- Преподавателю
- Математика
- Интегрированные уроки как средство формирования опыта проектной деятельности школьников
Интегрированные уроки как средство формирования опыта проектной деятельности школьников
Раздел | Математика |
Класс | 7 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мильштейн Н.В. |
Дата | 13.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Интегрированные уроки как средство формирования опыта проектной деятельности школьников.
"Немногие умы гибнут от износа, по большей
части они ржавеют от неупотребления"
к.н. Боуве
В целевом разделе примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (пункт1.2.2.) [3] сказано, что «В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости». В связи с этим перед учителями возникает проблема: какими средствами формировать опыт проектной деятельности. Одним из этих средств являются интегрированные уроки.
Интегрированный урок - это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность. Задачи, подобранные к интегрированным урокам являются практико-ориентированными, проблемными. С их помощью можно реализовать ряд методических задач, направленных на формирование опыта проектной деятельности школьников, кроме того интегрированные уроки позволяют рассмотреть, как подходят к изучению одних и тех же процессов, природных явлений, законов, теорий в курсах различных учебных дисциплин. Приведем несколько примеров.
Пример1: задача, для интегрированного урока математика +технология по теме: «Технические расчеты». На данном уроке перед учащимися была поставлена задача: сделать разметку шипового соединения на брусках (рис.1).
рис.1 Двойное шиповое соединение рис. 2
В ходе урока ученики совместно с учителем формулируют цель практической работы, разрабатывают алгоритм действий (учитель математики все предложения фиксирует на доске).
-
Измеряем толщину бруса, определяем вид соединения (одинарное или двойное).
-
Выполняем расчеты.
-
Наносим разметку.
-
Выполняем проверку.
Далее ребята самостоятельно, в парах выполняют работу, а учителя по мере надобности консультируют их. Результат такого занятия: готовый продукт - разметка; выполненные по формулам расчеты. В конце занятия каждая пара учащихся по очереди демонстрирует бруски, приставляя, их друг к другу и проверяя, подходят ли друг другу будущие шипы и проушины (рис.2).
Таким образом, учащиеся приобрели опыт формулировки цели, задач, составления плана действий, проверки результатов, что способствует формированию опыта проектной деятельности.
Пример 2. Тема урока: «Практическое значение теоремы Пифагора». Учебная задача: сколько понадобится листов профнастила, чтобы закрыть крышу (рис3)? Учащиеся самостоятельно (в группах) производят расчеты. В результате имеем готовый продукт - расчет количества листов профнастила необходимого для закрытия крыши, оптимального размера листов (из имеющихся на рынке), стоимости будущей покупки.
рис. 3 Схема сложной кровли (рисунок учащегося)
В ходе решения данной задачи учащиеся приобретают опыт выполнения расчетной (экономической) части проекта.
В ходе решения выше приведенных задач учащиеся формулировали цели своей работы, задачи, алгоритм действий, планируемый результат, кроме того в результате работы ими были представлены продукты их деятельности: разметка и расчет, что является неотемлемой частью проектной деятельности. Из вышесказанного следует, что интегрированные уроки - одно из мощных методических средств, позволяющих формировать опыт проектной деятельности у школьников.
Литература
-
Бибич, С.О. Интегрированные уроки как средство формирования научного мировоззрения и активизации познавательной деятельности учащихся [Электронный ресурс] / С.О. Бибич. shkolnie.ru/matematika/71322/index.htmlр. (дата просмотра: 11.12.2013)
-
Булдакова, Н.Б. Проектная деятельность учащихся на уроках биологии [Текст] /Н.Б. Булдакова, // Проблемы естественно-математического образования в исследованиях профессионально ориентированной личности: Материалы международной научно-практической конференции молодых ученых, студентов, аспирантов: 14-15 апреля 2012 года: 2 ч. Ч 2. - Соликамск: СГПИ, 2012. - С. 68-69.
-
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [текст] / [сост. Е. С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).- 342с.
-
Шестакова, Л.Г. Организация самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины «Теория и методика обучению математике» [Текст]: методические рекомендации для студентов 4-5 курсов, обучающихся по специальности 050201 «Математики и информатика»/ Л.Г. Шестакова. - Соликамск: ГОУ ВПО «СГПИ», 2008. - 87с.