• Преподавателю
  • Математика
  • Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34. 02. 01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34. 02. 01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ТЕХНИКУМ

«ШЕНТАЛИНСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ»


Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числеРабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

Рабочая тетрадь

для организации самостоятельной работы

студентов 1 курса специальности

34.02.02 Сестринское дело

Дисциплина: Математика (ОО.02.2)

Раздел: Развитие понятия о числе


Студент ________________________

Группа___________

ШЕНТАЛА 2014г.


РАССМОТРЕНО

«Общих гуманитарных, социально-экономических,

естественнонаучных и математических дисциплин»

Председатель

_______М.Б.Мутыгуллина

«___»___________2014г.

Протокол № _____

СОСТАВЛЕНО

в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников специальности

34.02.01 «Сестринское дело»

Заместитель директора по УР

___________ Е.В.Курганская

«___»____________ 2014г

Методист

__________ М.В.Бурлягина

«___»___________2014г


Автор: Панина Л.И.



СОДЕРЖАНИЕ

Рекомендации для студентов по работе с рабочей тетрадью

4

Пояснительная записка

5

Тема 1. Целые и рациональные числа.

6

Тема 2. Действительные числа.

13

Тема 3. Приближенные вычисления.

22

Тема 4. Комплексные числа

30

Дополнительные задания

38

Список использованных источников

39







РЕКОМЕНДАЦИИ

для студентов по работе с рабочей тетрадью


Уважаемые, студенты!

Предлагаемая рабочая тетрадь поможет Вам при выполнении домашних заданий по дисциплине Математика при изучении раздела «Развитие понятия о числе».

Для успешной работы с рабочей тетрадью Вам необходимо:

- внимательно ознакомиться с информационным материалом, который изложен по четырём темам;

- затем приступить к выполнению заданий для самоконтроля, начало которых после информационного материала по каждой теме обозначено знаками

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе1, Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе 2,Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе3, Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе 4 соответственно.

Решив верно все дополнительные задания со страницы 38, Вы можете получить оценку «отлично».

При необходимости проконсультируйтесь с преподавателем математики.

Желаю удачи!



4

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая тетрадь составлена в соответствии с учебным планом по специальности 34.02.01 Сестринское дело и рабочей программой по общеобразовательной дисциплине «Математика».

Целями создания рабочей тетради являются:

- повышение эффективности обучения и уровня творческого развития студентов;

- повышение качества самоподготовки студентов, а также оптимизация проведения занятий по дисциплине «Математика»

Внедрение рабочей тетради в практику учебного процесса решает следующие задачи:

- развитие мышления у студентов;

- более прочное усвоение теоретических положений, а также приобретение практических умений и навыков решения не только типовых, но и развивающих, творческих задач;

- овладение алгоритмами решения основополагающих задач;

- контроль за ходом учебного процесса по учебной дисциплине «Математика» и формирование у студентов умений и навыков самоконтроля.

В рабочей тетради предлагаются разнообразные формы заданий:

- выбор ответа из предложенных вариантов;

- ответ на вопрос;

- выполнение арифметических действий;

- задания, проверяющие знание теоретического материала.

Успешное выполнение заданий поможет выработать навыки, которые помогут студентам при сдаче экзаменов и зачетов.


Тема 1. Целые и рациональные числа.

Вам хорошо известны натуральные числа: 1, 2, 3, 4, ... - это числа, которые используются при счёте предметов или обозначения порядка расположения предметов.
Множество всех натуральных чисел обычно обозначают буквой N.
Если к натуральным числам присоединить число 0 и все целые отрицательные числа:

-1,-2,-3,-4, ..., - то получится множество целых чисел. Это множество обычно обозначают буквой Z.
Если к множеству целых чисел присоединить все обыкновенные дроби: Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе , Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе и т. д., - то получится множество рациональных чисел. Это множество обычно обозначают буквой Q.
Любое целое число m можно записать в виде дроби Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе , поэтому справедливо утверждение о том, что множество Q рациональных чисел - это множество, состоящее из чисел вида Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе .
Используя введенные обозначения N, Z, Q, условимся о следующем:
1. Вместо фразы «n - натуральное число» можно писать Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе (читается: «элемент n принадлежит множеству N»), Математический символ Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе называют знаком принадлежности.
2. Вместо фразы «m - целое число» можно писать m Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе Z.
3. Вместо фразы «r - рациональное число» можно писать rРабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе Q.
Понятно, что N - часть множества Z, а Z - часть множества Q. Для описания этой ситуации в математике также имеется специальное обозначение: Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе , Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе
Математический символ Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе называют знаком включения (одного множества в другое).
Вообще, в математике запись х Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе X означает, что х - один из элементов множества X. Запись Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе означает, что множество А представляет собой часть множества В. Математики чаще говорят так: А - подмножество множества В.

Обратите внимание: множества в математике обычно обозначают прописными буквами, а элементы множества - строчными буквами.
И еще на один момент обратите внимание: знаки принадлежности (элемент принадлежит множеству) и включения (одно множество содержится в другом) - различные, соответственно Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе и Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе .
А как записать, что элемент х не принадлежит множеству X или что множество А не является частью (подмножеством) множества В? Используют те же символы, но перечеркнутые косой чертой: Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе , Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе .
Вот несколько примеров использования введенных математических символов для сокращения записи верных математических утверждений - их называют также истинными высказываниями.

1) Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе, Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

2) Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числеРабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числеРабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

3) Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе, Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

4) Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числеРабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

5) Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе , Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе , Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

6) Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе, Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

7) Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе , Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе , Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе , Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

К рациональным числам, как мы уже не раз подчеркивали, относятся все те числа, с которыми вы успешно оперировали до тех пор, пока не встретились с квадратными корнями.
Это были целые числа, обыкновенные дроби, десятичные дроби.

Для всех этих чисел можно использовать один и тот же способ записи.
Рассмотрим, например, целое число 7, обыкновенную дробь Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе и десятичную дробь 8,377. Целое число 7 можно записать в виде бесконечной десятичной дроби: 7,0000... Десятичную дробь 8,377 также можно записать в виде бесконечной десятичной дроби: 8,377000... . Для числа Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе воспользуемся методом «деления углом»:

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

Как видите, начиная со второй цифры после запятой происходит повторение одной и той же группы цифр: 18, 18, 18, ... . Таким образом, Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе = 0,3181818... . Короче это записывают так: 0,3(18). Повторяющуюся группу цифр после запятой называют периодом, а саму десятичную дробь - бесконечной десятичной периодической дробью.
Как же представляется целое число и конечная десятичная дробь в виде бесконечной десятичной периодической дроби?

Для этого надо в периоде записать число 0. Например,
5 = 5,00000... = 5,(0), 8,377 = 8,377000... = 8,377(0).
Чтобы все было аккуратно, говорят так: 8,377 - конечная десятичная дробь, а 8,377000... - бесконечная десятичная дробь.
Таким образом, и число 5, и число Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе , и число 8,377 удалось записать в виде бесконечной десятичной периодической дроби.
Вообще, любое рациональное число можно записать в виде бесконечной десятичной периодической дроби.
Покажем на примере, как бесконечную десятичную периодическую дробь превращают в обыкновенную дробь.

Пример. Записать в виде обыкновенной дроби бесконечную десятичную периодическую дробь: а) 1,(23); б) 1,5(23).

Решение:

а) Положим х = 1,(23), т. е. х = 1,232323... .
Умножим х на такое число, чтобы запятая передвинулась вправо ровно на один период. Поскольку в периоде содержатся две цифры, нужно, чтобы запятая передвинулась вправо на две цифры, а для этого число х надо умножить на 100.

Получим

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

б) Положим х = 1,5(23) = 1,5232323... . Сначала умножим х на 10, чтобы в полученном произведении период начинался сразу после запятой: 10х = 15,232323... . Теперь число 10х умножим на 100 - тогда запятая сместится ровно на один период вправо: 1000х - 1523,232323... .

Имеем

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

Вывод: множество Q рациональных чисел можно рассматривать как множество чисел вида Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе , где m - целое число, n - натуральное число, или как множество бесконечных десятичных периодических дробей.

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе1

1.1.) Представьте сумму рациональных чисел в виде Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе , где а - минимальное целое число, а n- натуральное.

а)

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе








б)

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе





1.2)Представьте сумму (разность) рациональных чисел в виде Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе , где а - минимальное целое число, а n- натуральное.

а)

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе



б)

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

-

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе



в)

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

-

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе



г)

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

-

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе




1.3) Запишите числа в виде бесконечной десятичной дроби.

7

=


4, 244

=

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

=

1.4) Запишите бесконечную десятичную периодическую дробь в виде обыкновенной дроби:

0,2(7)

=

-------

0,(02)

=

-------

1.5) Выполните тестовые задания (обведите правильный ответ или правильные ответы).

1.Числа, которые используются при счёте предметов или обозначения порядка расположения предметов, называются:

а) рациональными,

б) натуральными,

в) целыми.

2. Какое высказывание является верным?

а) любое рациональное число можно записать в виде бесконечной десятичной периодической дроби,

б) любое рациональное число можно записать в виде бесконечной десятичной непериодической дроби,

в) любое рациональное число можно записать в виде конечной десятичной дроби.

3.Запись Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе означает, что множество А:

а) представляет собой часть множества В,

б) является подмножеством множества В,

в) принадлежит множеству В.

4. Понятно, что N - часть множества Z, а Z - часть множества Q. Для описания этой ситуации в математике также имеется специальное обозначение:

а) Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе ,

б) Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе ,

в) Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе .

5. Как коротко можно записать следующую бесконечную десятичную периодическую дробь 1,347474747… ?

а) 1, (347),

б) 1, 34(7),

в) 1,3(47).

Тема 2. Действительные числа.

Действительное число (также его часто называют вещественным) - это любое положительное число, отрицательное число или число ноль. Обозначается множество действительных чисел латинской буквой R. Любое действительное число можно отложить на числовой прямой.

Множество действительных чисел разделяется на множества рациональных и иррациональных чисел. Иррациональным называется число, которое не может быть представлено в виде дроби Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе , где m и n - натуральные числа.

Есть простое правило: рациональные числа, если их записать десятичной дробью, обязательно дадут конечную или бесконечную периодическую дробь. Иррациональные же числа, записанные в виде десятичной дроби, оказываются представленными бесконечной непериодической дробью.

Примеры иррациональных чисел: Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе =1,41421… ,

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе= 3,14159… , 0,10100100010000100… .

У этих чисел нет последней цифры и нет периодического повторения групп цифр в «хвосте».
Итак, примерами действительных чисел являются: -100; -1,25686; 0; 1,7272727…; 7/8; 3,14…; 100500; 1,41421… ; 3,14159…; 0,10100100010000100… .

Что такое целая часть действительного числа? Покажем это на примере:

4,12156 - целой частью является число 4,
8,01245 - целой частью является число 8,
0,1 - целой частью является число 0,
101 - целой частью является число 101,
Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе - целой частью является число 6 (Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе).

Модуль действительного числа и его свойства
Модуль действительного числа - это абсолютная величина этого числа. Попросту говоря, при взятии модуля нужно отбросить от числа его знак. Модуль числа a обозначается |a|. Модуль числа всегда неотрицателен: |a|≥ 0.

Модулем действительного число называется расстояние от начала отсчёта до точки, соответствующей данному числу (заметьте, расстояние не может быть отрицательным - поэтому это самое удачное определение модуля).

Определение. Модулем неотрицательного действительного числа х называют само это число: | х | = х;

модулем отрицательного действительного числа х называют противоположное число: | х | = - х.
Короче это записывают

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

Например,

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числеРабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числеРабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе (Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе);

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе (Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе).

На практике используют различные свойства модулей,

например:
1. Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе
2. Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе ,

3. Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе .

4.Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе,

5. Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе
6.Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

Геометрический смысл модуля действительного числа

Вернемся к множеству R действительных чисел и его геометрической модели - числовой прямой. Отметим на числовой прямой две точки а и b (два действительных числа а и b), обозначим через Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе (a, b) расстояние между точками а и b (Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе - буква греческого алфавита «ро»). Это расстояние равно b - а, если b > а (рис. 101), оно равно а - b, если а > b (рис. 102), наконец, оно равно нулю, если а = b.

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе
Все три случая охватываются одной формулой:

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

Пример. Решить уравнения:
а) | х - 2| = 3;

б) | х + 3,2| = 2;

в) | х | = 2,7;

г) Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе = 0;

д) | 4х + 1 | = - 2
Решение:

а) Переведем аналитическую модель |х - 2| = 3 на геометрический язык: нам нужно найти на координатной прямой такие точки х, которые удовлетворяют условию

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе(х, 2) = 3, т. е. удалены от точки 2 на расстояние, равное 3. Это - точки - 1 и 5 (рис. 103). Следовательно, уравнение имеет два корня: - 1 и 5.

б) Уравнение | х + 3,2 | = 2 перепишем в виде | х - (-3,2) | = 2 и далее Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе (х, - 3,2) = 2. На координатной прямой есть две точки, которые удалены от точки - 3,2 на расстояние, равное 2. Это - точки - 5,2 и - 1,2 (рис. 104). Значит, уравнение имеет два корня: -5,2 и - 1,2.

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе
в) Уравнение |x| = 2,7 перепишем в виде |х - 0| = 2,7, или, что то же самое, Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе (х, 0) = 2,7. На координатной прямой имеются две точки, которые удалены от точки О на расстояние, равное 2,7. Это - точки - 2,7 и 2,7. Таким образом, уравнение имеет два корня: - 2,7 и 2,7'.

г) Для уравнения Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе = 0 можно обойтись без геометрической иллюстрации, ведь если | а | = 0, то а = 0.

Поэтому х - Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе = 0, т. е. х = Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе .

д) Для уравнения | 4х + 1 | = - 2 никаких преобразований делать не нужно. Оно явно не имеет корней, поскольку в левой его части содержится неотрицательное выражение, а в правой - отрицательное число.



Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе2

2.1.) Решите уравнения:
а) |2х - 6| = 8;



























б) |5x + 2| = - 11;




















в) Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе






















2.2.) Пользуясь определением модуля, запишите значения выражений.

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

=


Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

=

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

=


Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

=

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

=


Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

=

2.3.) Выполните тестовые задания (обведите правильный ответ или правильные ответы).

1. Целой частью числа 6,01243 является:

а) 0,

б) 6,

в) 1.

2. Рациональные числа, если их записать десятичной дробью, обязательно дадут конечную или бесконечную … дробь.

а) периодическую,

б) непериодическую,

в) смешанную.

3. Числа, записанные в виде десятичной дроби, представленные бесконечной непериодической дробью являются:

а) рациональными,

б) иррациональными,

в) смешанными.

4. Какие числа будут иррациональными?

а) Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе ,

б) 2,718281828459045...

в) 0, 3333….

5. Модулем действительного число называется:

а) абсолютная величина этого числа,

б) целая часть этого числа,

в) расстояние от начала отсчёта до точки, соответствующей данному числу.

6. Какое высказывание является неверным?

а) Любое действительное число можно отложить на числовой прямой.

б) Множество действительных чисел разделяется на множества рациональных и иррациональных чисел.

в) Модулем неотрицательного действительного числа х называют противоположное число: | х | = - х.


2.4.) Ответьте на вопросы.

1. В чём заключается геометрический смысл модуля действительного числа?

_____________________________________________________

_____________________________________________________

____________________________________________________

2. Приведите примеры иррациональных чисел.

_____________________________________________________

____________________________________________________

3. Перечислите свойства модулей.












Тема 3. Приближенные вычисления.

Вычисления, производимые над числами, которые известны нам с определённой точностью, например, полученными в эксперименте называются приближёнными вычислениями.

Выполняя вычисления, всегда необходимо помнить о той точности, которую нужно или которую можно получить. Недопустимо вести вычисления с большой точностью, если данные задачи не допускают или не требуют этого. И наоборот.

Пусть х - точное значение некоторой величины и а - наилучшее из известных ее приближенных значений.

Модуль разности между точным числом x и его приближенным значением a называется абсолютной погрешностью приближённого значения числа х и обозначается через Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе , т.е. Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе .

Число а называется приближённым значением точного числа х с точностью до Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе , если абсолютная погрешность приближённого значения а не превышает Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе , т.е. Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе .

Число Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе называется границей абсолютной погрешности приближённого числа а. Существует бесконечное множество чисел Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе , удовлетворяющих данному определению. Поэтому на практике стараются подобрать возможно меньшее и простое по записи число Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе .

По известной границе абсолютной погрешности Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе находятся границы, в которых заключено точное значение числа х:

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе. Это означает, что неизвестная величина х удовлетворяет следующим неравенствам: Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе .

При этом Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе рекомендуется подбирать так, чтобы

а) в записи Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе было не более 1-2 значащих цифр;

б) младшие разряды в записи чисел а и Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе соответствовали друг другу.

Примеры: 23,4±0,2 ; 2,730±0,017 ; -6,970,10.

Если в числе а=5,83 все цифры верны в строгом смысле, то а=0,005. Запись b=3,2 подразумевает, что b=0,1. А по записи c=3,200 мы можем заключить, что c=0,001. Таким образом, записи 3,2 и 3,200 в теории приближенных вычислений означают не одно и то же.

Отношение Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе называется относительной погрешностью. Относительную погрешность часто выражают в процентах.

Пример. Число 3,14 является приближенным значением числа Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе , погрешность его равна 0,00159..., абсолютную погрешность Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе можно считать равной 0,0016, а относительную погрешность Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе равной Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе = 0,00051 = 0,051%.

Все цифры числа, начиная с 1-й слева, отличной от нуля, до последней, за правильность которой можно ручаться, называются значащими цифрами числа.

Значащими цифрами в записи числа называются все цифры в его десятичном изображении, отличные от нуля, и нули, если они расположены между значащими цифрами или стоят в конце для выражения верных знаков.

Приближенные числа следует записывать, сохраняя только верные знаки.

Пример. Если, например, абсолютная погрешность числа 52438 равна 100, то это число должно быть записано, например, в виде 524 .102 или 0,524 .105.

Оценить погрешность приближенного числа можно, указав, сколько верных значащих цифр оно содержит.

Цифра числа называется верной (в широком смысле), если ее абсолютная погрешность не превосходит единицы разряда, в котором стоит эта цифра.

Цифра числа называется верной (в строгом смысле), если ее абсолютная погрешность не превосходит половины разряда, в котором стоит эта цифра.

Пример. Если а = 6,328 и Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе а = 0,0007. Получаем

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числеа < 0 ,001. Следовательно, цифра 8-верная.

Цифры в записи приближенного числа, о которых нам неизвестно, верны они или нет, называются сомнительными. Сомнительные цифры (одну-две) оставляют в за­писи чисел промежуточных результатов для сохранения точности вычислений. В окончательном результате сомнительные цифры отбрасываются.

Пример. Если число a = 47,542 получено в результате действий над приближенными числами и известно, что Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе a = 0,1%, то a имеет 3 верных знака, т.е. а = 47,5.

Правила округления чисел

Если приближенное число содержит лишние (или неверные) знаки, то его следует округлить.

В приближенных вычислениях часто приходится округлять числа, как приближенные, так и точные, т. е. отбрасывать одну или несколько последних цифр. Чтобы обеспечить наибольшую близость округленного числа к округляемому, соблюдаются следующие правила.

Правило 1. Если первая из отбрасываемых цифр больше чем 5, то последняя из сохраняемых цифр усиливается, т. е. увеличивается на единицу. Усиление совершается и тогда, когда первая из отбрасываемых цифр равна 5, а за ней есть одна или несколько значащих цифр. (Случай, когда за отбрасываемой пятеркой нет цифр, рассматривает правило 3.)

Пример. Округляя число 27,874 до трех значащих цифр, пишем 27,9. Третья цифра 8 усилена до 9, так как первая отбрасываемая цифра 7 больше чем 5. Число 27,9 ближе к данному, чем неусиленное округленное число 27,8.

Пример. Округляя число 36,251 до первого десятичного знака, пишем 36,3. Цифра десятых 2 усилена до 3, так как первая отбрасываемая цифра равна 5, а за ней есть значащая цифра 1. Число 36,3 ближе к данному (хотя и незначительно), чем неусиленное число 36,2.

Правило 2. Если первая из отбрасываемых цифр меньше чем 5, то усиления не делается.

Пример. Округляя число 27,48 до единиц, пишем 27. Это число ближе к данному, чем 28.

Правило 3. Если отбрасывается цифра 5, а за ней нет значащих цифр, то округление производится
на ближайшее четное число, т. е. последняя сохраняемая цифра оставляется неизменной, если она четная, и усиливается, если она нечетная. (Почему применяется это правило, сказано ниже в замечании)

Пример. Округляя число 0,0465 до третьего десятичного знака, пишем 0,046. Усиления не делаем, так как последняя сохраняемая цифра 6 - четная. Число 0,046 столь же близко к данному, как 0,047.

Пример. Округляя число 0,935 до второго десятичного знака, пишем 0,94. Последняя сохраняемая цифра 3 усиливается, так как она нечетная.

Пример. Округляя числа 6,527; 0,456; 2,195; 1,450; 0,950; 4,851; 0,850; 0,05 до первого десятичного знака, получаем:

6,5; 0,5; 2,2; 1,4; 1,0; 4,9; 0,8; 0,0.

Замечание. Применяя правило 3 к округлению одного числа, мы не увеличиваем точность округления. Но при многочисленных округлениях избыточные числа будут встречаться примерно столь же часто, как недостаточные. Взаимная компенсация погрешностей обеспечит наибольшую точность результата.

Правило 3 можно изменить и применять всегда округление на ближайшее нечетное число. Точность будет та же, но четные цифры удобнее, чем нечетные.

При округлении числа, записанного в форме х±х, его предельная абсолютная погрешность увеличивается с учетом погрешности округления.

Пример. Округлим до сотых число 4,5371±0,0482. Неправильно было бы записать 4,54±0,05, так как погрешность округленного числа складывается из погрешности исходного числа и погрешности округления. В данном слу­чае она равна 0,0482 + 0,0029 = 0,0511. Округлять погрешности все­гда следует с избытком, поэтому окончательный ответ: 4,54±0,06.

Пример. Пусть в приближенном значении а = 16,395 все циф­ры верны в широком смысле. Округлим а до сотых: a1 = 16,40. Погрешность округления Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе Для нахождения полной погрешности Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе , нужно сложить Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе c погрешностью исходного значения а1 которая в данном случае может быть найдена из условия, что все цифры в записи а верны: Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе = 0,001. Таким образом, Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе . Отсюда следует, что в значении a1 = 16,40 цифра 0 не верна в строгом смысле.

Действия над приближёнными числами

Результат действий над приближёнными числами представляет собой также приближённое число.

Сложение и вычитание приближённых значений чисел

Граница абсолютной погрешности суммы и разности приближённых значений чисел равна сумме абсолютных погрешностей этих чисел: Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе .

Пример. Найти сумму S приближённых значений чисел Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе , Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе , Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе; Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

Граница абсолютной погрешности заключена в пределах

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе. В приближённом значении суммы верными являются две цифры (в разрядах десятков и единиц, т.к 0,5 - половина единицы). Полученный результат округлим до единиц: Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе .

При сложении и вычитании приближённых чисел в результате следует сохранять столько десятичных знаков, сколько их в приближённом данном с наименьшим числом десятичных знаков. Другими словами, результат сложения или вычитания приближенных чисел не должен оканчиваться значащими цифрами в тех разрядах, которые отсутствуют хотя в одном из данных чисел. Если такие цифры получились, их следует отбросить посредством округления.

Пример.

124,72 + 5,1243 = 129,8443Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе129,84.

518,7-71,32 = 447,38Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе447,4.

При умножении и делении приближённых чисел в результате следует сохранять столько значащих цифр, сколько их имеет приближённое данное с наименьшим числом значащих цифр. Другими словами, результат умножения, а также деления приближенных чисел не должен заключать больше значащих цифр, чем имеется их в более коротком данном. Лишние цифры заменяют нолями.

Пример. Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе ; Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе .

При возведении приближенных чисел в квадрат, и куб в результате сохраняется столько значащих цифр, сколько их в основании.

Пример. Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе ; Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе






Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе3

3.1.) Выполните тестовые задания

1.Вычисления, производимые над числами, которые известны нам с определённой точностью, например, полученными в эксперименте называются … вычислениями.

а) точными,

б) приближёнными,

в) экспериментальными.

2. Как называется разница между точным значением x и его приближенным значением a?

а) Погрешностью данного приближенного числа.

б) Приближением числа а.

в) Отклонением от точного значения.

3. Округлять погрешности все­гда следует:

а) с недостатком,

б) с избытком,

в) по правилу 3.

4. Цифры в записи приближенного числа, о которых нам неизвестно, верны они или нет, называются:

а) сомнительными,

б) верными,

в) значащими.

5. Все цифры числа, начиная с 1-й слева, отличной от нуля, до последней, за правильность которой можно ручаться, называются … цифрами числа.

а) сомнительными,

б) верными,

в) значащими.

3.2.) Установите соответствие между числами и количествами значащих цифр в них.

0,068

1

4

0,50210

2

5

9340

3

2

3.3) Ответьте на вопросы.

  1. Сколько значащих цифр следует сохранять в результате умножения и деления приближённых чисел 0,834 и 4,51?

____________________________________________________


  1. Является ли верной цифра 6 в записи числа, если

а = 15,216 и Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе а = 0,0008? Почему?

__________________________________________________

___________________________________________________

  1. Сколько верных знаков имеет число a = 47,542 , если оно получено в результате действий над приближенными числами и известно, что Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе a = 0,01%? Запишите, чему равняется a.

____________________________________________________

____________________________________________________

3.4) Округлите числа до первого и второго десятичного знака.

6,527

=




0,456

=




2,195

=




1,450

=




0,950

=




4,851

=




0,850

=




5,387

=




7,008

=




9,032

=





3.5.) Округлите до сотых число 3,3381±0,0436.



















3.6.) Найдите сумму S приближённых значений чисел Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе , Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе , Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе




























3.7.) Найдите сумму и разность приближённых чисел

4,53 и 0,642 .























3.8.) Найдите произведение и частное приближённых чисел

14,23 и 1,7196.



















3.9.) Возведите в квадрат и куб приближённое число 3,9.














3.10.)Округлите числа до предпоследнего десятичного знака, считая слева направо.

4,44685

=




0,0345

=




2,0075

=




3,999955

=




48,35

=




8,25

=




10,3315

=




0,22265

=






Тема 4. Комплексные числа

Комплексным числом z называется число вида Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе ,

где a и b - действительные числа, i - так называемая мнимая единица. Её особенностью является то, что Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе . Число a называется действительной частью (Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе) комплексного числа z, число b называется мнимой частью (Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе) комплексного числа z.

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе, - это единое число, а не сложение. Действительную и мнимую части комплексного числа, в принципе, можно переставить местами: Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе или переставить мнимую единицу: Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе - от этого комплексное число не изменится. Но стандартно комплексное число принято записывать именно в таком порядке: Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе .

Комплексные числа изображаются на комплексной плоскости:
Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе
Как упоминалось выше, буквой R принято обозначать множество действительных чисел. Множество же комплексных чисел принято обозначать «жирной» или утолщенной буквой C. Поэтому на чертеже следует поставить букву C, обозначая тот факт, что у нас комплексная плоскость.

Комплексная плоскость состоит из двух осей:
Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе - действительная ось
Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе - мнимая ось

Правила оформления чертежа практически такие же, как и для чертежа в декартовой системе координат. По осям нужно задать размерность, отмечаем:

  • ноль;

  • единицу по действительной оси;

  • мнимую единицу i по мнимой оси.

Построим на комплексной плоскости следующие комплексные числа:
Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе , Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе , Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе
Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе , Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе , Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе
Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе , Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе , Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе , Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

Комплексные числа отмечают точно так же, как мы отмечали точки еще в в школе на уроках геометрии.

Рассмотрим следующие комплексные числа: Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе , Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе . Вы скажете, да это же обыкновенные действительные числа! И будете почти правы. Действительные числа - это частный случай комплексных чисел. Действительная ось Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе обозначает в точности множество действительных чисел R , то есть на оси Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе сидят все наши «обычные» числа. Более строго утверждение можно сформулировать так: Множество действительных чисел R является подмножеством множества комплексных чисел C.

Числa Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе , Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе . - это комплексные числа с нулевой мнимой частью.

Числа Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе , Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе , Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе - это, наоборот, чисто мнимые числа, т.е. числа с нулевой действительной частью. Они располагаются строго на мнимой оси Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе .

В числахРабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе, Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе , Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе , Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе и действительная и мнимая части не равны нулю. Такие числа тоже обозначаются точками на комплексной плоскости, при этом, к ним принято проводить радиус-векторы из начала координат (обозначены cтрелками на чертеже). Радиус-векторы к числам, которые располагаются на осях, обычно не чертят, потому что они сливаются с осями.


Алгебраическая форма комплексного числа.
Сложение, вычитание, умножение и деление комплексных чисел

С алгебраической формой комплексного числа мы уже познакомились, Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе - это и есть алгебраическая форма комплексного числа.

Действия с комплексными числами не представляют особых сложностей и мало чем отличаются от обычной алгебры.

Сложение комплексных чисел

Пример.

Сложить два комплексных числа Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе .

Для того чтобы сложить два комплексных числа нужно сложить их действительные и мнимые части:
Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

Таким нехитрым способом можно найти сумму любого количества слагаемых: просуммировать действительные части и просуммировать мнимые части.

Для комплексных чисел справедливо равенство:Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе- от перестановки слагаемых сумма не меняется.

Вычитание комплексных чисел

Пример.

Найти разности комплексных чисел Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе и Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе , если Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе ,Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе.

Действие аналогично сложению, единственная особенность состоит в том, что вычитаемое нужно взять в скобки, а затем - стандартно раскрыть эти скобки со сменой знака:

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

Результат не должен смущать, у полученного числа две, а не три части. Просто действительная часть - составная:Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе . Для наглядности ответ можно переписать так: Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе .

Рассчитаем вторую разность:
Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе
Здесь действительная часть тоже составная: Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе .

Умножение комплексных чисел

При умножении комплексных чисел пользуемся знаменитым равенством: Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

Пример. Найти произведение комплексных чисел Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе , Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе .

Очевидно, что произведение следует записать так:
Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

Чтобы умножить многочлен на многочлен нужно каждый член одного многочлена умножить на каждый член другого многочлена.

Распишем подробно:
Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

Как и сумма, произведение комплексных чисел перестановочно, то есть справедливо равенство: Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе .

Деление комплексных чисел

Пример. Даны комплексные числа Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе , Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе . Найти частное Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе .

Составим частное:
Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

Деление чисел осуществляется методом умножения знаменателя и числителя на сопряженное знаменателю выражение.

Вспоминаем формулу Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе и смотрим на наш знаменатель: Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе . В знаменателе уже есть Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе , поэтому сопряженным выражением в данном случае является Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе , то есть Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе .

Согласно правилу, знаменатель нужно умножить наРабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе, и, чтобы ничего не изменилось, домножить числитель на то же самое число Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе :
Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

Далее в числителе нужно раскрыть скобки (перемножить два числа по правилу, рассмотренному в предыдущем пункте). А в знаменателе воспользоваться формулойРабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе (помним, что Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе и не путаемся в знаках!).

Распишем подробно:
Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

В ряде случаев перед делением дробь целесообразно упростить, например, рассмотрим частное чисел:

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе .

Перед делением избавляемся от лишних минусов: в числителе и в знаменателе выносим минусы за скобки и сокращаем эти минусы:

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе.

Ответ: i

Возведение комплексных чисел в степень

Пример.

Возвести в квадрат комплексное число Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе .

Здесь можно пойти двумя путями, первый способ это переписать степень как произведение множителей Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе и перемножить числа по правилу умножения многочленов.

Второй способ состоит в применение известной школьной формулы сокращенного умножения

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе:
Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

Пример.

Возвести в степень комплексные числа Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе .

Здесь тоже всё просто, главное, помнить знаменитое равенство Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе .

Если мнимая единица возводится в четную степень, то техника решения такова:
Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

Если мнимая единица возводится в нечетную степень, то «отщипываем» одно «и», получая четную степень:
Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

Если есть минус (или любой действительный коэффициент), то его необходимо предварительно отделить:
Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе4

4.1.) Даны два комплексных числа Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе и Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе , Найдите их сумму, разность, произведение и частное.

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

=













Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

_

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

=













Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

.

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

=













Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

:

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

=


















4.2.) Возведите в квадрат комплексное число Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

=














4.3.) Выполните действия

а)

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

=









б)

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе

=
























Дополнительные задания.



  1. Запишите бесконечную периодическую дробь 0,( 43 ) в виде обыкновенной дроби.

  2. Представьте обыкновенные дроби в виде десятичных периодических дробей:

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числеРабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числеРабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе.

  1. Упростите выражение Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе , если:
    а) а - 1 > 0; б) а - 1 < 0.

  2. Упростите выражение Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе , если а < 0.

  3. ВычислитеРабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе.

  4. Выпишите верные утверждения: Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе ; Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе ; Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе .

  5. Выполните действия.

Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе; Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе ; Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе .

8. Чему равно Рабочая тетрадь по математике для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Раздел Развитие понятия о числе ?






Использованная литература

1 Богомолов Н.В. Практические занятия по математике: Учеб. Пособие для средних спец. учеб. заведений/ Н.В.Богомолов. - 6-е изд., стер. - М.: Высш. шк., 2003. - 495 с.

2.Гилярова М.Г. Математика для медицинских колледжей. - Изд. 2-е, дополн. и перераб. - Ростовн/Д : Феникс, 2013. - 442, [1]с. - (Медицина).

Интернет-ресурсы

  1. num-meth.srcc.msu.su/.

  2. mathedu.ru/e-journal/.

  3. kvant.info/.

  4. eqworld.ipmnet.ru/ru/library.htm

  5. mathprofi.ru/




38


4

37

5

36

6

35

7

34

8

33

9

32

10

31

11

30

12

29

13

28

14

27

15

26

16

25

17

24

18

23

19

22

20

21

© 2010-2022