Рабочая программа элективного курса по математике для 9 класса Алгебра модуля

Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса по математике «Алгебра модуля» составлена на основе учебного плана МКОУ «Бабяковская СОШ №1».

Основная функция курса по выбору направлена на повышение интереса к математике. Общеизвестно, что на вступительных экзаменах в ВУЗы довольно часто предлагаются задачи с модулем, которые содержатся также в заданиях ГИА и ЕГЭ по математике. Нередко учащиеся не могут справиться с простейшими задачами, содержащими модули, что свидетельствует об отсутствии у части их навыков решения такого типа задач. Известно, что в программах по математике для неспециализированных школ этим задачам отводится совсем незначительное место.

Общая характеристика предмета

Элективный курс «Алгебра модуля»» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса общеобразовательной школы. Данный элективный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого класса задач. Он расширяет и углубляет отдельные темы базовых общеобразовательных программ по математике, не нарушая ее целостности, а также предполагает изучение некоторых тем, выходящих за их рамки. Навыки в решении уравнений, неравенств, содержащих модуль, совершенно необходимы любому ученику, желающему хорошо подготовиться к сдаче экзаменам и поступлению в дальнейшем в высшие учебные заведения. Программа элективного курса применима для различных групп школьников, независимо от выбора их будущей профессии, профиля в старшей школе.

Наряду с основной задачей обучения математики - обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, выбору профиля дальнейшего обучения.

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющего в определённых умственных навыках. В процессе решения задач с модулями в арсенал приёмов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ, классификация и систематизация, аналогия.

Именно задачи с модулем обладают диагностической и прогностической ценностью, которые позволяют проверить знания основных разделов школьного курса математики, уровень логического мышления, первоначальные навыки исследовательской деятельности.

Задачи, предлагаемые в данном курсе, интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности к математике. Вместе с тем, содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя.

При решении таких задач школьники учатся мыслить логически, творчески. Это хороший материал для учебно-исследовательской работы, что является пропедевтикой научно-исследовательской деятельности.

Курс разработан следующим образом. Учащиеся на нескольких уроках знако­мятся на уровне фор­мулировок и иллюстраций с основными поняти­ями, ко­торые на каждом уроке закрепляются при ре­шении задач. В конце каждого заня­тия для работы дома предлагается несколько задач, часть из них име­ет одинаковое решение с классны­ми задачами, а одна или две требу­ют понимания изложенного матери­ала. Таким образом, достигается дифференциация учащихся. После изло­жения всего материала предла­гается 1-2 урока решения задач по всей теме, затем дифференцирован­ное домашнее задание (по группам). Завершает тему зачетный урок, на котором вновь каждый учащийся в составе группы, равного с ним уров­ня усвоения материала, получает индивидуальное задание. Обязательно контроли­руется решение домашних задач, тестирование, контрольные и самостоятельные работы.

Основной упор де­лается не на изложение теоретического материала (он для боль­шей части учащихся, посещающих курс по выбору, очень труден для по­нимания и усвоения), а на форми­ро­вание навыков решения задач простейшего и повышенного уровня (дифференцированно) и раз­витие ло­гического мышления. В данном курсе не будут излагаться строгие доказательства вводимых формул. Основной методический прием заключается в ис­пользовании задач для выяснения математической сути в рассматриваемых ситуа­циях. Использование задач с различной фабулой позволяет обратить внима­ние учащихся на то, что в этих зада­чах общего с математической точки зрения.


Цели курса:

  • изучение методов решения задач избранного класса и формирование умений, направленных на ре­ализацию этих методов;

  • восполнить некоторые содержательные пробелы основного курса.

  • продолжить формирование качеств мышления, необходимых человеку для жизни в современном обществе.

  • сформировать у учащихся представление о зада­чах с модулем как задачах исследовательского характера, показать их многообразие;

  • научить применять аналитический метод в реше­нии задач с модулем;

  • научить приемам выполнения изображений на плоскости и их использованию в решении задач с модулем;

  • научить осуществлять выбор рационального ме­тода решения задач и обосновывать сделанный вы­бор;

  • способствовать подготовке учащихся к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ, к вступи­тельному экзамену по математике.

  • перейти от репродуктивного уровня усвоения материала к творческому. Научить применять знания при выполнении нестандартных заданий.


Задачи курса:

Образовательные:

  • формирование у учащихся умений решать нестандартные задания;

  • углубить знания по математике, предусматривающие формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету;

  • расширить математические представления учащихся о приёмах и методах решения задач с модулями;

  • обеспечить подготовку к поступлению в вуз и продолжению образования;

  • обеспечить подготовку к профессиональной деятельности, требующей высокой математической культуры.

Развивающие:

  • выявить и развить математические способности, продолжить развитие математической культуры;

  • как можно полнее развить потенциальные творческие способности каждого учащегося;

  • повышение уровня математического и логического мышления учащихся;

  • развитие навыков исследовательской деятельности.

Воспитательные:

  • обучение задачам с модулем потребует от учащихся умственных и волевых усилий, развитого внимания;

  • воспитание таких качеств, как активность, творческая инициатива, умений коллективно-познавательного труда.

Работа элективного курса строится на принципах:

- научности;

- доступности;

- опережающей сложности;

- вариативности;

- самоконтроля.

Формы и методы обучения.


  1. Использование лекции учителя (если материал неизвестен школьникам), которая сопровождается записью учащимися основных её положений. Полезно заранее записать план сообщения учителя.

  2. При знакомстве с материалом, частично известным, используется составление конспекта, умение собирать материал по теме из печатных источников (по указанию учителя).

  3. Самостоятельная работа по опорным конспектам при изучении нового материала.

  4. Для закрепления новых знаний используются такие формы работы:

    • дифференцированное домашнее задание;

    • толкование новых терминов.

  5. При повторении материала использовать групповую работу по интересам, индивидуальную повышенной сложности.

  6. Тестирование (задания для тестирования давать дифференцированно).

Результаты обучения

должны знать:

  • прочно усвоить понятие модуль числа;

  • алгоритмы решений задач с модулями ;

  • свойства решений уравнений, неравенств и их систем;


должны уметь:

  • уметь решать линейные, квадратные уравнения с модулем;

  • уметь решать линейные, квадратные неравенства с модулем;

  • строить графики уравнений, содержащие модули;

  • находить корни квадратичной функции;

  • строить графики квадратичных функций;

  • исследовать квадратный трехчлен;

  • знать и уметь применять нестандартные приемы и методы решения уравнений, неравенств и систем.

Компетенции при изучении курса


Познавательные.

- Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).

- Участие в организации и проведении учебно-исследовательской работы. Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

- Создание собственных текстов с использованием разнообразных средств.

Информационные.

- Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

- Извлечение необходимой информации из текстов, таблиц, графиков.

- Отделение основной информации от второстепенной.

- Передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

- Развернутое обоснование суждения, приведение обоснования (доказательства), примеров.

Коммуникативные.

- Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности; восприятие иных мнений, объективное определение своего вклада в общий результат.

- Оценивание своего поведения в группе, выполнение требований в совместной практической деятельности.

- Умение отстаивать свою точку зрения.

- Развитие готовности к сотрудничеству.

Место курса в учебном плане


Курс рассчитан на 18 часов в год, 0,5 часа в неделю согласно

учебного плана МКОУ «Бабяковская СОШ № 1».

Содержание курса


1.Решение задач с модулем. (12 часов).


  1. Модуль действительного числа. Геометрическая интерпретация. Линейное уравнение, содержащее абсолютную величину. Преобразование выражений, содержащих модуль.

  2. Решение уравнений и неравенств вида |х|= а, |ах+в|=0, |ах+в|≤0.

  3. Графики функций, содержащих модули. Построение графиков функций вида у=|f(х)|, у=| ах+в|, y= f|x|, |y| =f(x) b |y|=|f(x). Построение графиков функций, связанных с модулем.

  4. Методы решения уравнений вида: |ах+в|=с, где с - любое действительное число, |ах+в|=|сх+д|.

  5. Графическое решение неравенства |ах+в|≤с, где с - любое действительное число.

  6. Методы решения уравнений вида: |ах+в|+|сх+д|=т, |ах+в|+|сх+д|+пх=т. Методы решения неравенств вида: |ах+в|+|сх+д|<т,|ах+в|+| сх+д|+ пх>т.

  7. Методы решения неравенств вида: |ах+в|≤| сх+д|, |ах+в|≥| сх+д|, |ах+в|≤ сх+д, |ах+в|≥ сх+д. Графическая интерпретация.

  8. Квадратное уравнение, содержащее абсолютную величину. Метод замены переменной. Решение уравнений.

3. Нестандартные методы и приемы решения уравнений, неравенств и систем, содержащих модули. (6 часов).


  1. Свойства решений уравнений, неравенств и их систем.

  2. Свойства функций в задачах с модулями. Схема исследования функций. Область значений функции. Подстановки. Экстремальные свойства функций. Метод оценки. Свойства монотонных функций.



Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата по плану

Дата

по факту

Примечание

Решение задач с модулем (12 часов)



1

Модуль действительного числа. Геометрическая интерпретация. Линейное уравнение, содержащее абсолютную величину.

1

15.01.

2

Уравнение и неравенства вида |х|= а, |ах+в|=0, |ах+в|≤0.

1

22.01.

3

График функции у=|f(х)|, у=| ах+в | и др.. Построение графиков функций, связанных с модулем.

2

29.01.

4

05.02.12.01

5 - 8

Решение уравнений и неравенств различных видов, содержащих модули.

Графическая интерпретация.

4

12.02.

19.02.

26.02.

04.03.

9- 11

Квадратное уравнение, содержащее абсолютную величину. Метод замены переменной. Решение уравнений.

3

11.03.

18.03.

01.04.

12

Контрольное тестирование

1

08.04.

Нестандартные методы и приемы решения уравнений, неравенств и систем, содержащих модули - 6 часов.




(8 часов)

13-14

Свойства решений уравнений, неравенств и их систем.

2

15.04.


22.04.


15-16

Свойства функций в задачах с модулями.

2

29.04.

06.05.


17

Итоговая контрольная работа

1

13.05.

18

Анализ контрольной работы

1

20.05.

Учебно - методическое и материальное обеспечение курса

  1. Алгебра. 9 класс. Пособие для самостоятельной подготовки к итоговой аттестации 2015 под ред. Ф.Ф.Лысенко, Ростов-на-Дону, изд. «Легион», 2015г.

  2. Виленкин Н.Я.и др. «Алгебра и математический анализ» учебное пособие для уч-ся школ и классов с углублен. изуч. матем.» . М., «Просвещение», 1995

  3. Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. «Сборник задач по алгебре 8-9». -М. «Просвещение», 2001

  4. Кузнецова Л.В. и др. «Алгебра. Сборник заданий для подготовки к ГИА в 9 классе», М., «Просвещение», 2009

  5. Лаппо, Л.Д. ЕГЭ. Математика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие / Л.Д. Лаппо, М.А. Попов. - М.: «Экзамен», 2010

  6. Макарычев Ю.Н. и др.«Алгебра 8. Алгебра 9. Дополнительные главы к школьному учебнику».- М. «Просв-е», 2001.


Интернет - ресурсы

  • Сайты ФЦИОР eor.edu.ru/ , fcior.edu.ru/,

  • college.ru/ (Открытый колледж) ,

  • school.edu.ru/default.asp (Российский общеобразовательный портал)

  • сайт «Открытый класс» (Сетевые образовательные сообщества) openclass.ru/collection

  • Диск «Функции и графики» из серии «Открытая математика» изд. ООО«Физикон», Москва

  • Диск «Математика 5-11 классы. Практикум», «1С: Школа», Москва

  • Диск «ЕГЭ 2008. Математика. Интенсивный тренинг-курс.», «ЭКСМО»,М., ФИПИ

  • On-line тестирование на сайтах uztest.ru , fipi.ru


© 2010-2022