- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа элективного курса Параметры и задачи для учащихся 10-11 классов
Рабочая программа элективного курса Параметры и задачи для учащихся 10-11 классов
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Фельбрина С.В. |
Дата | 29.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Общеобразовательное учреждение лицей №10»
Принято: Утверждаю:
на педагогическом директор лицея №10
совете лицея №10 Харламова О.Ю.
«___» ________201__г. «___» ________201__г.
Рабочая программа курса
«ПАРАМЕТРЫ и ЗАДАЧИ»
Для учащихся 10 классов
Составитель программы: Харитова С.В.,
учитель математики лицея № 10
Красноярск, 2011
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сегодня нет необходимости доказывать актуальность темы «Задачи с параметрами» в рамках обучения математики в школе. Несмотря на то, что почти все выпускники старшей школы, которым предстоит сдавать математику как конкурсный экзамен в вуз, посещают подготовительные курсы, ситуация с качеством знаний, уровнем сформированности умений и навыков по теме «Задачи с параметрами» меняется незначительно. Причиной является отсутствие базы, поскольку существующие учебные программы по математике и тематические планирования к ним (в том числе и тематические планирования учебных программ обучения математике на профильном уровне) явно не предусматривает обучение решению задач с параметрами.
Элективный курс «Параметры и задачи» имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, концентрации внимания и математической культуры учащихся, расширяет по сравнению с общеобразовательной программой сферу математических знаний, побуждает их к исследовательской деятельности, существенно повышает графическую культуру школьников. Программа курса позволяет учащимся оценивать свои потребности и возможности, сделать обоснованный профессиональный выбор. Старшеклассники, изучившие данный материал, смогут более успешно реализовать полученные знания на итоговой аттестации и на вступительном экзамене в любой технический вуз, так как занятия направлены на развитие аналитической, логической и исследовательской компетентности.
Программа курса рассчитана на 34 часа. В процессе изучения курса предполагается проведение занятий в форме лекций и семинаров, а также использование элементов проблемного обучения. В конце курса предлагаются задания для исследования по тематике курса.
Цели и задачи курса
- изучение методов решения задач избранного класса и формирование умений, направленных на реализацию этих методов;
- сформировать у учащихся представление о задачах с параметрами как задачах
исследовательского характера, показать их многообразие;
- научить применять аналитический метод в решении задач с параметрами;
- научить приемам выполнения изображений на плоскости и их использованию в решении задач с параметрами;
- научить осуществлять выбор рационального метода решения задач и обосновывать сделанный выбор;
- способствовать подготовке учащихся к вступительному экзамену к математике.
Ожидаемые результаты
Изучение данного курса позволит учащимся:
- решать линейные, квадратные уравнения и неравенства, системы двух линейных уравнений с двумя переменными, несложные иррациональные уравнения с одним параметром при всех значениях параметра;
- использовать в решении задач с параметром свойства квадратной и линейной функций;
- устанавливать свойства функций у = хp, у = и изображать их графики при различных значениях p и n.
- изображать графики функций у =f(х - а) + b, у = аf(bх) по известному графику функции у=f(х);
- использовать графики функций и уравнений при изображении множеств точек плоскости, заданных неравенствами, системами неравенств.
- овладеть методами решения задач с параметрами с использованием графических
интерпретаций;
- осуществлять выбор метода решения задачи и обосновывать его;
- владеть техников использования каждого метода.
Учебно-тематический план
№
Тема занятия
Содержание деятельности
Кол-во часов
1
Вводное занятие. Что такое параметр, виды задач с параметрами.
Лекция с элементами беседы, знакомство с терминологией: понятие о параметрах, контрольные значения параметра. Понятия об основных методах решения.
1
Блок 1. Аналитические методы решения задач с параметрами
10
2
Рациональные и иррациональные неравенства
Теория: виды рациональных и иррациональных неравенств и методы их решения
Практика: групповая работа на определение метода решения неравенства, затем индивидуальная работа.
3
3
Линейные уравнения, неравенства, система линейных уравнений с параметрами
Теория: способы решения линейных уравнений, неравенств, систем линейных уравнений с параметрами
Практика: определение способа решения, компьютерное тестирование.
2
4
Квадратные уравнения и неравенства с параметрами
Теория: разбиение контрольными значениями множества значений параметра на подмножества.
Практика: «тренировка» решения квадратных уравнений и неравенств с параметрами
2
5
Иррациональные уравнения с параметрами
Теория: методы решения иррациональных задач с параметрами
Практика: групповая работа на определение верного решения, тестирование
3
Блок 2. Функции и графики
12
6
Свойства функций y=xp, и их графики
Теория: знакомство с терминологией
Практика: применение свойств построение соответствующих графиков
2
7
Построение графика функции у=f(x-a)+b
Практика: определение движения графика функции у=f(x), построение соответствующих графиков
2
8
Построение графика функции у=аf(bx)
Теория: способы построения данных графиков
Практика: индивидуальная работа
2
9
Построение графика функций дробно-линейной функции
Практика: выделение целой части и построение графика дробно-линейной функции
2
10
Уравнения и неравенства с модулями
Теория: методы решения уравнений и неравенств с модулями
Практика: компьютерное тестирование
2
11
Построение графиков функций и уравнений, которые содержат знак модуля
Практическое занятие: групповая работа по отдельным заданиям (построение графиков содержащих знак модуля плюс все методы построения изученные раннее)
2
Блок 3. Исследование графических интерпретаций в решении задач с параметрами
11
12
Решение задач с параметрами с использованием изображения на плоскости (х, а) и параметрами.
Теория: использование изображения на плоскости (х, а), где а параметр. Практика: индивидуальный разбор заданий
3
13
Решение задач с параметрами
Практическое занятие: консультации учителя, работа в группе, подготовка к решению зачетных работ
5
14
Решение задач с параметрами на расположение корней квадратного трехчлена относительно точки, отрезка
Теория: рассмотреть принцип накладывания условий на величины, определяющие положение графика квадратичной функции на плоскости в разных случаях
Практика: зачетная работа по решению задач с параметрами, защита рефератов
3
Содержание курса
I. Введение (1ч).
Понятие о параметрах. Контрольные значения параметра. Постановка задач с параметрами. Понятие об основных методах решения задач с параметрами.
Основная цель - сформировать понятие о параметре; познакомить с многообразием вопросов в задачах с параметрами, с основными методами их решений - аналитическим и с использованием графических интерпретаций.
Блок1. Аналитические методы решения задач с параметрами (10ч).
Рациональные и иррациональные уравнения и неравенства. Линейные уравнения, неравенства, системы линейных уравнений с параметрами. Квадратные уравнения и неравенства с параметрами. Иррациональные уравнения с параметрами.
Основная цель- систематизировать умения в решении рациональных и иррациональных уравнений, неравенств; сформировать умения решать уравнения и неравенства указанных видов с параметрами.
Результатом блока будет являться умение решать линейные, квадратные уравнения и неравенства, системы двух линейных уравнений с двумя переменными, несложные иррациональные уравнения с одним параметром при всех значениях параметра. А также научатся использовать в решении задач с параметром свойства квадратной и линейной функций.
Блок 2. Функции и графики (12ч).
Свойства функций у = хp, у = и их графики. Построение графика функции
у =f(х - а) + b. Построение графика функции у = аf(bх). Построение графика дробно-линейной функции. Уравнения и неравенства с модулем. Построение графиков функций и уравнений, которые содержат знак модуля. Построение множеств точек плоскости, заданных неравенствами, системами неравенств.
Основная цель- систематизировать знания учащихся о функциях у = хp, у = ; научить выполнять построение графиков с использованием параллельного переноса, растяжения и сжатия, симметрии.
Результатом деятельности учащихся будет является умение устанавливать свойства функций у = хp, у = и изображать их графики при различных значениях p и n, умение изображать графики функций у =f(х - а) + b, у = аf(bх) по известному графику функции у=f(х).
Блок 3. Использование графических интерпретаций в решении задач с параметрами (11ч).
Решение задач с параметрами с использованием изображения на плоскости (х, а), где а- параметр. Решение задач с параметрами с использованием изображения на плоскости (х,у). Решение задач с параметрами на расположение корней квадратного трехчлена относительно точки, отрезка. Решение задач с параметрами разными методами.
Основная цель - сформировать представление о методах решения задач с параметрами с использованием графических интерпретаций; научить анализировать исходные данные и на основе анализа осуществлять выбор метода решения.
Результатом блока является умение использовать графики функций и уравнений при изображении множеств точек плоскости, заданных неравенствами, системами неравенств. А также систематизация методов решения задач с параметрами с использованием графических интерпретаций.
Методические рекомендации
В первом блоке изучение темы начинается с повторения курса основной школы- решения линейных, квадратных, дробных уравнений и неравенств, иррациональных уравнений. Решению дробных уравнений предшествует введение понятия равносильности. Его появление требует отработки: основное внимание следует уделить процессу осмысления учащимся выполнения преобразований в ходе решения уравнений и неравенств, приводящих к равносильным уравнениям, неравенствам, системам.
В процессе обучения решению уравнений и неравенств с параметрами делается акцент на разбиении контрольными значениями множества значений параметра на подмножества и решении исходной задачи на каждом из образовавшихся подмножеств в контрольных значениях.
Наряду с решением линейных и квадратных уравнений и неравенств при каждом значении параметра рассматриваются задачи на определение числа решений системы двух линейных уравнений с двумя переменными, знаков корней квадратного уравнения в зависимости от значений параметра, а также задачи с параметрами, решение которых предусматривает использование свойств квадратичной и линейной функций.
При изучении 2 блока делается акцент на обосновании каждого из преобразований графиков. Далее отрабатываются правила построения.
Особое внимание уделяется отработке навыков: построения областей, заданных неравенствами, системами неравенств; выполнения необходимых преобразований (в том числе выражений, содержащих несколько модулей), направленных на приведение уравнений или неравенств к виду, удобному для изображения линий или областей, заданных уравнениями или неравенствами соответственно.
В начале обучения рассматривается вопрос о количестве корней уравнения (в зависимости от значений параметра) при условии его разрешимости относительно параметра. На конкретном примере учащимся демонстрируется метод использования изображения на плоскости (х; а), где а - параметр; при этом акцентируется внимание на условиях применения способа. Отработка, осуществляется в ходе разбора задач; содержащих вопросы о нахождении значений параметра, при которых имеется конкретное число решений; решения имеются или отсутствуют; решения удовлетворяют некоторым условиям. Также рассматриваются задачи о нахождении решений при каждом значении параметра.
Далее учащиеся знакомятся с методом использовавия изображения на плоскости (х; у) и отрабатывают его в ходе решения задач. вновь делается акцент на условиях использования метода.
Особое внимание уделяется задачам, решение которых возможно осуществить каждым из двух методов; при решении конкретной задачи обсуждаются преимущества и недостатки каждого метода.
Разнообразие форм и методов работы повышает интерес к математике, способствует более качественному его преподаванию. Вместе с традиционными уроками, применяются уроки семинары, практикумы, консультации. Реализуя курс, используются такие методы и приемы работы, которые связаны с самостоятельным поиском, наблюдениями учащихся. Создаются условия для развития творческой познавательной активности учащихся. Эффективно использовать технологию проблемного обучения.
Ресурсное обеспечение программы «Задачи с параметрами»
№
п/п
Наименование дисциплин, входящих в заявленную образовательную программу
Кол-во изучающих дисциплину
Автор, название, место издания, вид и характеристика информационных ресурсов
Блок 1
Аналитические методы решения задач с параметрами
12
1. Интернет-ресурсы
(mat.1september.ru , nsa.21415s19.edusite.ru)
2. Горнштейн П.И. Задачи с параметрами. М: Гимназия, 2002
Блок 2
Функции и графики
12
Интернет-ресурсы (fakultativ.iatp.by, mat.1september.ru и др.)
Макарычев Ю. Н. Миндюк Н.Г., Нешков К.И. Алгебра 9 с углубленным изучением математики. М.: Мнемозине, 2005г
Блок 3
Исследование графических интерпретаций в решении задач с параметрами
12
-
Интернет-ресурсы (school-collection.edu.ru)
-
А. Четвериков (Математика, 1 сентября, ГЧ 14, 2007 г.) Задачи с параметрами
-
Иванов А.П. Тесты для систематизации знаний по математике. Пермь, 2006 г
Тематическая направленность: Научно-техническая.
№ п/п
Наименование
Количество
1
Компьютер Pentium-4
11
2
Принтер HP LaserJet 1022
3
3
Сканер SZW 3300V
1
4
Ксерокс Canon FC-330
1
Литература
1. Амелькин В.В. Задачи с параметрами. Справочное пособие по математике- Минск.: Асар, 1996 г.
2. Иванов А.П. Тесты для систематизации знаний по математике. Пермь, 2006 г.
3. Литвиненко В.Н. Практикум по элементарной математике. 1995 г.
4. Шарыгин И.Ф. Решение задач. -М. Просвещение, 1995 г.
5. А. Четвериков (Математика, 1 сентября, ГЧ 14, 2007 г.) Задачи с параметрами
6. Фельдман Я.С. Жаржевский А. Я. Математика. Решение задач с модулями: пособие для абитуриентов и старшеклассников. - СПб.: Оракул, 1997г
7. Макарычев Ю. Н. Миндюк Н.Г., Нешков К.И. Алгебра 9 с углубленным изучением математики. М.: Мнемозине, 2005г
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Задания для исследовательских работ:
1. При каких значениях параметра а неравенство справедливо при всех значениях переменной кроме одного?
2. При каких значениях параметра а множество значений функции у=(а2 -1)х2+(а-1)х+2 содержит отрезок [0;1]?
3. Для каждого значения m решить неравенство
4. Найти все значения параметра а, при каждом из которых существует хотя бы одно значение х, удовлетворяющее условиям:
5. Найти все значения параметра а, при каждом из которых существует хотя бы одно х, удовлетворяющее условиями:
6. Найти значения параметра а, при которых неравенство (1) имеет хотя бы одно отрицательное решение?
7. При каких значениях параметра а число целочисленных решений неравенства максимально?
8. Для всех действительных значений параметра a решите уравнение x3-(2-a)x2-ax-a(a-2)=0.
9. Для всех действительных значений параметра a найдите число различных корней уравнения (a-x2)(a+x-2)=0.
10. Найдите все значения параметра a, при каждом из которых множество решений неравенства (a-x2)(a+x-2)<0 не содержит ни одного решения неравенства x21.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Дидактический материал на тему: «Решение квадратных уравнений, содержащих переменную под знаком модуля».
1. Найдите число решений уравнения в зависимости от параметра а.
2. Для каждого значения параметра а определите число решений уравнения .
3. Найти все значения параметра а, при каждом из которых уравнение имеет не менее трех корней
4. При каких значениях параметра а уравнение имеет три решения? Найдите эти решения.
5. Определите число решений уравнения в зависимости от параметра а.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Программа «Задачи с параметрами»
На каком содержательном материале построен курс?
На материале научного исследования и предмета базового курса (алгебра)
Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса?
Курс позволяет учащемуся осуществлять пробы, оценивать свои потребности и возможности, сделать обоснованный профессиональный выбор.
Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен курс?
Литература для учащихся (см. Ресурсное обеспечение), Интернет-ресурсы
Какие виды деятельности учащихся возможны?
Поиск материала по предложенным источникам; -работа с научной терминологией; самостоятельная работа над созданием исследовательской работы;
Какова доля самостоятельности ученика при изучении курса?
Учащиеся могут выбрать:
-задание для исследования;
-метод решения;
-форму итоговой аттестации.
Каковы критерии успешности учащихся?
Ученик получает зачет в конце всего курса после защиты своего собственного исследования.
Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса?
С помощью анкетирования на первом и последнем занятии; собеседование в процессе работы после выполнения каждого вида работ
Какова форма итоговой отчетности?
Итоговая конференция, на которой происходит защита исследовательских работ
Ключевые компетенции
умение применять научные методы при создании исследовательской работы;
умение представить и защитить свое исследование на конференции.