Мнемоника на уроках математики

  Задумывались ли вы когда-нибудь, почему те же самые дети, которые с большим трудом усваивают несложные школьные истины о буквах и о словах, о цифрах и о числах, так легко запоминают сотни мультиков с их самыми разнообразными сюжетами, замысловатыми героями и часто довольно запутанными отношениями между этими героями?   Как часто вы замечали, что после объяснения учителя " в одно ухо влетело - в другое вылетело"! И ведь слушали, вроде бы внимательно! И поняли как будто все! А через пять минут ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мозг - уникальное творение природы, а память уникальна вдвойне. Только благодаря ей возможна передача знаний из поколение в поколение. Парадоксально, но факт: почти все, что сегодня известно о механизмах работы памяти, было открыто при изучении феноменов ее нарушения.

С одной стороны, ухудшение памяти могут вызывать разные причины: обычная усталость, хронический стресс, состояние после перенесенной инфекции или тяжелой болезни, возрастные изменения. С другой, память можно тренировать при помощи специальной методики, мнемоники, а также «подкармливать» с помощью специальных препаратов нейроны, отвечающие за запоминание и хранение информации.

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему те же самые дети, которые с большим трудом усваивают несложные школьные истины о буквах и о словах, о цифрах и о числах, так легко запоминают сотни мультиков с их самыми разнообразными сюжетами, замысловатыми героями и часто довольно запутанными отношениями между этими героями?

Как часто вы замечали, что после объяснения учителя " в одно ухо влетело - в другое вылетело"! И ведь слушали, вроде бы внимательно! И поняли как будто все! А через пять минут - ничегошеньки не помните.

Что же нужно делать для того, чтобы знания, попадая в голову, задерживались там, на долгое время? Что может облегчить запоминание? Как сэкономить время при запоминании? Оказывается, существует множество приемов и методов запоминания.

В основе развитой памяти лежат два основных фактора - воображение и ассоциация. Для того чтобы запомнить что-то новое, вам необходимо соотнести это новое с чем-то, т.е. провести ассоциативную связь с каким-то уже известным фактором, призвав на помощь свое воображение. Ассоциация - это мысленная связь между двумя образами. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. Странные, нелогичные ассоциации способствуют лучшему запоминанию.

Все методы обучения очень похожи на увлекательную игру. Есть дети, которые испытывают затруднения при изучении математики: абстрактные цифры, формулы и многое другое их часто пугают. Применяя образы, учащиеся с удовольствием занимаются математикой.

В учебниках математики правила для заучивания длинные. Для тех учащихся, чья память плохо развита, эти правила заучить наизусть трудно. Система образов помогает понимать, с легкостью воспроизводить научную информацию. Процесс запоминания материала становится более эффективным, т.к. задействовано не только левое полушарие головного мозга, отвечающее за логическое мышление, но и правое, способствующее развитию образного мышления.

Физиологи пришли к заключению, что при односторонней загрузке левого полушария головного мозга, ведающего речевыми функциями и абстрактным мышлением, уменьшается продуктивность умственного труда. Когда учение упирается только на логическое мышление, возможности мозга используются частично. Перенапряжение левой половины мозга оказывает тормозящее воздействие на его работу в целом. Активизация работы правого полушария представляет резерв повышения эффективности. Физиологи подчеркивают, что необходимо сочетать логическое мышление с образным.

Мнемо́ника (греч. τα μνημονιχα - искусство запоминания), мнемоте́хника - совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций(связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.

Нельзя не согласиться с тем, что при помощи мнемотехнических приемов можно запоминать такие вещи, которые при помощи обыкновенных приемов нельзя было бы запомнить, например, целый ряд чисел, слов, ничем друг с другом не связанных и т. п. Несомненно, что при помощи искусственных мнемотехнических приемов можно в этом отношении достигнуть результатов, которых при помощи обыкновенных способов достигнуть никак нельзя.

Ниже представлен набор «запоминалок» для уроков математики. Также они помогут разрядить атмосферу на уроке, не отходя от темы.

1

Чтобы нам не ошибиться,

Надо правильно прочесть:

Три, четырнадцать, пятнадцать

Девяноста два и шесть.

Чтобы Пи запомнить, братцы,

Надо чаще повторять:

Три, четырнадцать, пятнадцать,

Девять, двадцать шесть и пять.

2

Теорема Виета

Познакомили поэта

С теоремою Виета,

Оба корня он сложил -

Минус р он получил,

А корней произведенье

Дает q из уравнения.

Теорема Виета, помни всегда,

Уравнению приведенному только верна,

Корни которого может сложить

Да противоположный второй коэффициент получить.

Если корни ещё перемножит,

То и свободный член появиться может.

Это наше стихотворение

О корнях приведенного квадратного уравнения.

3

Биссектриса - это крыса

(бегает по углам и

делит их пополам)

шныряет по углам,

разгрызает пополам

Медиана - это обезьяна

(лазает по сторонам,

делит их пополам)

прыгает по сторонам,

ломает их пополам

МЕДИАНА - обезьяна,

У которой зоркий глаз,

Прыгнет точно в середину

Стороны против вершины,

Где находится сейчас.

ВЫСОТА похожа на кота,

Который, выгнув спину,

И под прямым углом

Соединит вершину

И сторону хвостом.

Биссектриса, медиана, высота

В треугольнике, друзья,

Ошибаться нам нельзя.

В нем отрезки проведи,

Правильно их назови:

Биссектриса, словно крыса,

Она лазит по углам

И делит угол пополам.

И как ласковая мама

Сторону разделит пополам

Наша Медиана.

Высота со стороной

Составят угол, да прямой.

Биссектрису, медиану, высоту

Аккуратно из вершины проведу.

4

Вам стишок читаю новый,

Кто запомнит - молодец.

У ОТРЕЗОЧКА любого

Есть начало и конец.

Вдруг на небе из-за серых тёмных туч

Показался долгожданный солнца ЛУЧ,

У которого, открою вам секрет,

Есть начало, а конца, ребята, нет

Всё, что в жизни нашей свято,

Мы не вправе отрицать.

У ПРЯМОЙ же нет, ребята,

Ни начала, ни конца.

У человека два плеча,

А в сутках день да ночка.

УГЛОМ назвали два луча -

С началом в общей точке.

5

ДРОБЬ ОТ ЧИСЛА хотим найти,

Не надо никого тревожить.

Нам надо данное число

На эту дробь умножить.

Коль число по части вдруг

Отыскать решите,

То на данную вам дробь

Часть ту разделите.

6

Если ищем ШИРИНУ,

Делим площадь на длину.

Хочешь ты найти ДЛИНУ -

Раздели на ширину.

7

Правила сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками

Правила сложения

Надо детям знать.

Как и умножение -

Выучить, понять.

ЗНАКИ РАЗНЫЕ У ЧИСЕЛ

Поступаем так:

Модули мы вычитаем,

Большего ставим знак.

ДВА ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ? Мало

Будет заботы о том:

Минус поставим вначале,

Модули сложим потом

Если же правила эти

Будете вы выполнять,

Значит вам обеспечено,

Не сомневайтесь, пять!

Минус с минусом сложить,

Можно минус получить.

( -3) + (-5) = -8

-7 - 12 = -19

Если сложишь минус, плюс,

То получится конфуз?!

Знак числа ты выбирай

Что сильнее, не зевай!

Модули их отними,

Да все числа помири!

Правило сложения чисел с одинаковыми знаками:

Модули чисел верно сложи,

А впереди общий знак напиши.

Правило сложения чисел с разными знаками:

Из большего модуля меньший

Вычтем, ребята, послушно,

А в результате поставить

Знак большего модуля нужно.

8

Правила умножения отрицательных чисел и чисел с разными знаками

Минус с плюсом множь, дели,

Минус ставь, и не мудри!

"Друг моего друга - мой друг"

+ . + = +

"Друг моего врага - мой враг"

+ . - = -

Плюс на минус, минус, плюс!

Умноженья не боюсь!

Перемножить модули - это же пустяк.

Самое главное - не забыть про знак.

ПЛЮС НА МИНУС умножая,

Ставим минус не зевая.

ПЛЮС НА ПЛЮС - и плюс в ответе.

Всем пятёрки будут, дети!

МИНУС С МИНУСОМ умножу,

Плюс в ответе будет тоже.

Выучи стихотворенье -

Веселей пойдёт ученье!

9

Действия с десятичными дробями

Чтоб десятичные дроби сложить,

Нам не приходится долго мудрить:

Выстроим все запятые мы в ряд,

Цифра под цифрой строго стоят.

И в результате получим мы вновь,

По-больше других, десятичную дробь.

Десятичные дроби вычти, сложи,

Цифру под цифрой строго пиши,

И запятые все сохраняй,

В ряд их пиши, не забывай!

Деление и умножение десятичных дробей на 10, 100 и т.д

К Вам есть просьба личная:

Дробь я десятичная,

И делить мою особу

Нужно по-особому.

Если делишь ты на сотню

Или на десятку,

Запятая вдруг начнет

С тобой играться в прятки.

А разгадка здесь проста:

Только два нуля у ста,

А у тысячи их три.

Запятую ты, найди!

Сколько тебя нулей?

Отсчитай-ка их левей.

Ну, а если умножать -

Нужно вправо их считать.

10

Округление десятичных дробей

Чтоб десятичную дробь округлять,

До какого разряда надо бы знать,

Разрядную цифру ты сохрани,

Добавь к ней единицу,

Если первая отбрасываемая цифра пять

Или больше пяти.

11

Раскрытие скобок

Перед скобкой "плюс" стоит

Он о том и говорит,

Что ты скобки опускай,

Да все числа выпускай.

Перед скобкой "минус" строгий

Загородит нам дорогу.

Чтобы скобки убирать,

Надо знаки поменять.

12

Приведение подобных слагаемых

Нет ни проще, ни удобнее,

Чем слагаемые подобные.

Я сложу в один момент

Только коэффициенты.

Ну, а буквы пишем ту же.

Трогать нам ее не нужно.

13

Умножение степеней

Если степени умножить

Мы с тобою захотим,

Показатели мы сложим,

Основанья - сохраним.

14

Правила умножения и деления на 10, 100, 1000 и т.д.

Здесь произведение

Не вызовет сомнение:

Я первый множитель перепишу,

А нули второго к нему припишу.

Сколько, ребята, в делителе

Мы насчитали нулей,

Столько же знаков в делимом

Справа закроем скорей.

15

Модуль

Модуль чтобы нам найти

Нужно от нуля до точки

Расстояние пройти.

16

Что значит решить уравнение

Уравнение решить -

Значит корни все определить

Или убедиться точно-

Нет корней! И точка.

17

Деление обыкновенных дробей

Ведь дробь делить - пустяк.

Делители перевернет ведь всяк,

А дальше действуй, как при умножении,

И результат готов в одно мгновенье.

18

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Если складываешь дробь

С равным знаменателем,

Знаменатель ты оставь,

Складывай числители.

Делали так в древности

Умные мыслители.

Если вычитаешь дробь

С равным знаменателем.

Ты числитель вычитай,

Знаменатель оставляй.

Ведь награды лучше нет -

Верный получить ответ!

19

Основное свойство частного

И делимое, и делитель

На одно число разделите,

Тогда можете вы надеяться,

Ваше частное не изменится.

Коль делимое и делитель

На одно число вдруг умножатся,

Не волнуйтесь, и в этом случае

Ваше частное не потревожится.



© 2010-2022