Разработка урока по алгебре 10 класс

Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Республики Мордовия


ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Краснослободский промышленный техникум»



УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по УПР Спиркина Т.В.______

«___»__________2009








Методическая разработка

по математике

«Применение тригонометрических формул»

Разработка урока математики по теме «Применение тригонометрических формул»

Аннотация


Тема "Тригонометрия " -достаточно сложная тема, требующая знания большого количества однотипных формул. Поэтому удобно иметь сюжетную "картинку", позволяющую запомнить формулы, привязать их к единичной окружности. Применять ИКТ целесообразно в обучающем, тренировочном режимах для отработки элементарных умений и навыков после изучения отдельных тем тригонометрии, например, "Преобразование тригонометрических выражений" с применением основных формул тригонометрии.

Содержание


Введение

Основная часть

Заключение

Список литературы и другие источники

Приложение А.

Введение

В древности тригонометрия возникла в связи с потребностями астрономии, землемерия и строительного дела, то есть носила чисто геометрический характер и представляла главным образом «исчисление хорд». Со временем в нее начали вкрапляться некоторые аналитические моменты. В первой половине 18-го века произошел резкий перелом, после чего тригонометрия приняла новое направление и сместилась в сторону математического анализа. Именно в это время тригонометрические зависимости стали рассматриваться как функции. Это имеет не только математико-исторический, но и методико-педагогический интерес.

В настоящее время изучению тригонометрических функций именно как функций числового аргумента уделяется большое внимание в курсе математики. Существует несколько различных подходов к преподаванию данной темы. Тригонометрия всегда вызывает затруднения у учащихся. Часто можно услышать вопрос - «Для чего нам учить эти формулы?» Целью данного урока является повторение основных тригонометрических формул и закрепление их в ходе выполнения упражнений.

Тема урока: Применение тригонометрических формул к преобразованию выражений.

Цели:

Обучающие:

- уметь использовать основные формулы тригонометрии при упрощении тригонометрических выражений;

- совершенствование навыков использования и применения формул приведения;

- повторить основные тригонометрические формулы и закрепить их знания в ходе выполнения упражнений;

Развивающие:

- интеллектуальное, эмоциональное, личностное развитие учащегося;

- организовывать себя на работу, пользоваться умением самопроверки;

- развивать познавательный интерес;

- вызвать интерес к урокам математики.

Воспитательные:

- воспитывать настойчивость и упорство в достижении цели;

- эстетическое воспитание осуществляется через формирование умения рационально, аккуратно оформлять задание в тетради, через наглядные и дидактические пособия.

Базовые знания:

  • основные формулы тригонометрии;

  • формулы приведения;

Тип урока: Урок совершенствования и закрепления знаний.

Формы учебной работы:

  • индивидуальная;

  • индивидуально-коллективная.

Оборудование:

  • тригонометрический круг;

  • компьютер, презентация;

  • мультимедийный проектор;

  • таблица значений тригонометрических функций;

  • дидактические карточки с математическим диктантом

  • тесты

Девиз урока: «Не бойтесь формул!

Учитесь владеть этим инструментом

Человеческого гения!

В формулах заключено величие и могущество

разума…»

Марков А.А.

Основные этапы урока:

  1. Сообщение темы, цели урока и мотивация учебной деятельности.

  2. Устный счёт

  3. Повторение формул тригонометрии с помощью компьютерной презентации

  4. Сообщение из истории математики.

  5. Математический диктант.

  6. Применение тригонометрических формул к преобразованию выражений

  7. Выполнение теста.

  8. Подведение итогов урока

  9. Задание на дом

Ход урока:

I. Организационный момент.

Сообщение темы, цели урока и мотивация учебной деятельности

II. Проверка знаний учащимися тригонометрических формул.

У доски 3 учащихся записывают тригонометрические формулы:

1.Формулы, которые устанавливают соотношения между тригонометрическими функциями одного и того же угла.

2 Формулы сложения.

3 Формулы суммы и разности и разности тригонометрических функций.

В это время с остальными уч-ся провести устную разминку.

1.Устная разминка (задания заранее написаны на доске):

1.Какому выражению соответствует значение Разработка урока по алгебре 10 класс ?

а)sin30Разработка урока по алгебре 10 класс; б) cosРазработка урока по алгебре 10 класс; в) tgРазработка урока по алгебре 10 класс

2.Выбрать возможный вариант.

а) sin =Разработка урока по алгебре 10 класс; б) cos  = Разработка урока по алгебре 10 класс-2; в) sin  = -3,7.

3. Какой из углов является углом II четверти?

а) Разработка урока по алгебре 10 класс; б) -145 ; в) Разработка урока по алгебре 10 класс

4.В каких четвертях sin и имеют разные знаки?

а) II и IV; б) I и III; в) I и IV.

5. Каким выражением можно заменить Разработка урока по алгебре 10 класс?

а) cos  ; б) sin ; в) - sin.

2. Компьютерная презентация тригонометрических формул.

Презентация «Тригонометрические формулы»

3. Математический диктант.

Вариант1

Вариант2

1+tg2 =

cos(/2+)=

tg (3/2+)=

1+ctg2=

1- sin2 =

sin(+)=

sin(-)=

tg.ctg=

sin2 + cos2=

cos(+)=

sin2=

сos2=

cos (-)=

1-cos2=

sin - sin=

сos - cos=

Двое учащихся выполняют работу на закрытых досках.

Критерии оценок:

верные ответы 8 оценка «5»

7 «4»

5-6 «3»

менее 5 «2»

Учащиеся проверяют работы одногруппников, работающих на обратной стороне доски, и одновременно свои работы.

III. Сообщение из истории математики

Тригонометрия возникла и развивалась в древности как один из разделов астрономии, как её вычислительный аппарат, отвечающий практическим нуждам человека.

Некоторые тригонометрические сведения были известны древним вавилонянам и египтянам, но основы этой науки заложены в Древней Греции.

Греческий астроном Гиппарх во II в. до н. э. составил таблицу числовых значений хорд в зависимости от величин стягиваемых ими дуг. Более полные сведения из тригонометрии содержатся в известном "Альмагесте" Птолемея. Сделанные расчёты позволили Птолемею составить таблицу, которая содержала хорды от 0 до 180 Разработка урока по алгебре 10 класс.

Название линий синуса и косинуса впервые были введены индийскими учёными. Они же составили первые таблицы синусов, хотя и менее точные, чем птолемеевы.

В Индии начинается по существу учение о тригонометрических величинах, названное позже гониометрией (от "гониа" - угол и "метрио" - измеряю).

На пороге XVII в. в развитии тригонометрии начинается новое направление - аналитическое.

Тригонометрия даёт необходимый метод развития многих понятий и методы решения реальных задач, возникающих в физике, механике, астрономии, геодозии, картографии и других науках. Кроме этого, тригонометрия является большим помощником в решении стереометрических задач.

IV. Применение тригонометрических формул к преобразованию выражений.

На доске самостоятельно по карточкам работают 2 учащихся.

Карточка№1. Найти значение выражения 2sin+5сos , если tg=2

3сos- sin

Карточка№2. Вычислить сos2, если sin=-3/4,  3/2.

V.Выполнение теста.

Тест по теме «Тригонометрические формулы»

Вариант I

1.Запишите cos61/10 с помощью наименьшего положительного числа: а) sin Разработка урока по алгебре 10 класс; б) sin Разработка урока по алгебре 10 класс; в) cos Разработка урока по алгебре 10 класс; г) cos Разработка урока по алгебре 10 класс.

2. Сравните с нулём выражения sin Разработка урока по алгебре 10 класс, cos 5 и tg 1,6Разработка урока по алгебре 10 класс. Выберите правильную серию ответов:

а) - - + ; б) + + - ; в) - + -; г) - + +.

3.Найдите значение выражения 7 cosРазработка урока по алгебре 10 класс - 5.

а) 2; б) -2; в) -1; г) 1.

4.Упростите выражение Разработка урока по алгебре 10 класс а) cos Разработка урока по алгебре 10 класс; б) -sinРазработка урока по алгебре 10 класс; в) sin Разработка урока по алгебре 10 класс; г) cos Разработка урока по алгебре 10 класс.

5.Оцените значение выражения 2 - 3 sinРазработка урока по алгебре 10 класс а) Разработка урока по алгебре 10 класс б)Разработка урока по алгебре 10 класс в) Разработка урока по алгебре 10 класс г) Разработка урока по алгебре 10 класс

Выполнить задание, выбрать верный ответ из предложенных, результат записать в таблицу.

Вариант№

Фамилия,имя

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5


Тест по теме «Тригонометрические формулы»

Вариант II

  1. Запишите cos 91/15 с помощью наименьшего положительного числа: а) sin Разработка урока по алгебре 10 класс; б) sin Разработка урока по алгебре 10 класс; в) cos Разработка урока по алгебре 10 класс; г) cos Разработка урока по алгебре 10 класс.

  2. Сравните с нулём выражения cos Разработка урока по алгебре 10 класс, cos 0,7 и ctg 1,6Разработка урока по алгебре 10 класс. Выберите правильную серию ответов:

а) - - + ; б) + + - ; в) - + -; г) - + +.

3 .Найдите значение выражения 5 - 4 sinРазработка урока по алгебре 10 класс

а) 2; б) -2; в) -1; г) 1.

4.Упростите выражение Разработка урока по алгебре 10 класс

а) cos Разработка урока по алгебре 10 класс; б) -sinРазработка урока по алгебре 10 класс; в) sin Разработка урока по алгебре 10 класс; г) cos Разработка урока по алгебре 10 класс.

5.Оцените значение выражения 2 - 3 cos Разработка урока по алгебре 10 класс

а) Разработка урока по алгебре 10 класс б)Разработка урока по алгебре 10 класс в) Разработка урока по алгебре 10 класс г) Разработка урока по алгебре 10 класс

Выполнить задание, выбрать верный ответ из предложенных, результат записать в таблицу.

Вариант№

Фамилия,имя

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5


Ответы:

Вариант I ввагв Вариант II гвггв

VI.Итоги урока

Продолжи фразу

«Сегодня на уроке я повторил…»

«Сегодня на уроке я закрепил…»

Комментирование и выставление оценок.

VII. Домашнее задание: повторение темы «Тригонометрические формулы»


© 2010-2022