- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по математике 6 класс
Рабочая программа по математике 6 класс
Раздел | Математика |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Балабанова В.В. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №46
с углубленным изучением отдельных предметов
РАССМОТРЕНО:
Протокол заседания
методического объединения
№ _1_ от « 24 » августа 2015 года
Руководитель МО
________________/Балабанова В.В./
УТВЕРЖДЕНО:
Приказ № 340
от « 26 » августа 2015 года
Директор
_____________________/Л.В. Гейнц/
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР
_______________/___________________/
« 25 » августа 2015 года
дата согласования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По _математике____________________________________________________
(указать предмет, курс, модуль)
Класс _6 в___________________________________________
Количество часов __210_______ Уровень базовый
(базовый, расширенный, углубленный, профильный)
Ф.И.О. учителя: Балабанова Виктория Викторовна
Квалификационная категория: высшая
Сургут, 2015 год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для учащихся 6 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
- Приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011г. № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69);
- Образовательной программой основного общего образования общеобразовательного учреждения (6-9 классы);
- Положением о рабочей программе педагога.
Рабочая программа разработана с учётом Программа. Планирование учебного материала. Математика 5-6 классы, авт.-сост. В.И.Жохов, М.: Мнемозина, 2009 и ориентирована на использование учебника Математика, 6 класс. Авторы Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И., М.: Просвещение, 2011, который включён в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 08.06.2015 № 576).
Изучение математики направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей; формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Задачи обучения:
- приобретение математических знаний и умений;
- овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности.
Для реализации программы мною будут использованы образовательные технологи:
- личностно ориентированное обучение;
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технология проектного обучения;
- здоровьесберегающие технологии;
- коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)
На уроках используются такие формы как:
-
общеклассная дискуссия - коллективная работа класса по постановке учебных задач, обсуждению результатов;
-
презентация - предъявление учащимися результатов самостоятельной работы;
-
проверочная работа;
Сроки реализации программы: 2015-2016 учебный год
2. Общая характеристика учебного предмета
Значимость математики как одного из основных компонентов базового образования определяется ее ролью в научно-техническом прогрессе, в современной науке и производстве, а также важностью математического образования для формирования духовной среды подрастающего человека, его интеллектуальных и морально-этических качеств через овладение учащимися конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, достаточными для изучения других дисциплин, для продолжения обучения в системе непрерывного образования.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 6 классах отводится 5 ч в неделю, из вариативной части учебного плана выделено ещё 1 час в неделю для дополнительного образования. Таким образом, программа рассчитана на 210 учебных часа (6 часов в неделю; 35 учебных недель).
4. Предметные результаты
Общими предметными результатами обучения математике в основной школе являются:
1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем; умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;
5) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой; умение использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
6) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
7) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
8) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
9) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
10) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
5. Содержание программы.
ПОВТОРЕНИЕ КУРСА МАТЕМАТИКИ 5 КЛАССА
Делимость чисел
Делители и кратные числа. Общий делитель и общее кратное. Признаки делимости на 2,3,5,9, 10. Простые и составные числа. Признаки делимости на составные числа: на 4, на 6, на 8, на 12, на 15, на 25, на 50, на 100, на 125, на 250, на 500, на 1000. Разложение натурального числа на простые множители. Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное.
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (случаи, требующие применения алгоритма отыскания НОК). Решение текстовых задач.
Умножение и деление обыкновенных дробей
Умножение и деление обыкновенных дробей. Основные задачи на дроби. Нахождение части от целого и целого по его части в один прием.
Отношения и пропорции
Отношение, выражение отношения в процентах. Пропорция. Основное свойство пропорции. Понятия о прямой и обратной пропорциональностях величин. Задачи на пропорции. Масштаб. Формулы длины окружности и площади круга. Шар.
Положительные и отрицательные числа
Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа и его геометрический смысл. Сравнение чисел. Целые числа. Изображение чисел на прямой. Координаты точки.
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Понятие о рациональном числе. Десятичное приближение обыкновенной дроби. Применение свойств арифметических действий для рациональных вычислений.
Решение уравнений
Простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых. Решение линейных уравнений. Алгоритм решения уравнения переносом слагаемых из одной части уравнения в другую. Решение текстовых задач алгебраическим методом.
Координаты на плоскости
Построение перпендикуляра к прямой и параллельных прямых с помощью угольника и линейки. Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки. Примеры графиков и диаграмм.
Элементы теории вероятностей
Достоверные, невозможные и случайные события. Перебор вариантов, дерево вариантов. Число всех возможных исходов, правило произведения. Благоприятные и неблагоприятные исходы. Подсчет вероятности события в простейших случаях.
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ КУРСА МАТЕМАТИКИ 6 КЛАССА
Тематический план курса
№
Основные разделы
Кол-во часов
Кол-во контрольных работ
1
Повторение.
5
1
2
Делимость чисел.
20
1
3
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
21
2
4
Умножение и деление обыкновенных дробей.
35
2
5
Отношения и пропорции.
21
2
6
Положительные и отрицательные числа.
15
1
7
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
16
1
8
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел.
15
1
9
Решение уравнений.
20
1
10
Координаты на плоскости.
18
1
11
Элементы комбинаторики и теории вероятностей
7
12
Повторение
17
1
Итого:
210
14
Дополнительные часы, выделенные из вариативной части используются для:
- решения дополнительных развивающих задач;
-развития логического мышления, умения действовать в нестандартной ситуации;
- формирования навыков самостоятельной работы: умение читать математический текст, умение задавать вопросы по тексту; составлять план к пункту;
-для формирования грамотной математической речи учащихся, умения правильно объяснить свои действия и доказывать верность используемых шагов.
В содержание примерной программы и программы к завершённой линии учебников по математике для 6 класса внесены следующие дополнения (табл. 2). Это позволило более глубоко и основательно рассмотреть вопросы теории, увеличить количество творческих и проектных работ.
Темы проектов
-
Задачи на переливание жидкости.
-
Координатная плоскость и знаки зодиака.
-
Алгоритмы решения текстовых задач.
-
Архимед - величайший древнегреческий математик, физик и инженер.
-
Архитектура и математика.
-
Быстрый счет без калькулятора.
-
Влияние "главных чисел" на характер человека.
-
ГОСТ 28147-89 - отечественный стандарт шифрования.
-
Гармония золотого сечения.
-
Гармония математики и архитектуры в симметрии.
-
Гулливер, лилипуты и математика.
-
Его величество процент.
-
Знаки и символы в учении Пифагора.
-
Знакомая и незнакомая семерка.
-
Золотая пропорция.
-
Математика в музыке.
-
Математика в оригами.
-
Математика в пословицах и поговорках.
-
Математика в природе.
-
Математика в спорте и музыке.
-
Магические квадраты.
-
Магические тайны числа 7.
-
Математика Древнего Востока.
-
Старинная русская система мер.
-
Старинные единицы длины в пословицах и поговорках.
-
Старинные единицы измерения величин в эпосе "Олонхо".
-
Старинные задачи древних народов.
Табл. 2.
Темы
Часы
Примечание
Повторение курса математики 5 класса
Делимость чисел
Признаки делимости на 4, на 6, на 8, на 12, на 15, на 25, на 50, на 100, на 125, на 250, на 500, на 100.
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
Отношения и пропорции
Положительные и отрицательные числа
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел
Решение уравнений
Координаты на плоскости
Повторение
Итого
35
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебник, учебное пособие
Математика . 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд. 28-е изд. - М.: «Мнемозина», 2011.
Дидактический материал
Попов М. А. Дидактические материалы по математике. 6 класс к учебнику Н. Я. Виленкина и др. «Математика 6 класс». «Экзамен», 2013
Материалы для контроля (тесты и т.п.)
Попов М. А. Контрольные и самостоятельные работы по математике. 6 класс. К учебнику Н. Я. Виленкина и др. «Математика 6 класс». «Экзамен», 2011
Методическое пособие с поурочными разработками
Обучение математике в 5-6 классах. В.И. Жохов.
Список используемой литературы
5) «Математика». Сборник рабочих программ. 5-6 классы [Т.А.Бурмистрова]. - М.: Просвещение, 2013. - 64с
Интернет - ресурсы:
Сайты для учащихся:
1) Интерактивный учебник. Математика 6 класс. Правила, задачи, примеры matematika-na.ru;
2) Энциклопедия для детей the800.info/yentsiklopediya-dlya-detey-matematika;
3) Энциклопедия по математике krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/matematika/MATEMATIKA.html;
4) Справочник по математике для школьников resolventa.ru/demo/demomath.htm ;
5) Математика он-лайн uchit.rastu.ru
Сайты для учителя:
1) Педсовет, математика pedsovet.su/load/135 ;
2) Учительский портал. Математика uchportal.ru/load/28;
3) Уроки. Нет. Для учителя математики, алгебры, геометрии uroki.net/docmat.htm;
4) Видеоуроки по математике - 6 класс , UROKIMATEMAIKI.RU (Игорь Жаборовский );
5) Электронное пособие. Математика, поурочные планы 5-6 классы. Издательство « Учитель»;
6) Тренажер по математике к учебнику Н. Я. Виленкина и др. Издательство « Экзамен».
Техническое обеспечение образовательного процесса
Материальное обеспечение кабинетов: компьютер; интерактивная доска, проектор
Программное обеспечение: операционная система Windows 98/Me(2000/XP), текстовый редактор MS Word
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Арифметика
уметь
• выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
• выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные числа; находить значения числовых выражений;
• округлять целые числа, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
• пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
• решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с дробями;
Алгебра
уметь
• составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, выполнять тождественные преобразования простейших буквенных выражений;
• составлять и решать пропорции;
• изображать числа точками на координатной прямой, плоскости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• выполнения расчетов по формулам;
• описания зависимостей между изученными физическими величинами, соответствующими им формулами, при исследовании несложных практических ситуаций.
Геометрия
уметь
• распознавать изученные геометрические фигуры;
• изображать изученные геометрические фигуры;
• распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке изученные пространственные тела, изображать их;
• вычислять длину окружности и площадь круга;
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
уметь
• извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах; составлять таблицы, решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов;
• применять правило произведения при решении простейших вероятностных задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, таблиц;
• решения практических задач в повседневной деятельности с использованием действий с числами, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
• решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
-
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
-
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений
Способы оценки планируемых результатов
Контроль осуществляется через использование следующих видов оценки ЗУН: стартовый, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы оценки и контроля ЗУН: контрольная работа, домашняя контрольная работа, самостоятельная работа, домашняя практическая работа, домашняя самостоятельная работа, тест, контрольный тест, устный опрос.
Рабочая программа составлена с учетом индивидуальных особенностей учащихся 6в класса.
Уровень сформированности учебных действий в пределах нормы: большинство детей могут воспроизводить материал по памяти, действовать по инструкции, использовать знания в стандартной ситуации. Испытывают затруднения при ведении диалога, создании собственного высказывания, формулировании вопросов, проблем.
Обладают средней работоспособностью, концентрацией внимания.
Эмоциональный фон в 6в классе благополучный, учащиеся обладают произвольностью внимания, поведения, соответствующими возрастной норме.
В коллективе есть лидеры, достаточно сформированы партнерские отношения при работе в классе.
Исходя из характеристики класса, основные формы организации деятельности учащихся на учебных занятиях:
1.Акцент на самостоятельную работу
2.Работа в парах сменного состава.
3.Индивидуальная самостоятельная работа учащихся.
Лист
корректировки рабочей программы
Название раздела, темы
Дата проведения по плану
Причина корректировки
Корректирующие мероприятия
Дата проведения по факту