- Преподавателю
- Математика
- Разработка урока по алгебре 10 класс
Разработка урока по алгебре 10 класс
Раздел | Математика |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Идрисова Р.Г. |
Дата | 05.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Министерство образования Республики Мордовия
ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Краснослободский промышленный техникум»
УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по УПР Спиркина Т.В.______
«___»__________2009
Методическая разработка
по математике
«Применение тригонометрических формул»
Разработка урока математики по теме «Применение тригонометрических формул»
Аннотация
Тема "Тригонометрия " -достаточно сложная тема, требующая знания большого количества однотипных формул. Поэтому удобно иметь сюжетную "картинку", позволяющую запомнить формулы, привязать их к единичной окружности. Применять ИКТ целесообразно в обучающем, тренировочном режимах для отработки элементарных умений и навыков после изучения отдельных тем тригонометрии, например, "Преобразование тригонометрических выражений" с применением основных формул тригонометрии.
Содержание
Введение
Основная часть
Заключение
Список литературы и другие источники
Приложение А.
Введение
В древности тригонометрия возникла в связи с потребностями астрономии, землемерия и строительного дела, то есть носила чисто геометрический характер и представляла главным образом «исчисление хорд». Со временем в нее начали вкрапляться некоторые аналитические моменты. В первой половине 18-го века произошел резкий перелом, после чего тригонометрия приняла новое направление и сместилась в сторону математического анализа. Именно в это время тригонометрические зависимости стали рассматриваться как функции. Это имеет не только математико-исторический, но и методико-педагогический интерес.
В настоящее время изучению тригонометрических функций именно как функций числового аргумента уделяется большое внимание в курсе математики. Существует несколько различных подходов к преподаванию данной темы. Тригонометрия всегда вызывает затруднения у учащихся. Часто можно услышать вопрос - «Для чего нам учить эти формулы?» Целью данного урока является повторение основных тригонометрических формул и закрепление их в ходе выполнения упражнений.
Тема урока: Применение тригонометрических формул к преобразованию выражений.
Цели:
Обучающие:
- уметь использовать основные формулы тригонометрии при упрощении тригонометрических выражений;
- совершенствование навыков использования и применения формул приведения;
- повторить основные тригонометрические формулы и закрепить их знания в ходе выполнения упражнений;
Развивающие:
- интеллектуальное, эмоциональное, личностное развитие учащегося;
- организовывать себя на работу, пользоваться умением самопроверки;
- развивать познавательный интерес;
- вызвать интерес к урокам математики.
Воспитательные:
- воспитывать настойчивость и упорство в достижении цели;
- эстетическое воспитание осуществляется через формирование умения рационально, аккуратно оформлять задание в тетради, через наглядные и дидактические пособия.
Базовые знания:
-
основные формулы тригонометрии;
-
формулы приведения;
Тип урока: Урок совершенствования и закрепления знаний.
Формы учебной работы:
-
индивидуальная;
-
индивидуально-коллективная.
Оборудование:
-
тригонометрический круг;
-
компьютер, презентация;
-
мультимедийный проектор;
-
таблица значений тригонометрических функций;
-
дидактические карточки с математическим диктантом
-
тесты
Девиз урока: «Не бойтесь формул!
Учитесь владеть этим инструментом
Человеческого гения!
В формулах заключено величие и могущество
разума…»
Марков А.А.
Основные этапы урока:
-
Сообщение темы, цели урока и мотивация учебной деятельности.
-
Устный счёт
-
Повторение формул тригонометрии с помощью компьютерной презентации
-
Сообщение из истории математики.
-
Математический диктант.
-
Применение тригонометрических формул к преобразованию выражений
-
Выполнение теста.
-
Подведение итогов урока
-
Задание на дом
Ход урока:
I. Организационный момент.
Сообщение темы, цели урока и мотивация учебной деятельности
II. Проверка знаний учащимися тригонометрических формул.
У доски 3 учащихся записывают тригонометрические формулы:
1.Формулы, которые устанавливают соотношения между тригонометрическими функциями одного и того же угла.
2 Формулы сложения.
3 Формулы суммы и разности и разности тригонометрических функций.
В это время с остальными уч-ся провести устную разминку.
1.Устная разминка (задания заранее написаны на доске):
1.Какому выражению соответствует значение ?
а)sin30; б) cos; в) tg
2.Выбрать возможный вариант.
а) sin =; б) cos = -2; в) sin = -3,7.
3. Какой из углов является углом II четверти?
а) ; б) -145 ; в)
4.В каких четвертях sin и имеют разные знаки?
а) II и IV; б) I и III; в) I и IV.
5. Каким выражением можно заменить ?
а) cos ; б) sin ; в) - sin.
2. Компьютерная презентация тригонометрических формул.
Презентация «Тригонометрические формулы»
3. Математический диктант.
Вариант1
Вариант2
1+tg2 =
cos(/2+)=
tg (3/2+)=
1+ctg2=
1- sin2 =
sin(+)=
sin(-)=
tg.ctg=
sin2 + cos2=
cos(+)=
sin2=
сos2=
cos (-)=
1-cos2=
sin - sin=
сos - cos=
Двое учащихся выполняют работу на закрытых досках.
Критерии оценок:
верные ответы 8 оценка «5»
7 «4»
5-6 «3»
менее 5 «2»
Учащиеся проверяют работы одногруппников, работающих на обратной стороне доски, и одновременно свои работы.
III. Сообщение из истории математики
Тригонометрия возникла и развивалась в древности как один из разделов астрономии, как её вычислительный аппарат, отвечающий практическим нуждам человека.
Некоторые тригонометрические сведения были известны древним вавилонянам и египтянам, но основы этой науки заложены в Древней Греции.
Греческий астроном Гиппарх во II в. до н. э. составил таблицу числовых значений хорд в зависимости от величин стягиваемых ими дуг. Более полные сведения из тригонометрии содержатся в известном "Альмагесте" Птолемея. Сделанные расчёты позволили Птолемею составить таблицу, которая содержала хорды от 0 до 180 .
Название линий синуса и косинуса впервые были введены индийскими учёными. Они же составили первые таблицы синусов, хотя и менее точные, чем птолемеевы.
В Индии начинается по существу учение о тригонометрических величинах, названное позже гониометрией (от "гониа" - угол и "метрио" - измеряю).
На пороге XVII в. в развитии тригонометрии начинается новое направление - аналитическое.
Тригонометрия даёт необходимый метод развития многих понятий и методы решения реальных задач, возникающих в физике, механике, астрономии, геодозии, картографии и других науках. Кроме этого, тригонометрия является большим помощником в решении стереометрических задач.
IV. Применение тригонометрических формул к преобразованию выражений.
На доске самостоятельно по карточкам работают 2 учащихся.
Карточка№1. Найти значение выражения 2sin+5сos , если tg=2
3сos- sin
Карточка№2. Вычислить сos2, если sin=-3/4, 3/2.
V.Выполнение теста.
Тест по теме «Тригонометрические формулы»
Вариант I
1.Запишите cos61/10 с помощью наименьшего положительного числа: а) sin ; б) sin ; в) cos ; г) cos .
2. Сравните с нулём выражения sin , cos 5 и tg 1,6. Выберите правильную серию ответов:
а) - - + ; б) + + - ; в) - + -; г) - + +.
3.Найдите значение выражения 7 cos - 5.
а) 2; б) -2; в) -1; г) 1.
4.Упростите выражение а) cos ; б) -sin; в) sin ; г) cos .
5.Оцените значение выражения 2 - 3 sin а) б) в) г)
Выполнить задание, выбрать верный ответ из предложенных, результат записать в таблицу.
Вариант№
Фамилия,имя
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Задание 5
Тест по теме «Тригонометрические формулы»
Вариант II
-
Запишите cos 91/15 с помощью наименьшего положительного числа: а) sin ; б) sin ; в) cos ; г) cos .
-
Сравните с нулём выражения cos , cos 0,7 и ctg 1,6. Выберите правильную серию ответов:
а) - - + ; б) + + - ; в) - + -; г) - + +.
3 .Найдите значение выражения 5 - 4 sin
а) 2; б) -2; в) -1; г) 1.
4.Упростите выражение
а) cos ; б) -sin; в) sin ; г) cos .
5.Оцените значение выражения 2 - 3 cos
а) б) в) г)
Выполнить задание, выбрать верный ответ из предложенных, результат записать в таблицу.
Вариант№
Фамилия,имя
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Задание 5
Ответы:
Вариант I ввагв Вариант II гвггв
VI.Итоги урока
Продолжи фразу
«Сегодня на уроке я повторил…»
«Сегодня на уроке я закрепил…»
Комментирование и выставление оценок.
VII. Домашнее задание: повторение темы «Тригонометрические формулы»