- Преподавателю
- Математика
- Индивидуальная программа обучения письму и развитию речи ребенка-инвалида
Индивидуальная программа обучения письму и развитию речи ребенка-инвалида
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Соловьёва С.М. |
Дата | 13.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Письмо и развитие речи.
Цель программы: коррекция мелкой моторики рук ребенка.
Задачи:
1) развивать мелкую и крупную моторику;
2) развивать пространственную ориентировку на листе и в пространстве;
3) развивать графические умения в ходе выполнения различных по характеру упражнений: рисование, раскрашивание, обведение и т. д.;
4) развивать зрительное и слуховое восприятие;
5) воспитывать способность подчинять свои действия инструкции.
Все занятия, условно называемых письмо, рекомендуется разделить на несколько этапов, а упражнения выполнять по трем направлениям:
по показу («Сделай точно так, как я. Сравни, правильно ли сделал»);
по памяти, после предварительного анализа («Запомни. Сделай так же. Сравни»);
по словесной инструкции (под диктовку).
Развитие мелкой моторики руки является важным моментом в общей системе
подготовки умственно отсталого ребенка к школе.
Учитывая, что письмо является сложным психофизиологическим актом, большую роль в котором играет моторика руки, в подготовительный период необходимо проводить систему специальных занятий по подготовке руки ребенка к письму.
Следует помнить, что длинные мышцы руки развиваются раньше мелких мышц, поэтому следует строить упражнения в такой последовательности, чтобы вначале были больше задействованы именно длинные мышцы (т.е. задания даются на больших листах бумаги и более крупные). Постепенно размер заданных упражнений уменьшается до размера строки.
Перед каждым занятием проводятся специальные упражнения для укрепления и развития мелкой моторики руки. Упражнения проводятся на вытянутых и на согнутых перед собой руках (ладони вверх или вниз, одновременно, попеременно):
на вытянутых руках ладони вверх, вниз, одновременно, попеременно одной и
другой рукой;
на вытянутых руках или согнутых;
пальцы в стороны, вместе, при положении ладоней вверх-вниз;
сгибание и разгибание пальцев рук одной руки другой;
противопоставление пальцев одной руки пальцам другой;
сжимание пальцев в кулачок и разжимание;
«крючки»;
«щелчки»;
специальные упражнения для держания карандаша;
правильное держание карандаша или ручки.
Упражнения для подготовки руки к письму осуществляются в следующей
последовательности:
обведение по шаблону или трафарету знакомых ребенку предметов (яблоко, груша, огурец, морковь, помидор или др.); раскрашивание;
обводка, раскрашивание и штриховка геометрических фигур (круга, квадрата,
прямоугольника, треугольника, овала);
обводка геометрических фигур, а на их основе знакомых предметов и
раскрашивание: круг - мяч, шар, яблоко, помидор и др.; квадрат - флажок;
треугольник - елочка; овал - морковь, банан; квадрат и треугольник - домик и др.;
рисование геометрических фигур по клеткам (по ориентировочным точкам, по
тонким линиям - обводка);
рисование фигур по ориентировочным точкам;
обведение клеток по образцу, по точкам, самостоятельно;
составление из обведенных клеток орнаментов, раскрашивание их одним цветом,
разным цветом;
рисование по линейкам: линии, палочки (прямые, наклонные по ориентирам);
соединение палочек в разных сочетаниях;
орнамент из геометрических фигур.
Подготовка к написанию букв (элементы букв):
наклонные палочки короткие и длинные;
палочки с закруглением внизу и вверху (крючки);
овал (о);
полуовалы;
элемент буквы (е);
палочки с закруглением вверху и внизу (г) и др.
Основные требования к умениям учащегося
Учащийся должен уметь:
- дифференцировать два-три цвета, называя их;
- по образцу и с помощью учителя подбирать геометрические фигуры, выкладывать из них простейшие изображения предметов;
- вычерчивать по трафарету геометрические фигуры.