Индивидуальная программа обучения письму и развитию речи ребенка-инвалида

Индивидуальная программа обучения ребенка-инвалида по "письму и развитию речи" предполагает: Цель программы:  коррекция  мелкой моторики рук ребенка. Задачи: 1) развивать мелкую и крупную моторику; 2) развивать пространственную ориентировку на листе и в пространстве; 3) развивать графические умения в ходе выполнения различных по характеру упражнений: рисование, раскрашивание, обведение и т. д.; 4) развивать зрительное и слуховое восприятие;   5) воспитывать способность подчинять свои действия ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Письмо и развитие речи.

Цель программы: коррекция мелкой моторики рук ребенка.

Задачи:

1) развивать мелкую и крупную моторику;

2) развивать пространственную ориентировку на листе и в пространстве;

3) развивать графические умения в ходе выполнения различных по характеру упражнений: рисование, раскрашивание, обведение и т. д.;

4) развивать зрительное и слуховое восприятие;

5) воспитывать способность подчинять свои действия инструкции.

Все занятия, условно называемых письмо, рекомендуется разделить на несколько этапов, а упражнения выполнять по трем направлениям:

по показу («Сделай точно так, как я. Сравни, правильно ли сделал»);

по памяти, после предварительного анализа («Запомни. Сделай так же. Сравни»);

по словесной инструкции (под диктовку).

Развитие мелкой моторики руки является важным моментом в общей системе

подготовки умственно отсталого ребенка к школе.

Учитывая, что письмо является сложным психофизиологическим актом, большую роль в котором играет моторика руки, в подготовительный период необходимо проводить систему специальных занятий по подготовке руки ребенка к письму.

Следует помнить, что длинные мышцы руки развиваются раньше мелких мышц, поэтому следует строить упражнения в такой последовательности, чтобы вначале были больше задействованы именно длинные мышцы (т.е. задания даются на больших листах бумаги и более крупные). Постепенно размер заданных упражнений уменьшается до размера строки.

Перед каждым занятием проводятся специальные упражнения для укрепления и развития мелкой моторики руки. Упражнения проводятся на вытянутых и на согнутых перед собой руках (ладони вверх или вниз, одновременно, попеременно):

на вытянутых руках ладони вверх, вниз, одновременно, попеременно одной и

другой рукой;

на вытянутых руках или согнутых;

пальцы в стороны, вместе, при положении ладоней вверх-вниз;

сгибание и разгибание пальцев рук одной руки другой;

противопоставление пальцев одной руки пальцам другой;

сжимание пальцев в кулачок и разжимание;

«крючки»;

«щелчки»;

специальные упражнения для держания карандаша;

правильное держание карандаша или ручки.

Упражнения для подготовки руки к письму осуществляются в следующей

последовательности:

обведение по шаблону или трафарету знакомых ребенку предметов (яблоко, груша, огурец, морковь, помидор или др.); раскрашивание;

обводка, раскрашивание и штриховка геометрических фигур (круга, квадрата,

прямоугольника, треугольника, овала);

обводка геометрических фигур, а на их основе знакомых предметов и

раскрашивание: круг - мяч, шар, яблоко, помидор и др.; квадрат - флажок;

треугольник - елочка; овал - морковь, банан; квадрат и треугольник - домик и др.;

рисование геометрических фигур по клеткам (по ориентировочным точкам, по

тонким линиям - обводка);

рисование фигур по ориентировочным точкам;

обведение клеток по образцу, по точкам, самостоятельно;

составление из обведенных клеток орнаментов, раскрашивание их одним цветом,

разным цветом;

рисование по линейкам: линии, палочки (прямые, наклонные по ориентирам);

соединение палочек в разных сочетаниях;

орнамент из геометрических фигур.

Подготовка к написанию букв (элементы букв):

наклонные палочки короткие и длинные;

палочки с закруглением внизу и вверху (крючки);

овал (о);

полуовалы;

элемент буквы (е);

палочки с закруглением вверху и внизу (г) и др.

Основные требования к умениям учащегося

Учащийся должен уметь:

- дифференцировать два-три цвета, называя их;

- по образцу и с помощью учителя подбирать геометрические фигуры, выкладывать из них простейшие изображения предметов;

- вычерчивать по трафарету геометрические фигуры.


© 2010-2022