Конспект урока Целые и рациональные числа

Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Преподаватель математики I квалификационной категории:

Пушкарёва Ольга Владимировна

Группа: 1 курс СПО материал 10 класса (30 обучающихся)

Урок: математика (алгебра)

Новая тема: «Целые и рациональные числа»

Цель:

Знать, что такое натуральное, целое, рациональное число, периодическая дробь; уметь записывать бесконечную десятичную дробь в виде обыкновенной, уметь выполнять действия с десятичными и обыкновенными дробями.

Задачи:

1. Закрепить изученный материал, меняя виды работы, по данной теме «Целые и рациональные числа».

2. Развивать навыки и умения, в выполнении действий с десятичными и обыкновенными дробями, развивать логическое мышление, правильную и грамотную математическую речь, развитие самостоятельности и уверенности в своих знаниях и умениях при выполнении разных видов работ.

3. Воспитывать интерес к математике путём введения разных видов закрепления материала: устной работой, работой с учебником, работой у доски, ответами на вопросы и умением делать самоанализ, самостоятельной работой; стимулированием и поощрением деятельности учащихся.

План:

I. Организационный момент.

II. Новая тема:

«Целые и рациональные числа».

1.Теоретическая часть.

2. Практическая часть.

3. Работа по учебнику и у доски.

4. Самостоятельная работа по вариантам.

III. Итог.

1. По вопросам.

IV. Домашнее задание.















Ход урока:


  1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой и готовность преподавателя и обучающихся на урок. Сообщение цели и задач.


  1. Новая тема: «Целые и рациональные числа»:

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


  1. Первоначально под числом понимали лишь натуральные числа. Которых достаточно для счёта отдельных предметов.

Множество N = Конспект урока Целые и рациональные числа натуральных чисел замкнуто относительно операций сложения и умножения. Это значит, что сумма и произведение натуральных чисел являются числами натуральными.


  1. Однако разность двух натуральных чисел уже не всегда является натуральным числом.

Приведите примеры: 5 - 5 = 0; 5 - 7 = - 2, числа 0 и - 2 не являются натуральными).

Так, результат вычитания двух одинаковых натуральных чисел приводит к понятию нуля и введению множества целых неотрицательных чисел

Z0 =Конспект урока Целые и рациональные числа.

Чтобы сделать выполнимой операцию вычитания, вводят отрицательные целые числа, то есть числа, противоположные натуральным. Таким образом получают множество целых чисел Z =Конспект урока Целые и рациональные числа.

  1. Чтобы сделать выполнимой операцию деления на любое число, не равное нулю, необходимо к множеству всех целых чисел присоединить множество всех положительных и отрицательных дробей. В результате получается множество рациональных чисел Q = Конспект урока Целые и рациональные числа.

При выполнении четырёх арифметических действий (кроме деления на нуль) над рациональными числами всегда получаются рациональные числа.

  1. Каждое рациональное число можно представить в виде периодической десятичной дроби.

Вспомним, что такое периодическая дробь. Это бесконечная десятичная дробь, у которой начиная с некоторого десятичного знака повторяется одна и та же цифра или несколько цифр - период дроби. Например, 0,3333…= 0,( 3);

1,057373…=1,05(73).

Читаются эти дроби так : «0 целых и 3 в периоде», «1 целая, 5 сотых и 73 в периоде».



Запишем рациональные числа в виде бесконечной периодической десятичной дроби: натуральное число 25 = 25,00…= 25,(0); целое число -7 = -7,00…= -7,(0); обыкновенная дробь Конспект урока Целые и рациональные числа= -2,300…= - 2,3(0); Конспект урока Целые и рациональные числа= 1,533…=1,5(3)

(пользуемся алгоритмом деления уголком).

  1. Справедливо и обратное утверждение: каждая бесконечная периодическая десятичная дробь является рациональным числом, так как может быть представлена в виде дроби Конспект урока Целые и рациональные числа, где m - целое число, n - натуральное число.

Рассмотрим пример:

  1. Пусть x= 0,2(18) умножая на 10, получаем 10x = 2,1818…(Нужно умножить дробь на 10n, где n - количество десятичных знаков, содержащихся в записи этой дроби до периода: x10n).


  1. Умножая обе части последнего равенства на 100, находим

1000x = 218,1818…(Умножая на 10k, где k - количество цифр в периоде x10n10k=x10n+k).

  1. Вычитая из равенства (2) равенство (1), получаем 990x = 216, x = Конспект урока Целые и рациональные числа=Конспект урока Целые и рациональные числа.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.Записать в виде десятичной дроби:

1) Конспект урока Целые и рациональные числа - на доске;

3) Конспект урока Целые и рациональные числа - за доской один учащийся записывает решение, остальные решают на местах, потом проверяют друг друга;

5) -8Конспект урока Целые и рациональные числа - под диктовку, все выполняют задание, а один проговаривает вслух.

2. Выполнить действия и записать результат в виде десятичной дроби:

1) Конспект урока Целые и рациональные числа+Конспект урока Целые и рациональные числа - на доске;

3) Конспект урока Целые и рациональные числа+1,25 - под диктовку, все выполняют задание, а один проговаривает вслух;

5) Конспект урока Целые и рациональные числа1,05 - самостоятельно с последующей проверкой.

3. Записать в виде обыкновенной дроби бесконечную десятичную дробь:

6) -2,3(82) - преподаватель показывает на доске решение, опираясь на алгоритм:

X = -2,3(82) = -2,3828282…

10x = -23,828282…

1000x = -2382,8282…

1000x - 10x = -2382,8282…- (23,828282…)

990x = - 2359

X = - Конспект урока Целые и рациональные числа= -2Конспект урока Целые и рациональные числа.


  1. 0,(6); 3) 0,1(2); 5) -3,(27) - на доске учащиеся выходят по очереди.

4. Вычислить:

(Выполнить самостоятельно по вариантам)


  1. (20,88 : 18 + 45 : 0,36) : (19,59 + 11,95);

  2. Конспект урока Целые и рациональные числа9 + 8Конспект урока Целые и рациональные числа+ Конспект урока Целые и рациональные числа.

5.Вычислить:


  1. (3Конспект урока Целые и рациональные числа+ 0,24)2,15 + (5,1625 - 2Конспект урока Целые и рациональные числа)Конспект урока Целые и рациональные числа - самостоятельно с последующей проверкой.

III. Итог.

  1. Множества каких чисел вы знаете? Приведите примеры.

  2. Что такое периодическая дробь?

  3. Как записать периодическую дробь в виде обыкновенной?

  4. Проведите самоанализ: «Чему научились и что нового узнали?»

IV. Домашнее задание.

1.Записать в виде десятичной дроби:

2) Конспект урока Целые и рациональные числа; 4) - Конспект урока Целые и рациональные числа; 6) Конспект урока Целые и рациональные числа.

2. Выполнить действия и записать результат в виде десятичной дроби:

2) Конспект урока Целые и рациональные числа+Конспект урока Целые и рациональные числа; 4) Конспект урока Целые и рациональные числа+0,33; 6) Конспект урока Целые и рациональные числа1,7.

3. Записать в виде обыкновенной дроби бесконечную десятичную дробь:

2) 1,(55); 4) -0,(8).

5.Вычислить:

  1. 0,364 : Конспект урока Целые и рациональные числа + Конспект урока Целые и рациональные числа:0,125 + 2Конспект урока Целые и рациональные числа0,8.


© 2010-2022