- Преподавателю
- Математика
- Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики в коррекционной школе VIII вида
Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики в коррекционной школе VIII вида
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Думаева О.А. |
Дата | 16.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
10
Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики в коррекционной школе
VIII вида
Математика в специальной (коррекционной) школе решает одну из важнейших специальных задач - преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушением развития. Изучение математики направлено на формирование определенного типа мышления, развитие познавательных способностей, формирование и коррекцию операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения и конкретизации; на создание условий для коррекции памяти, внимания и других психических процессов. Но так как именно эти процессы у учащихся коррекционных школ развиты слабо, математика, как учебный предмет дается им с большим трудом. Поэтому учитель должен найти такие методы и приемы, которые смогли бы увлечь детей, сделать процесс обучения интересным.
Основными психологическими принципами развивающего обучения являются:
-
Проблемность обучения
-
Оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности
-
Индивидуализация и дифференцированное обучение
-
Специальное формирование как алгоритмических, так и эвристических приемов умственной деятельности.
Практика показывает, что при работе с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, можно и нужно использовать занимательные упражнения, проблемные и программированные задания.
Такие задания очень нравятся детям, не надоедают им, заставляют постоянно «думать», активизируют их творческую деятельность.
Одно из интересных и увлекательных упражнений - занимательные квадраты, в которых скрыты разнообразные свойства натуральных чисел.
Занимательные квадраты, как упражнения, даются в трех видах:
а) квадраты с заполненными клетками;
б) квадраты с частично заполненными клетками;
в) квадраты с незаполненными клетками.
5
10
б
7
5
10
б
7
4
9
2
3
5
7
8
1
6
а) б) в)
1,3,5,7,9,11,13,15,17 сумма 27 .
Число 9 поместить посередине.
Игры - задачи на угадывание задуманного числа, которые в большинстве случаев сводятся к нахождению неизвестного на основе знания зависимости между: результатом и компонентами арифметических действий:
-
Задумайте число меньше 10, кроме нуля; прибавьте к нему 29, последнюю цифру умножьте на 10; к результату прибавьте 4; полученное число умножьте на 3, от результата вычтите 2. (100)
Особую активность учащихся вызывают специальные интеллектуальные игры, которые по своему механизму наиболее органично связаны с процессом познания, с мышлением. Это, так называемые задачи «на сообразительность»: ребусы, шарады, головоломки, народные задачи - загадки, например: «Летит стая гусей, а навстречу им один гусь.Здравствуйте, сто гусей, - говорит он. «Нет, нас не сто, - отвечают гуси. - Вот если бы нас было еще столько, да полстолько, да четверть столько, да ты еще, гусь, с нами, тогда и получилось бы сто». Сколько же гусей было в стае?
Или: «В каждую букву можно вставить 100 одинаковых букв, чтобы получить страну света?» (В-О-СТО-К)
Или: С «К» я в школе на стене
Горы, реки есть на мне,
С «П» от вас не устаю,
Тоже в школе я стою.
Или: Как при помощи пяти двоек написать числа 7, 15?
(2+2+2+2/2=7; 2x2x2-2/2=7; 22/2+2+2-15)
Развитию творческой активности учащихся способствует включение в учебный процесс нестандартных задач. Такие задачи вызывают у детей интерес, активизируют мыслительную деятельность и формируют интеллектуальные умения.
К заданиям первого уровня относят так называемые репродуктивные упражнения, цель которых закрепить математические понятия, совершенствовать навыки устных вычислений:
-
Найти сумму чисел 72 и 16
-
На сколько 74 меньше 82?
-
Увеличь 38 на 53
-
Какое число надо увеличить в 8 раз, чтобы получить 56?
-
Сколько нужно добавить к 65 до 80?
К заданиям второго, более высокого уровня, относится случай, когда для вычислений ученику необходимо переосмыслить задание, дополнительно привлечь ранее изученный материал и проявить творчество.
а
60
62
65
66
69
71
75
75
78
80
с!
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
с
5
6
8
9
11
12
14
15
17
18
а+6
Г-с1
ё-с
а+с
Заполняя таблицу, ученик не только повторяет случаи сложения и вычитания, но и применяет знания элементов буквенной символики, умение находить значение буквенного выражения при заданных значениях переменной.
Формирование вопросов: «Как изменяется сумма? Разность?» способствует развитию познавательных способностей, формированию умений сравнивать, подмечать простейшие закономерности.
Вопросы на сравнение
:
(9 +2) х 2 = 22 62,8,4,8 + 16,9
9 х 2 + 2 х 2 = 22
-
Сравни выражения в первом столбике. Чем они похожи, чем отличаются?
-
Сравни числа, выраженные во втором столбике. Что «лишнее»? Почему?
Эти вопросы содействуют формированию у учащихся умений анализировать
структуру выражений, сравнивать математические объекты, формулировать выводы.
Вопросы на установление причинно - следственных связей
42-31 9х 12 96 : 8
-
Как изменится разность, если уменьшаемое увеличить на 15 единиц?
-
Как изменится разность, если вычитаемое увеличить на 9 единиц?
-
Как изменится произведение, если множимое увеличить в 6 раз? Если множитель уменьшить в 4 раза?
-
Как изменится частное, если делимое увеличить в 2 раза? Если делитель увеличить в 2 раза?
Задания со сменой установки
(на доске пишется задание - числа, фигуры - учащиеся должны запомнить в том же порядке, затем убрать, а дети должны ответить на вопросы)
43 0 55 148 1812
-
Сколько всего чисел?
-
На каком месте стоит число, которое не является натуральным?
-
На каком месте стоит число, в записи которого цифра 1 стоит в разряде десятком?
-
Сложите 3-е и 5-е числа с конца.
-
Какое число стоит после нуля?
-
На каком месте стоит трехзначное число?
-
Назовите первое число.
-
Какому историческому событию соответствует последнее число?
Этот прием развивает зрительную память, быстроту реакции, внимание.
Буквенный диктант
Его можно использовать перед объяснением новой темы. Не учитель называет тему, а ученики. Учащиеся отвечают на вопрос про себя, а записывают первую букву ответа. Затем из выделенных букв составляется слово.
О - видит ... да зуб неймет (око)
Т - угол, градусная мера которого больше 90 градусов (тупой)
Р - полевой цветок народный для гадания пригодный (ромашка)
Е - самая плохая оценка (7 букв) (единица)
3 - утренняя трапеза (завтрак)
О - металл, из которого сделан стойкий солдатик (олово)
К - и от дедушки ушел, и от бабушки ушел (колобок)
Вопросы формируются из соответствующей темы по математике, из любых предметов школьного курса и даже из кроссворда. Этот прием ценен для развивающего обучения.
Разминки
-
Назовите наименьшее двузначное число.
-
Можно ли количество цветов в спектре радуги разделить на 3 без остатка?
-
Если температура воздуха была -8 градусов, а потом потеплело на 6
градусов, положительной ли стала температура? -
Сложить порядковые номера месяцев года - мая и августа.
-
Периметр прямоугольника из проволоки 12 см, его разогнули и сделали
квадрат. Чему равна его площадь?
-
Сколько лет было совершеннолетнему три года назад? Сколько палочек в римском написании века гибели А.С.Пушкина?
-
Чему равна сумма чисел, на которые показывают стрелки механических
часов в 9 утра? -
Сколько ступенек у лестницы, где средняя 8-я ступенька?
-
Сколько ног, хвостов и рогов у трех коров?
-
Если бы Остапу Бендеру сразу отдали 3 стула, то сколько ему бы осталось искать?
Этот прием ценен тем, что он вовлекает в деятельность весь класс, развивает быстроту реакции, умение слушать и слышать вопрос, четко и конкретно мыслить.
Часто трудность выполнения задания связана с тем, что учащиеся не всегда понимают его содержание. С этой целью требуется расшифровать смысл входящих в него терминов.
Например: даны числа 4, 7, 12,15, 20. Каждое четное число уменьши в 2 раза, а нечетное увеличь в 9 раз.
Смысл задания уточняется и формулируется в следующем виде:»Каждое число, которое делится на 2, надо разделить на 2, а каждое число, которое не делится на 2, умножить на 9».
Кроме того, целесообразно предлагать учащимся сформулировать выражение на естественнонаучном языке. Например, выражение 79 - 19 х 2 может быть сформулировано на естественнонаучном языке так: «Из числа 79 вычесть произведение чисел 19 и 2; число 79 уменьшить на произведение чисел 19 и 2».
Такие задания способствуют развитию внимания и математической речи учащихся.