- Преподавателю
- Математика
- Обобщение опыта работы: Применение ИКТ на уроках математики
Обобщение опыта работы: Применение ИКТ на уроках математики
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гимранова Р.Х. |
Дата | 02.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема самообразования
Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения качества образования (срок реализации 2011-2015 гг.)
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
по работе над темой самообразования
1. Тема самообразования
Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения
2.Почему я взяла эту тему?
Применение информационно-коммуникационных технологий на современном этапе обучения приводит к ряду противоречий, например, традиционные подходы к преподаванию и высокие требования к выпускнику; традиционные формы обучения и новые технологические возможности современных средств обучения, личностно-информационные нужды обучаемых и ИКТ-компетентность педагогов. И здесь возникает проблема поиска путей развития интеллектуальных умений всех участников образовательного процесса, позволяющих ориентироваться в современном информационном пространстве.
3. Что должно измениться?
Идея изменений заключается в создании оптимальных условий для развития творческого мышления, высокого уровня творческой самостоятельной деятельности, формирования ИКТ-компетенций, что в целом приведет к повышению мотивации, а, следовательно, и качеству обучения.
Кроме этого, в результате изменений можно будет говорить о комплексе основных ориентиров в оценке качества обучаемых:
· традиционные знания, умения и навыки, например: законы и правила математики, алгоритмы решения задач и т.п.;
· ключевые компетентности: социальные, правовые, информационные, экономические и другие;
·общественно-значимый социальный опыт: участие в социальных, творческих и других проектах, акциях, где нет никакой состязательности, но есть опыт принесения пользы людям, обществу, государству.
Суть изменений содержания: обучение становится деятельностно-развивающим, формирует личные качества учащихся, при этом оно демократичное, гуманное, основано на сотрудничестве.
Концепция:
- ведущая роль теоретических знаний;
- осознание учеником процесса учения;
- обучение здоровьесбережению;
- включение эмоциональной сферы;
- проблемность, дифференцированность, индивидуальный подход;
- обучение всех детей с любыми индивидуальными данными.
- мотивация обучающихся на самообучение, самовыражение, самореализацию,.
Основными изменениями в организации учебного и воспитательного процесса считаю следующие критерии:
- применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид, форму материала;
- оценивание деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу достижения;
- создание положительного эмоционального настроя на работу каждого ученика и всех учащихся вместе;
- создание ситуации для проявления инициативы, самовыражения;
- раскрытие субъективного опыта ученика;
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе классного коллектива.
4.Реализация изменений.
Условия реализации изменений:
- учащиеся: обучение на базовом уровне;
- педагог: первая квалификационная категория, курсы по темам «Организация и проведение дистанционных курсов» (48 часов); «Методика проверки заданий с развернутым ответом при проведении ГИА по математике за курс основного общего образования» (108 часов), ИКТ-компетентность: учитель дистанционного обучения 2011-2014уч.гг, создание персонального методико-педагогического сайта nsportal.ru/
наличие материальных и программно-методических ресурсов (обеспечение кабинета: ТСО, компьютер), Интернет.
5. Предполагаемые результаты изменений
Использование ИКТ будет способствовать:
- повышению качества знаний по математике обучающихся
- увеличению их мотивации к учению.
- развитию самостоятельности, повышению их творческой активности.
- понижение уровня тревожности
6. Результаты
- Выступление на МО учителей математики, информатики, физики района;
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках сегодня повсеместно пропагандируется и поощряется. Различные конкурсы, проводимые на самых разных уровнях, способствуют внедрению образовательных технологий на уроках математики, русского языка и других предметов.
Мною проводится работа по теме «ИКТ как средство повышения качества обучения». Применение информационно-коммуникационных технологий на современном этапе обучения приводит к ряду противоречий, например, традиционные подходы к преподаванию и высокие требования к выпускнику; традиционные формы обучения и новые технологические возможности современных средств обучения, личностно-информационные нужды обучаемых и ИКТ-компетентность педагогов. И здесь возникает проблема поиска путей развития интеллектуальных умений всех участников образовательного процесса, позволяющих ориентироваться в современном информационном пространстве.
Суть изменений содержания: обучение становится деятельностно-развивающим, формирует личные качества учащихся, при этом оно демократичное, гуманное, основано на сотрудничестве.
Концепция:
- ведущая роль теоретических знаний;
- осознание учеником процесса учения;
- обучение здоровьесбережению;
- включение эмоциональной сферы;
- проблемность, дифференцированность, индивидуальный подход;
- обучение всех детей с любыми индивидуальными данными.
- мотивация обучающихся на самообучение, самовыражение, самореализацию.
Изменениями в организации учебного и воспитательного процесса:
- использование творческих ситуаций с применением Интернета;
- оценивание деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу достижения;
- создание положительного эмоционального настроя на работу каждого ученика и всех учащихся вместе;
- создание ситуации для проявления инициативы, самовыражения;
Информационные технологии - позволяют:
-
коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление.
-
рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса.
-
использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.
При использовании компьютерных технологий меняется роль учителя - он перестает быть доминирующим источником информации, контролирующим практически все потоки информации в процессе обучения, и становится аналитиком потока компьютерной информации и консультантом учащихся.
Компьютер - это инструмент, с помощью которого обучение может стать более интересным, быстрым, простым, а получаемые знания - более глубокими.
В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам. Интернет действительно становится доступным для использования в образовательном процессе. Без четкого сценария посещение Интернета не может оказаться полезным и эффективным. При этом главное в сценарии - нацеливание на вопрос: зачем и для чего используется Интернет? Он позволяет реализовать три сценария:
Во-первых, может быть поставлена задача найти дополнительную учебную информацию с сохранением её на магнитных носителях для последующего многократного использования разными пользователями,
Во-вторых, возможна задача: отыскать принципиально новую информацию, сопоставить её с известной, то есть создать проблемную ситуацию, инициирующую конструктивное общение,
В-третьих, может быть поставлена задача сделать обзор по сформулированной заранее теме, что может оцениваться как проектная работа ученика.
Таким образом, при использовании ИКТ происходит постоянное накопление опыта через взаимодействие и взаимообучение всех участников образовательного процесса, что, несомненно, положительно сказывается на развитии личности учащихся.
Анализ работы по теме самообразования «Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения»
Сталкиваясь с проблемой «Как и через что формировать и совершенствовать общеучебные умения и навыки учащихся, учитывая при этом их личностные особенности и предпочтения», я пришла к выводу, что ИКТ на уроках действительно служат средством формирования у учащихся мотивации к предмету, а значит, и способствуют формированию УУД..
Отмечу функциональный характер использования ИКТ на уроках математики в своей практике: обучающий, развивающий, вариативный, коммуникативный, диагностический, общекультурный, рефлексивный.
Мониторинг знаний осуществляется мною иногда с помощью системы электронного тестирования, а продвижение учащихся в учебном процессе способствует повышению мотивации и интереса к обучению.
Продуманный ИКТ-урок - это возможность поделиться идеями, возникшими в ходе обучения, а также получить в ответ необходимую помощь, информацию или одобрение. При этом не важно, кто выступает в роли презентующего свой опыт - учитель или ученик.
Таким образом, при использовании ИКТ происходит постоянное накопление опыта через взаимодействие и взаимообучение всех участников образовательного процесса, что, несомненно, положительно сказывается на развитии личности учащихся.