- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа Математика (медицинский колледж, 32 часа)
Рабочая программа Математика (медицинский колледж, 32 часа)
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Баёва З.С. |
Дата | 17.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Медицинский колледж им. В.М.Бехтерева»
«Утверждаю»
Директор
_______________ Курбатова У.Б.
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.01. МАТЕМАТИКА
для специальности среднего профессионального образования
34.02.01 «Сестринское дело»
Санкт-Петербург
2013 год
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) для специальности базового уровня среднего профессионального образования (далее СПО) 060501/060502__ Сестринское дело_.
Организация-разработчик: Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Медицинский колледж им. В.М.Бехтерева»
Разработчик(и):
Баёва З.С. , преподаватель математики СПб ГБОУ СПО "Медицинский колледж имени В.М. Бехтерева".
Одобрено на заседании предметно-цикловой комиссии _________________________________________________________
Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.
Председатель ПЦК ________________________ (______________)
СОДЕРЖАНИЕ
Страница
1.
Паспорт программы учебной дисциплины
4
2.
Структура и содержание учебной дисциплины
5
3.
Условия реализации программы учебной дисциплины
10
4.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
12
5.
Приложение
13
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Математика
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности базового уровня СПО 060501 «Сестринское дело»
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании по специальностям среднего профессионального образования 060110 «Лабораторная диагностика», а также при подготовке по профессии 060501.01 «Младшая медицинская сестра» при наличии основного общего образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Математический и общий естественнонаучный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций:
-понимания сущности и социальной значимости будущей профессии (ОК 1),
- способности к организации собственной деятельности, способности выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценки их выполнения и качества(ОК 2),
-способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность(ОК 3),
- способности осуществлять поиск и использование информации, необходимой для решения профессиональных задач(ОК 4),
-способности самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития (ОК 8);
профессиональных компетенций:
-способности представлять информацию в понятном для пациента виде, пояснять суть вмешательства(ПК 2.1),
- способности взаимодействовать с участниками лечебного процесса(ПК 2.2), взаимодействующими организациями и службами(ПК 2.3), членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях ЧС (ПК 3.3),
- способности осуществлять лечебно-диагностические вмешательства(ПК 2.2) и оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах(ПК 3.1)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы;
- основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;
- основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики;
- основы интегрального и дифференциального исчисления.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
32
в том числе:
теоретические занятия
16
практические занятия
16
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
16
в том числе:
1. Решение задач по темам практических занятий.
8
-
Вычисление определенных интегралов различными методами. Применение определенных интегралов к вычислению различных величин:
-
площадей,
-
дуги кривой,
-
объемов,
-
массы тел,
-
работы переменной силы,
-
скорости,
-
пути
4
3. Расчет основных показателей для выборки.
4
Итоговая аттестация в форме зачета
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Математика»
Специальность: 060501«Сестринские дело»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень усвоения
1
2
3
4
Раздел 1. Применение математических методов в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала
12
Тема 1.1. Роль и место математики в современном мире. Применение математических методов в медицине.
Содержание
-
основные этапы исторического развития математики;
-
структура современной математики;
-
место и роль математики в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала , специалиста;
-
основные черты математического мышления.
-
применение математических методов в биологии, химии, медицине.
4
1
Тема 1.2 Математика в СД, педиатрии и фармакологии
Практическое занятие
Расчет
-
цены деления медицинских приборов и инструментов.
-
доз и объемов медицинских препаратов математическими методами.
-
процентной концентрации растворов,
-
прибавки роста и массы детей,
2
2
Практическое занятие
Расчет питания детей до года:
-
объемный способ,
-
калорийный способ,
-
формула Шкарина,
-
формула Зайцевой.
Проверочная работа
2
Самостоятельная работа
Решение задач по темам практических занятий.
4
Раздел 2 Элементы высшей математики и их применение в медицине
26
Тема 2.1. Основы дифференциального и интегрального исчисления
Содержание
-
Понятие функции, предел функции. Теоремы о пределах. Правило Лопиталя
-
Производная функции, таблица производных элементарных функций, геометрический смысл, правила дифференцирования.
-
Дифференциал функции, применение дифференциала к приближенным вычислениям
-
Первообразная, неопределенный интеграл,
-
определенный интеграл,
-
формула Ньютона-Лейбница,
-
основные методы интегрирования, таблица простейших интегралов
4
1
Практическое занятие
-
Решение примеров на нахождение пределов: раскрытие неопределенности 0/0, ∞/∞, 1∞ , применение правила Лопиталя
-
Решение примеров на нахождение производных: элементарные функции, сложная функция,
-
Решение примеров на нахождение дифференциалов, приближенного значения функций
Проверочная работа
2
2
Практическое занятие
-
Нахождение простейшие определенных интегралов.
-
Нахождение интегралов методом интегрирования по частям и методом подстановки.
-
Приложение интеграла к решению прикладных задач.
-
Вычисление площадей плоских фигур, объемов тел вращения
Проверочная работа
2
Самостоятельная работа
Решение задач по темам практических занятий.
2
Самостоятельная работа студентов
-
Вычисление определенных интегралов различными методами.
-
Применение определенных интегралов к вычислению различных величин:
-
площадей,
-
дуги кривой,
-
объемов,
-
массы тел,
-
работы переменной силы,
-
скорости, пути
4
Тема 2.2 Основные понятия дискретной математики
Содержание
-
Комбинаторика.Соединения.Перестановки, размещения, сочетания.
-
Логика. Логические операции И, ИЛИ, НЕ.
-
Понятие события и вероятности события.
-
Достоверные и невозможные события.
-
Классическое определение вероятностей.
-
Теорема сложения вероятностей. Теорема умножения вероятностей.
-
Случайная величина. Дискретная и непрерывная случайные величины. Законы распределения случайной величины.
-
Закон больших чисел.
-
Математическое ожидание дискретной случайной величины. Дисперсия случайной величины. Среднее квадратичное отклонение случайной величины.
6
1
Практическое занятие
Решение задач на
-
размещения, перестановки, сочетания,
-
применение операций дизъюнкции, конъюнкции, отрицания
2
2
Практическое занятие
-
Решение простейших задач на определение вероятности с использованием теоремы сложения вероятностей.
-
Нахождение математического ожидания случайной величины. Среднее квадратичное отклонение случайной величины.
Проверочная работа
2
Самостоятельная работа
Решение задач по темам практических занятий
2
Раздел 3 Математическая статистика и ее роль в медицине и здравоохранении
8
Тема 3.1 Предмет математической статистики, медицинская статистика
Содержание
-
Математическая статистика.
-
СВ,
-
генеральная совокупность,
-
выборка,
-
выборочные характеристики.
-
Медицинская статистика.
-
Статистические показатели здоровья населения - демографические, заболеваемости, инвалидности
2
1
Практическое занятие
-
Расчет выборочный характеристик.
-
Расчет демографических показателей
2
2
Самостоятельная работа
Расчет основных показателей для выборки.
4
Зачет
Содержание
-
Зачет по всему курсу.
2
2
Итого:
48
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Выбор помещения, его рациональная планировка определяется санитарно-эпидемиологическими нормами (СанПиН 2.4.2. 178-02)
Обрудование учебного кабинета определяется ПИСЬМОМ Рособразования от 01.04.2005 N 03-417 "О ПЕРЕЧНЕ УЧЕБНОГО И КОМПЬЮТЕРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОСНАЩЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ" и включает в себя
Технические средства обучения
-
Мультимедийный компьютер
-
Сканер
-
Принтер лазерный
-
Копировальный аппарат
-
Мультимедиапроектор
-
Средства телекоммуникации
- Включают: электронная почта, локальная сеть, выход в Интернет.
-
Экран (на штативе или навесной)
Минимальные размеры 1,25х1,25 м
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
-
Аудиторная доска
-
Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ
-
Компьютерный стол
-
Шкаф секционный для хранения оборудования
-
Шкаф секционный для хранения литературы и демонстрационного оборудования (с остекленной средней частью)
-
Ящики для хранения таблиц
-
Штатив для таблиц
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Баврин И.И. Высшая математика - М. : AcademiA, 2008.
Дополнительные источники:
-
Валуцэ И.И. и др. Математика для техникумов на базе средней школы: учебное пособие - М.: Наука, 2007.
-
Данко П.Е. Высшая математика в упражнениях и задачах: В 2томах.- М.: Высшая школа , 2008.
-
Зайцев И.Л. Элементы высшей математики для техникумов. - М., 2007.
-
Подольский В.А. и др. Сборник задач по математике для техникумов. - М.: Высшая школа, 2009.
-
Шипачев В.С. Задачник по высшей математике: учеб. пособ. - М.: Высшая школа, 2006.
-
Богомолов Н. В. Практические занятия по математике: Учебное пособие для средних учебных заведений. / Н.В. Богомолов. - 7-е изд. М.: Высшая школа, 2004.- 495 с.
-
Письменный Д.Т. Конспект лекций по высшей математике./ Д.Т. Письменный . 1 часть. - 4-е изд., испр.- Д.Т. Письменный. - М.: Айрис-пресс, 2004.
-
Кочетков Е.С., Смерчинская С.О., Соколов В.В. Теория вероятностей и математическая статистика. - Форум, 2011. - 240 с.
-
Филимонова Е.В. Математика: Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. / Е.В. Филимонова. - 2-е изд., доп. и перераб. - Ростов-на- Дону.: Феникс, 2008.
-
Михеев В.С., Стяжкина О.В., Шведова О.М. Математика: Учебное пособие для среднего профессионального образования. / В.С.Михеев. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2009.
-
Башмаков М. И «Алгебра и начала анализа» 10-11класс, М., 2009
-
Студенецкая В.Н. Решение задач по статистике, комбинаторике и теории вероятностей. - Волгоград, 2010
Ресурсы Internet
medkurs.ru/pharmacy/technology86/section2213/11174.html Технология приготовления растворов
ref.by/refs/50/37857/1.html Математика в педиатрии
bymath.net Вся элементарная математика
pm298.ru/ Прикладная математика
medstatistica.com/articles.html Избранные статьи по применению статистики в медико-биологических исследованиях
gramotey.com/?open_file=1269046622 Жидкова О. И. Медицинская статистика
meduniver.com/Medical/Book/28.html Медицинская электронная библиотека
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умение решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности
Формы контроля обучения:
Оценка выполнения практических заданий по темам занятий.
Оценка выполнения домашних заданий.
Устный опрос.
Проверочная работа.
Контрольная работа.
Зачет.
Формы оценки результатов обучения:
- накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка.
- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка.
Методы контроля:
Наблюдение и экспертная оценка выполнения практических действий, домашних заданий.
Методы оценки результатов обучения:
формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе суммы результатов текущего контроля.
Представление о значении математики в профессиональной деятельности
Применение основных математических методов при решении прикладных задач в области профессиональной деятельности;
Представление об основных понятиях и методах теории вероятностей и математической статистики
Представление об основных понятиях и методах интегрального и дифференциального исчисления
Понимание сущности и социальной значимости будущей профессии (ОК 1)
Способность к организации собственной деятельности, способности выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценки их выполнения и качества(ОК 2)
Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность(ОК 3)
Способность осуществлять поиск и использование информации, необходимой для решения профессиональных задач(ОК4)
Способность самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития (ОК 8)
Способность представлять информацию в понятном для пациента виде, пояснять суть вмешательства(ПК 2.1)
Способность взаимодействовать с участниками лечебного процесса(ПК 2.2), взаимодействующими организациями и службами(ПК 2.3), членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях ЧС (ПК 3.3)
Способность осуществлять лечебно-диагностические вмешательства(ПК 2.2) и оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах(ПК 3.1)
примерный Перечень контрольных вопросов:
Раздел 2
-
Предел числовой последовательности.
-
Сходящаяся последовательност. Расходящаяся последовательность
-
Предел произведения последовательностей, функций
-
Предел суммы(разности) последовательностей, функций
-
Предел отношения последовательностей, функций
-
Предел произведения последовательностей, функций
-
Функция(определение) Бесконечно малая функция, бесконечно большая функция
-
Производная(определение)
-
Геометрический смысл производной
-
Физический смысл производной
-
Дифференциал функции. Применение дифференциала к приближенным вычислениям(формула)
-
Первообразная.Неопределённый интеграл функции f(x). Основные свойства неопределённого интеграла
-
Методы интегрирования
-
Определённый интеграл. Пределы интегрирования.
-
Криволинейная трапеция Формула Ньютона - Лейбница.
-
Приложения определённого интеграла в геометрии и механике
Раздел 3
-
Комбинаторика. Соединения.
-
Перестановки. Размещения, Сочетания.
-
Случайные события. Пример
-
Достоверное событие. Пример
-
Невозможное событие. Пример
-
Вероятность
-
Условная вероятность
-
Сумма событий и ее вероятность.
-
Произведение событий, его вероятность.
-
Приложения ТВ в биологии
-
Случайная величина. Типы случайных величин
-
Дискретная СВ, пример
-
Непрерывная СВ,пример
-
Способы задания СВ
-
Законы распределения СВ
-
Числовые характеристики случайных величин. Математическое ожидание. Дисперсия.СКО
ПРИМЕРЫ ЗАДАЧ:
Раздел 1-3
-
Больному назначен препарат в дозе
а) 250 мг на прием
в) 100 мг на прием
с) 750 мг на прием
г) 1500 мг на прием.
а) 0,25 г на прием
в) 0,1г на прием
с) 0,75 г на прием
г) 1,5 г на прием.
Препарат расфасован в граммах. Сколько грамм нужно дать больному?
-
Сколько сухого лекарственного вещества содержится в одной чайной ложке 20% раствора (1г)
-
Разовая доза сухого лекарственного вещества 0,6 г. больной принимает лекарство в растворе столовыми ложками. Какова должна быть процентная концентрация раствора? (4%)
-
Сколько потребуется воды для приготовления 4 кг 3% рабочего раствора из 10% маточного раствора хлорной извести? (2,8 кг)
-
Рассчитать всеми известными способами количество смеси для ребенка в возрасте N месяцев, если известно, что масса при рождении M кг.
Тема 2.2, 2.3, 3.2
-
Найти предел
Решение:
-
Найти интеграл
Решение:
-
Вычислить интеграл
-
Найти площадь ограниченной области, лежащей между графиками и
Решение: Эти графики имеют две общих точки (0,0) и (1.1) (см. рис.)
Значит, площадь области между графиками равна
-
Вычислить объем тела, образованного вращением вокруг оси Ох фигуры, ограниченной параболой и прямой
Р е ш е н и е. Тело образовано вращением фигуры АВСА вокруг оси Ох.
Чтобы найти абсциссы точек А и В, решаем систему уравнений:
Отсюда ; .
В нашем случае и
.
Следовательно,
.
Тема 4.2, 5.2
-
В автомашине 7 мест. Сколькими способами семь человек могут усесться в эту машину, если занять место водителя могут только трое из них?
Решение задачи:
Действие, которое должно быть выполнено особым способом, необходимо выполнять первым. Итак, на место водителя можно посадить только одного из трех человек (умеющего водить машину), т.е. существуют 3 способа занять первое место. Второе место может занять любой из 6 человек, оставшихся после того, как место водителя будет занято. И т.д. Используя принцип умножения, получаем произведение: 3 = 36! = 3P6.
-
Сколькими способами можно расставить на полке семь книг, если (а) две определенные книги должны всегда стоять рядом, (б) эти две книги не должны стоять рядом?
Решение задачи:
(а) Книги, которые должны стоять рядом, считаем за одну книгу. Тогда нужно расставить 6 книг по шести местам. Применяя формулу перестановок, получаем: P6 = 6!. Мы учли перестановки шести книг, не учитывая порядок внутри тех книг, которые мы посчитали за одну. А так как две книги по двум местам можно разместить только двумя способами (P2), то получаем окончательно следующее произведение: P2P6 =26! = 1440.
(б) Способов переставить 7 книг существует P7= 7!. Из них 26! способов поставить определенные книги вместе. Следовательно, способов поставить книги так, чтобы 2 заданные книги не стояли вместе существует: 7! 26!.
Ответ: 1440; . 7! 26!
-
Монета подброшена 2 раза. Какова вероятность того, что оба раза выпадет герб?(0,25)
-
В ящике 6 белых и 8 черных шаров. Из ящика вынули два шара, не возвращая вынутый шар в ящик. Какоа вероятность, что оба шара белые? Черные? (15/91, 4/13)