Программа по предпрофильной подготовке для учащихся 9 классов по математике по курсу «Модуль»

Программа по предпрофильной подготовке для учащихся 9 классов по математике по курсу « Модуль» Пояснительная записка Элективный курс по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов посвящении систематическому изложению учебного материала, связанного с понятием модуля числа и аспектами его применения. В нем рассматриваются различные  методы решения  уравнений и неравенств с модулем, основанные на его определении, свойствах и графической интерпретации. Стоит отметить, что навыки в решении уравнений, неравенств, содержащих модуль и построение  графиков элементарных функций, содержащих модуль необходимы любому уче...
Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Большемурашкинская средняя общеобразовательная школа

Программа по предпрофильной подготовке для учащихся 9 классов по математике по курсу

«Модуль»

Автор программы: Учитель математики высшей категории Житнякова Ольга Сергеевна



















Большое Мурашкино 2009



Пояснительная записка

Элективный курс по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов посвящении систематическому изложению учебного материала, связанного с понятием модуля числа и аспектами его применения. В нем рассматриваются различные методы решения уравнений и неравенств с модулем, основанные на его определении, свойствах и графической интерпретации. Стоит отметить, что навыки в решении уравнений, неравенств, содержащих модуль и построение графиков элементарных функций, содержащих модуль необходимы любому ученику, желающему не только успешно выступать на математических олимпиадах, но и хорошо подготовиться к поступлению в дальнейшем в высшие учебные заведения. Материал данного курса содержит нестандартные методы, которые позволяют более эффективно решать класс заданий, содержащих модуль. Наряду с основной задачей обучения математики - обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, данный курс предусматривает формирование интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, выбору профиля дальнейшего обучения.

Цели курса:

  • Помочь повысить уровень понимания и практической подготовки в таких вопросах, как:

  1. Преобразование выражений, содержащих модуль;

  2. Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль;

  3. Построение графиков элементарных функций, содержащих модуль;

  • Создать в совокупности с основными разделами курса базу для развития способностей учащихся;

  • Помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения с точки зрения дальнейшей перспективы.

Задачи курса:

  • Научить учащихся преобразовывать выражения, содержащие модуль;

  • Научить учащихся решать уравнения и неравенства, содержащие модуль;

  • Научить строить графики , содержащие модуль;

  • Рассмотреть уравнения, неравенства с двумя переменными, содержащие модуль на координатной плоскости ;

  • Помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Сроки реализации программы

Данный курс рассчитан на 15 часов , предполагает компактное четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу, защиту проектов, тестирование.

Основные принципы отбора и структурирования материала

Включенный в программу материал представляет познавательный интерес для учащихся и может применяться для разных групп школьников вследствие своей обобщенности и практической направленности. Развертывание учебного материала четко структурировано и соответствует задачам курса.

Методы, формы обучения, режим занятий

В программе приводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий.

Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем и задачи для самостоятельного ( или домашнего) решения. Основные формы организации учебных занятий: лекции, объяснение, практическая работа, семинар, тестирование, творческие задания.

Предполагаемые результаты

Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки: уровень сложности задач варьируется от простых до конкурсных и олимпиадных. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале на решение новых и интересных задач.

Программа может быть эффективно использована в 9 классах с любой степенью подготовленности, способствует развитию познавательных интересов, мышления учащихся, представляет возможность подготовиться к сознательному выбору профиля обучения и дальнейшей специализации.

Инструментарий для оценивания результатов

Установление степени достижения учащимися промежуточных и итоговых результатов производится на каждом занятии благодаря использованию

практикумов, самостоятельных работ, тестов, консультаций.

Формой итоговой отчетности учащихся являются проекты.

Учебно - тематический план



Наименование тем курса



Количество часов



Технология реализации

Модуль: общие сведения, преобразование выражений, содержащих модуль



1

Лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений

Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль



3

Объяснение, выполнение тренировочных упражнений



Проверочная работа



1



Проверочная работа

Графики функций, содержащих модуль

3

Лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений

Тестирование



1

Тестирование

Неравенства с двумя переменными, содержащие модуль на координатной плоскости



3

Объяснение, выполнение тренировочных упражнений

Презентации проектов: «Графики улыбаются», «Метод линейного сплайна», «Неравенства на координатной плоскости»…

2

Семинар

Итоговое тестирование



1

Тестирование

Итого:

15

Содержание изучаемого материала

Тема 1: Модуль: общие сведения, преобразование выражений, содержащих модуль (1 ч)

Занятие 1:Модуль: общие сведения, определение, свойства модуля, преобразование выражений, содержащих модуль .

Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.

Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.

Тема 2: Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль (3ч.)

Занятие 2: Решение уравнений, содержащих модуль (1ч.) Решение уравнений вида:fПрограмма по предпрофильной подготовке для учащихся 9 классов по математике по курсу « Модуль»= а, Программа по предпрофильной подготовке для учащихся 9 классов по математике по курсу « Модуль» =а, Программа по предпрофильной подготовке для учащихся 9 классов по математике по курсу « Модуль» =g (х),Программа по предпрофильной подготовке для учащихся 9 классов по математике по курсу « Модуль»=Программа по предпрофильной подготовке для учащихся 9 классов по математике по курсу « Модуль»,

Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных упражнений.

Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.

Занятие 3: Решение неравенств, содержащих модуль (1ч.) Решение неравенств вида:fПрограмма по предпрофильной подготовке для учащихся 9 классов по математике по курсу « Модуль» а, Программа по предпрофильной подготовке для учащихся 9 классов по математике по курсу « Модуль» а, Программа по предпрофильной подготовке для учащихся 9 классов по математике по курсу « Модуль» g ( х),Программа по предпрофильной подготовке для учащихся 9 классов по математике по курсу « Модуль»,

Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных упражнений.

Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.

Занятие 4: Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль (1ч.)

Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль в модуле. Метод замены переменной. Решение систем уравнений и неравенств, содержащих модуль.

Методы обучения: беседа, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.

Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.

Занятие 5: проверочная работа (1ч.)

Тема 3 : Графики функций, содержащих модули.

Занятие 6: Построение графиков функций, содержащих модуль (1ч.) Построение графиков функций вида :у=Программа по предпрофильной подготовке для учащихся 9 классов по математике по курсу « Модуль», у=fПрограмма по предпрофильной подготовке для учащихся 9 классов по математике по курсу « Модуль», уравнений Программа по предпрофильной подготовке для учащихся 9 классов по математике по курсу « Модуль» =f(х), Программа по предпрофильной подготовке для учащихся 9 классов по математике по курсу « Модуль» =Программа по предпрофильной подготовке для учащихся 9 классов по математике по курсу « Модуль».

Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.

Занятие 7: Построение графиков кусочно-линейных функций (1ч.), метод линейного сплайна.

Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных упражнений.

Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.

Занятие 8: Построение уравнений вида : у=Программа по предпрофильной подготовке для учащихся 9 классов по математике по курсу « Модуль», Программа по предпрофильной подготовке для учащихся 9 классов по математике по курсу « Модуль» =Программа по предпрофильной подготовке для учащихся 9 классов по математике по курсу « Модуль», (1ч)

Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных упражнений.

Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.

Занятие 9: тестирование (0.5ч)

Занятие 9-10: неравенства с двумя переменными, содержащие модуль на координатной плоскости (1, 5ч)

Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных упражнений.

Занятие 11: презентация проектов (1ч).

Методы обучения: семинар.

Формы контроля: защита проектов.

Занятие 12: итоговое тестирование (1ч.)

Методические рекомендации

Данный элективный курс «Модуль» дает примерный объем знаний, умений и навыков, которым должны овладеть ученики. Учащиеся должны научиться решать задачи более высокой по сравнению с обязательным уровнем сложности, овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне их свободного использования. Одна из целей преподавания данного курса ориентационная - помочь осознать ученику степень значимости своего интереса к математике и оценить свои возможности, поэтому интерес и склонность учащегося к занятиям на курсах должны всемерно подкрепляться и развиваться. В методической литературе немало внимания уделяется данной теме, однако задания с модулем вызывают у учащихся ошибки и затруднения. Одна из причин кроется в непонимании модуля числа. Учитель должен обратить внимание учащихся на то, что число х может быть как отрицательное, так и положительное.

Для построения всех видов графиков учащимся достаточно хорошо понимать определение модуля и знать виды простейших графиков, изучаемых в школе.

Поурочное домашнее задание является обязательным для всех. Активным учащимся можно предлагать творческие задания. Ученики могут работать не только самостоятельно, но и в микрогруппах, в соответствии со своими приоритетами и возможностями.

В результате обучения курса учащиеся должны уметь:

  • точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;

  • применять изученные алгоритмы в ходе решения соответствующих заданий;

  • преобразовывать выражения, содержащие модуль;

  • решать уравнения и неравенства , содержащие модуль;

  • строить графики элементарных функций, содержащих модуль; решать уравнения с двумя переменными на координатной плоскости, содержащими модуль.

Список литературы

  1. Математика абитуриенту. В.В. Ткачук.- Москва: Тейс,1994.

  2. Математика 8-9класс. Сборник элективных курсов. В.Н. Студенецкая. Волгоград: учитель, 2006.

  3. Предпрофильная подготовка учащихся 9 классов по математике. И.Н. Данкова. - Москва: «5» за знание, 2006.



© 2010-2022