Рабочая программа факультативного курса для 5 класса Решение нестандартных задач

Факультативный курс «Решение нестандартных задач» предназначен для учащихся 5-х классов и имеет практико-ориентированную направленность; включает в себя  задания, как углубляющего, так и развивающего характера.  В рамках данного курса учащимся предлагаются различные задания на составление выражений, отыскивание чисел, разрезание фигур на части, разгадывание головоломок, числовых ребусов, решение нестандартных задач на движение и логических задач. Цели данного курса: развитие   математического и ...
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»




Программа факультативного курса

«Решение нестандартных задач»

II ступень

5 класс

Общеобразовательный уровень

Срок реализации: 1 год



Составитель программы:

Соловьёва М. В.









2013 год



Пояснительная записка

Факультативный курс «Решение нестандартных задач» предназначен для учащихся 5-х классов и имеет практико-ориентированную направленность; включает в себя задания, как углубляющего, так и развивающего характера.

В рамках данного курса учащимся предлагаются различные задания на составление выражений, отыскивание чисел, разрезание фигур на части, разгадывание головоломок, числовых ребусов, решение нестандартных задач на движение и логических задач. Большое количество времени отводится для изучения пропедевтического курса геометрии, благодаря которому учащиеся будут иметь представление о свойствах разных фигур на плоскости, что позволит им избежать трудностей при изучении геометрии в седьмом классе.

Курс «Решение нестандартных задач» - это нетрадиционная форма работы с учащимися, где используются конкурсы, практические задания, математические стенгазеты, дидактические игры. Игра - форма познавательной деятельности, способствующая развитию и укреплению интереса к математике. Кроме этого, наряду с изучением математических фактов, проводится работа по формированию интеллектуальных умений и навыков. В преподавании данного курса важным является выбор рациональной системы методов и приемов обучения. Учебный процесс ориентирован на рациональное сочетание устных и письменных видов работы.

Курс рассчитан на 35 часов при учете 1 час в неделю.

Цели данного курса:

- Развивать начала математического и логического мышления.

- Расширять кругозор учащихся.

- Развивать устойчивый интерес учащихся к изучению геометрии и в целом математики.

- Формировать умения решать нестандартные задачи.

- Воспитывать понимание, что математика является инструментом познания окружающего мира.

Задачи курса:

- создать условия для развития интереса учащихся к математике и их математических способностей;

- привитие интереса учащимися к математике;

- развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;

- воспитание настойчивости, инициативы.

- сформировать представление о методах и способах решения арифметических и геометрических задач;

- углубить и расширить знаний по математике;

- научить детей переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию.

Данный курс направлен на:

  • развитие воображения и эмоциональной сферы учащихся;

  • последовательное приобщение к научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней;

  • формирование гибкости, самостоятельности, рациональности, критичности мышления;

  • формирование общеучебных умений и навыков;

  • развитие общих геометрических представлений учащихся и подготовку их к дальнейшему систематическому изучению геометрии;

  • развитие способности применения знаний в нестандартных заданиях.

Структура курса предполагает изучение теоретического материала и проведение практических занятий с целью применения на практике полученных теоретических знаний.

В данном курсе дополнительно рассматриваются некоторые темы, которые вызывают наибольшие затруднения при изучении математики в пятом классе: комбинаторные задачи, логические задачи, практические геометрические задания.

Предлагаемые задания составляются таким образом, чтобы учащиеся овладели:

  • умением воспринимать и усваивать материал дополнительной литературы;

  • умением иллюстрировать некоторые вопросы примерами;

  • умением использовать полученные выводы в конкретной ситуации;

  • умением применять теорию в решении задач;

  • умением пользоваться полученными геометрическими знаниями и применять их на практике.

Задания подбираются в соответствии с определенными критериями и должны быть содержательными, практически значимыми, интересными для ученика; они должны способствовать развитию пространственного воображения, активизации творческих способностей учащихся.


Тематическое планирование

Всего: 35 часов, 1 недельный час

тема

Кол-во часов

Математические ребусы

3

Логические задачи

9

Геометрические задачи

8

Подготовка к конкурсу «Кенгуру»

3

Комбинаторные задачи

3

Арифметические задачи

8

Итоги курса

1



Поурочное планирование


Тема урока

Кол-во часов


Математические ребусы

3

1

Вводное занятие. Решение ребусов

1

2-3

Математические ребусы

2


Логические задачи

9

4-5

Логические задачи

2

6-7

Магические квадраты

2

8-9

Головоломки со спичками

2

10-12

Решение олимпиадных задач

3


Геометрические задачи

8

13

Виды симметрии

1

14

Симметрия снежинки

1

15-16

Паркеты и орнаменты

2

17-18

Построения с циркулем

2

19-20

Задачи на разрезание

2


Подготовка к конкурсу «Кенгуру»

3

21-23

Решение задач конкурса «Кенгуру».

3


Комбинаторные задачи

3

24-26

Решение комбинаторных задач

3


Арифметические задачи

8

27-28

Задачи на движение

2

29-30

Задачи на переливания

2

31-32

Задачи на проценты

2

33-34

Старинные задачи

2

35

Итоги курса Математический КВН.

1



Список литературы для учителя:


1. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы. - М.:Айрис-пресс, 2005. - 144 с. - (Школьные олимпиады).

2. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл. М.:Издательство НЦ ЭНАС, 2003.

3. Спивак А.В. Математический кружок. 6-7 классы. М.:Посев, 2003.

4. Олимпиадные задания по математике 5-8 классы.( 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад. Развитие творческой сущности учащихся). / автор-составитель Н.В.Заболотнева.-Волгоград: Учитель, 2006.

5. Задачи для внекласной работы по математике в 5-6 классах / сост.В.Ю.Сафонова, М.:МИРОС, 1995.

6. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 - 6 классов сред школ. - М.: «Просвещение», 2008 г.


Список литературы для учащихся:


1. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы. - М.:Айрис-пресс, 2005. - 144 с. - (Школьные олимпиады).

2. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл. М.:Издательство НЦ ЭНАС, 2003.

3. Спивак А.В. Математический кружок. 6-7 классы. М.:Посев, 2003.

4. Олимпиадные задания по математике 5-8 классы.( 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад. Развитие творческой сущности учащихся). / автор-составитель Н.В.Заболотнева.-Волгоград: Учитель, 2006.

5. Перельман Я.И. Живая математика. М.: Столетие.2009 г.

6. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 - 6 классов сред школ. - М.: «Просвещение», 2008 г.

7. Ф.Ф.Нагибин. «Математическая шкатулка». М.: Просвещение,2010 г.

© 2010-2022