- Преподавателю
- Математика
- Планирование. Рабочая программа по математике. Алгебра. 9 класс
Планирование. Рабочая программа по математике. Алгебра. 9 класс
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бондаренко Л.В. |
Дата | 31.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КИРОВСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №2»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ
_______ Н.Б.Радченко
Приказ№185
«1 »сентября 2015 г.
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель
директора по УВР
_______ Н.В. Москалец
«31 »августа 2015 г.
«РАССМОТРЕНО»
на заседании МО
Протокол № 1 от «28 »августа2015 г.
рук. МО______БондаренкоЛ.В
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ
МАТЕМАТИКА
(АЛГЕБРА )
9 класс
Количество часов: 102 (3 часа в неделю).
Уровень: базовый
Составитель: Бондаренко Любовь Владимировна
учитель математики
высшей квалификационной категории
Планирование составлено в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования на основе примерной программы основного общего образования по математике (алгебра);
авторской программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы, составитель Бурмистрова Т. А.,М. «Просвещение», 2009г.
Используемый учебник:
. Алгебра 9 класс, Макарычев Ю.Н. и др. под ред. С.А. Теляковского, М., «Просвещение», 2014г.
2015/ 2016 учебный год
1.Пояснительная записка
-
Нормативно-правовое обеспечение программы
Рабочая программа класса составлена на основе следующих документов:
-
Закон РФ «Об образовании»
-
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
-
Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы / Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк; составитель Т.А.Бурмистрова - М.: Просвещение, 2009;
-
Письмо КРИППО об особенностях преподавания предмета в 2015-2016 учебном году
-
Методические рекомендации по разработке основных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях (Приложение 1 к решению коллегии Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 22.04.2015 № 2/2).
-
Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей в общеобразовательных учреждениях (Приложение 2 к решению коллегии Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 22.04.2015 №2/2).
-
Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 уч. год. (Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 27.04.2015 № 01-14/1256).
-
Образовательная программа основного общего образования, утвержденная педсоветом Протокол №1 от 27.08.2015
Учебный предмет «Алгебра» входит в образовательную область
«Математика». При изучении курса математики на базовом уровне в 9 классе продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Геометрия», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики». В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:
-
выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых алгебраического аппарата, и его применение к решению математических и нематематических задач;
-
расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
-
развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления.
-
Цели и задачи.
Целями и задачами данной программы обучения являются:
-
совершенствование проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, использования различных языков математики для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
-
решение широкого класса задач из различных разделов курса, развитие поисковой и творческой деятельности при решении задач повышенной сложности и нетиповых задач;
-
планирование и осуществление алгоритмической деятельности: выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; использование самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и результатов эксперимента; выполнение расчетов практического характера;
-
построение и исследование математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин и реальной жизни; проверки и оценки результатов своей работы, соотнесения их с поставленной задачей, с личным жизненным опытом;
-
совершенствование самостоятельной работы с источниками информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт.
-
развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире.
-
формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
-
овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями ,необходимыми для изучения школьных естественно -научных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
-
развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
-
воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса;
-
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.
1.3. Срок реализации программы 1год.
1.4.Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 ч из расчета 5 ч в неделю с V по IX класс.
Алгебра; 9 класс 3 ч в неделю, всего 102 ч.
Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 9 классе отводится не менее 170 часов из расчета 5 ч в неделю, при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии следующее:
3 часа в неделю алгебры, итого 102 часа; 2 часа в неделю геометрии, итого 68 часов.
Количество учебных часов по алгебре:
В год -102 часа (3 часа в неделю, всего 102 часа)
В том числе:
Контрольных работ - 9 (включая итоговую контрольную работу)
Формы промежуточной и итоговой аттестации: Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работа. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.
Уровень обучения - базовый.
1.5.Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения математики выпускник должен знать/понимать:
-
понятие математического доказательства; примеры доказательств;
-
понятие алгоритма; примеры алгоритмов;
-
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
-
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
-
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
-
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
-
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
-
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
-
уметь
-
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
-
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
-
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
-
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
-
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
-
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
-
изображать числа точками на координатной прямой;
-
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
-
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
-
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
-
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
-
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
-
моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
-
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
-
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;
-
Содержание тем учебного курса
1. Квадратичная функция (23 ч)
Функция. Возрастание и убывание функции. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Решение задач путем выделения квадрата двучлена из квадратного трехчлена. Функция y=ax2 + bx + с, её свойства, график. Простейшие преобразования графиков функций. Решение неравенств второй степени с одной переменной. [Решение рациональных неравенств методом интервалов.]
Цель - выработать умение строить график квадратичной функции и применять графические представления для решения неравенств второй степени с одной переменной.
Знать основные свойства функций, уметь находить промежутки знакопостоянства, возрастания, убывания функций
Уметь находить область определения и область значений функции, читать график функции
Уметь решать квадратные уравнения, определять знаки корней
Уметь выполнять разложение квадратного трехчлена на множители
Уметь строить график функции у=ах2 , выполнять простейшие преобразованияграфиков функций
Уметь строить график квадратичной функции, выполнять простейшие преобразования графиков функций
Уметь строить график квадратичной функции» находить по графику нули функции, промежутки, где функция принимает положительные и отрицательные значения.
Уметь построить график функции y=ax2 и применять её свойства. Уметь построить график функции y=ax2 + bx + с и применять её свойства
Уметь находить токи пересечения графика Квадратичной функции с осями координат. Уметь разложить квадратный трёхчлен на множители.
Уметь решать квадратное уравнение.
Уметь решать квадратное неравенство алгебраическим способом. Уметь решать квадратное неравенство с помощью графика квадратичной функции
Уметь решать квадратное неравенство методом интервалов. Уметь находить множество значений квадратичной функции.
Уметь решать неравенство ах2 +вх+с.≥0 на основе свойств квадратичной функции
Степенная функция. Корень n-й степени
Четная и нечетная функции. Функция y=xn, Определение корня n-й степени.
Цель - ввести понятие корня n-й степени.
Знать определение и свойства четной и нечетной функций
Уметь строить график функции у=хn , знать свойства степенной функции с натуральным показателем, уметь решать уравнения хn=а при: а) четных и б) нечетных значениях n
Знать определение корня n- й степени, при каких значениях а имеет смысл выражение
Уметь выполнять простейшие преобразования и вычисления выражений, содержащих корни, применяя изученные свойства арифметического корня n-й степени
Знать, что степень с основанием, равным 0 определяется только для положительного дробного показателя и знать, что степени с дробным показателем не зависят от способа записи r в виде дроби
Знать свойства степеней с рациональным показателем, уметь выполнять простейшие преобразования выражений, содержащих степени с дробным показателем
Уметь выполнять преобразования выражений, содержащих степени с дробным показателем
2. Уравнения и системы уравнений ( 31ч)
Целое уравнение и его корни. Решение уравнений третьей и четвертой степени с одним неизвестным с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной.
Уравнение с двумя переменными и его график. Уравнение окружности. Решение систем, содержащих одно уравнение первой, а другое второй степени. Решение задач методом составления систем. Решение систем двух уравнений второй степени с двумя переменными.
Цель - выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнения второй степени с двумя переменными, и решать текстовые задачи с помощью составления таких систем.
Знать методы решения уравнений:
а) разложение на множители;
б) введение новой переменной;
в) графический способ.
Уметь решать целые уравнения методом введения новой переменной
Уметь решать системы 2 уравнений с 2 переменными графическим способом
Уметь решать уравнения с 2 переменными способом подстановки и сложения
Уметь решать задачи «на работу», «на движение» и другие составлением систем уравнений.
3. Прогрессии (15 ч)
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы n первых членов прогрессии.
Цель - дать понятие об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.
Добиться понимания терминов «член последовательности», «номер члена последовательности», «формула n -го члена арифметической прогрессии»
Знать формулу n -го члена арифметической прогрессии, свойства членов арифметической прогрессии, способы задания арифметической прогрессии
Уметь применять формулу суммы n -первых членов арифметической прогрессии при решении задач
Знать, какая последовательность является геометрической, уметь выявлять, является ли последовательность геометрической, если да, то находить q
Уметь вычислять любой член геометрической прогрессии по формуле, знать свойства членов геометрической прогрессии
Уметь применять формулу при решении стандартных задач
Уметь применять формулу S= при решении практических задач
Уметь находить разность арифметической прогрессии
Уметь находить сумму n первых членов арифметической прогрессии. Уметь находить
любой член геометрической прогрессии. Уметь
находить сумму n первых членов геометрической
прогрессии. Уметь решать задачи.
4. Элементы статистики и теории вероятностей (13 часов)
Комбинаторные задачи. Перестановки, размещения, сочетания. Перестановки. Размещения. Сочетания Вероятность случайного события
Знать формулы числа перестановок, размещений, сочетаний и уметь пользоваться ими.
Уметь пользоваться формулой комбинаторики при вычислении вероятностей
5. Повторение. Решение задач (20ч)
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс алгебры 9 класса).
3.Тематическое и календарно-поурочное планирование.
3.1Учебно-тематическое планирование
Раздел, тема.
Кол-во часов
Кол-во контрольных работ
План
Факт
1. Квадратичная функция
23 ч.
2
2. Уравнения и системы уравнений
31ч.
3
3. Прогрессии
15ч.
2
4.Элементы комбинаторики и теории вероятностей
13ч
1
5. Повторение. Решение задач
20ч.
1
Итого
102
9
3.2.Календарно-тематическое планирование
№ урока
№ урока в теме
Тема урока
Количество часов
Дата проведения
Коррекция
Учебник (пункт)
Отметка о выполнении
ГЛАВА I. КВАДРАТИЧНАЯ ФУНКЦИЯ.
23
§1. ФУНКЦИИ И ИХ СВОЙСТВА
5
1-2
1-2
Функция. Область определения и область значений функции
2
Сентябрь
2,4
1, п. 1
3-5
3-5
Свойства функций
3
7,9,11
1, п. 2
§2. КВАДРАТНЫЙ ТРЕХЧЛЕН
5
6-7
1-2
Квадратный трехчлен и его корни
2
14,16
1, п. 3
8-9
3-4
Разложение квадратного трехчлена на множители
2
18,21
1, п. 4
10
5
Контрольная работа №1 по теме «Функции и их свойства. Квадратный трехчлен»
1
23
1, п. 1 -
п. 4
§3. КВАДРАТИЧНАЯ ФУНКЦИЯ И ЕЕ ГРАФИК
8
11-12
1-2
Функция y=ax2 , ее график и свойства
2
25,28
1, п. 5
13-15
3-5
Графики функций y=ax2+ n, y=a(x-m)
3
Октябрь
30,02,05
1, п. 6
16-18
6-8
Построение графика квадратичной функции
3
07,09,12
1, п. 7
§4. СТЕПЕННАЯ ФУНКЦИЯ. КОРЕНЬ п-ой СТЕПЕНИ
5
19
1
Функция у=хп
1
14
1, п. 8
20
1
Корень п-ой степени
1
16
1, п. 9
21
1
Дробно-линейная функция и ее график
1
19
1, п. 10
22
1
Степень с рациональным показателем
1
21
1, п. 11
23
1
Контрольная работа №2 по теме «Квадратичная функция. Степенная функция»
1
23
1, п. 5 -
п. 11
ГЛАВА II. УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ
14
§5. УРАВНЕНИЯ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ
8
24-26
1-3
Целое уравнение и его корни
3
26,28,30
1, п. 12
27-30
4-7
Дробные рациональные уравнения
4
Ноябрь
09,11,13,16
1, п. 13
31
8
Контрольная работа №3 по теме «Уравнения с одной переменной»
1
18
1, п. 12-
п. 13
§6. НЕРАВЕНСТВА С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ.
6
32-34
1-3
Решение неравенств второй степени с одной переменной
3
20,23,25
1, п. 14
35-36
4-5
Решение неравенств методом интервалов
2
27,30
1, п. 15
37
6
Контрольная работа №4 по теме «Неравенства с одной переменной»
1
Декабрь
02
1, п. 14-
п. 16
ГЛАВА III. УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ
17
§7. УРАВНЕНИЕ С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ И ИХ СИСТЕМЫ
12
38-39
1-2
Уравнение с двумя переменными и его график
2
04,07,
1, п. 17
40-43
3-6
Графический способ решения систем уравнений
4
07,09,11,14
1, п. 18
44-47
7-10-
Решение систем уравнений второй степени
4
16,18,21,23
1, п. 19
48-49
11-12
Решение задач с помощью уравнений второй степени
2
25,28
1, п. 20
§8. НЕРАВЕНСТВА С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ И ИХ СИСТЕМЫ
5
50-51
1-2
Неравенства с двумя переменными
2
Январь
11,13
1, п. 21
52
3
Системы неравенств с двумя переменными
1
15
1, п. 22
53
4
Повторительно-обобщающий урок по теме «Уравнения и неравенства с двумя переменными»
1
18
1, п. 17- п. 23
54
5
Контрольная работа №5 по теме «Уравнения и неравенства с двумя переменными»
1
20
1, п. 17- п. 23
ГЛАВА IV. АРИФМЕТИЧЕСКАЯ И ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИИ
15
§9. АРИФМЕТИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИЯ
8
55-56
1-2
Последовательности
2
22,25
1, п. 24
57-58
3-4
Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии
2
27,29
1, п. 25
59-60
5-6
Формула суммы п первых членов арифметической прогрессии
2
Февраль
01,03
1, п. 26
61
7
Повторительно-обобщающий урок по теме «Арифметическая прогрессия»
1
05
1, п. 24- п. 26
62
8
Контрольная работа №6 по теме «Арифметическая прогрессия»
1
08
1, п. 24- п. 26
§10. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИЯ
7
63-64
1-2
Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии
2
10,12
1, п. 27
65-67
3-5
Формула суммы п первых членов геометрической прогрессии
3
15,17,19
1, п. 28
68
6
Повторительно-обобщающий урок по теме «Геометрическая прогрессия»
1
24
1, п. 27-
п. 28
69
7
Контрольная работа №7 по теме «Геометрическая прогрессия»
1
26
1, п. 27-
п. 29
ГЛАВА V. ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
13
§11. ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ
8
70-71
1-2
Примеры комбинаторных задач
2
27,29
1, п. 30
72-73
3-4
Перестановки
2
Март
02,04
1, п. 31
74-75
5-6
Размещения
2
05,09
1, п. 32
76-77
7=8
Сочетания
2
11,14
1, п. 33
§12. НАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
5
78
1
Относительная частота случайного события
1
16
1, п. 34
79-80
2-3
Вероятность равновозможных событий
2
21,23
1, п. 35
81
4
Повторительно-обобщающий урок по теме «Элементы комбинаторики и теории вероятностей»
1
25
1, п. 30-
п. 35
82
5
Контрольная работа №8 по теме «Элементы комбинаторики и теории вероятностей»
1
Апрель
04
1, п. 30-
п. 36
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО КУРСУ VII - IX КЛАССОВ.
Решение тренировочных заданий (подготовка к ГИА)
20
83-84
1-2
Вычисления.
2
06,08
85-86
3-4
Тождественные преобразования.
2
11,13
87-88
5-6
Уравнения и системы уравнений
2
15,18
89-90
7-8
Функции.
2
20,22
91-93
9-11
Итоговая контрольная работа №9
3
25,27,29
94-102
12-20
Решение тренировочных заданий в форме ГИА
9
Май
04,06,11,13,
16,18,20,23,25,27
4.Контроль и оценка достижения обучающимися планируемых результатов
Контрольных работ 9
Для выявления и сравнения результата учебной деятельности с требованиями, которые задаются данной программой, будет проводиться контроль знаний и умений учащихся. Основная цель контроля состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся, через призму которых рассматриваются недостатки в осуществлении учебной деятельности, пробелы в знаниях; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений учащихся.
Контроль знаний учащихся осуществляется в виде:
-
контрольных работ - используются при фронтальном, текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений учащихся по достаточно крупной и полностью изученной теме программы;
-
устного опроса - проводится преимущественно на первых этапах обучения, когда требуется систематизация и уточнение знаний учащихся;
-
тестов - задания свободного выбора ответа и задания, где ввод ответа определенным образом ограничен. Тесты дают точную количественную характеристику не только уровня достижения учащегося, но также могут выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнивать правильный и неправильный ответы и т.п.;
-
зачетов - проверяется знание учащимися теории;
-
математических диктантов;
-
самостоятельных работ.
Отметки учащимся ставятся за работу на уроке, за выполнение различных проверочных работ, домашних заданий. Четвертные отметки ставятся как среднее арифметическое всех отметок за четверть. Годовая оценка - совокупность оценок за четверть с учетом годовой контрольной работы.
Экзамен - проверка знаний и умений учащегося, приобретенных им за год обучения.
Оценка письменных работ обучающихся по математике:
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Оценка «4» ставится, если:
-
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
-
допущена одна ошибка или есть два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах, графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Оценка «2» ставится, если:
-
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере;
-
работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задача, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
-
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
-
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
-
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
-
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
-
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
-
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
-
возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
-
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
-
допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
-
допущены ошибки или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
-
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «требования к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
-
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
-
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме; при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Ометка «2» ставится в следующих случаях:
-
не раскрыто основное содержание учебного материала;
-
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
-
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя;
-
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
3.Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.
-
Грубыми считаются ошибки:
-
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
-
незнание наименований единиц измерения;
-
неумение выделить в ответе главное;
-
неумение применять знания, алгоритмы при решении задач;
-
неумение делать выводы и обобщения;
-
неумение читать и строить графики;
-
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
-
потеря корня или сохранение постороннего корня;
-
отбрасывание без объяснений одного из них;
-
равнозначные им ошибки;
-
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
-
логические ошибки.
-
К негрубым ошибкам относятся:
-
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными;
-
неточность графика;
-
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
-
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
-
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
-
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
-
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
5.Учебно-методическое обеспечение
-
Бурмистрова Т.А. Алгебра 7 - 9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2009г.
-
Дидактические материалы по алгебре.9 класс. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, Л.М. Короткова. / М: Просвещение, 2011 г.
-
Дорофеев Г. В. и др. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике. М., «Дрофа», 2001.
-
Интерактивная математика. 5-9 класс. Электронное учебное пособие для основной школы. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2002г.
-
Макарычев Ю.Н.Алгебра. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2014.
-
Математика. Практикум. 5-11 классы. Электронное учебное издание. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2003.
-
Ткачева М.В., Федорова Н.Е. «Элементы статистики и вероятность». М., «Просвещение», 2007.
-
Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями. Алгебра.9 класс. ООО Издательство «Экзамен»