Реферат «Активные методы обучения»

С каждым годом увеличивается объём информации, которую приходится «переварить» учащимся. В то же время возможности самих учащихся ограничены, да и эпоха глобализации и компьютеризации взрастила совсем другое поколение, которое приходится учить мыслить глубже или где- то подстраиваться под их « быстрый» мозг . В связи с этим новые требования предъявляются уже не только и не столько к количественной, сколько к качественной стороне обучения. На помощь любому учителю приходят активные методы обучени...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание



Введение

Актуальность выбранной нами темы подтверждает то, что наше время требует новых форм обучения, которые позволили бы за короткое время усвоить много учебного материала. Это продиктовано тем, что возрос объём информации, а, следовательно, и количество знаний, которыми должны обладать обучающиеся.

Образование предусматривает использование знаний и навыков на практике, которые учащиеся получают в процессе обучения.

Активные методы обучения уделяют основное именно практической части передаваемых обучающимся знаний, навыков и умений.
Это дает целый ряд преимуществ:

- Новый материал легче воспринимается
- Учащиеся дополнительно обучаются, обмениваясь своим опытом друг с другом.

- Активные методы обучения заставляют обучающегося самому находить решение или обоснование той или иной задачи
- Обучающиеся учатся видеть наиболее эффективные способы и методы решения задачи или ситуации.

Цель работы - проанализировать методы и формамы активного обучения, разобраться в сущности вопроса.

Для достижения цели должны быть выполнены такие задачи:

- изучить литературу по данному вопросу;

- выяснить какие существуют формы и методы активного обучения ;



ГлаваI Активные методы и формы обучения

Способы и приёмы педагогического воздействия, которые стимулируют обучаемых к активности мысли, к творчеству, новаторству, исследовательской деятельности в достижении различных задач и есть активные методы обучения.

Активные методы обученияпризваны подталкивать обучаемых к самостоятельному решению в сложных вопросах и на основе глубокого системного исследования имеющихся обстоятельств и явлений выработать наиболее правильное решение по исследуемой проблеме для осуществления его в практической деятельности.
Активные формы занятий - это формы организации учебно-воспитательного процесса1, способствующие всевозможному (коллективному, индивидуальному, групповому,) изучению (усвоению) учебного материала (вопросов,проблем), динамичному взаимодействию преподавателя и обучаемых, оживлённому обмену мнениями между ними, направленному на достижение правильного понимания содержания изучаемой темы и способов ее практического использования.
Активные формы и методы нерушимо связаны друг с другом. Осуществляя активное обучение, его формы и методы образуют определённый вид занятий. Методы наполняют формы конкретным содержанием, а формы влияет на качество методов. Значительного усиления учебной активности и её эффективности можно добиться, если на занятиях используются активные методы. В этом случае сама форма занятий приобретает активный характер.

Активные методы обучения опираются на экспериментально установленных фактах о том, что в памяти человека фиксируется (при прочих равных условиях) до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит. Таким образом, наиболее продуктивная форма обучения должна опираться на активном введении в соответствующее действие. Эти данные указывают на уместность использования активных методов обучения.

Более эффективным, как подтверждает практика, является комплекстрех основных компонентов:

1. Проблемность2 (выявление проблемы, ее озвучивание, нахождение путей решения, выявление и разрешение существенныхразногласий).
2. Выбранный метод (методы) проведения занятий.
3. Подходящая ему форма (формы).

Для применения активных методов обучения необходимо методическое обеспечение: планы, сценарииучебных занятий, методические разработки и наработки для самостоятельной работы обучаемых. Обязательно,в дополнение к выше сказанному разрабатывается многоплановое задание по данной теме, которое включает:

- проблемные задания и задачи;

- методические рекомендации;

- целенаправленные установки обучаемым на самостоятельную работу;
- ключевую литературу, требующуюся для подготовки к занятию;
- вопросы для самоконтроля обучаемых.

Подведем итог:целостность и взаимосвязь активных методов предоставляет возможность проводить обучающее занятие как совместную творческую деятельность обучаемых и преподавателя,даёт возможность проявиться совместному творчеству и труду, заметно повысить результативность и эффективность подготовки обучающихся.

ГлаваIIПроблемно-ситуационные методы обучения

Если преподаватель, обучаемые и учебно- методический материал нужным образом готовы к активному занятию, то проблемное обучение можно умело и успешно применять на всех видах занятий.

На всех учебных занятиях желательно учить мыслить творчески, так как современная жизнь требует от личности волевых эмоциональных качеств,активности, длительной подготовки и напряженного труда.

Проблемное изложение учебного материала ( например, лекция) занимает центральную позицию в этом. В процессе такого обучения имеет место двухсторонняя интеллектуальнаяинициатива - преподавателя и обучаемых.
Умение педагога, читающего проблемную лекцию, должно выражаться в управлении созданием, развитием и решением проблемных ситуаций.
Преподаватель должен стремиться к следующему: учебная проблемная задача, поставленная перед учениками должна быть решена.
Опираясь на опыт педагогов, выделим главные составляющие такого обучения.

Итак, основная часть проблемного изложения материала может выглядеть так::

- моделирование проблемы;
- пути ее решения;
- доказательство обоснованности решения;
-список вопросов, для решения на следующих занятиях.

Преподаватель в процессе изложения материала, имея перед собой цель стимулировать обучаемых мыслительной деятельности, создает нужные проблемные ситуации. В ситуации психологического препятствия у учащихся начинается процесс мышления. Проблемная ситуация, созданная преподавателем( или соседом по парте) заставляет их сознание идти к самостоятельной познавательной деятельности.

Таким образом, основная отличительная черта проблемной лекции( занятия) состоит в том, что такое обучение побуждает обучающихся думать, получать истину самостоятельно, в отличие о т традиционного обучения, где порой даются уже готовые знания.Знакомясьсизучению учебных проблем, обучаемые учатся видеть проблему самостоятельно, находят способы ее решения.3


2.1 Семинар

Для того, чтобы использовать проблемное обучение на семинаре, преподаватель должен обладать хорошейметодической и теоретической подготовкой. Педагог, подготавливая семинарское занятие, должен уметь организовать работу так, чтобы превратить занятие в творческийспор.
Чтобы этого достичь, нужно выбрать правильную форму семинарского занятия:

"- развернутая беседа на основе планазанятия, имеющегося у обучаемых;

- вопросно-ответный;
- обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных отдельными студентами( учениками)
- устные доклады с последующим обсуждением;
- семинар-диспут;
- комментированное чтение первоисточников;
- решение задач и упражнений на самостоятельность мышления;
- работа с обучающими и экзаменующими машинами и др."4

2.2. Дискуссия

Подготовка дискуссии является одним из главных аспектов в содержании проблемного семинара.

Наиболее эффективной технологией группового взаимодействия является дискуссия, обладающая особыми возможностями в обучении, развитии и воспитании.

"Дискуссия- способ организации совместной деятельности с целью интенсивного проведения процесса принятия решений в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы."5

Поэтому дискуссия - коллективное мышление. Основательная подготовка обучающихся является залогом хорошей плодотворной дискуссии.Обучающимся обязательно заранее обозначить основные задачи и вопросы, вынесенные на обсуждение, возможно подсказать, где искать пути решения( литература).

Формулировать задачи нужно таким образом, чтобы формулировка не содержала готового ответа и не была подсказкой к нему, но задания должны заинтересовать учеников: четкостью формулировки, научностью, возможностью применения на практике.

Перед началом дискуссии, рекомендуютпроводить разминку для интеллекта, назначение которой в следующем:

- актуализация,имеющихся в наличии знаний обучающихся;
- мыслительное настроение на изобретательную умственную работу, быстрое и упорядоченноеразрешение задач;
- определение того, насколько учащиеся подготовлены( способны подготовиться) к такому виду занятий.

Разминкой для активизации умственной деятельности могут послужить такие вопросы:

1. Основные понятия темы.
2. Работа по изучению литературы, документам, умение в них ориентироваться
3. Знание темы: её противоречий и проблем.

4. Понимание сущности этих проблем и противоречий.

5. Мнение обучающихся о поднятой проблеме, умение сделать выводы.

Таким образом, семинар начинается с разминки, которая занимает около 10-15 мин, время ответа на вопрос должно быть ограниченным. Задания, вопросы задаются каждому участнику семинара индивидуально, вопросов в разминке может быть 10-15. Итак, каждое задание или вопрос занимают около 1 мин времени.

После интеллектуальной разминкиследует короткое сообщение, подготовленное слушателем или выступление преподавателя. Далее высказываются все остальные участники дискиссии Затем должны высказать свое мнение обучаемые, педагог следит за ходом обсуждения, направляет, если надо, отвечает на возникшие вопросы, либо просит отвечать обучаемых. Преподавателю необходимо следить за правильностью использования речевых оборотов в ходе интеллектуального спора, или при высказывании своей точки зрения:

- побуждатьучастников семинара к научному изложению своих мнений, доказательства выстраивать по чёткой логической цепочке, умело их обосновывать;

- подбодрятьи стимулировать обучающихся, энергично обсуждавших вопросы, новыми проблемами, но;
- при этом следить, чтобы занятие не оказалось "заваленным" второстепенными вопросами.

Бочкова Н. В., учитель истории и обществознания, считает,"дискуссию можно рассматривать как метод интерактивного обучения и как особую технологию. В качестве метода дискуссия активно используется для организации интенсивной мыслительной и ценностно-ориентирующей деятельности учащихся в других технологиях и методах обучения: социально-психологических тренингах, деловых играх, анализе различных ситуаций и решении задач. В качестве своеобразной технологии дискуссия сама включает в себя другие методы и приемы обучения: "мозговой штурм", "синектика", "анализ ситуаций" и т.д."6

Таким образом,дискуссия создаёт условия для активнойисследовательской деятельности обучающихся; ситуацию для свободноговоплощения своих идей, мыслей.

Заключение

Итак, конечно, от преподавателя зависит какими методами обучения: традиционными или активными будет он доносить знания до обучающихся. Безусловно, есть темы и категории учеников, где по-прежнему хороши традиционные занятия.

С каждым годом увеличивается объём информации, которую приходится «переварить» учащимся. В то же время возможности самих учащихся ограничены, да и эпоха глобализации и компьютеризации взрастила совсем другое поколение, которое приходится учить мыслить глубже или где- то подстраиваться под их « быстрый» мозг . В связи с этим новые требования предъявляются уже не только и не столько к количественной, сколько к качественной стороне обучения.



Использованная литература

1. Бочкова Н. В. Как вести дискуссию// festival.1september.ru/articles/582172/( дата обращения 12.2013)

2. Магура М.И., Курбатова М.Б.Организация и обучение персонала компании.Второе издание, переработанное и дополненное.М.:2003

3.Активные и традиционные методы обучения//rudocs.exdat.com/docs/index-415663.html( дата обращения 12.2013)

1Магура М.И., Курбатова М.Б.Организация и обучение персонала компании.Второе издание, переработанное и дополненное.М.:2003

2Магура М.И., Курбатова М.Б.Организация и обучение персонала компании.Второе издание, переработанное и дополненное.М.:2003

3Магура М.И., Курбатова М.Б.Организация и обучение персонала компании.Второе издание, переработанное и дополненное.М.:2003

4Магура М.И., Курбатова М.Б.Организация и обучение персонала компании.Второе издание, переработанное и дополненное.М.:2003

5Бочкова Н. В. Как вести дискуссию// festival.1september.ru/articles/582172/ ( дата обращения 12.2013)

6 Бочкова Н. В. Как вести дискуссию// festival.1september.ru/articles/582172/( дата обращения 12.2013)

© 2010-2022