Особенности усвоения умножения учащимися специальной (коррекционной) школы

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности усвоения умножения учащимися специальной (коррекционной) школы

Усвоение математики детьми с нарушением интеллекта играет существенную роль в системе общеобразовательной подготовки учащихся специальной (коррекционной) школы, что определяется целым рядом общих и специфических требований, предъявляемых к ним при подготовке к самостоятельной трудовой деятельности.

Выявление типичных ошибок в процессе проведения вычислительных операций позволит более рационально разработать методические приемы обучения математике в коррекционной школе.

Установлено, что при изучении математики наиболее трудным для школьников с нарушением интеллекта оказывается переход от предметного уровня к абстрактному. Однако содержание элементарного курса математики включает в себя целый ряд вопросов, усвоение которых требует достаточно высокого уровня развития познавательной деятельности. Среди них такие основополагающие понятия, как число и арифметические действия. У детей с нарушением интеллекта часто приходится наблюдать механическое проговаривание числительных, непонимание смысла арифметических действий, отсутствие ряда математических представлений. Непонимание смысла арифметических действий и, в частности, умножения, приводит к таким ошибкам как замена сложных для учащихся действий более легкими, неумение соотнести арифметическое действие с практической ситуацией.

Одной из основных причин затруднения учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы при выполнении умножения является слабое знание состава числа. Это обусловлено многовариантностью разложения каждого числа. Необходимость заучивания наизусть всех возможных вариантов разложения числа на слагаемые представляет для детей с нарушением интеллекта значительные трудности. Стремясь восстановить в памяти состав числа, дети возвращаются на уровень пересчитывания предметов: отсчитывают требуемое количество палочек, разделяют их на две группы. За неимением предметов используются пальцы рук, клеточки в тетради, черточки на бумаге. В ходе исследования выяснилось, что некоторые школьники пытаются проделать аналогичные действия в уме, без опоры на наглядность, допуская при этом естественные механические ошибки.

Кроме этого главной причиной затруднений является непонимание смысла арифметических действий, неумение соотнести жизненную ситуацию и арифметическое действие. Часто школьники манипулируют конкретными предметами, справляются с выполнением действия умножения, а в письменной работе делают ошибки. В таких случаях сказывается неумение ребенка перенести опыт, накопленный в работе с конкретными предметами, на предметно-материальный уровень, на знаково-идеальный уровень.

Трудности усвоения умножения обуславливаются еще и проблемой развития у детей с нарушением интеллекта представлений о десятичной системе счисления, которая тесно связана с несколькими аспектами проблемы знаков. Один из них синтаксический - формирование навыков отсчета и присчета по одному и группами в ряду двузначных чисел без обращения, как к предметным множествам, так и к знаковым обозначениям.

Одной из причин, ведущих к ошибкам при умножении, является непонимание математической терминологии и знаковых обозначений. Зачастую учащиеся коррекционной школы не умеют соотносить знак арифметического действия с определенным видом практической деятельности.

Наибольшее число ошибок дети с нарушением интеллекта допускают в процессе умножения однозначных чисел на 0, или 0 на однозначное число. В ответах этих примеров, как правило, по аналогии со сложением, содержалось число отличное от нуля.

Среди других характерных ошибок одной из наиболее частых является замена умножения сложением. По данным исследования П.Г.Тишина наиболее значительное количество ошибочных ответов составляют полученные значения, отличающиеся от истинных (величин) на величину множителя.

Следующая особенность усвоения табличного умножения детьми с нарушением интеллекта - это механическое заучивание умножения. На вопрос учителя: - «Сколько будет 2х4?» - ученик с нарушением интеллекта воспроизводит таблицу умножения числа 2. При этом он забывает, зачем он это делает, так как не удерживает в памяти задания, «теряет» его.

Зная таблицу умножения, ребенок испытывает затруднения в ее использовании при решении примеров и задач в учебных мастерских, причиной которого являются трудности переноса знаний без критического отношения к ним, отсутствие «гибкости ума», трудности обобщения при решении новых задач.

Также причиной ошибок может являться некритичность мышления. Они редко сомневаются в правильности своих действий, не замечают даже абсурдных ошибок, например, произведения меньше множимого: 9х3=8.

Кроме вышеупомянутых особенностей усвоения таблицы умножения учащимися с нарушением интеллекта нужно учесть еще и такие, как несовершенство их зрительного восприятия и моторики. Несовершенство зрительного восприятия, трудности пространственной ориентировки приводят к тому, что учащиеся не видят строки и не понимают ее значения. Все это тоже сказывается на восприятии таблицы умножения.


© 2010-2022