• Преподавателю
  • Математика
  • Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики в коррекционной школе VIII вида

Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики в коррекционной школе VIII вида

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

10

Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики в коррекционной школе

VIII вида


Математика в специальной (коррекционной) школе решает одну из важнейших специальных задач - преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушением развития. Изучение математики направлено на формирование определенного типа мышления, развитие познавательных способностей, формирование и коррекцию операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения и конкретизации; на создание условий для коррекции памяти, внимания и других психических процессов. Но так как именно эти процессы у учащихся коррекционных школ развиты слабо, математика, как учебный предмет дается им с большим трудом. Поэтому учитель должен найти такие методы и приемы, которые смогли бы увлечь детей, сделать процесс обучения интересным.

Основными психологическими принципами развивающего обучения являются:

  • Проблемность обучения

  • Оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности

  • Индивидуализация и дифференцированное обучение

  • Специальное формирование как алгоритмических, так и эвристических приемов умственной деятельности.

Практика показывает, что при работе с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, можно и нужно использовать занимательные упражнения, проблемные и программированные задания.

Такие задания очень нравятся детям, не надоедают им, заставляют постоянно «думать», активизируют их творческую деятельность.

Одно из интересных и увлекательных упражнений - занимательные квадраты, в которых скрыты разнообразные свойства натуральных чисел.

Занимательные квадраты, как упражнения, даются в трех видах:

а) квадраты с заполненными клетками;

б) квадраты с частично заполненными клетками;

в) квадраты с незаполненными клетками.

5

10

б

7

5

10

б

7

4

9

2

3

5

7

8

1

6

а) б) в)

1,3,5,7,9,11,13,15,17 сумма 27 .

Число 9 поместить посередине.

Игры - задачи на угадывание задуманного числа, которые в большинстве случаев сводятся к нахождению неизвестного на основе знания зависимости между: результатом и компонентами арифметических действий:

  • Задумайте число меньше 10, кроме нуля; прибавьте к нему 29, последнюю цифру умножьте на 10; к результату прибавьте 4; полученное число умножьте на 3, от результата вычтите 2. (100)

Особую активность учащихся вызывают специальные интеллектуальные игры, которые по своему механизму наиболее органично связаны с процессом познания, с мышлением. Это, так называемые задачи «на сообразительность»: ребусы, шарады, головоломки, народные задачи - загадки, например: «Летит стая гусей, а навстречу им один гусь.Здравствуйте, сто гусей, - говорит он. «Нет, нас не сто, - отвечают гуси. - Вот если бы нас было еще столько, да полстолько, да четверть столько, да ты еще, гусь, с нами, тогда и получилось бы сто». Сколько же гусей было в стае?

Или: «В каждую букву можно вставить 100 одинаковых букв, чтобы получить страну света?» (В-О-СТО-К)

Или: С «К» я в школе на стене

Горы, реки есть на мне,

С «П» от вас не устаю,

Тоже в школе я стою.

Или: Как при помощи пяти двоек написать числа 7, 15?

(2+2+2+2/2=7; 2x2x2-2/2=7; 22/2+2+2-15)

Развитию творческой активности учащихся способствует включение в учебный процесс нестандартных задач. Такие задачи вызывают у детей интерес, активизируют мыслительную деятельность и формируют интеллектуальные умения.

К заданиям первого уровня относят так называемые репродуктивные упражнения, цель которых закрепить математические понятия, совершенствовать навыки устных вычислений:

  • Найти сумму чисел 72 и 16

  • На сколько 74 меньше 82?

  • Увеличь 38 на 53

  • Какое число надо увеличить в 8 раз, чтобы получить 56?

  • Сколько нужно добавить к 65 до 80?

К заданиям второго, более высокого уровня, относится случай, когда для вычислений ученику необходимо переосмыслить задание, дополнительно привлечь ранее изученный материал и проявить творчество.

а

60

62

65

66

69

71

75

75

78

80

с!

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

с

5

6

8

9

11

12

14

15

17

18

а+6



Г-с1



ё-с



а+с



Заполняя таблицу, ученик не только повторяет случаи сложения и вычитания, но и применяет знания элементов буквенной символики, умение находить значение буквенного выражения при заданных значениях переменной.

Формирование вопросов: «Как изменяется сумма? Разность?» способствует развитию познавательных способностей, формированию умений сравнивать, подмечать простейшие закономерности.

Вопросы на сравнение

:

(9 +2) х 2 = 22 62,8,4,8 + 16,9

9 х 2 + 2 х 2 = 22

  • Сравни выражения в первом столбике. Чем они похожи, чем отличаются?

  • Сравни числа, выраженные во втором столбике. Что «лишнее»? Почему?
    Эти вопросы содействуют формированию у учащихся умений анализировать

структуру выражений, сравнивать математические объекты, формулировать выводы.

Вопросы на установление причинно - следственных связей

42-31 9х 12 96 : 8

  • Как изменится разность, если уменьшаемое увеличить на 15 единиц?

  • Как изменится разность, если вычитаемое увеличить на 9 единиц?

  • Как изменится произведение, если множимое увеличить в 6 раз? Если множитель уменьшить в 4 раза?

  • Как изменится частное, если делимое увеличить в 2 раза? Если делитель увеличить в 2 раза?

Задания со сменой установки

(на доске пишется задание - числа, фигуры - учащиеся должны запомнить в том же порядке, затем убрать, а дети должны ответить на вопросы)
43 0 55 148 1812

  • Сколько всего чисел?

  • На каком месте стоит число, которое не является натуральным?

  • На каком месте стоит число, в записи которого цифра 1 стоит в разряде десятком?

  • Сложите 3-е и 5-е числа с конца.

  • Какое число стоит после нуля?

  • На каком месте стоит трехзначное число?

  • Назовите первое число.

  • Какому историческому событию соответствует последнее число?
    Этот прием развивает зрительную память, быстроту реакции, внимание.

Буквенный диктант

Его можно использовать перед объяснением новой темы. Не учитель называет тему, а ученики. Учащиеся отвечают на вопрос про себя, а записывают первую букву ответа. Затем из выделенных букв составляется слово.

О - видит ... да зуб неймет (око)

Т - угол, градусная мера которого больше 90 градусов (тупой)

Р - полевой цветок народный для гадания пригодный (ромашка)
Е - самая плохая оценка (7 букв) (единица)

3 - утренняя трапеза (завтрак)

О - металл, из которого сделан стойкий солдатик (олово)

К - и от дедушки ушел, и от бабушки ушел (колобок)

Вопросы формируются из соответствующей темы по математике, из любых предметов школьного курса и даже из кроссворда. Этот прием ценен для развивающего обучения.

Разминки

  • Назовите наименьшее двузначное число.

  • Можно ли количество цветов в спектре радуги разделить на 3 без остатка?

  • Если температура воздуха была -8 градусов, а потом потеплело на 6
    градусов, положительной ли стала температура?

  • Сложить порядковые номера месяцев года - мая и августа.

  • Периметр прямоугольника из проволоки 12 см, его разогнули и сделали

квадрат. Чему равна его площадь?

  • Сколько лет было совершеннолетнему три года назад? Сколько палочек в римском написании века гибели А.С.Пушкина?

  • Чему равна сумма чисел, на которые показывают стрелки механических
    часов в 9 утра?

  • Сколько ступенек у лестницы, где средняя 8-я ступенька?

  • Сколько ног, хвостов и рогов у трех коров?

  • Если бы Остапу Бендеру сразу отдали 3 стула, то сколько ему бы осталось искать?

Этот прием ценен тем, что он вовлекает в деятельность весь класс, развивает быстроту реакции, умение слушать и слышать вопрос, четко и конкретно мыслить.

Часто трудность выполнения задания связана с тем, что учащиеся не всегда понимают его содержание. С этой целью требуется расшифровать смысл входящих в него терминов.

Например: даны числа 4, 7, 12,15, 20. Каждое четное число уменьши в 2 раза, а нечетное увеличь в 9 раз.

Смысл задания уточняется и формулируется в следующем виде:»Каждое число, которое делится на 2, надо разделить на 2, а каждое число, которое не делится на 2, умножить на 9».

Кроме того, целесообразно предлагать учащимся сформулировать выражение на естественнонаучном языке. Например, выражение 79 - 19 х 2 может быть сформулировано на естественнонаучном языке так: «Из числа 79 вычесть произведение чисел 19 и 2; число 79 уменьшить на произведение чисел 19 и 2».

Такие задания способствуют развитию внимания и математической речи учащихся.





© 2010-2022