- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по геометрии (8 класс)
Рабочая программа по геометрии (8 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | САПУНОВА С.Н. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для 8 класса МОУ «Гимназия №7» на основе:
-Федерального компонента Государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089;
-примерной программы основного общего образования по математике, рекомендованной Министерством образования и науки РФ / Сборник нормативных документов. Математика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - 2-е изд. стереотип. - М.: Дрофа, 2008;
-авторской программы по геометрии Л.С.Атанасян, входящей в сборник рабочих программ «Программы общеобразовательных учреждений: Геометрия, 7-9 классы», автор-составитель: Т.А. Бурмистрова «Программы общеобразовательных учреждений: Геометрия , 7-9 классы».- М. Просвещение, 2010.
Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественнонаучного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении геометрии способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки геометрического характера необходимы для трудовой деятельности и профессиональной подготовки школьников. Геометрическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства. Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстракции изучаемого материала. Обучающиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений обучающихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием
геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умения обучающихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.
Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делатьпростыедоказательства, давать обоснования выполняемых действий.Параллельнозакладываютсяосновы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на
достижение следующих целей:
-овладениесистемой математических знаний и умений, развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений учащихся до уровня, позволяющего уверенно использовать при решении задач математики и смежных предметов (физики, химии и др.); усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач; осуществление функциональной подготовки школьников.
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Задачи программы
-
подготовить учащихся к изучению курса геометрии в 8 классе;
-
систематизировать сведения о четырёхугольниках;
-
сформировать представления о фигурах, симметричных относительно точки и прямой;
-
сформировать понятие площади многоугольника;
-
развить умение вычислять площади фигур;
-
сформировать понятие подобных треугольников;
-
выработать умение применять признаки подобия в процессе доказательства теорем и решении задач;
-
сформировать навыки решения прямоугольных треугольников;
-
расширить сведения об окружности.
В курсе геометрии 8-го класса продолжается решение задач на признаки равенства треугольников, но в совокупности с применением новых теоретических фактов. Теорема о сумме углов выпуклого многоугольника позволяет расширить класс задач. Формируются практические навыки вычисления площадей многоугольников в ходе решения задач. Особое внимание уделяется применению подобия треугольников к доказательствам теорем и решению задач. Вводятся первые знания о синусе, косинусе и тангенсе острого угла прямоугольного треугольника. Систематизируются сведения об окружности и её свойствах, вписанной и описанной окружностях. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, выполнять простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.
Место предмета в учебном плане МОУ «Гимназия № 7».
Согласно учебному плану на изучение геометрии в 8 классе отводится 68 часов из расчёта 2 ч в неделю. В том числе 5контрольных работ.
Уровень обучения: базовый
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской: нет
Срок реализации рабочей учебной программы - один учебный год.
УМК
-
Геометрия. 7-9 кл. Учебник для общеобразоват. организаций [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.] - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012
-
Зив Б.Г, В.М.Мейлер Геометрия: Дидактические материалы. 8 класс.- 15-е изд. - М.: Просвещение, 2013
-
Т.М.Мищенко, А.Д.Блинков. Геометрия. Тематические тесты.9 кл.-М.:
Просвещение,2013
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ГЕОМЕТРИИ
-
часа в неделю, всего 68 ч)
Глава I.Четырехугольники (14 ч)
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников - параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы.
Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.
ГлаваII. Площадь (14 ч)
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Цель: расширить и углубить полученные в 5-6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии - теорему Пифагора.
Вывод формул. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.
Глава III. Подобные треугольники (19 ч)
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.
Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.
Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.
На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.
В заключение темы вводятся элементы тригонометрии - синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Глава IV. Окружность (17 ч)
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника.
В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.
Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.
Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.
Глава V. Повторение (4ч)
Тематическое планирование по геометрии в 8 классе
Учебник: Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. «Геометрия 7-9»
Разделы, темы
Количество
часов
Количество
часов по программе
Примечания
1
Четырехугольники
14
14
2
Площадь
14
14
3
Подобные треугольники
19
19
4
Окружность
17
17
5
Повторение
4
4
7
Итого
68
68
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения геометрии ученик должен:
Знать:
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
Уметь:
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: для углов от 0 до 180 градусов определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников и четырехугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве
искать, систематизировать, анализировать и классифицировать информацию разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Календарно-тематическое планирование
№
урока
Тема
Форма контроля
Кол-во ч
Дат по
плану
Дата по факту
Примечания
8 а
8 б
Глава V.Четырехугольники (14)
Многоугольники
2 ч
1
§1 Многоугольники
1 ч
01.09-05.09
2
§1 Многоугольники
1 ч
01.09-05.09
Параллелограмм и трапеция
6 ч
3
§2 Параллелограмм
1 ч
07.09-12.09
4
§2 Признаки параллелограмма
1 ч
07.09-12.09
5
§2Признаки параллелограмма
1 ч
14.09-19.09
6
§2 Трапеция
1 ч
14.09-19.09
7
§2 Трапеция
1 ч
21.09-26.09
8
§2 Трапеция
1 ч
21.09-26.09
Прямоугольник, ромб, квадрат
4 ч
9
§3 Прямоугольник
1 ч
28.09-03.10
10
§3 Ромб и квадрат
1 ч
28.09-03.10
11
§3 Ромб и квадрат
1 ч
05.10-10.10
12
§3 Осевая и центральная симметрия
1 ч
05.10-10.10
13
Решение задач
1 ч
12.10-17.10
14
Контрольная работа по теме:
«Четырехугольники»
1 ч
12.10-17.10
Глава VI.Площадь (14)
Площадь многоугольника
2 ч
15
§1 Площадь многоугольника
1 ч
19.10-24.10
16
§1 Площадь многоугольника
1 ч
19.10-24.10
Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции
6 ч
17
§2 Площадь параллелограмма
1 ч
26.10-31.10
18
§2 Площадь параллелограмма
1 ч
26.10-31.10
19
§2 Площадь треугольника
1 ч
09.11-14.11
20
§2 Площадь треугольника
1 ч
09.11-14.11
21
§2 Площадь трапеции
1 ч
16.11-21.11
22
§2 Площадь трапеции
1 ч
16.11-21.11
Теорема Пифагора
3 ч
23
§3 Теорема Пифагора
1 ч
23.11-28.11
24
§3 Теорема, обратная теоремеПифагора
1 ч
23.11-28.11
25
§3 Формула Геррона
1 ч
30.11-05.12
26
Решение задач
1 ч
30.11-05.12
27
Решение задач
1 ч
07.12-12.12
28
Контрольная работа по теме:
«Площадь. Теорема Пифагора»
1 ч
07.12-12.12
Глава VII.Подобные треугольники (19)
Определение подобных треугольников
2 ч
29
§1 Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников
1 ч
14.12-19.12
30
§1 Отношение площадей подобных треугольников
1 ч
14.12-19.12
Признаки подобия треугольников
5 ч
31
§2 Первый признак подобия треугольников
1 ч
21.12-26.12
32
§2 Второй признак подобия треугольников
1 ч
21.12-26.12
33
§2 Второйпризнак подобия треугольников
1 ч
11.01-16.01
34
§2 Третий признак подобия треугольников
1 ч
11.01-16.01
35
§2Третий признак подобия треугольников
1 ч
18.01-23.01
36
Контрольная работа по теме :
«Подобные треугольники»
1 ч
18.01-23.01
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач
7 ч
37
§3 Средняя линия треугольника
1 ч
25.01-31.01
38
§3 Средняя линия треугольника
1 ч
25.01-31.01
39
§3 Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике
1 ч
01.02-06.02
40
§3 Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике
1 ч
01.02-06.02
41
§ Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике
1 ч
08.02-13.02
42
§3 Практические приложения подобия треугольников
1 ч
08.02-13.02
43
§3 Практические приложения подобия треугольников
1 ч
15.02-20.02
Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника
3 ч
44
§4 Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника
1 ч
15.02-20.02
45
§4 Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45°и 60°
1 ч
22.02-27.02
46
§4 Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45°и 60°
1 ч
22.02-27.02
47
Контрольная работа по теме:
«Применение подобия к решению задач»
1 ч
29.02-05.03
Глава VIII.Окружность (17)
Касательная к окружности
3 ч
48
§1 Взаимное расположение прямой и окружности
1 ч
29.02-05.03
49
§1 Касательная к окружности
1 ч
07.03-12.03
50
§1 Касательная к окружности
1 ч
07.03-12.03
Центральные и вписанные углы
4 ч
51
§2 Градусная мера дуги окружности
1 ч
14.03-19.03
52
§2 Центральные и вписанные углы
1 ч
14.03-19.03
53
§2 Центральные и вписанные углы
1 ч
31.03-02.04
54
§2 Центральные и вписанные углы
1 ч
04.04-09.04
Четыре замечательные точки треугольника
3 ч
55
§3 Свойства биссектрисы угла
1 ч
04.04-09.04
56
§3 Свойства серединного перпендикуляра к отрезку
1 ч
11.04-16.04
57
§3 Теорема о пересечении высот треугольника
1 ч
11.04-16.04
Вписанная и описанная окружности
4 ч
58
§4 Вписанная окружность
1 ч
18.04-23.04
59
§4 Вписанная окружность
1 ч
18.04-23.04
60
§4 Описанная окружность
1 ч
25.04-30.04
61
§4 Описанная окружность
1 ч
25.04-30.04
62
Решение задач
1 ч
03.05-07.05
63
Решение задач
1 ч
03.05-07.05
64
Контрольная работа по теме:«Окружность»
1 ч
10.05-14.05
Повторение. Решение задач (4)
65
Решение задач. Площадь многоугольника
1 ч
10.05-14.05
66
Решение задач. Подобные треугольники
1 ч
16.05-21.05
67
Решение задач. Окружность
1 ч
16.05-21.05
68
Решение задач. Окружность
1 ч
23.05-25.05
Контрольных работ 5
Перечень обязательных контрольных работ
№
Наименование контрольной работы
Дата
по плану
Дата
по факту
Примечания
8 а
8 б
1
Контрольная работа по теме«Четырехугольники»
12.10-17.10
2
Контрольная работа по теме
«Площадь. Теорема Пифагора»
14.12-19.12
3
Контрольная работа по теме
«Подобные треугольники»
25.01-30.01
4
Контрольная работа по теме
«Применение подобия к решению задач»
29.02-05.03
5
Контрольная работа по теме
«Окружность»
10.05-14.05
Перечень учебно-методического обеспечения программы
-
Геометрия. 7-9 кл. Учебник для общеобразоват. организацийЛ.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.- 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011-2013
-
Балаян Э.Н. Геометрия задачи на готовых чертежах 7-9 кл.- Изд. 6-е. Ростов н/Д: Феникс,2014
-
Зив Б.Г. Геометрия: Дидактические материалы для 8 класса/ Б.Г. Зив, В.М.Мейлер. - М.: Просвещение, 2013
-
Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии 8 класс.- 2-е изд., перераб. идоп. М.: ВАКО,2014
-
Гаврилова Н.Ф. КИМ. Геометрия 8 класс.- 2-е изд. перераб.- М.: ВАКО, 2014
-
Геометрия. 7-9 кл. Учебникдля общеобразоват. организаций [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.] - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012
-
Ершова А.П.Сборник заданий для тематического и итогового контроля знаний. Геометрия.8 класс.- М.: ИЛЕКСА,-2013
Информационные средства:
-
Электронные базы данных
-
Интернет
Технические средства:
-
Компьютер
-
Мультимедиапроектор
-
Интерактивная доска
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
-
Доска магнитная
-
Комплект чертежных инструментов (классных): транспортир, прямоугольный треугольник 30°и 60°, циркуль
Интернет ресурсы:
prosv.ru- сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика»)
http:/drofa.ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика»)
center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.
edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.
internet-scool.ru- сайт Интернет - школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ и представляет область знаний «Математика». На сайте представлены Интернет-уроки по алгебре и началам анализа и геометрии, включают подготовку сдачи ЕГЭ, ГИА.
intellectcentre.ru- сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений
fipi.ru- портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий.
Список литературы
1.Геометрия. 7-9 классы: учеб.дляобщеобразоват. организаций / Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011-2013
2.«Программа по геометрии 8 класс» авт. Л.С. Атанасян и др./ «Программы общеобразовательных учреждений.Геометрия 7-9 кл»/ СоставительБурмистрова Т.А.- М.: «Просвещение», 2010.
3.Примерная программа основного общего образования по математике, рекомендована
Министерством образования и науки РФ Сборник нормативных документов Математика/
сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - 2-е изд. стереотип. - М.: Дрофа, 2009
4.Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования по математике, 2004
Рассмотрено на заседании
кафедры математических наук
протокол № 1 от « 26 » августа 2015г.
Руководитель кафедры ___________/ЛещенкоЕ.В.
Согласовано
Заместитель директора по УВР
_____________ /_________________
« 28 » августа 2015 года
11