Статья на тему Использование ИКТ при подготовке и проведении уроков математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование ИКТ в подготовке и

проведении уроков математики



Учитель математики ДОШ №89

Петрикова Н.И.



Средства ТСО использовались учителями на уроках уже давно. Активное их использование тормозила недостаточная оснащенность кабинетов математики, громоздкость и неудобство использования оборудования. Их преимущество сомнений не оставляло у учителей, хотя урок математики невозможно представить без доски и мела. В современном мире информационные технологии значительно потеснили традиционные подходы к обучению. Использование компьютерных технологий изменяет цели и содержание обучения: появляются новые методы и организационные формы обучения. Использование средств ИКТ создает условия для повышения эффективности учебного процесса и улучшения уровня владения полученной информацией.

Классификация уроков с ИКТ.

В последние годы с переходом на новые образовательные стандарты существенно изменился подход к обучению. От учителя требуется не снабдить ученика готовыми знаниями, а научить его учиться. Не показать, где записана готовая формула, а дать ему определенный импульс к тому, чтобы он ее сам нашел или попытался вывести. Использование ИКТ на уроках математики - это наглядно, красочно, информативно, интерактивно. Это экономит время учителя и ученика, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально. Это дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Применение информационных технологий при изучении математики в первую очередь требует высокой подготовки учителя-профессионала, который знаком с этими программами и умеет с ними работать. Преимущество традиционного урока математики в сравнении с уроком с использованием ИКТ огромно. Ряд преимуществ, которые я отметила при использовании ИКТ на своих уроках:

  • эстетичность; очень аккуратно, изложено доступным языком;

  • позволяет использовать учебно-методические материалы в современной форме:

- презентации уроков,

- проекты учащихся;

  • помогает сократить время, которое при обычном уроке расходует учитель на записи на доске;

  • увеличивает интенсивность урока:

  • дает возможность использовать на уроке кино-, видео- и анимационные материалы;

  • можно вернуться к предыдущему слайду, если ребенок пропустил какой-то момент урока;

  • повышает интерес ребенка к изложению материала, так как задействует все органы чувств ребенка на уроке;

  • повышает доступность изложения;

  • позволяет быстро сменить один вид деятельности другим; не надо что-то стирать, записывать на доску во время урока;

  • помогает сделать доступным материал урока тем детям, которые пропустили урок по каким-то причинам;

  • удачный урок можно повторить на параллельном классе или в следующем году;

  • дает возможность одновременно заниматься разными видами деятельности во время урока разных групп учащихся с последующей быстрой проверкой.

Главная задача каждого преподавателя - не только дать обучающимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, творчеству, воспитывая, таким образом, активно мыслящую личность. На моих уроках математики я использую:

  1. Уроки - презентации.

Презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

образовательная: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

развивающая: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать; активизация творческой деятельности учащихся.

овспитательная: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, чувства товарищества, взаимопомощи.

На таких уроках реализуются принципы доступности, наглядности. Уроки эффективны своей эстетической привлекательностью, между учителем и учеником существует посредник- компьютер, что способствует их эффективному взаимодействию. Урок-презентация обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду. Презентации эффективны на любом уроке вследствие значительной экономии времени, возможности демонстрации большого объема информации, наглядности и эстетичности. Для этого достаточно иметь один компьютер и мультимедиа проектор. Такие уроки вызывают познавательный интерес у учащихся к предмету, что способствует более глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышает творческие способности школьников. Презентации удобно использовать и во внеклассной работе при проведении различных конкурсов, игр. Это и демонстрация портретов математиков, и рассказ об их открытиях, и иллюстрация практического применения теорем в жизни.

  1. Видео уроки.

Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников, в этом случае обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков, уровень сложностей, интересы и прочее.

  1. Тесты и онлайн тестирование. Тесты дают возможность объективно в короткий срок проверить определенный вид заданий и дают возможность учителю оценить каждого ученика сразу, что повышает интерес к такому виду работы и учащихся и учителя. Онлайн тестирование хорошо применять при подготовке к экзаменам ЕГЭ и ГИА. Но незаменимы они и при отработке вычислительных навыков учащихся 5 и 6 классов (десятичные дроби; положительные и отрицательные числа), 8 класс (квадратные уравнения и др.).

ИКТ на различных этапах урока

Отдельное внимание я хочу уделить презентациям на разных этапах урока.

Устный счет.

Важность и необходимость устных упражнений доказывать не приходиться. Значение их велико в формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии личностных качеств ребёнка. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер. Красочность, многообразие, возможность задействовать весь класс делают презентацию необходимой. Я использую презентацию и для устных упражнений. Работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логике и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности. Хорошо это применять как в старших классах на уроках геометрии и алгебры, так и в младших классах при решении задач. Можно предложить учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи, повторить демонстрацию некоторых фрагментов построений, организовать устное решение сложных по содержанию и формулировке задач.

Проверка домашнего задания.

Домашняя учебная работа приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудности, учит планировать время, воспитывает чувство ответственности, инициативу и активность школьника, создает благоприятное условия для углубления знаний, развития способностей и интересов Домашняя работа учащихся - особый вид индивидуальной самостоятельной работы, которая проходит без руководства учителя. Иногда просто необходимо показать оформление, оригинальное решение, другой способ решения задачи, да и просто ошибку. Можно использовать презентацию для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса. При проверке домашнего задания обычно много времени уходит на воспроизведение чертежей на доске, объяснение тех фрагментов, которые вызвали затруднения.

А можно провести онлайн тестирование или тест по проверке домашней работы. Необходимо организовать работу так, чтобы, во-первых, использовать ее для решения учебных задач; во-вторых, проверка должна, как правило, охватывать всех учащихся класса без исключения; в-третьих, проверка не должна занимать много времени на уроке, во всяком случае, не более 3 - 5 минут.

Объяснение нового.

Здесь помимо презентаций можно использовать видео уроки, готовые фрагменты к урокам. Иногда здесь используются презентации детей.

Закрепление.

На этом этапе можно и презентацией воспользоваться, отрабатывая определенные знания, и тестированием. Я считаю, что уроки математики существенно выигрывают от использования ИКТ. Хотя учитель больше времени тратит на подготовку к урокам, приходится многому учиться, зачастую и у наших учеников.

Заключение.

Использование ИКТ в подготовке и проведении предметных уроков, с одной стороны, позволяет вносить инновационный компонент в учебный процесс, с другой - предъявляет новые квалификационные требования к педагогу. Позволяет значительно расширить возможности предъявления учебной информации, используя цвет, графику, звук, современные средства видеотехники. Помогает полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. Усиливает мотивацию учеников. Главная цель учителя на уроке - создать благоприятные условия для активного развития познавательной деятельности, успех которой в значительной мере зависит от разнообразия познавательного пространства. ИКТ в полной мере позволяет справиться с этими задачами.



Литература.

  1. Бардин К.В. «Как научить детей учиться», - М., «Просвещение», 1987г.

  2. Монахов Ж.В. «Что такое новая информационная технология» ж. «Математика в школе» №2,1990г.

  3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.:НИИ школьных технологий, 2005г.

4



© 2010-2022