Использование технологии учебных циклов на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование технологии учебных циклов

на уроках математики

Янсыбина Л. А., учитель математики

МБОУ СОШ № 8, г. Бирск

Основная задача современного образования заключается в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой взглядов, идейно-нравственных, культурных и этических принципов. А также норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ее к активной деятельности и непрерывному образованию в быстро меняющемся мире. С точки зрения учителя математики моя задача заключается в овладении учащимися законченной системой математических знаний и умений, а также возможностями их применения в различных жизненных ситуациях.

Таким образом, обнаруживаются противоречия:

- между традиционной методикой преподавания и современными требованиями

к процессу обучения и воспитания, способствующими саморазвитию личности;

- между отсутствием заинтересованности в изучении математики у отдельных

школьников и высокими требованиями программ по данному предмету;

Выявленные противоречия позволили определить основную проблему требующую разрешения - совершенствование преподавания математики на основе поэтапного формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся.

Создание на уроках условий для успешной, активной, здоровьесберегающей и сознательной деятельности обучающихся, основанной на использовании рациональных методов и приёмов, поддерживающих интерес к предмету, является ведущей идеей моей педагогической деятельности.

Знакомство с технологией учебных циклов, разработанной доктором педагогических наук, профессором Московской Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Германом Григорьевичем Левитасом создало возможность реализации ее. Данная технология основывается на трудах ученых, методистов-исследователей, учителей-практиков.

Так через труды Еремеева А.М. проходит мысль о необходимости максимальной занятости детей на уроке, о вреде тягостного «ничегонеделания». По Гальперину, каждое новое умственное действие человек изучает поэтапно и любое знание усваивается только в процессе собственных действий ученика. Изучив Интегральную технологию Гузеева В.В «Методы и организационные формы обучения», я выяснила то, что она основывается на коллективных формах обучения. Познакомившись с трудами Бабанского Ю.К. «Оптимизация учебно-воспитательного процесса (Методические основы), Воловича М.Б. «Не мучить, а учить», я пришла к выводу о необходимости изучения технологии учебных циклов, которую разработал Герман Григорьевич Левитас. Цель данной технологии - помочь учителю в приобретении специфической способности к созданию собственной методической системы преподавания. Это способ сделать эффективным преподавание в рамках классно-урочной системы.

Новизна технологии состоит в минимизировании системы средств обучения на основе опорных схем, моделей, что позволяет организовать полноценную учебную деятельность обучающихся, которая характеризуется высоким уровнем мотивации, в результате которой формируются учебно-познавательные умения и навыки.

Методы организации учебной деятельности: решение задач, лекция, работа с книгой, самостоятельная работа, составление конспектов по темам, первоначальное закрепление, работа с печатными тетрадями, составление учебных проектов и мультимедийных презентаций.

Методы контроля: диктанты, самостоятельные и контрольные работы, письменное тестирование, зачеты, онлайн тесты.

Описывая технологию учебных циклов, Г.Г. Левитас утверждал: «…технология относится к преподаванию тех предметов и их разделов, в которых ведущим элементом являются точные знания. Это курсы математики 1-11 классов. Это многие разделы информатики, физики, химии, биологии, географии, истории». Технология учебных циклов позволяет избежать переутомления учащихся на уроке, обеспечивая при этом постоянную занятость и непрерывную работу».

При планировании работы по формированию знаний, различных видов познавательной деятельности, за основу берется не урок, а цикл обучения. В зависимости от целей изучения материала, от его содержания, от выбранных методов, форм и средств обучения, учитывая личностные качества учеников, весь материал разделяется на учебные циклы, в состав которых входят: проверка знания предыдущего материала, сообщение нового, закрепление, контроль теоретических знаний и итоговое закрепление. В процессе объяснения нового материала составляется конспект, после чего материал еще раз коротко проговаривается учителем или учеником. На уроках, проводимых в рамках технологии, проверка усвоения пройденного материала осуществляется в ходе диктанта, содержащего вопросы, имеющие точный, однозначный ответ. Проверка может осуществляться учителем либо одноклассником, периодически рекомендуется самопроверка.

Технология учебных циклов способствует становлению адекватной самооценки, рефлексии, дает реальную возможность самоутверждения и самореализации в рамках урока для каждого ученика, исключая стрессовые ситуации в процессе опроса, прекрасно подходит для учащихся с высоким уровнем школьной тревожности и со страхом ошибки.

Организационно учебный цикл начинается с совместного определения учебных задач и завершается контролем уровня их достижения. А весь период такого изучения, состоящий из одного или из нескольких уроков, естественно назвать учебным циклом.

Задача актуализации знаний и умений, необходимая для изучения нового, решается во время устной работы. Далее создаётся проблемная ситуация, содержащая противоречие с новой темой. Результатом работы на этом этапе является формулировка цели урока.

Форма организации учебно-познавательной деятельности различна: каждый отвечает по цепочке, работа в парах, в статичных группах и группах сменного состава, решение задач с последующим консультированием другого или взаимопроверкой, поиск ошибок в предложенных решениях и т.д.

На этапе самостоятельной работы с проверкой в классе решаются три дидактические задачи: определение затруднений в усвоении нового, выявление степени усвоения нового, самоконтроль и самооценка учащимся своей работы.

После выполнения самостоятельной работы учащиеся задают вопросы, и в классе обсуждается то, что осталось непонятным. Потом снова исправляются найденные ошибки. Важно, чтобы на этом этапе для каждого ученика была создана ситуация успеха (я могу, у меня получается), и возникло желание закрепить удачный результат. Домашнее задание дается дифференцированно, так как продуктивная деятельность является залогом прочного усвоения.

Достичь качества невозможно без системного изучения достижений учащихся. В этом случае не обойтись без диагностики, причем такой, которая позволила бы наиболее полно оценить результаты обученности школьников, выявляя не, только знания и уровень их усвоения, но и познавательные умения, развитие творческих способностей. Поставленную задачу я решаю посредством диагностики поуровневого усвоения знаний и умений. Результаты диагностики - это информация, необходимая при отборе учебных программ и педагогических технологий, нормирование домашних заданий без перегрузки учащихся. Строя процесс освоения математики как личностно-ориентированный в системе развивающего обучения, используя передовые технологии, я достигаю устойчивых положительных результатов, о чем свидетельствует динамика качества знаний по годам.

Для успешного решения задач школьного образования, освоения программы необходимо внедрение новых образовательных технологий, поскольку именно технология обеспечивает максимальную интенсивность обучения. На мой взгляд, использование технологии учебных циклов Г. Г. Левитаса позволяет наиболее эффективно решать все учебные и воспитательные задачи.







© 2010-2022