- Преподавателю
- Математика
- Решение планиметрических задач (эл. курс)
Решение планиметрических задач (эл. курс)
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Конистяпина Г.А. |
Дата | 13.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №51
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБУ лицея № 51
___________ И.В. Щелакова
«_____»_________20 г.
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ
«ПОДГОТОВКА К ЕГЭ.РЕШЕНИЕ ПЛАНИМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ (С4)»
11 класс.
Срок реализации: II полугодие.
Учитель математики:
Конистяпина
Галина Александровна
Тольятти, 2015г
Программа элективного курса по математике
«Подготовка к ЕГЭ. Решение планиметрических задач (С4)»
для 11 классов.
Учитель МБУ лицея №51:
Конистяпина Галина Александровна
Пояснительная записка.
Программа данного элективного курса предусматривает подготовку обучающихся к ЕГЭ для решения задач повышенного уровня по геометрии. С 2015 года задачи типа С4 претерпели изменения, если ранее предлагались многовариантные задачи, в которых необходимо было рассмотреть несколько случаев неоднозначного описания взаимного расположения элементов фигуры, то сейчас необходимо решить задачу, которая состоит из двух частей. В первой части решения необходимо проанализировать геометрическую конфигурацию в условии задачи и доказать, что она обладает указанным свойством. Во второй части решения, опираясь на доказанное свойство, необходимо решить задачу на нахождение величин (линейных, условных, отношений отрезков, площадей фигур).
Курс позволит выпускникам обобщить и систематизировать знания по планиметрии, привить стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать расширению кругозора.
Программа элективного курса рассчитана на 17 часов. Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы, тренинги по использованию методов поиска решений задач. Основной тип занятий - комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини-лекции.
Цель курса:
-
подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.
Задачи курса:
-
пробуждение и развитие устойчивого интереса к геометрии, математической интуиции, пространственного и логического мышления; обогащение и расширение математического кругозора учащихся;
-
систематизация теоретического материала по планиметрии и методов решения геометрических задач по планиметрии;
-
повышение качества геометрического образования учащихся;
-
умение решать геометрические задачи «на клетке»;
-
свободное оперирование аппаратом алгебры и тригонометрии при решении геометрических задач;
-
формирование навыков работы со справочной литературой, с компьютерами.
Основное содержание курса.
1. Стороны и углы треугольника (1ч)
Виды треугольников, неравенство треугольника, смежные и вертикальные углы, тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника.
2. Соотношение между сторонами и углами треугольника (2ч)
Теоремы синусов и косинусов и их следствия, теорема о средних пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике.
3. Равенство и подобие треугольников (2ч)
Признаки равенства и подобия треугольников и их следствия. Обобщенная теорема Фалеса, теорема Менелая и Чевы.
4. Площадь треугольника (2ч)
Основные формулы для вычисления площади треугольника и их следствия. Свойство площадей подобных треугольников.
5. Свойство медиан треугольника (2ч)
Теорема о пересечении трех медиан треугольника, свойства медиан равнобедренного и прямоугольного треугольников. Формула вычисления длины медианы треугольника через длины его сторон.
6. Свойства высот треугольника (2ч)
Теорема о пересечении высот треугольника, свойства перпендикуляра и наклонной, свойство серединного перпендикуляра.
7. Свойства биссектрис треугольника (2ч)
Теорема о пересечении биссектрис треугольника. Свойства биссектрис треугольника. Формулы для вычисления длины биссектрис треугольника.
8. Вписанная, вневписанная и описанная окружность треугольника (2ч)
Определения вписанной, вневписанной и описанной окружностей, положение их центров, формулы для вычисления радиусов этих окружностей. Свойства хорд, секущих и касательных в круге. Углы, связанные с окружностью.
9. Подготовка к ЕГЭ. Контрольная работа в формате ЕГЭ (2ч)
Задачи на доказательство и вычисления.
Учебно-тематическое планирование.
№ п/п
Изучаемый материал
Кол-во часов
1.
Стороны и углы треугольника
1ч
2.
Соотношения между сторонами и углами треугольника
2ч
3.
Равенство и подобие треугольника
2ч
4.
Площадь треугольника
2ч
5.
Свойства медиан треугольника
2ч
6.
Свойства высот треугольника
2ч
7.
Свойства биссектрис треугольника
2ч
8.
Вписанная, описанная и вневписанная окружность треугольника
2ч
9.
Подготовка к ЕГЭ. Контрольная работа в формате ЕГЭ.
2ч
Список литературы.
-
Открытый банк заданий, сайт mathege.ru
-
Г.И.Ковалева. Дидактический материал по геометрии для 11 класса. Разрезные карточки. - Волгоград: Издательство «Учитель», 2004г.
-
Сергеев И.Н., Панферов В.С. ЕГЭ. 1000 задач с ответами и решениями. Все задания группы С. Издательство «Экзамен», 2012г.
-
Панферов В.С., Сергеев И.Н. Отличник ЕГЭ. Математика. Решение сложных задач. Москва «Интеллект-центр», 2012г.
Рецензия на программу элективного курса «Подготовка к ЕГЭ. Решение планиметрических задач (С4)»
(Учителя математики МБУ лицея №51 г. Тольятти Конистяпиной Г.А.)
Данная программа разработана для учащихся 11-х классов и рассчитана на 17 часов (1 час/неделя) в I полугодии. С 2015 года задачи типа С4 ЕГЭ состоит из 2-х частей
в I части: а) нужно проанализировать геометрическую конфигурацию в условии задачи и доказать, что она обладает указанным свойством;
во II части: б) опираясь на доказанное свойство, необходимо найти неизвестные величины (линейные, угловые, отношения отрезков, площадей фигур). В представленном курсе обучающиеся смогут не только повторить и систематизировать планиметрический материал, но и решать задачи указанного типа, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ.
Содержание программы элективного курса представлено в виде вертикального модуля, в состав которого вошли темы: «Соотношения между сторонами и углами треугольника», «Свойства биссектрис, медиан и высот треугольника», «Равенство и подобие треугольников», «Площадь треугольника», «Вписанная, описанная и вневписанная окружности треугольника».
Материал программы способствует более глубокому изучению тем планиметрии, помогает развитию логического мышления, дает возможность справляться с геометрическими задачами.
В условиях профилизации современного общего образования данная программа является своевременной и актуальной, призванной помочь учителю сориентировать выпускников в выборе профессии, связанной с математикой.
Программа соответствует требованиям профильной подготовки учащихся по геометрии и может быть рекомендована для внедрения в учебный процесс в режиме профильного обучения.
к.п.н. П.Э.Шендерей