Доклад на тему Роль нетрадиционных уроков с проблемными ситуациями по математике

Ознакомившись с различными современными образовательными технологиями, остановила свой выбор на технологии проблемного обучения. Считаю, что проблемное обучение и ориентировано на продуктивную деятельность учащихся. Создание проблемной ситуации, поиск её решения и само решение непосредственно связываются с функцией творческого мышления, способствует повышению интеллектуального уровня и умственного потенциала младших школьников. Учащиеся совершают такие мыслительные операции, как анализ, синтез, ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль нетрадиционных уроков с проблемными ситуациями по математике.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как раскрыть учащимся притягательные стороны математики, как развивать их любознательность. В связи с этим веду поиски новых эффективных методов обучения, которые активизировали бы их самостоятельному приобретению знаний. При традиционном обучении деятельность учащихся носит репродуктивный характер - воспроизведение, выполнение заданий по образцу, по определенному алгоритму. При таком обучении трудно поддерживать интерес к изученному материалу на протяжении всего урока. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся в большей степени зависит от методики ее преподавания. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно.

Немаловажная роль здесь отводится нетрадиционным урокам. На моей копилке накопились достаточно много нетрадиционных уроков по каждой теме для всех классов. Это и урок - КВН, урок - соревнование, урок - путешествие, урок - Поле чудес, урок - сказок и др. В этом году начала разработки уроков нетрадиционной формы по изучению новой темы. Первостепенное значение среди нетрадиционных уроков имеют уроки с проблемными ситуациями. В условиях проблемного обучения деятельность учащихся становится продуктивной. Учащийся самостоятельно ищет решение нового для него задания, проблемы. Он учится применять задания в новой ситуации и самостоятельно разрабатывать алгоритм решения стоящей перед ним проблемы.

Проблемное обучение включает в себя несколько этапов.

  1. Подготовка к восприятию проблемы.

  2. Создание проблемной ситуации.

  1. Формулирование проблемы.

  2. Процесс решения проблемы.

  3. Доказательство правильности избранного решения.

Проблемное изображение наиболее уместно в тех случаях, когда учащиеся не обладают достаточным объемом знаний.

В 7 классе при изучении темы: «Сумма углов треугольника» предлагают учащимся каждого ряда построить треугольник по заданным углам

Доклад на тему Роль нетрадиционных уроков с проблемными ситуациями по математикеДоклад на тему Роль нетрадиционных уроков с проблемными ситуациями по математике

Доклад на тему Роль нетрадиционных уроков с проблемными ситуациями по математике

Ни один ряд не сможет построить треугольник, потому что не выполняется условие о сумме углов треугольника. Создается проблемная ситуация. Когда же можно построить треугольник? Зависит ли сумма углов от его размеров, формы? Предлагают 1 ряду начертить остроугольный, 2 ряду прямоугольный, 3 ряду тупоугольный треугольник, измерить с помощью транспортира внутренние углы и найти их сумму. После ученик приходят к выводу, что сумма углов треугольника равна 180°. Далее предлагаю задание построить треугольник с углами 500, 600, 700 и учащиеся выдвигают гипотезу: треугольник можно построить, если сумма углов его равна 180°. Доказывается теорема.

При поведении нетрадиционных уроков часто используют игровые ситуации. В большинстве случаев они применяются в качестве воспитательного средства для возбуждения познавательного интереса и создания проблемных ситуаций.

В 8 классе при изучении темы «Числовые неравенства и их свойства» очень удобно проиллюстрировать математический софизм. Пусть а>и>0. Умножим обе части на (b-а):

а(b-a)>b(b-a) ; ab-a2>b2-ab ; 0>b2-ab-ab+a2; 0>b2-2ab+a2; 0>(b-a)2

Получили, что положительное число меньше нуля. В этой ситуации учащиеся задумываются, где допущена ошибка.

В зависимости от деятельности учителя и учащегося выделяют несколько уровней проблемного обучения.

Уровень

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

0

Ставит проблему, формирует и решает её.

Запоминает решение проблемы.

1

Ставит проблему, формирует её.

Решает проблему.

2

Ставит проблему.

Формирует и решает проблему.

3

Проводит общую организацию, контроль и умелое руководство.

Осознание проблемы, формирует и решает её.

8 класс. Тема: «Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции».

Урок изучения новой темы. «Бег с барьером».

1 барьер. Цифровой диктант. Прежде чем начать урок ученики должны получить пропуск на урок. Я читаю предложения, и учащиеся записывают ответ в виде цифр: 5 - верно, О - неверно.

Получается число 5005. Это есть пропуск на урок.

2 барьер. Актуализация опорных знаний.

Капитаны выбирают вопросы и группы отвечают на вопросы. У каждой, есть вопрос, на который учащиеся не могут дать ответ. Эти вопросы записывают на доске:

1.Чему равна площадь параллелограмма?

2.Чему равна площадь треугольника?

3. Чему равна площадь трапеции?

Учащиеся сами формулируют тему урока и цель урока. Учитель записывает на доске тему урока.

3 барьер. Решение проблемы.

Каждая группа самостоятельно старается вывести формулы для вычисления площадей параллелограмма, треугольника и трапеции. Лидеры группы показывают выводы на доске. На данном этапе урока роль учителя заключается в организации и контроле. Ученики сами осознали проблему, сформулировали и решили её.

По моим наблюдениям, на этом уроке, ученики, которые на обычных уроках сидели тихо, сжавшись, стали раскрепощенными, теперь у них горели глаза, старались отвечать на уроке, говорили громко и четко. Удивительно хорошо работалось в эти короткие, но такие емкие 45 минут детям. Их никто не заставлял. Каждый был занят самим важным - «строил себя».

Возможностей нетрадиционной формы урока с использованием проблемных ситуаций больше. Они помогают поднять интерес к учебе. Учащиеся имеют возможность на таких уроках проявить инициативу, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, развивать свои творческие способности.

Я думаю, что учитель должен снабжать ребенка цветами, из которых тот мог бы добывать материал для метода, но перерабатывать его он должен сам. У каждого из нас своя мастерская. Но она должна быть лучиком света, высветить все «тёмные места», заинтересовать детей. Пусть учащиеся думают своей головой, сделают мир светлее, радостнее.

Из опыта работы Кошаевой Зои Михайловны,

учителя математики высшей категории

МОУ «Петъяльская средняя общеобразовательная школа»

Республика Марий Эл.

© 2010-2022