Экологическая культура на уроках математики в школах I-II вида

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Экологическая культура на уроках математики в школах I-II вида

Экологическое воспитание и образование - один из самых волнующих вопросов современного общества. Наша страна в настоящее время испытывает экологический, демографический и культурный кризис, выход из которого ищут специалисты в области экологии, валеологии и культурологи. Именно поэтому важнейшим направлением современного воспитания становится экологическое образование, которое позволит ребенку преодолеть отчуждение от природы, поможет становлению экологической культуры.

Перед современной школой поставлены задачи повышения качества образования и воспитания, обеспечения более высокого научного уровня преподавания каждого предмета, прочного овладения основами наук путем усовершенствования методов обучения, а также формирования у учащихся потребности в самостоятельном, творческом подходе к освоению новых знаний. Сказанное в полной мере относится и к специальной школе.

Глухие и слабослышащие школьники - особый контингент учащихся, при их обучении часто возникают специфические трудности, с которыми обычно не сталкиваются преподаватели традиционных учебных заведений. Для данной категории детей необходимо искать такие формы подачи учебного материала, которые отличались бы наибольшей визуализацией: специальные программы, выполняющие коррекционную роль, например словарь математических понятий; программы информационной поддержки процесса обучения. При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья следует учитывать особенности психофизиологических, слухоречевых и познавательных возможностей обучаемых. Это обусловливает особенности преподавания, которые включают в себя коррекционную направленность.

При подготовке к занятию и дозировании учебного материала необходимо учитывать характер формируемого понятия или умения, принимать во внимание конкретный уровень знаний, имеющийся у учащихся на каждом этапе, предусматривать контроль усвоения программы.

Обязательными элементами каждого занятия при обучении всех учащихся являются название темы, постановка цели, сообщение и запись плана занятия, выделение основных понятий и методов их изучения, указание видов деятельности и способов проверки усвоения материала. Наряду с этими элементами при обучении детей с нарушением слуха необходимым компонентом занятий является словарная работа, т.е. работа по обогащению и развитию речи глухих и слабослышащих. Для глухих и слабослышащих, у которых слабо развита долговременная память, этот этап необходим.

Продуктивность практического решения задач (геометрических, алгебраических и др.) у глухих и слабослышащих сравнительно высока. Однако, они значительно отстают от слышащих сверстников в умении рассматривать задачи в теоретическом плане (проводить анализ зависимостей между различными величинами, выделять отдельные переменные, сопоставлять полученные результаты с исходными, формулировать выводы). Очевидно , поэтому дети с нарушением слуха редко прибегают к специальным приемам мышления в процессе усвоения учебного материала, как правило, запоминают какой-то его объем без соответствующей логической обработки. Работать над развитием логического мышления учащихся с недостатками слуха необходимо систематически, последовательно, учитывая, что логическое мышление формируется по-разному для каждой группы учащихся одного и того же возраста.

Индивидуализация учебной деятельности учащихся с нарушениями слуха, осуществляется на основе учета их индивидуальных особенностей, проявляющихся в познавательной деятельности, психофизических(в том числе и слуховых) способностях, в умении мобилизовать эмоционально-волевые и интеллектуальные силы; а также использования дидактических и организационных средств. Слабослышащие и глухие дети , имеющие сохранный интеллект, достаточно хорошо усваивают большинство математических знаний. Однако они не могут долго сохранять их в памяти. Поэтому перед новой темой, опирающейся на материал предыдущих годов обучения, стоит повторить основные правила и приемы выполнения заданий

Математика является наиболее удобным предметом для развития творческих способностей учащихся. Этому способствует логическое построение предмета, четкая система упражнений, для закрепления полученных знаний и абстрактный язык математика. Самое сложное в математике научить решать задачи. Математика учит аргументировать, выделять главное, существенное, умение рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, обобщать и применять их при решении конкретных вопросов.

Одной из главных трудностей при решении текстовых задач является их смысловое понимание, в виду ограниченного словарного запаса. Поэтому, прежде чем перейти к практическому решение (непосредственным расчетам), необходимо разобрать значение каждого слова и всего текста. Рассматривая, таким образом, задачи экологического содержания, учитель выполняет сразу несколько функций - воспитательную, развивающую, познавательную. Подобные задачи раскрывают разнообразные аспекты широкой, целостной современной экологической картины. Их конкретное содержание создает у школьников максимальное представление о состоянии и экологическом изменении окружающей среды страны, края, отдельного города, сформировать экологическую совесть. Это особенно актуально для нашего города Нижнекамска, в котором расположено большое количество заводов химической и нефтеперерабатывающей промышленности.

Разнообразная тематика задач включает учащихся в ситуацию раздумий, поиска, открытий. Вызывает яркие интеллектуальные эмоции у детей: удивление, интерес, раздумье, - развивая восприятие, воображение, творческое начало. И, конечно, способности к причинному анализу экологических ситуаций. И.М.Сеченов когда-то сказал: «Всякий мыслительный анализ и синтез как основные формы познавательной деятельности развиваются у ребенка на основе практического знакомства с предметами». Это особенно справедливо для детей с нарушением слуха.

С помощью экологических задач по математике вырастает понимание, что стабильно хорошее здоровье человека невозможно без применения в жизнедеятельности знаний об экологической взаимосвязи с природой, частью которой он является.

В содержании экологических задач не только называются источники загрязнения воды, почвы и воздуха, но и отмечены зоны экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций. Они излагают в фактах конкретные меры по улучшению окружающей среды и предлагают самим школьникам разобраться в экологическом состоянии на основе приведенных фактов и сформулировать свои меры по ее улучшению. В них также затрагиваются темы экологического кризиса: выявление редких и исчезающих видов животных и растений, меры по защите природы от разрушения, исторические реалии; противоречия между растущими потребностями людей и ограниченными возможностями окружающей среды.

Таким образом, общий замысел рассмотрения экологических задач на уроках математики - в пробуждении личной заинтересованности, гуманного отношения к живой жизни, чувства милосердия, в формировании норм поведения в природной среде, следование которым составляет основу экологической культуры личности, ее нравственности.

Текстовые задачи позволяют раскрыть вопросы о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении её природных богатств. Каждый курс математики может вносить вклад в формировании экологического сознания. Наиболее благоприятные темы в 5 классе: «Натуральные числа», «Десятичные дроби», «Проценты»,в 6 классе: «Пропорции», «Положительные и отрицательные числа» «Диаграммы», в 7 классе «Графики функций», «Степень», в 8 классе «Квадратные корни», «Степень с целым показателем», «Осевая и центральная симметрии», в 9 классе: «Прогрессии».

Задачи.

1. Напишите числами запись: «На один миллион лесной площади приходится всего шесть работников лесного хозяйства. В тысяча девятьсот девяносто четвертом году вырублено лесов тридцать семь тысяч двести четыре га, а пожарными было охвачено семьдесят четыре тысяч восемьсот пятьдесят четыре га лесной площади. В тысяча девятьсот девяносто пятом году только в июле пожары уничтожили один миллион пятьсот тысяч кубических метров древесины на площади свыше четыреста тысяч га».

2. 20кг макулатуры сохраняют одно дерево. Сколько деревьев сохраняет 100кг макулатуры?

3. Через заводские очистительные сооружения в сутки проходит 3000л воды. За сколько дней очистится 27000л воды? Сколько литров воды проходит через очистительные сооружения за час?

4. Из 100 пожаров в нашей стране 9/10 происходит по вине человека. Поставьте вопрос, чтобы задача решалась в два действия.

5. Завод выбрасывает отходы в реку. За одну минуту в реку поступает 100л загрязненной воды. Сколько загрязненной воды поступает в реку за час, за сутки?

6. Липа плохо переносит загрязненность городских улиц. На вольном воздухе, в лесах, эти деревья доживают до 500 лет, а в городских условиях - на 35 лет меньше. Сколько лет живет липа в городе?

7. В развитой стране один человек за год использует 90 банок из-под напитков, 45кг пластика, 70 консервных банок, 107 стеклянных бутылок. Определите отходы, «производимые» семьей из 4 человек.

8. В крупных промышленных городах на 1 км2 поверхности за меясц оседает26т сажи. Сколько тонн сажи осядет за год в городском районе площадью 30км2?

9. Статистические данные показывают, что более 80% онкологических заболеваний вызвано факторами окружающей среды: курение - 30%, химические вещества пищи - 35%, неблагоприятные условия работы - 5%, спиртные напитки - 3%, излучения - 3%, загрязнение воздуха и воды - 2%, другие причины - 5%, причины не связанные с влиянием окружающей среды - 17%. Ежегодно в мире регистрируются 5,9 млн новых случаев заболевания раком и умирает 3,4 млн больных. Рассчитайте, сколько человек в мире умирает в год от рака, вызванного курением.

При решении экозадач у школьников вырабатывается:

Умение применять в жизни числа, рассуждать о проблемах экологии и решать текстовые задачи на уроках;

Экологическое воспитание школьников вырабатывает любовь, уважение к окружающей среде и патриотическое сознание;

Развивает интерес к уроку и усиливает значение экологии в жизни человека.

Использование экозадач является показателем уровня экологического сознания, от которого зависит отношение людей друг к другу и к природному окружению, т.е. выживание человечества. Экологизация математики способствует получению учащимися знаний об окружающем мире и его экологических проблемах, осуществляется мотивация учебной деятельности учащихся и формирование представления о роли математики в решении экологических проблем. Воспитывается интеллектуальное качество личности - компетентность (умение видеть проблему, владеть способами решения и добиваться успеха). Одним специалистам в области естественнонаучных дисциплин с задачами экологического образования не справиться. Это слишком серьёзная проблема. Она - касается каждого! Ведь цель устойчивого развития - выживание человечества в целом и повышение качества жизни для каждого гражданина в отдельности. А потому мы все сообща (несмотря на предмет, который преподаём) должны формировать в подрастающем поколении устойчивое желание и умение жить так, чтобы сохранить нашу Землю для настоящих и будущих поколений. Путей здесь много… Главное - результат.


© 2010-2022