УМКД математика проф образование

Раздел Математика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УМКД математика проф образование

Институт водного транспорта им. Г.Я. Седова -

филиал ФГБОУ ВПО «ГМУ им. адмирала Ф.Ф. Ушакова»

Стр. 12 из 55



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«Математика»

Индекс:

(Файл)

MCD 7.3-(13-06.7)-26.02.03-ЕН.02-2014



Версия:

1


УМКД математика проф образованиеУМКД математика проф образованиеУМКД математика проф образованиеФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»


ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

УМКД математика проф образование






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«Математика»


MCD 7.3 - (13-06.7) - 26.02.03 - ЕН.02 - 2014 г.









Морской колледж

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора института

- начальник морского колледжа

«___________» ________________

«___» __________________ 20__ г.





СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«Математика»


Утвержден и введен в действие ____________





Согласовано

Председатель ПЦК ФМ и ЕНД


_____________ /___________/

« » 20__г.







Исполнитель (группа исполнителей)

Зеленская О.Ю. - преподаватель математики





Настоящий УМКД разработан в соответствии с требованиями и положениями Процедуры СМК ИнститутаQP 7.3-02 «Проектирование услуги (разработка УМКД/ЭУМКД)»



Контроль документа:


«Заместитель начальника

морского колледжа по У и ВР»




Лист учета корректуры

Номер страницы

Номер пункта

Изменение/Проверка

Дата внесения корректуры/

проверки

Утверждение

корректуры
(Ф.И.О. / Подпись)

















































































































































































































УТВЕРЖДАЮ
зам.по учебной и воспитательной работе морского колледжа
_______________________/__________/

«_____» ________________ 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Математика»

(Наименование учебной дисциплины)

Специальность: 26.02.03 - Судовождение


(Номер уровня, полное наименование направления подготовки (специальности))


Форма обучения

Очная/заочная


(Очная, заочная)

Отделение

СЭТФ - Судовождение и эксплуатация технического флота


(Сокращенное и полное наименование отделения)

ПЦК

ФМ и ЕНД физико - математических и естественнонаучных дисциплин


(Сокращенное и полное наименование ПЦК)

Статус дисциплины

БАЗОВАЯ


(Базовая, вариативная, факультативная, по выбору)


Курс 2

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Семестр 3

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Учебный план набора 20 14 года и последующих лет.

Распределение рабочего времени:

Таблица 1. Распределение часов дисциплины и видам работ в соответствии с рабочим учебным планом
направления подготовки (специальности).

Семестр

Общий

Учебные занятия (час.)

Самостоятельная работа, в том числе:

Форма промежуточной аттестации (зач., зач.с оценкой, экз.)

Объём

Аудиторные

Всего

КП

КР

РГР

Р

час.

Всего

Теоретич.

Лаб.

Пр.







3

64

40

16


24

24





экзамен













Общая трудоёмкость в соответствии с учебным планом в час - 64

Самостоятельная работа студентов час - 24

Аудиторная работа час - 40.








г. Ростов-на-Дону

2013г.




СОДЕРЖАНИЕ


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  3. условия реализации учебной дисциплины

  4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины



1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Математика

1.1. Область применения рабочей программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 26.02.03 «Судовождение», входящей в состав укрупненной группы специальностей 26.00.00 Морская техника, базовой подготовки.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплины математического и общего естественнонаучного цикла

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Целью изучения дисциплины «Математика» является формирование общих и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС СПО для специальности 26.02.03 «Судовождение».

В результате успешного освоения учебной дисциплины курсант должен

уметь:

-решать простые дифференциальные уравнения, применять основные численные методы для решения прикладных задач;

знать:

- основные понятия и методы математического анализа, основы теории вероятностей и математической статистики, основы теории дифференциальных уравнений.

В соответствии с ФГОС СПО по специальности 26.02.03 - «Судовождение», процесс изучения дисциплины «Математика» способствует формированию следующих компетенций

Общих (ОК)

  • Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.OK 1.

  • Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.ОК 2.

  • Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 3.

  • Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.ОК 4.

  • Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.ОК 5.

  • Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 6.

  • Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 7.

  • Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.ОК 8.

  • Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.ОК 9.

  • Владеть письменной и устной коммуникацией на государственном и (или) иностранном (английском) языке. ОК 10.

  • Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением профессиональных знаний.ОК 11

Профессиональных (ПК):

Обеспечивать техническую эксплуатацию главных энергетических установок судна, вспомогательных механизмов и связанных с ними систем управления.ПК 1.1.

Обеспечивать использование и техническую эксплуатацию технических средств судовождения и судовых систем связи. ПК 1.3.

Осуществлять эксплуатацию судовых технических средств в соответствии с установленными правилами и процедурами, обеспечивающими безопасность операций и отсутствие загрязнения окружающей среды. ПК 1.5.

Руководить работой структурного подразделения. ПК 3.2

Анализировать процесс и результаты деятельности структурного подразделения.ПК 3.3.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 64 часа, включая, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 40 часа;

самостоятельной работы обучающегося - 24 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов очная форма

Максимальная учебная нагрузка (всего)

64

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

40

в том числе:


лекции

16

практические занятия

24

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

Итоговая аттестация в форме

экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ___________Математика_____________________________

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов по очной форме

Уровень освоения

1

2

3

5

Раздел 1. Введение в анализ



Тема 1.1

Дифференциальное и интегральное исчисление


Содержание учебного материала

4


1

Понятие предела. Раскрытие неопределенностей.

1

2

Iи11замечательные пределы.

2

3

Производная произведения, частного и сложной функции

3

4

Неопределенный интеграл (непосредственное интегрирование, интегрирование заменой переменной)

3

5

Определенный интеграл (непосредственное интегрирование, интегрирование заменой переменной)

2

Практические занятия

8


1

Вычисление пределов функции и пределов последовательности

2

2

Вычисление производной сложной функции

3

3

Вычисление неопределенного и определенного интегралов

2

Самостоятельная работа обучающихся

8


1

Применение производной в физике


2

Исследование и построение графика функции


3

Нахождение площади криволинейной трапеции


4

Применение интеграла в физике


5

Частные производные


Тема 1.2 Обыкновенные дифференциальные уравнения


Содержание учебного материала

4


1

Дифференциальные уравнения 1 порядка с разделенными и разделяющимися переменными

2

2

Линейные дифференциальные уравнения 1 порядка

2

3

Линейные дифференциальные уравнения второго порядка с постоянными коэффициентами

2

4

Дифференциальные уравнения n-ого порядка, допускающие понижение порядка

1

Практические занятия

8


1

Решение дифференциальных уравнений 1 порядка

1

2

Решение дифференциальных уравнении n-ого порядка

1

Самостоятельная работа обучающихся

8


1

Уравнение 1 порядка в полных дифференциалах


2

Уравнение Бернулли


3

Однородные дифференциальные уравнения 1 порядка


4

Неполные дифференциальные уравнения второго порядка


Тема 1.3 Ряды

Содержание учебного материала

4


1

Числовые ряды. Знакопеременные числовые ряды

1

2

Признаки сходимости

2

3

Степенные ряды

2

Практические занятия

4


1

Ряды Тейлора и Маклорена

2

2

Признак сходимости Коши

2

3

Признак сходимости Даламбера

1

Самостоятельная работа обучающихся

4


1

Степенные ряды Функциональные ряды


2

Применение степенных рядов к приближенным вычислениям значений функции


3

Ряд Фурье


Раздел 2. Теория вероятностей и математическая статистика

4


Тема 2.1

Теория вероятностей и математическая статистика

Содержание учебного материала

4


1

Основные понятия теор. вер. Теоремы сложения и умножения

2

2

Случайная величина и ее закон распределения. Числовые характеристики случайной дискретной величины

2

3

Задачи математической статистики. Генеральная и выборочная статистические совокупности

1

Практические занятия

4


1

Формула полной вероятности. Формула Бейеса

1

2

Дискретная и непрерывная случайные величины. Способ задания дискретной величины. Числовые характеристики дискретной случайной величины

2

Самостоятельная работа обучающихся

4


1

Повторные независимые испытания


2

Простейший поток случайных событий и распределение Пуассона


3

Выборочный метод. Вычисление числовых характеристик.


4

Доверительная вероятность, доверительные интервалы


Всего:

40



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета математики.

Оборудование кабинета математики:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • учебно-методический комплект;

  • комплект учебных пособий;

наглядные пособия (опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты практических работ).

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Учебники и учебные пособия



  1. Берман Г.Н. Сборник задач по курсу математического анализа. М.: 1963.

  2. Богомолов Н.В. практические занятия по математике: учеб. пособие для техникумов.-М:Высш. Шк., 1990.-495 с.

  3. Бохан К.А., Егорова И.А., Лащенков К.В., Курс математического анализа. М. Просвещение, 1972. Т.1.

  4. Валуцэ И.И. Математика для техниеумов.-М:Наук, 1990. - 471 с.

  5. Виленкин Н.Я., Бохан К.А. и др. Задачник по курсу математического анализа. М, Просвещение, 1971. ч.1.

  6. Григорьев С.Г. Математика: учебник для студентов сред.проф. учреждений / С.Г. Григорьев, С.В. Задулина; под ред. В.А. Гусева. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.:

  7. Демидович Б.П. Сборник задач и упражнений по математическому анализу. М.: Наука, 1977.

  8. Запорожец Г.И. Руководство к решению задач по математическому анализу.М.: Высшая школа, 1966.-443с.

  9. Ильин В.А., Позняк Э.Г. Основы математического анализа. М.: Наука, 1982, ч.1.

  10. Кремер Н.Ш. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 573 с.

  11. Кудрявцев Л.Д. Курс математического анализа. М.: Высшая школа, 1981, т.1.

  12. Никольский С.М. Курс математического анализа. М.: Наука, 1973, т.1.

  13. Простетов линейная алгебра и аналитическая геометрия: задачи и решения.- М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2009.- 208 с

  14. Спирина М.С. Теория вероятностей и математическая статистика: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования / М.С. Спирина, П.А. Спирин. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 352 с.

  15. Фихтенгольц Г.М. Курс дифференциального и интегрального исчислений. - М., 1947-1949. - Т.I.

  16. Фихтенгольц Г.М. Основы математического анализа. М.: Наука, 1967, т.1.

Сборники задач

  1. Матвеев Н.М. Сборник задач и упражнений по обыкновенным дифференциальным уравнениям: Учебное пособие, 7-е изд., доп.- СПб.: Издательство «Лань», 2002. - 432 с. - (Учебники для вузов.Специальная литература).

  2. Практикум по высшей математике для экономистов: Учеб.пособие для вузов / Кремер Н.Ш., Тришин И.М., Путко Б.А. и др.; Под ред. Проф. Н.Ш. Кремера. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 423 с.

Справочники

  1. Выгодский М.Я. Справочник по высшей математике. -М.: Наука, 1987.

  2. Ляшко И.И., Боярчук А.К., Гай Я.Г., Головач Г.П. Справочное пособие по высшей математике. Т.1: Математический анализ: введение в анализ, производная, интеграл. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 360 с.



4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а также выполнения курсантами индивидуальных заданий, презентаций, сообщений.


Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:


  • формирование четкого представления о базовых понятиях математического анализа: множество, функция, предел, непрерывность; овладение основными идеями и методами использования аппарата математического анализа при вычислении предела последовательности и функции

  • формирование четкого представления о базовых понятиях математического анализа: производная, дифференциал, дифференцируемость;

  • формирование четкого представления о базовых понятиях математического анализа: первообразная, неопределенный интеграл;

  • формирование четкого представления о базовых понятиях математического анализа: числовой и функциональный ряд, сумма ряда, , ряд Тейлора, необходимые и достаточные признаки сходимости рядов; о способах вычисления суммы ряда;

  • применять математические методы для решения профессиональных задач;

  • формирование четкого представления о базовых понятиях, процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире, о важнейших классах задач, которые могут быть решены теоретико-вероятностными методами;

  • об основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;

  • знать и уметь использовать основные понятия теории вероятностей, методы сбора и обработки статистических данных; владеть основами теории случайных функций.

Индивидуальный: контроль выполнения практических работ, контроль выполнения индивидуальных творческих заданий.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков

обучающихся по математике.

1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;

  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

  • допущены одна ошибка или есть два - три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  • допущено более одной ошибки или более двух - трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Отметка «1» ставится, если:

  • работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

2.Оценка устных ответов обучающихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

  • возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;

  • допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится, если:

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.

3.Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

Грубыми считаются ошибки:

-незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;

-незнание наименований единиц измерения;

-неумение выделить в ответе главное;

-неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;

-неумение делать выводы и обобщения;

-неумение читать и строить графики;

-неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

-потеря корня или сохранение постороннего корня;

-отбрасывание без объяснений одного из них;

-равнозначные им ошибки;

-вычислительные ошибки, если они не являются опиской;

-логические ошибки.

К негрубым ошибкам следует отнести:

-неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;

-неточность графика;

-нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

-нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

-неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочетами являются:

-нерациональные приемы вычислений и преобразований;

-небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.


Знания:


  • о роли и месте математики в современном мире, общности ее понятий и представлений;

  • основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, теории вероятностей, математической статистики;

  • первый и второй замечательные пределы;

  • определение производной, ее геометрический смысл;

основные методы интегрирования;

  • формулу Ньютона-Лейбница;

  • типы задач, приводящие к дифференциальным уравнениям;

  • необходимые и достаточные признаки сходимости рядов, признак Даламбера;

  • понятия: событие, частота и вероятность появления события, совместимые и несовместимые события. Полная вероятность;

  • способы задания случайной величины;

  • понятия непрерывной и дискретной случайных величин;

  • понятия числовых характеристик дискретной случайной величины;

Комбинированный: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, контроль выполнения индивидуальных и групповых заданий, заслушивание рефератов.

.








ПЕРЕЧЕНЬ

нормативных, руководящих документов в соответствии с которыми формируется компетенция по результатам освоения учебной дисциплины


№ темы, раздела по учебной программе

Наименование

документа

Раздел, правило

таблица,компетенция

1

2

3


Международные документы

Тема 1.1-1.3,

Раздел 1.


ФГОС СПО

180405


ОК 2,5

ПК 1.1

Тема 2.1., Раздел 2


ФГОС СПО

180405


ОК 3,4

ПК 3.1,1.3




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ


Специальность 26.02.03 Судовождение_____________________

Код ОКСО наименование





































Ростов-на-Дону

2014 год




СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ


№ п/п

Наименование разделов и тем дисциплины

№ практической работы, название

Цель и содержание практической
работы

Неделя семестра

Объем

(час.)

Формируемые компетенции

1

Раздел 1.

Введение в анализ


Тема 1. 1

Дифференциальное и интегральное исчисление

1. Вычисление пределов функции и пределов последовательности


2.Вычисление производной сложной функции


3.Вычисление неопределенного и определенного интегралов

Освоить и понимать:

понятие предела, непрерывностифункций, понятие о производной функции, о физическом смысле производной, о геометрическом смысле производной, о скорости изменения функции. О дифференцировании, о производных элементарных функций; формирование умения использовать алгоритм нахождения производной элементарных функций простого и сложного аргумента. Формирование представлений о первообразной функции, о семействе первообразных. Понятие неопределенного интеграла. Непосредственное интегрирование. Замена переменной. Определенный интеграл. Приложение интеграла к решению прикладных задач.

6

ОК 2,5

ПК 1.1

2

Раздел 1.

Введение в анализ


Тема 1. 2

Обыкновенные дифференциальные уравнения



Освоить и понимать:

задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям. Дифференциальные уравнения с разделяющимися переменными. Общие и частные решения. Однородные дифференциальные уравнения первого порядка. Линейные однородные уравнения второго порядка с постоянными коэффициентами. Решение прикладных задач.

ОК 2,5

ПК 1.1

Раздел 1.

Введение в анализ


Тема 1. 3

Ряды

1.Ряды Тейлора и Маклорена


2.Признак сходимости Коши


3.Признак сходимости Даламбера

Освоить и понимать:

предусмотренные программой основные определения, теоремы, связи между понятиями числового и функционального рядов, их сходимость, условия разложения функций в ряды; числовые ряды; сумма ряда; необходимые и достаточные признаки сходимости числовых рядов; знакочередующиеся ряды; условная и абсолютная сходимость; функциональные и степенные ряды; Тейлора и Маклорена;

Формирование умения применять полученные знания при решении конкретных задач.

6

ОК 2,5

ПК 1.1

Раздел 2.Теория вероятностей и математическая статистика

Тема 2. 1

Теория вероятностей и математическая статистика



1. Формула полной вероятности. Формула Бейеса


2.Дискретная и непрерывная случайные величины. Способы ее задания и числовые характеристики

Освоить и понимать:

изучение основных теоретических положений теории вероятностей и применение их к решению прикладных задач.

основные понятия и примеры случайной величины, ее виды.

Моменты: дисперсия, среднее квадратическое отклонение

Свойства математического ожидания и дисперсии.

4

ОК 3,4

ПК 3.1,1.3




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ (КУРСАНТОВ)


Специальность 26.02.03 Судовождение

Код ОКСО наименование






























Ростов-на-Дону

2014 год





СТРУКТУРАМЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ (КУРСАНТОВ)



  • Методические рекомендации по изучению дисциплины с указанием № темы рабочей программы и рекомендуемой литературы.

  • Расчетно-графические работы (РГР), рефераты, контрольные работы (КР) и методические рекомендации по их выполнению.

Таблица 1


Методические рекомендации по изучению теоретического материала


Номер темы

Название темы

Количество

часов

Литературный источник

1

Применение производной в физике

1

Богомолов Н.В. «Математика. Учебник для средних специальных учебных

заведений»

Гл. 2 § 4 (14) ,§ 5 (19) (21-23)

§ 6 (22 -27)

2

Исследование и построение графика функции

1

Богомолов Н.В. «Математика. Учебник для средних специальных учебных

заведений»

Гл. 2 § 4 (14) ,§ 5 (19) (21-23)

§ 6 (22 -27)

3

Нахождение площади криволинейной трапеции

1

Богомолов Н.В. «Математика. Учебник для средних специальных учебных

заведений»

Гл. 3 § 7(26-28) ,Гл. 5 § 5(24- 25)

Гл. 6 § 4(18), Гл. 3 § 8 (30)-1.2

4

Применение интеграла в физике

1

Богомолов Н.В. «Математика. Учебник для средних специальных учебных заведений»

Гл. 11 § 4. Гл. 12 § 2 Гл. 3 § 8 (29,31-1,2)

5

Частные производные

3

Запорожец Г.И. Руководство к решению задач по математическому анализу.

Гл. 6 § 3

6

Уравнение 1 порядка в полных дифференциалах

2

Запорожец Г.И. Руководство к решению задач по математическому анализу.

Гл. 10 § 5

7

Уравнение Бернулли

2

Запорожец Г.И. Руководство к решению задач по математическому анализу.

Гл. 10 § 4

8

Однородные дифференциальные уравнения 1 порядка

2

Запорожец Г.И. Руководство к решению задач по математическому анализу.

Гл. 10 § 7

9

Неполные дифференциальные уравнения второго порядка

1

Запорожец Г.И. Руководство к решению задач по математическому анализу.

10

Степенные ряды

2

Запорожец Г.И. Руководство к решению задач по математическому анализу.

Гл. 9 § 5

11

Применение степенных рядов к приближенным вычислениям значений функции

3

Запорожец Г.И. Руководство к решению задач по математическому анализу.

Гл. 9 § 5

12

Ряд фурье

3

Запорожец Г.И. Руководство к решению задач по математическому анализу.

Гл. 9 § 7

13

Повторные независимые испытания

2

Кремер Н.Ш. Теория вероятностей и математическая статистика.

Гл. 2 2.1

14

Простейший поток случайных событий и распределение Пуассона

2

Кремер Н.Ш. Теория вероятностей и математическая статистика.

Гл. 2 2 .2

15

Выборочный метод. Вычисление числовых характеристик.

1

Кремер Н.Ш. Теория вероятностей и математическая статистика.

Гл. 9 9 .1

16

Доверительная вероятность, доверительные интервалы

1

Кремер Н.Ш. Теория вероятностей и математическая статистика.

Гл. 5 5 .2



МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ (КУРСАНТОВ)



Специальность 26.02. 03 Судовождение_____________________________

Код ОКСО наименование


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ


ПО ТЕМАМ: «Понятие предела»


ПО ТЕМАМ: «Вычисление неопределенного и определенного интеграла»


ПО ТЕМАМ: «Дифференциальные уравнения»


ПО ТЕМАМ: «Ряды»


ПО ТЕМАМ: «Основы теории вероятностей»

СР №1. По теме: « Понятие предела»

А1. Среди перечисленных вариантов ответа выбрать значение предела УМКД математика проф образование:

1) УМКД математика проф образование; 2) УМКД математика проф образование; 3) УМКД математика проф образование; 4) 0.

А 2. Среди перечисленных вариантов ответа выбрать значение предела УМКД математика проф образование:

1) УМКД математика проф образование; 2) УМКД математика проф образование; 3) 3; 4) УМКД математика проф образование.

А3. Среди перечисленных вариантов ответа выбрать значение предела УМКД математика проф образование:

1) УМКД математика проф образование; 2) УМКД математика проф образование; 3) 3; 4) 0.

А4. Среди перечисленных вариантов ответов выбрать значение предела УМКД математика проф образование:

1) УМКД математика проф образование; 2) 2; 3) 3; 4) 0.


А5. Среди перечисленных вариантов ответов выбрать значение предела УМКД математика проф образование:

1) УМКД математика проф образование; 2) УМКД математика проф образование; 3) УМКД математика проф образование; 4) УМКД математика проф образование.



А6. Среди перечисленных вариантов ответов выбрать значение предела УМКД математика проф образование:

1) УМКД математика проф образование; 2) УМКД математика проф образование; 3) УМКД математика проф образование; 4) УМКД математика проф образование.

Часть II

В1. Вычислить предел УМКД математика проф образование.

В2. Вычислить предел УМКД математика проф образование.

В3. Вычислить предел УМКД математика проф образование.

В4.Пользуясь определением предела последовательности, доказать:УМКД математика проф образование.


Номер вопроса

Ответ

1

3

2

3

3

1

4

2

5

1

6

4


Решение заданий В1- В4.


В1. Имеем неопределённость вида УМКД математика проф образование. Чтобы раскрыть её, как и в предыдущем задании, приведём данную дробь к виду, который допускал бы применение первого замечательного предела УМКД математика проф образование. Введём подстановку УМКД математика проф образование. Заметим, что УМКД математика проф образование, приУМКД математика проф образование. Получим:

УМКД математика проф образование.


В2. В данном случае имеем неопределённость вида УМКД математика проф образование. Чтобы раскрыть её, домножим данную дробь на дробь, сопряжённую её знаменателю:

УМКД математика проф образование.

В3. Имеем неопределённость вида УМКД математика проф образование. Чтобы раскрыть её, приведём данную дробь к виду, который допускал бы применение второго замечательного предела УМКД математика проф образование.

УМКД математика проф образование. Далее, воспользовавшись равенствами УМКД математика проф образование и УМКД математика проф образование, получим: УМКД математика проф образование.

В4. По определению УМКД математика проф образование должен существовать номер УМКД математика проф образование такой, что УМКД математика проф образование выполняется неравенство

УМКД математика проф образование

УМКД математика проф образование

УМКД математика проф образование

УМКД математика проф образование

УМКД математика проф образование.

Таким образом, для произвольно взятого УМКД математика проф образование удалось подобрать номер, начиная с которого выполняется неравенство УМКД математика проф образование. Следовательно, число УМКД математика проф образование является пределом последовательности УМКД математика проф образование.

СР №2. По теме « Вычисление неопределенного и определенного интегралов»

Тестовые задания


А1. Укажите среди перечисленных утверждений то, которое соответствует истине:

1) если функция имеет первообразную на некотором интервале, то она непрерывна на нём; 2) если функция непрерывна на некотором интервале, то она имеет первообразную на нём; 3) если функция дифференцируема на некотором интервале, то её первообразная выражается в элементарных функциях;

4) если функция определена на всём данном интервале, то она интегрируема на нём.

А2. Первообразной для функции УМКД математика проф образование на интервале УМКД математика проф образованиеявляется функция:

1) УМКД математика проф образование; 2) УМКД математика проф образование; 3) УМКД математика проф образование; 4) ни одна из перечисленных функций.

А3. Функция УМКД математика проф образованиеявляется первообразной для функции УМКД математика проф образование на интервале:

1) УМКД математика проф образование; 2) УМКД математика проф образование; 3) УМКД математика проф образование; 4) ни на одном из перечисленных интервалов.


А4.Функция УМКД математика проф образованиеявляется первообразной для функции УМКД математика проф образование на интервале:

1) УМКД математика проф образование; 2) УМКД математика проф образование; 3) УМКД математика проф образование; 4) ни на одном из перечисленных интервалов.


А5. Укажите среди перечисленных вариантов ответа общий вид первообразных функции УМКД математика проф образование:

1) УМКД математика проф образование; 2) УМКД математика проф образование; 3) УМКД математика проф образование; 4) УМКД математика проф образование.

А6. Определить соответствие функции УМКД математика проф образование ее первообразной:

1) УМКД математика проф образование 1) УМКД математика проф образование

2) УМКД математика проф образование 2) УМКД математика проф образование

3) УМКД математика проф образование 3) УМКД математика проф образование

4) УМКД математика проф образование 4) УМКД математика проф образование

А7. Неопределенным интегралом для функции УМКД математика проф образование на множестве Х называется

  1. одна из первообразных,

  2. предел интегральной суммы УМКД математика проф образование,

  3. совокупность всех первообразных УМКД математика проф образование,

  4. предел интегральной суммы УМКД математика проф образование.

А8. Неопределённый интеграл УМКД математика проф образование равен:

1) УМКД математика проф образование; 2) УМКД математика проф образование; 3) УМКД математика проф образование; 4) УМКД математика проф образование.


А9. Неопределённый интеграл УМКД математика проф образование равен:

1) УМКД математика проф образование; 2) УМКД математика проф образование; 3) УМКД математика проф образование; 4) УМКД математика проф образование.


А10. Определённый интеграл УМКД математика проф образование равен:

1) 0; 2) УМКД математика проф образование; 3) УМКД математика проф образование; 4) 1.


Ключи к тесту.


Номер вопроса

Ответ

1

2

2

1

3

3

4

3

5

1

6

4 - 1, 3 - 4, 2 - 3, 1 - 2

7

3

8

3

9

3

10

3


СР№3. по теме: « Дифференциальные уравнения»


  1. Решить уравнение: УМКД математика проф образование

1) УМКД математика проф образование

2) верный ответ не указан

3) УМКД математика проф образование

4)УМКД математика проф образование


  1. Определить вид дифференциального уравнения УМКД математика проф образование

  1. вид не указан

  2. однородное

3) линейное

4) с разделяющимися переменными

  1. Найти частное решение уравнения УМКД математика проф образование, если УМКД математика проф образование

1)УМКД математика проф образование

2) УМКД математика проф образование

3) УМКД математика проф образование

4) верный ответ не указан.

4.Решить дифференциальное уравнение: УМКД математика проф образование

1) УМКД математика проф образование

2)УМКД математика проф образование

3) верный ответ не указан

4) УМКД математика проф образование

5. Определить вид дифференциального уравнения: УМКД математика проф образование

  1. вид не указан

2) линейное

3) однородное

4) с разделяющимися переменными

6. Решить уравнение: УМКД математика проф образование

  1. верный ответ не указан

  2. УМКД математика проф образование

3)УМКД математика проф образование

4) УМКД математика проф образование

7.Найти общее решение дифференциального уравнения: УМКД математика проф образование

1) УМКД математика проф образование

2) УМКД математика проф образование

3)УМКД математика проф образование

4) УМКД математика проф образование

8. Найти общее решение дифференциального уравнения: УМКД математика проф образование

1) УМКД математика проф образование

2)УМКД математика проф образование

3) УМКД математика проф образование

4) верный ответ не указан

  1. Найти частное решение дифференциального уравнения УМКД математика проф образование, если УМКД математика проф образование

1) УМКД математика проф образование

2) УМКД математика проф образование

3) УМКД математика проф образование

4) УМКД математика проф образование

  1. Найти общее решение дифференциального уравнения: УМКД математика проф образование

1)УМКД математика проф образование

2) УМКД математика проф образование

3) УМКД математика проф образование

4) верный ответ не указан

  1. Найти частное решение дифференциального уравнения: УМКД математика проф образование, если УМКД математика проф образование

1) УМКД математика проф образование

2) УМКД математика проф образование

3)УМКД математика проф образование

4) верный ответ не указан

  1. Найти общее решение дифференциального уравнения: УМКД математика проф образование

  1. верный ответ не указан

2)УМКД математика проф образование

3) УМКД математика проф образование

4) УМКД математика проф образование


Номер вопроса

Ответ

1

4

2

3

3

1

4

2

5

2

6

3

7

3

8

3

9

3

10

1

11

3

12

2


СР №. По теме « Ряды»

  1. Исследовать сходимость числового ряда УМКД математика проф образование

  2. Исследовать сходимость числового ряда УМКД математика проф образование.

  3. Исследовать сходимость числового ряда УМКД математика проф образование.

  4. Исследовать сходимость ряда УМКД математика проф образование.

  5. Разложить функцию в ряд Маклорена, используя стандартные разложения функций в ряд Маклорена, указать область сходимости УМКД математика проф образование;

Решение.1Исследовать сходимость числового ряда УМКД математика проф образование.

Дан знакоположительный ряд. Общий член ряда представляет собой степенную функцию, поэтому здесь можно применить признак сравнения в непредельной форме. Сравним в непредельной форме данный ряд с рядом УМКД математика проф образование. Этот ряд называется обобщенным гармоническим (УМКД математика проф образование при p 1 расходится, при p 1 сходится), он сходится, так как УМКД математика проф образование.

Заметим, что УМКД математика проф образованиеУМКД математика проф образованиеУМКД математика проф образование. Но, так как ряд с большими членами сходится, то сходится и ряд с меньшими членами, следовательно, данный ряд сходится.

Решение.2Исследовать сходимость числового ряда УМКД математика проф образование.

Дан знакоположительный ряд. Исследуем сходимость этого ряда с помощью признака сравнения в предельной форме. Сравним данный ряд с гармоническим рядом УМКД математика проф образование, который расходится. Найдем предел отношения общих членов этих рядов приУМКД математика проф образование.

УМКД математика проф образование

При нахождении предела воспользовались тем, что УМКД математика проф образованиеxприУМКД математика проф образование, а так как УМКД математика проф образование при УМКД математика проф образование, то УМКД математика проф образованиеУМКД математика проф образование. Так как предел получился конечный, не равный нулю, то ряды ведут себя одинаково, следовательно, данный ряд тоже расходится.

Решение.3Исследовать сходимость числового ряда УМКД математика проф образование.

Дан знакоположительный ряд, общий член которого содержит факториал и показательную функцию. Все это указывает на то, что исследовать этот ряд на сходимость нужно с помощью признакаД'Аламбера. Найдем предел отношения (n+1)-ого члена ряда к n-ому.

УМКД математика проф образование, УМКД математика проф образование

УМКД математика проф образование

УМКД математика проф образование.

Так как предел меньше единицы, то ряд сходится.

Замечание: УМКД математика проф образованиеУМКД математика проф образование

Решение.4Исследовать сходимость ряда УМКД математика проф образование.

Дан знакочередующийся ряд. Применим к нему признак абсолютной сходимости, для чего составим ряд из абсолютных членов данного ряда:

УМКД математика проф образование (*)

К полученному знакоположительному ряду применим признак Коши. Найдем УМКД математика проф образование.

УМКД математика проф образование

Так как предел меньше единицы, то ряд (*) сходится, следовательно, данный ряд сходится абсолютно.

Решение.5 Разложить функциюУМКД математика проф образование в ряд Маклорена

Для того, чтобы разложить УМКД математика проф образование в ряд Маклорена, т. е. по степеням x, используем стандартное разложение в ряд Маклорена функции УМКД математика проф образование:

УМКД математика проф образование.

В этом равенстве xзаменим на 2x, получим:

УМКД математика проф образованиеУМКД математика проф образование

или

УМКД математика проф образованиеУМКД математика проф образование.

СР №5. По теме « Основы теории вероятностей»

Задача 1.В группе 30 студентов. Необходимо выбрать старосту, заместителя старосты и профорга. Сколько существует способов это сделать?


Задача 2. В ящике 5 апельсинов и 4 яблока. Наудачу выбираются 3 фрукта. Какова вероятность, что все три фрукта - апельсины?

Задача 3. В ящике 10 красных и 5 синих пуговиц. Вынимаются наудачу две пуговицы. Какова вероятность, что пуговицы будут одноцветными?

Задача 4. Игральная кость брошена 6 раз. Найти вероятность того, что ровно 3 раза выпадет «шестерка».

Задача 5. В связке из 3 ключей только один ключ подходит к двери. Ключи перебирают до тех пор, пока не отыщется подходящий ключ. Построить закон распределения для случайной величины - числа опробованных ключей.

Решение.1 Старостой может быть выбран любой из 30 студентов, заместителем - любой из оставшихся 29, а профоргом - любой из оставшихся 28 студентов, т.е. n1=30, n2=29, n3=28. По правилу умножения общее число N способов выбора старосты, его заместителя и профорга равно N=n1n2n3=302928=24360.

Решение2. Элементарными исходами здесь являются наборы, включающие 3 фрукта. Поскольку порядок фруктов безразличен, будем считать их выбор неупорядоченным (и бесповторным). Общее число элементарных исходов УМКД математика проф образование равно числу способов выбрать 3 фрукта из 9, т.е. числу сочетаний УМКД математика проф образование. Число благоприятствующих исходов УМКД математика проф образование равно числу способов выбора 3 апельсинов из имеющихся 5, т.е. УМКД математика проф образование. Тогда искомая вероятность

УМКД математика проф образование.

Решение3. Событие A={вынуты пуговицы одного цвета} можно представить в виде суммы УМКД математика проф образование, где события УМКД математика проф образование и УМКД математика проф образование означают выбор пуговиц красного и синего цвета соответственно. Вероятность вытащить две красные пуговицы равнаУМКД математика проф образование, а вероятность вытащить две синие пуговицы УМКД математика проф образование. Так как событияУМКД математика проф образованиеиУМКД математика проф образование не могут произойти одновременно, то в силу теоремы сложения

УМКД математика проф образование

Решение4. Шестикратное бросание кости можно рассматривать как последовательность независимых испытаний с вероятностью успеха («шестерки»), равной 1/6, и вероятностью неудачи - 5/6. Искомую вероятность вычисляем по формуле УМКД математика проф образование.

Решение5.Число опробованных ключей может равняться 1, 2 или 3. Если испытали только один ключ, это означает, что этот первый ключ сразу подошел к двери, а вероятность такого события равна 1/3. Итак, УМКД математика проф образование Далее, если опробованных ключей было 2, т.е. =2, это значит, что первый ключ не подошел, а второй - подошел. Вероятность этого события равна 2/3×1/2=1/3. То есть, УМКД математика проф образование Аналогично вычисляется вероятностьУМКД математика проф образование В результате получается следующий ряд распределения:

1

2

3

P

1/3

1/3

1/3


Председатель ПЦК ФМ и ЕНД ________________/__________________/






ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ





Специальность 26.02.03 Cудовождение____________________________

Код ОКСО наименование

































Ростов - на - Дону

2014 год



СОГЛАСОВАНО

Председатель ПЦК ФМ и ЕНД _____________/______________/

УТВЕРЖДАЮ

Зам. Директора института - начальник морского колледжа_________Правдюк С.А.


ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ


Письменный экзамен по математике 3 семестр


  1. Понятиепредела.

  2. Раскрытиенеопределенностейвида УМКД математика проф образование.

  3. I и IIзамечательныепределы.

  4. Вычисление пределов по правилуЛопиталя.

  5. Производная произведения, частного и сложной функции

  6. Неопределенный интеграл (непосредственное интегрирование, интегрирование заменой переменной).

  7. Определенныйинтеграл (непосредственноеинтегрирование, интегрированиезаменойпеременной).

  8. Дифференциальныеуравнения 1 порядка(с разделенными,разделяющимисяпеременными).

  9. Линейные дифференциальныеуравнения 1 порядка

  10. Дифференциальныеуравненияn-огопорядка,допускающиепонижениепорядка.

  11. Уравнения второго порядка с постоянными коэффициентами

  12. Основные понятия и определения числовых рядов.

  13. Необходимый и достаточный признаки сходимости рядов.

  14. Знакопеременныечисловыеряды. Абсолютная и условная сходимость ряда.

  15. Признакисходимости (Коши и Даламбера).

  16. Степенные ряды. Область и радиус сходимости.

  17. Основныепонятиятеориивероятностей.

  18. Теоремысложения и умножения.

  19. Случайнаявеличина и еезаконраспределения.

  20. Числовыехарактеристикислучайнойдискретнойвеличины.







Зам.начальника морского колледжа по

учебной и воспитательной работе________________________/___________________/


Председатель ПЦК ФМ и ЕНД __________________________/__________________/

12


© 2010-2022