Конспект урока по математике для 5 классов Проценты

Представленный конспект урока рекомендован тем педагогам, которые работают в пятых классах по учебнику Виленкина. Представленный в конспекте урок относится к уроку первичного предъявления знаний, конспект составлен в виде технологической карты, целью урока является формирование понятия процента, умения решать ключевые задачи. На уроке предусмотрен дифференцированный подход к учащимся, подбор заданий ведется с учетом их индивидуальных особенностей и способностей. Рекомендуется использование на ур...
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока по теме «Проценты»

Составила: Алферова В.С.

Предмет: математика

Базовый учебник: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И., Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин и др./ - 31-е изд., перераб. - М.: Мнемозина, 2013

Класс: 5 класс

Тема урока: «Проценты»

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Цель урока: сформировать понятие процент; научить находить процент от числа в ключевых задачах.

Задачи:

образовательные (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное усвоение процентов при решении задач;

воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, умений анализировать способы решения задач); развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.

Образовательные результаты, на достижение которых направлено содержание урока: Изучить понятие процент, в результате чего ученик должен:

Личностные: четко выражать и объяснять свои мысли (способы решений), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность;

Метапредметные: уметь воспроизводить смысл понятия проценты, умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «среднее процент», «перевод процента в десятичную дробь», «обращение десятичной дроби в проценты», решать задачи.

Используемое оборудование: компьютер, проектор, учебники по математике, раздаточный материал.





Структура и ход урока.

Этапы урока

Деятельность

Формируемые УУД

учителя

учащихся

Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Учащиеся готовы к началу работы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

Этап актуализация знаний.

1. Мотивация

Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета:

1)Вычислить: (действия над десятичными дробями)

На доске записано задания. Учащиеся по очереди дописывают ответы

2,3+1,5= 4,1-2= 3,5: 0,7=

1,2- 0,9= 6,5:5= 4,8: 0,06=

0.6*7= 1- 0,4= 10:4=

2:5= 5,1:51 6,363: 0,7=

Проблемная ситуация:

- Учитель подводит итоги успеваемости за четверть. В 5а 9 учеников учатся на отлично и хорошо, а в 5б -11, но в 5а- 16 учеников, а в 5б -20уч. Как же выяснить какой класс лучше учится?

- Ответить на этот вопрос помогут проценты. Если мы выразим количество учащихся в процентах, ответ будет ясен.

- А что вы знаете о процентах? Знакомо ли вам это слово? Где слышали, встречали?

- Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты

( и в магазине, и в банке, и в аптеке, и в газета, и в журналах, и по телевизору и в школе.)

Кроме того, полученные знания на уроках математики, помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии (например: узнать концентрацию соли в морской воде), физике, биологии (жирность молока). А также при сдаче экзамена ЕГЭ (пример задачи на проценты из ЕГЭ). Тему процентов использовали в своих произведения в литературе (Достоевский, Салтыков-Щедрин, Чехов ит.д.)



1 Учащиеся решают примеры устно.


2. Отвечают на вопросы:

Предлагают свои решения

- скидки, банки, кредиты…

Регулятивные:

- использовать установленные правила в контроле способа решения; выделять и формулировать то, что усвоено, определять качество и уровень усвоения.

Коммуникативные:- проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач;- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Познавательные:

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

Этап изучение нового материала

-Итак, тема урока сегодня «Проценты».

( Тема урока и план записаны на доске)

-Сформулируйте цели урока

-На уроке вы узнаете: что такое процент, откуда появилось это понятие, научитесь переводить проценты в дроби, и дроби в проценты, находить несколько процентов от числа.

-На доске записаны дроби, как их можно прочитать разными способами

½ , Конспект урока по математике для 5 классов Проценты , ¼ , 1/100

- Возможно, кто-нибудь догадался, как прочитать последнюю дробь?

-Определение: сотая часть числа называется процентом.

- Какого числа?

- Запишем в тетрадь :

1% = 1/100 или 1%- 0,01

1% = 1/100 = 0,01

- В математике мы часто встречаемся с сотой частью числа. Например:

1 коп- 1/ 100 часть рубля

1см - 1/100 часть метра

1кг - 1/100 часть центнера и т.д.

1ар - ? га

Зная, что 1%=1/100=0,01 можно любое количество % записать в виде дроби

- какой?

Совместно с учителем выполняют первое задание

Задание №1

1%=1/100=0,01

2%=2/100=0,02

5% =0,05 , 23% =0,23, 130% =1,3

-Записывают тему урока в тетрадях


- одна вторая, одна третья, одна четвертая, одна сотая;

- половина, треть, четверть,…

- процент

- Любого, любой величины.



- обыкновенной и десятичной

Учащиеся отвечают на вопросы.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, поиск и выделение необходимой информации.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные:

-целеполагание.

-ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса, - проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

Этап первичное осмысление и закрепление знаний

- Если мы умеем переводить % в дроби, значит, сможем это сделать и наоборот.

0,05 = 0,05*100=5%

15/100=15% (ищут совместно с учителем)

- Давайте вернемся к задаче, которую мы рассмотрели в начале урока.

- Составьте план решения задачи.

-Решите данную задачу (через некоторое время появляется решение на слайде)

- Делают задания из учебника №1561, №1562 (задание №2, №3)

- составляют план решения

(один из учеников читает, остальные дополняют)

- Учащиеся, используя определение, находят лучший класс по успеваемости

- два ученика на доске, а остальные в тетради самостоятельно выполняют задание №2-3, затем сверяют, ищут ошибку, аргументируют (на закрытой доске)

Регулятивные:

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.

Коммуникативные:

- проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач;

Этап закрепление изученного материала

-Если мы можем найти 1% от числа, значит, сможем найти и 2% и3% и т. д.

Примеры 2% от числа 300

5% от числа 40

10% от числа 7 (три способа: 7:100*10; 10%=0,1 10*0,1; 10%=1/10 7:10= 0,7)

Решение задач. Выступает в роли тьютора для слабых учащихся.

№ 1567, № 1569 (задание №4-5)

Заполнить таблицу (самостоятельно с последующей проверкой)

№1564 (задание под №6)

- Вернемся к таблице, которую мы начали заполнять в начале урока.

- Что мы хотели узнать? Что мы узнали? На все ли вопросы мы получили ответы?

- Давайте еще раз вспомним определение процента, нахождение процента от числа.

- записывают в тетрадь новый алгоритм, осмысливают и приступают применять его на практике.

-учащиеся выполняют задания, делают записи в тетрадь. После выполнения задания выполняют взаимную проверку.

- решают самостоятельно, сверяют с доской.

- проводят самоанализ, вспоминают определение процента.

Познавательные: формирование интереса к данной теме, чтение информации в виде таблицы.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, умение работать в парах.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

Этап подведение итогов. Домашнее задание.

-Наш урок подходит к концу. В течение урока вы работали в картах. Оцените себя. Сосчитайте количество правильных ответов («+»). Поставьте себе оценку в соответствие с критериями (критерии на доске):

- Поднимите руку, кто получил «5», «4», «3».

-Учитель выставляет оценки за работу на уроке самым активным учащимся, комментирует отметки.

- Дифференцированное д/з (на доске)

Выполняют в зависимости от уровня подготовленности:

п. 40, № 1599, 1600(на три);

п. 40, № 1599, 1600, 1601(на четыре);

п. 40, № 1599, 1600,1601, Творческое задание (на пять).

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке, умение анализировать собственные успехи, неудачи, определять пути коррекции


Список используемой литературы:

  1. .Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И., Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений[текст] / Н.Я.Виленкин и др./ - 16-е изд., перераб. - М.: Мнемозина, 2009

  2. Терновая Г.В., Теоретические основы и практика проектирования современного урока[текст]/Г.В. Терновая/ Барнаул: «ПРЕСС-Т», 2012.-116с.

  3. Заир-Бек Е., Технология развития критического мышления через средства чтения и письма[текст]/ Е.Заир-Бек/, М:2010

  4. Б.М. Абдрашитов, Учитесь мыслить нестандартно: книга для учащихся[текст]/ Абдрашитов Б.М /М: Просвещение: АО «Учебная литература», 1996.

  5. А.Г. Асмолова Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя[текст] / Под ред. А.Г. Асмолова/. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 152 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 148-150. - ISBN 978-5-09-0228312.





© 2010-2022