- Преподавателю
- Математика
- Система работы учителя математики со слабоуспевающими учащимися при подготовке к ГИА
Система работы учителя математики со слабоуспевающими учащимися при подготовке к ГИА
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бельчикова Н.В. |
Дата | 29.04.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Система работы учителя математики со слабоуспевающими учащимися при подготовки к ГИА
Каждый учитель желает знать... как подготовить к ГИА
Каждому из нас хорошо известно, насколько трудным, сложным и ответственным является процесс подготовки учащихся к сдаче выпускных экзаменов. Как мучительно мы, учителя ищем новые подходы и способы обучения, применяем различные педагогические, психологические приёмы, поддерживающие у учащихся интерес к учёбе, корим себя за провалы и неудачи, расстраиваемся из-за низких баллов, «глупых» ошибок своих подопечных.
Результаты первой диагностической работы (в ноябре) не насторожили меня, а вот результаты второй диагностической работы показали необходимость целенаправленной, специальной подготовки всех учеников к сдаче экзамена в форме ГИА , независимо от уровня знаний.
Ошибки, допущенные учениками, были типичными - это:
• Невнимательность при работе с бланками ответов;
• Неумение распределять время;
• Трудность с восприятием нестандартных формулировок заданий.
На первом этапе, основной задачей подготовки учеников стало обеспечение 100 % обученности. Тем не менее, нельзя оставить без внимания и учащиеся, претендующие на оценки «4» и «5».
Главное условие успешной сдачи ГИА - это разработка индивидуальной стратегии деятельности ученика при подготовке и во время экзамена.
Для подготовки учащихся были организованы и провятся следующие мероприятия:
в течение года проводятся дополнительные занятия-консультации;
выработана особая организация учебной деятельности на уроках;
ученики получают домашнее задание по принципу «массив заданий»;
Каждому учащемуся был выдан логин и пароль для доступа к Интернет - ресурсам по подготовке к ГИА , на сайте uztest.ru;
Регулярно проводятся занятия по Интернет - подготовке в компьютерном классе школы с учителем ;
Организовано взаимодействие, сотрудничество с родителями с целью оказания помощи и поддержки их детям в подготовке к ГИА ;
Выполнение тренировочных заданий в формате ГИА системы СтатГрад;
Непосредственная подготовка к итоговой аттестации начинается в декабре.
После прохождения программного материала, с целью отработки заданий базового уровня и формирования устойчивых навыков, на каждом уроке отвожу около 10-15 минут на решение типовых заданий по теме. При этом пять учащихся выполняют по одному из таких заданий у доски, остальные работают самостоятельно с последующей проверкой решения. При такой форме опроса у доски выполняют задание ученики со слабой подготовкой под руководством учителя . На следующем уроке похожее задание уже для всех являются зачетными и оцениваются. Подобная структура урока регулярно повторяется, что приводит к определенному привыканию к заданиям и необходимости систематического повторения.
Пример: цикл из трёх уроков.
Урок - повторение:
В начале занятия 25-30 минут урока отводится на повторение, отработку какой-либо темы, например, « проценты и решение задач на проценты», подробно разбирается теория, и записываются примеры задач. После этого тетради для подготовки собираю и провожу на 10-15 минут самостоятельную работу по только что рассмотренной теме.
Урок - решение заданий ГИА .
Из образца работы ГИА совместно с учениками (можно и самостоятельно) выбираются 10 заданий по принципу «самые простые».
Каждое из них решаю на доске с записью объяснений.
При этом ученики меня слушают и не пишут, обращаю на это внимание, поскольку и записать и вникнуть одновременно доступно не для всех. Закончив объяснение, спрашиваю, что было не понятно и после ответов на вопросы даю команду записать в тетрадь. По мере продвижения в подготовке , могу пойти на хитрость и стереть (закрыть) решение, чтобы ученики восстановили его сами.
Разобрав 10 заданий, собираю тетради и провожу самостоятельную работу по только что решённым заданиям. Ученики получают зачёт лишь после того как безошибочно справятся с заданиями.
Вариант второй этой же работы ученики получают на дом.
Урок - контроль.
На этом уроке уже самостоятельная работа по заданиям из двух вариантов. И.т.д.
Можно добавить урок - консультацию, где разъясняю оставшиеся неясности..
В течение учебного года и особенно в период подготовке к краевым контрольным работам, задаю и контролирую выполнение подготовительных заданий , выложенных на сайте .
Проводились эти занятия по следующей методике: ученики работают самостоятельно. При этом ученики могут общаться с одноклассниками, консультироваться с учителем , и проводить работу над ошибками на листочках. Оценку за работу они получали с учетом « осознания» своих ошибок.
Эти занятия дети посещали с удовольствием. Специфика урока позволила им снять неловкость неуверенность и получить объективную оценку своих знаний. С компьютером не поспоришь!
Единственный недостаток мало компьютеров подключенных к сети интернет и проходится делить на группы учащихся. Одни работают в интернете другие отрабатывают задания в своих папках.
Отмечу также роль технических средств в процессе подготовки к ГИА , а также в проведения уроков. Ведь учителю приходится буквально по заданиям собирать дидактическую базу из разных источников, так как формулировки заданий в учебниках по алгебре явно отличаются от экзаменационных. Использование ИКТ позволяет минимизировать временные затраты на подготовку доски, распечатку заданий, проверку правильности решений. Оперативная обратная связь, ресурсы интернета позволяют качественно и количественно увеличить тренировочную базу подготовки школьников.
Веду диагностические карты на каждого учащегося по результатам контрольных и самостоятельных работ. Каждая краевая работа тщательно анализирую и составляю план ликвидации пробелов.
Проблема распределения ответственности между родителями и школой по поводу трудностей возникающих в процессе обучения и подготовки ребенка к экзаменам - одна из острейших проблем в педагогической практике. Ситуация экзамена, безусловно, обостряет подобные противоречия.
По моему мнению учитель не должен взваливать на себя всю работу и ответственность за подготовку - дети и родители должны знать, что учителя всегда рядом, готовы придти на помощь. Но экзаменуют всё-таки - учеников и от них в первую очередь требуется заинтересованность и активность.
В течение полугода с родителями дважды уже встречались на собраниях и «внятно» объясняли цели и задачи подготовительного периода. Но активность и ответственность родителей оставляет желать лучшего.
Вспоминая прошлый учебный год, становиться понятно каких усилий стоила подготовки к экзамену ГИА всем участникам этого процесса: ученикам, родителям, учителям , администрации.
Экзамен наши ученики сдали хорошо, но остаются открытыми вопросы:
-
Насколько прочными окажутся приобретенные знания, умения и навыки?
Может быть, сделав упор на решение тренировочных, типичных, базовых заданий, мы упустили главное - «тестовым мышлением» заменили целостное восприятие науки математики ? Ответ на этот вопрос покажет время…
ГИА глазами пессимиста
Вот снова у меня девятый класс.
Так мало грамотных средь них!
Я вглядываюсь в лица: сдаст, не сдаст
В июне ГИА каждый из двоих.
Потом разборки: как и почему;
Системы нет, готовили не так…
И снова я у совести в плену,
Морали-то читать - любой мастак.
А что учитель? Пашет словно вол.
С урока выйдет - мокрая спина.
И думает, чтоб школу не подвёл,
Когда наступит страшная ГИА.
Учитель математики Бельчикова Н.В.
10.11.2013