Статья Технология развивающего обучения на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Технология развивающего обучения на уроках математики

Развивающее обучение - это обучение, ориентированное на закономерности развития личности, в котором развивающий эффект является прямым результатом. Оно рассматривает ребенка как личность и создает максимум благоприятных условий для ее развития. Основные идеи развивающего обучения: развивать самостоятельное мышление ребенка, способность к его самообразованию и саморазвитию.

Урок - это гибкая форма общения учителя с учащимися. Основой использования любой технологии на уроках является личностно-ориентированный подход, который предполагает: разнообразие приемов, методов и форм проведения уроков, когда учитывается и развивается опыт ребенка, создание комфортной обстановки, стиль общения, способствующие самопроявлению и самовыражению учащихся. И мы часто говорим, что урок - это основная форма организации обучения. При этом мы четко осознаем, что нужно делать на уроке, ориентируясь на программу и учебное пособие. И все чаще задумываемся : что изучать, как изучать и как это преподнести учащимся. На уроке учитель лишь помощник, а все остальное - ребенок учит себя сам и учится помогать товарищам. Идти к этому надо через интерес к работе, к поиску, к необходимым исследованиям. И при выборе метода необходимо ориентироваться на то, что нравится, что интересно. Урок должен быть продуман до самых мелочей, чтобы все детали и этапы следовали один за другим, чтобы учащимся было доступно и понятно, что они делают и зачем. Рассказ учителя должен придерживаться принципа «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Учащиеся должны быть подготовлены к пониманию и осознанию целей урока. Интерес к теме возникает тогда, когда учитель заразит своими эмоциями, подобранным материалом и умением преподнести. Развивающее обучение обеспечивает условия для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, человека заинтерексованного в самоизменении. Включение учащихся в творческую деятельность - это основной путь развивающего обучения. В развивающем обучении главное -

это ориентация на включение учащихся в творческий процесс, когда они осознают важность этого процесса. Отсюда вытекает принцип понимания: зачем учащиеся изучают тот или иной материал, ка помогут полученные знания в изучении смежных дисциплин. В развивающем обучении придерживаются основных методов: логические, проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы, используя поиск необходимого . Поиск - это постановка учебной задачи, которая требует анализа, синтеза, нового понимания этой задачи. После постановки задачи необходимо направить все усилия на то, чтобы организовать ее решение, т.е. вести необходимый поиск. И при этом необходимо соблюдать следующие принципы: учитель должен стать участником самого поиска, а не руководить им; учитель не должен навязывать свои идеи и пути их реализации. В итоге поиска решения необходимо организовать его оценку, выявить, на сколько, тот или иной способ оптимален при решении других задач.

Руководствуясь принципами развивающего обучения, необходимо учитывать способности и интерес учащихся, стараться развивать творческие способности и в конечном итоге научить каждого ребенка. Педагогическая задача учителя - помочь ученику стать свободной и творческой личностью. На уроках необходимо создавать атмосферу доброжелательности, комфортности, уважительного отношения к личности ребенка. Не надо избегать создания таких условий, когда ребенок высказывает свои гипотезы, необходимо поощрять в ребятах нестандартность мыслей, стремления знать больше. В ходе этого у ребят формируется представление о характере и логике научного поиска, его трудностях, закономерностях. Проблемы способствуют развитию интуиции, воображения, умения нестандартно мыслить. В любом поиске проблемы решения той или иной задачи особоевнимание уделяется постановке вопроса. Система вопросов регулирует деятельность учащихся. Чаще всего вопросы подсказывают ту или иную область поиска решения проблемы и решения. И эти вопросы могут быть такого характера : какие процессы?, какие величины?, что известно?, какая зависимость? Эти вопросы организуют работу учащихся на анализе ситуации. Они отличаются от тех вопросов, которые обычно задаются: кто знает, как решать?, как будем решать? Когда вопросы используются при исследовании проблемы, тогда меняется подход учащихся к использованию теоретического материала. Вопросы помогают понять суть, установить взаимосвязь с ранее изученным.

Для этого учащиеся должны знать, что в каждом вопросе есть тема, смысл и раскрытие. Любое исследование, любое творчество начинается с постановки умения задавать вопрос. Правильно поставленный вопрос помогает по-новому увидеть сущность поиска и искать ответ новыми путями. Ученик не умеет задавать вопросы, он привык на них отвечать. Значит, необходимо его этому учить, развивать его самостоятелность. А самостоятельность - это качество, которое характеризуется сознательным выбором действия и решительностью в его осущетвлении. Оно присуще втой или иной степени каждому из нас. Каждый шаг может обогащать учащихся, если благодаря новому они начинают видеть то, чего ранее не замечали или не понимали, чему не придавали значения. Как будет вести себя ученик, столкнувшись с незнакомым, неизведанным и непонятным? Один обойдет стороной, другой понаблюдает издалека, а кто-то попробует проникнуть в глубину и разобраться. Вот тут-то ему потребуется воля, навыки и самостоятельность, чтобы дойтидо конца, чтобы найти выход. И если наши ученики дойдут до конца, значит,в этом есть заслуга учителя.

Литература:

  1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.Интор.1996 г.

  2. Маркова А.К. Формирование интереса к учению школьников.

  3. Смирнов Е. Новый развивающий курс математики.

  4. Шуркова Н.Е. Воспитание на уроке. -М: Педагогический поиск. 2007 г.

  5. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике.







© 2010-2022