 - диктант
-
Т-1 - тестирование
-
К/Р №1 - контрольная работа
Содержание учебного материала (68ч)
-
Цилиндр, конус, шар (18ч)
Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усеченный конус. Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы.
2.Объемы тел (15ч)
Объем прямоугольного параллелепипеда. Объемы прямой призмы и цилиндра. Объемы наклонной призмы, пирамиды и конуса. Объем шара и площадь сферы. Объемы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора.
3. Повторение. Решение задач(35ч)
Параллельность и перпендикулярность плоскостей. Многогранники. Цилиндр, конус, шар. Координаты и векторы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения геометрии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
-
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
-
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
-
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
уметь
-
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
-
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
-
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
-
изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
-
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
-
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
-
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
-
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
-
вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Учебно-методическое обеспечение программы
-
Учебник
Атанасян Л.С.,Бутузов В.Ф.и др. Геометрия 10-11кл. Учебник для общеобразовательных учреждений, М., Просвещение, 2010г.
2. Пособия для учителя:
-
Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 10-11 классы. Составитель Бурмистрова Т.А. М., Просвещение, 2009г.
-
Саакян С.М.,Бутузов В.Ф. Изучение геометрии в 10-11 классах. Методические рекомендации к учебнику, М.: Просвещение, 2005 г.
-
Поурочные разработки по геометрии 11 класс / Авт. Н.Ф.Гаврилова. М.: "ВАКО" ,2011.
-
Дидактические материалы по геометрии 11класс / Б.Г.Зив . М.: Просвещение,2011.
-
Информационно-методическая литература:
- Журнал «Математика в школе».
-Приложение «Математика», сайт prosv.ru (рубрика «Математика»)
6. Демонстрационные чертёжные инструменты, модели геометрических фигур, таблицы.
3. Пособия для учащихся:
1. Атанасян Л.С.,Бутузов В.Ф.и др. Геометрия 10-11кл. Учебник для общеобразовательных учреждений, М., Просвещение, 2010г.
2. Дидактические материалы по геометрии 11класс / Б.Г.Зив . М.: Просвещение,2011.
4. Интернет-ресурсы
Про Школу ру - бесплатный школьный портал
proshkolu.ru/
Открытый банк задач ЕГЭ по математике
mathege.ru›or/ege
Открытый банк задач ОГЭ по ма¬тематике
fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge
Всероссийский педагогический портал «Завуч.инфо»
zavuch.info
«Сдам.Гиа»:математика. Обучающая система Дмитрия Гущина.
reshuege.ru
«Решу ЕГЭ». Образовательный портал для подготовки к экзаменам.
mathb.reshuege.ru/
Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»: подготовка к ЕГЭ и ГИА, олимпиадам и к экзаменам в вуз от лучших преподавателей России
foxford.ru
Ларин Александр Александрович. Математика. Репетитор.
alexlarin.net
MyShared.ru - ...регистрации сотни тысяч презентаций на любую тему!
myshared.ru
Математика. Диагностические и тренировочные работы СтатГрад, варианты. ЕГЭ 2015.
alleng.ru/d/math/math_ege-tr.htm
Математика. Диагностические и тренировочные работы СтатГрад , варианты. ГИА 2014.
alleng.ru/d/math/math_gia-tr.htm
11