- Преподавателю
- Математика
- Методическое пособие. Элементы линейной алгебры
Методическое пособие. Элементы линейной алгебры
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Юркова С.Н. |
Дата | 24.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Чайковский техникум промышленных технологий и управления»
Юркова Светлана Николаевна
Элементы линейной алгебры
Методическое пособие
для студентов электротехнических специальностей.
2015
г. Чайковский
Содержание
1.
Пояснительная записка…………………………………….
3
2.
Основные теоретические положения……………………..
4
2.1.
Определители и их свойства………………………………
4
2.2.
Решение систем линейных уравнений с помощью определителей. Метод Крамера……………………………
7
3.
Рекомендуемая литература…………………………………
8
4.
Задачи для самостоятельного решения……………………
9
5.
Приложение: ответы к задачам для самостоятельного решения………………………………………………………
11
1. Пояснительная записка
Изучение дисциплин профессионального цикла студентами, обучающимися по электротехническим специальностям опирается, в основном, на знания «школьного» курса математики. Однако, при расчете электрических цепей возникает необходимость решения большого числа систем линейных алгебраических уравнений. В связи с этим в курсе «Математика» целесообразно рассмотреть тему «Определители. Решение систем линейных алгебраических уравнений».
Данное методическое пособие предназначено для самостоятельной работы студентов по освоению методов вычисления определителей и решению систем и направлено на формирование:
умения: решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;
знаний:
значений математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы;
основных математических методов решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;
основные понятия линейной алгебры.
Порядок работы:
-
Изучить теоретические положения: сделать краткий конспект, разобрать приведенные примеры.
-
Выполнить указанные преподавателем задания для самостоятельной работы.
Объем времени, отведенный на выполнение самостоятельной работы - 10 ч.
2. Основные теоретические положения
2.1. Определители и их свойства.
-
Определителем второго порядка называется число, первоначально записанное в виде таблицы и вычисляемое по следующему правилу:
Пример 1:
-
Определителем третьего порядка называется число, первоначально записанное в форме таблицы у которой три строки и три столбца и которая вычисляется методом диагоналей по следующему принципу:
Пример 2:
Примечание:
Иногда удобно элементы определителя обозначать одной буквой с двумя индексами, из которых первый указывает на номер строки, а второй - на номер столбца, на пересечении которых стоит взятый элемент.
Пример 3:
-
Пусть дан определитель . Минором элемента aij( где i - номер строки, j - номер столбца, на пересечении которых стоит элемент aij ) называется определитель более низкого порядка (на единицу) , получаемый из данного путем вычеркивания i-й строки и j-го столбца, проходящих через элемент aij.
Пример 4:
Мысленно вычеркиваем второй столбец и первую строку.
=57, =-8
4. Пусть дан определитель третьего порядка
Алгебраическим дополнением элемента aij определителя называется его минор, взятый со знаком плюс, если сумма номеров строки и столбца i+j - четное число, и со знаком минус - если сумма i+j - нечетное число.
Пример 5:
, =-12
Свойства определителей.
10. Величина определителя не изменится, если его строки сделать столбцами, и наоборот.
Пример 6:
20. Если в некоторой строке (или столбце) имеется постоянный множитель, то его можно вынести за знак определителя.
Пример 7:
30. Если в определителе имеется две одинаковые строки ( или столбца ) то определитель равен нулю.
Пример 8:
40. Определитель, в котором две строки (или столбца) пропорциональны, равен нулю.
Пример 9:
50. Если в определителе какая-либо строка (или столбец) состоит из нулей, то определитель равен нулю.
Пример 10:
60. Если в определителе поменять местами какие-либо две строки (столбца), то определитель изменит знак.
Пример 11: ,
70. Если каждый из элементов какой-либо строки (столбца) определителя представляет собой сумму двух слагаемых, то он равен сумме двух определителей, получающихся из него заменой указанной строки (столбца) на строки (столбцы), составленные соответственно из первых и вторых слагаемых в отдельности.
=+
80. Определитель можно разложить по элементам любой строки (или столбца), причем это разложение равно сумме произведений элементов взятой строки (или столбца) на их алгебраические дополнения.
Пример 12:
Разложим определитель по элементам первой строки:
Разложим определитель по элементам третьей строки:
90. Величина определителя не изменится, если к элементам некоторой строки (столбца) прибавить соответствующие элементы другой строки (столбца), умноженные на одно и то же число.
2.3. Решение систем линейных уравнений с
помощью определителей.(Метод Крамера)
Теорема Крамера: Пусть - определитель системы, а j - определитель, получаемый из определителя системы заменой j-го столбца столбцом свободных членов. Тогда, если 0, то система имеет единственное решение, определяемое по формулам:
, (j=1,2,…,n)
Пример 13. Решить систему уравнений
Решение
1. Определитель системы:
2. Вспомогательные определители:
3. Решение уравнения находим по формулам Крамера:
,
,
Ответ: x=1, y=2.
Пример 14. Решить систему уравнений
Решение
1. Определитель системы:
2. Вспомогательные определители:
3. Решение уравнения находим по формулам Крамера:
, ,
, ,
Ответ: x=1,125; y=1,125; z=-0,5.
3. Рекомендуемая литература
1. Лисичкин В.Т. Математика в задачах с решениями: учеб. пособие / В. Т. Лисичкин, И. Л. Соловейчик. - Изд. 3-е; стереотип. - СПб.: Лань, 2011. - 463 с.
2. Ильин, В.А. Линейная алгебра и аналитическая геометрия: Учебник / В.А. Ильин, Г.Д. Ким. - М.: Проспект, 2012. - 400 c.
4. Задания для самостоятельного решения
Задание 1. Вычислить определитель
а) по правилу диагоналей и треугольников
б) разложив по элементам первой строки;
в) разложив по элементам первого столбца.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Задание 2. Решить систему линейных алгебраических уравнений по формулам Крамера.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Приложение: ответы к задачам для самостоятельного решения
-
1
2
1
-3
x=3, y=1, z=-1
2
7
x=3, y=1, z=2
3
-168
x=1, y=3, z=2
4
456
x=2, y=1, z=3
5
566
x=2, y=3, z=1
6
31
x=3, y=2, z=1
7
141
x=-1, y=2, z=3
8
65
x=2, y=-1, z=3
9
-215
x=2, y=3, z=-1
10
16
x=3, y=-1, z=2
11
-3
x=1, y=2, z=3
12
7
x=10, y=-14,5, z=-9
13
-168
x=-2, y=1, z=-1
14
456
x=, y=, z=
15
566
x=1, y=1, z=1
16
31
x=1, y=1, z=1
17
121
x=2, y=3, z=4
18
65
x=, y=, z=
19
-265
x=2, y=-1, z=1
20
16
x=2, y=1, z=1
21
-3
x=1,5, y=-1, z=0,5
22
7
x=-1, y=-1, z=-1
23
-168
x=2, y=1, z=-2
24
456
x=1, y=1, z=1
25
566
x=-1, y=0,5, z=1
26
31
x=2, y=1, z=1
27
121
x=1, y=2, z=3
28
65
x=1, y=5, z=2
29
-215
x=1, y=1, z=-1
30
16
x=2, y=1, z=-1