- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока Сложение чисел с разными знаками (6 класс)
Конспект урока Сложение чисел с разными знаками (6 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Поляк М.А. |
Дата | 12.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Швейн Мария Александровна, учитель математики Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Заводоуковского городского округа «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 1»
КОНСПЕКТ УРОКА
-
Предмет: математика Класс: 6
-
Тема урока: Сложение чисел с разными знаками.
-
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
-
Цели урока:
Образовательная: Обобщить и повторить знания по теме «Сложение положительных и отрицательных и чисел; отработать навыки по сложению чисел с разными знаками;
Развивающая: развитие мыслительной деятельности, познавательных способностей учащихся;
Воспитательная: прививать умение сотрудничества, воспитание любви к предмету, активизация учебно-познавательной деятельности.
-
Формы работы на уроке: фронтальная, парная, индивидуальная.
-
Используемые педагогические технологии: обучение с помощью ИКТ, элементы технологии проблемного обучения, элементы технологий развивающего обучения.
-
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки - задания.
Ход урока:
-
Мотивирование к учебной деятельности.
Цель: включить обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте проверим, с каким настроением вы сегодня пришли на урок математики?
У вас на столах лежат карточки с координатным лучом. Вам необходимо на первой координатной прямой отметить точку с координатой, соответствующей вашему настроению. (Дети отмечают положительную координату, если у них хорошее настроение, отрицательную - плохое настроение).
Каким бы не было у вас настроение, я думаю, что во время работы на уроке настроение только улучшится! На работу настроились?!
Чтобы сформулировать тему нашего урока, смотрим на экран. Вашему вниманию синквейн (приложение 1), но первое слово в нем пропущено. Ваша задача вставить недостающее слово.
О чем идет речь в пятистрочье?
Анализируя синквейн, определяем тему урока и формулируем задачи на урок, исходя из темы.
-
Воспроизведение опорных знаний.
Цель: Применение основных понятий, правил, законов и умений объясняь их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры.
- Внимательно посмотрите на экран, что вы видите на доске? (числа)
- 8
5,5
7,5
- 4
- 1,5
0
- 3,5
4,3
2
0,7
9
- 6,2
- 7
3
11
- А в каком порядке они расположены? (нет порядка)
- Какие это числа? Как можно эти числа сгруппировать? Сгруппируйте! (Ученики записывают в тетрадь свои варианты). Рассмотреть все возможные случаи. В итоге рассмотреть случай положительные и отрицательные числа.
- Смотрим на экран. Что изображено на рисунке? (координатная прямая, 0)
- Какие числа могут быть расположены на координатной прямой справа от 0? (положительные)
- Какие числа могут быть расположены слева от 0? (отрицательные)
- Ноль, каким является числом, положительным или отрицательным?
- Давайте отметим на координатной прямой все числа. (Ученики выполняют на местах, один ученик у доски).
-8 -7 -6,2 -4 -3,5 -1,5 0 0,7 2 3 4,3 5,5 7,5 9
- Скажите, в каком порядке расположились числа на прямой? (в порядке возрастания)
- А если мы запишем эти же числа справа налево? (в порядке убывания)
- Ребята, что такое порядок? (отвечают; мнения учащихся)
(Читаем в толковом словаре В.Даля: Порядок - совокупность предметов, стоящих по ряду, рядом, один за другим; ряд, линия и т.д.)
-
Выполнение упражнений и задач на основе применения обобщенных приемов.
Цель: Обобщение материала силами учащихся под руководством учителя.
1) Постановка проблемы: На доске изображена координатная прямая.
- Сложите числа с помощью координатной прямой:
-
- 6 + 8;
-
- 10 + 14;
-
- 8 + 11.
(Ученики в тетрадях изображают координатную прямую и показывают на ней данное сложение).
- Поможет ли координатная прямая сложить числа 224 и -364? (нет)
- В этом случае координатная прямая не поможет. Каким образом можно сложить данные числа? (Используя правило сложения положительных и отрицательных чисел)
Значит, какое правило будем использовать при сложении чисел с разными знаками?
2) Сейчас мы и проверим, как вы умеете применять данное правило.
Выполните действия и найти примеры с одинаковыми ответами.
1 вариант решает в тетради 1 столбик.
2 вариант решает 2 столбик в тетради.
-
- 4 + (- 5);
-
- 2 + (- 9);
-
- 1,2 + 5,8;
-
9 + (- 9);
-
- 7,2 + (- 2,8);
-
- 3 + (- 8);
-
- 0,6 + 5,2;
-
- 3 + (- 6);
-
- 21 +11;
-
- 0,01+ 0,01
В это время 2 ученика решают у доски. Затем взаимопроверка.
3) Работаем с карточкой № 2. Решите примеры и запишите в клеточках ответы. Найдите полученные ответы в таблице и поставьте рядом соответствующую букву. (Выполняют, взаимопроверка в парах; повторяют правила сложения чисел и определение модуля в парах)
- 14 + (- 18) =
- 134 + 125 =
- 127 + 117 =
37 + (- 28) =
65
- 9
- 19
9
0,4
- 0,4
- 32
- 10
- 4
10
н
а
и
с
м
е
х
к
р
о
- Какое слово у вас получилось? (хаос)
- Как вы думаете, что такое хаос? (отвечают; мнения учащихся)
(Читаем в толковом словаре С.Ожегова и Н.Шведовой: Хаос - отсутствие порядка, полная путаница. Нагромождение, скопление чего-н. Беспорядок)
- У нас на уроке присутствовал хаос? (обращают внимание на первую таблицу)
- Хаос, это хорошо или плохо? (отвечают).
-
Физкультминутка (проводит ученица)
Из - за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно,
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом, на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки.
И потопаем немножко.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши - ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели.
Замечательно, сейчас вы отдохнувшие и набравшиеся сил приступайте к выполнению упражнений!
4) Давайте рассмотрим несколько задач из разных предметных областей, для решения которых, необходимо знать правило сложения чисел с разными знаками.
Задача № 1 (география).
- Найдите среднесуточную температуру 11 марта в городе Красноярске, если известно, что гидрометеоцентр передал ночью - 90 С, утром - 40 С, днем + 40 С, а вечером - 70 С.
- Чему равна сумма противоположных чисел?
- Как найти среднее арифметическое чисел?
Решение: (- 9 + (- 4) + 4 + (- 7) ) : 4 = - 4
Ответ: - 40 С
Задача № 2 (экономика).
Фирма «Холодок» по продаже мороженного в жаркий летний день из-за поломки холодильника понесла убыток в размере 780 р., а на следующий день холодильник отремонтировали, и фирма получила прибыль в размере 567 р. Каким будет результат деятельности фирмы за эти два дня? Ответ поясните.
Решение: - 780 + 567= - 213
Ответ: убыток, 213 рублей.
Задача № 3. Работа по учебнику. Выполняем № 1067 (а, б)
а) (- 6 + (-12)) + 20 = - 18 + 20 = 2;
б) 2,6 + (- 1,8 + 5,2) = 2,6 + 3,4 = 6.
5) «Передвижение по координатной прямой» (используя обучающий модуль).
Здесь вам понадобится внимание и скорость. Изображена координатная прямая.
Мы будем зрительно перемещаться по координатной прямой.
Каждую новую группу движений начинаем с начала координат, т.е. с точки ноль.
-
Влево на 5 единиц, влево на 3 единицы, вправо на 4 единицы - записали результат в тетрадь под цифрой 1. (- 4)
-
Вправо на 2единицы, влево на 7 единиц, вправо на 1 единицу - записали результат под цифрой 2. (- 4)
-
Влево на 9 единиц, вправо на 3 единицы, влево на 2 единицы - записали результат под цифрой 3. (- 8)
-
Влево на 2 единицы, влево на 5 единиц, вправо на 6 единиц - записали результат. (-1)
-
Вправо на 5 единиц, влево на 2 единицы, влево на 7 единиц, вправо на 2 единицы - записали результат. (- 2)
-
Вправо на 3 единицы, влево на 2 единицы, влево на 4 единицы, вправо на 5 единиц - записали результат. (2)
(Работают с координатной прямой, записывают результат в тетрадь).
А теперь проверим правильность ответов с экраном.
-
Подведение итогов урока.
- Ребята, что мы сегодня, повторили на уроке?
- Еще раз повторим правила сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками.
- А что-то новое вы узнали?
- Можно ли сказать, что правило - это порядок? (отвечают)
- Каким знаком можно отметить «порядок»? А «хаос»?
Наш урок подходит к концу. Выполнили ли мы цели, которые ставили в начале урока? (Дети отвечают.)
Давайте вернемся к ним и проанализируем. Если вы хорошо усвоили тему «Сложение чисел с разными знаками» - это «плюс», а если плохо - это, конечно, «минус»!
-
Домашнее задание: п. 33, № 1083, 1085.
-
Рефлексия.
Вернемся к карточке № 1. Отметим на втором координатном луче, соответствующей точкой, свое настроение.
- Математика везде и всюду нужна. И в математике очень важен порядок. Желаю вам успехов в усвоении математических знаний.
До свидания!
Приложение
Приложение № 1
Числа
Положительные Отрицательные
Складывать Сравнивать Вычитать
Больший модуль быстро очень выбираем, из него мы меньший модуль вычитаем
Надо знать!
Приложение № 2
- 5
5
0
Используемая литература:
-
Учебник: «Математика , 6 класс» .Н.Я Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. М, Мнемозина, 2009.
-
Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Н.Я. Виленкина. 6 класс. М.Мнемозина 2009 В.И.Жохов,2-е изд. .
-
Чесноков А.С. , Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 6 класса.- М.: Классик Стиль, 2005
4. В.К. Совайленко. Система обучения математике в 5-6 классах.
5. П.М.Эрдниев. Математика 5-6 класс.
5