- Преподавателю
- Математика
- Разработка урока по теме Модуль числа 1 урок
Разработка урока по теме Модуль числа 1 урок
Раздел | Математика |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дергунова А.В. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока: РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА.
Цели урока:
образовательная - обобщить и закрепить знания учащихся связанных с понятием « рациональные числа» при решении упражнений.
развивающая - развивать у учащихся познавательную активность при решении упражнений, самостоятельность, умение самооценивания и взаимооценивания.
воспитательная - воспитывать интерес к предмету, доброжелательное отношение друг к другу.
Тип: обобщения и систематизации знаний.
Ход урока:
1..Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята, садитесь.
В древности к целым и дробным числам относились по-разному: предпочтения были на стороне целых чисел. «Если ты захочешь делить единицу, математики высмеют тебя и не позволят это сделать», - писал основатель афинской Академии Платон. Но не все древнегреческие математики соглашались с Платоном. С дробями свободно общались Архимед и Герон Александрийский. Даже Пифагор, со священным трепетом относившийся к натуральным числам, создавая теорию музыкальной шкалы, связал основные музыкальные интервалы с дробями.
Любопытно, что во многих европейских учебниках арифметики 18 в., раздел с дробями помещали в конец книги. Просветители писали: «… теперь дается простое и полезное изложение арифметики целых чисел раньше, чем открывается доступ к крутым путям дробей, при виде которых многие учащиеся приходят в такое уныние, что останавливаются и восклицают: «Non plus ultra (дальше мы не пойдем!)»
А мы с вами пошли еще дальше!!!
В этом году мы начали изучать новые числа. Как они называются?
Сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем знания о понятии «рациональное число». И познакомимся с историей возникновения чисел.
Давайте сформулируем цели урока.
2. Проверка ДЗ. Самопроверка.
Ребята у вас на столах лежит лист самооценки. В течение всего урока вы должны оценивать себя и своего соседа по парте. Отмечать в лист самооценки, а в конце урока подведем итоги.
3. Устный счет. За каждый правильный ответ 1б в лист оценивания.
Даны числа: 5; -1,3; +13; -7; 6,2; +9,1; 0; -7; - 2 -, 15 , - 3,9; -10. Дайте определение и выберите из них:
а) целые числа; б) положительные числа;
в) отрицательные числа; г) целые положительные числа;
д) целые отрицательные числа; е) натуральные числа;
ж) неотрицательные числа; з) неположительные числа.
4. Работа по теме урока.
Историческая справка
-Натуральные числа возникли в силу необходимости вести счет любых предметов.
-Натуральные числа несут ещё другую функцию: характеристику порядка предметов, расположенных в ряд .
-О натуральном в смысле естественном
ряде чисел говорится во «Введении в арифметику» греческого математика (неопифагорийца) Никомаха из Геразы.
-В современном смысле понятие и термин
«Натуральное число» встречается у французского философа и математика Ж.Даламбера(1717-1783)
ЗАДАНИЕ 1 (Индивидуально-взаимопроверка)
Найдите соседние целые числа, между которыми заключены числа:
,,,,,,,,,< 3 <,,,,,,,,,,,
,,,,,,,,,< <,,,,,,,,,,
,,,,,,,,,< -2 <,,,,,,,,,
,,,,,,,< 0,31<,,,,,,,,,
,,,,,,,< <,,,,,,,
ЗАДАНИЕ 2 (Индивидуально-самопроверка)
Запишите все целые числа расположенные между числами:
1) -2,5 и 4,2
2) 1,8 и 3,6
3) -1,5 и 3,2
4) 0,8 и 5,3
Историческая справка
Дроби естественно возникли при решении
задач о разделе имущества, измерении
земельных участков, исчислении времени.
ЗАДАНИЕ 3 (Работа в парах-взаимооценивание)
Отметьте на координатной прямой точки (единичный отрезок - 6 клеток): Ш (), К (- ), А(-1 ), Ь ( - ), Л ( - ), И (1 ), А() и вы узнаете кто впервые ввел десятичные дроби.
-Десятичные дроби в XV веке
ввел самаркандский ученый ал - Каши.
-Ничего, не зная об открытии ал - Коши, десятичные дроби открыл второй раз, приблизительно через 150 лет, после него, фламандский ученый математик и инженер Симон Стевин в труде «Децималь» (1585 г).
ФИЗМИНУТКА
ЗАДАНИЕ 4 (Работа по вариантам-самооценивание)
Понятие отрицательных чисел возникло в практике решения алгебраических уравнений. Выполнив следующее задание, вы узнаете, как трактовались положительные и отрицательные числа.
Какие числа называются противоположными?
Найдите пары противоположных чисел и вычеркните буквы, им соответствующие. Из оставшихся букв вы получите другое название отрицательных и положительных чисел.
1 вариант:
5
5,4
3
-5
2,5
8
0,75
Д
С
М
О
К
Л
У
Е
Г
Ж
Ответ: Долг
2 вариант:
-0,2
5
8
64
-32
-65
6
32
1
0,6
Р
И
М
Ф
У
Щ
Ю
Е
С
Б
Т
В
О
Ответ: Имущество
-Понятие отрицательных чисел возникло в практике решения алгебраических уравнений
-Отрицательные числа трактовались так же как долг при финансовых и бартерных расчетах.
Отрицательные числа ввели в математический обиход Михаэль Штифель (1487-1567)
в книге «Полная арифметика» (1544),
и Никола Шюке (1445-1500)-
его работа была обнаружена в 1848 году.
ЗАДАНИЕ 5 (Работа в парах-взаимооценивание)
А чтобы узнать, кто впервые упоминал отрицательные числа, решите уравнения:
1) -х=-6
2) -у=5
3) -(-(-х))=-1
4) -(-х)=5,3
5) -х=7-4,5
6) -р=8-4
7) -у+5=7,4
8) х= -(-9)
9) -р=-(-6)
-5
- 3
6
-2,4
-6
5,3
1
9
-2,5
Ж
Ц
Д
А
Я
Н
А
Н
Ь
Впервые отрицательные числа встречаются в книге Джань Цаня (3 век до н.э). Знака минус тогда еще не было, чтобы отличать положительные и отрицательные числа, Джань Цань писал их чернилами красного - положительные, и черного - отрицательные цвета.
Отношения между множествами натуральных, целых и рациональных чисел наглядно демонстрирует геометрическая иллюстрация - круги Эйлера.
Леонард Эйлер жил в России в середине XYΙΙΙ века и внес большой вклад в развитие математики.
Дополнительное задание Учебник № 306
5. Итог урока. Рефлексия. В течении всего урока вы заполняли лист самооценки, посчитайте количество баллов и выставьте себе оценку за урок.
Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли ли вы цели?
РЕФЛЕКСИЯ - плюс, минус, интересно.
6.Домашнее задание. Откройте дневники, запишите домашнее задание № 328, 335.
РАБОЧИЙ ЛИСТ.
ЗАДАНИЕ 1
Найдите соседние целые числа, между которыми заключены числа:
,,,,,,,,,< 3 <,,,,,,,,,,,
,,,,,,,,,< <,,,,,,,,,,
,,,,,,,,,< -2 <,,,,,,,,,
,,,,,,,< 0,31<,,,,,,,,,
,,,,,,,< <,,,,,,,
За каждый правильно решенный пример 1балл.
ЗАДАНИЕ 2
Запишите все целые числа расположенные между числами:
1) -2,5 и 4,2
2) 1,8 и 3,6
3) -1,5 и 3,2
4) 0,8 и 5,3
За каждый правильно решенный пример 1балл.
ЗАДАНИЕ 3
Отметьте на координатной прямой точки (единичный отрезок - 6 клеток): Ш (), К (- ), А(-1 ), Ь ( - ), Л ( - ), И (1 ), А() и вы узнаете кто впервые ввел десятичные дроби.
За каждую букву 1балл.
ЗАДАНИЕ 4
Найдите пары противоположных чисел и вычеркните буквы, им соответствующие. Из оставшихся букв вы получите другое название отрицательных и положительных чисел.
1 вариант:
5
5,4
3
-5
2,5
8
0,75
Д
С
М
О
К
Л
У
Е
Г
Ж
2 вариант:
-0,2
5
8
64
-32
-65
6
32
1
0,6
Р
И
М
Ф
У
Щ
Ю
Е
С
Б
Т
В
О
За правильно выполненное задание 3балла.
ЗАДАНИЕ 5
А чтобы узнать, кто впервые упоминал отрицательные числа, решите уравнения:
1) -х=-6
2) -у=5
3) -(-(-х))=-1
4) -(-х)=5,3
5) -х=7-4,5
6) -р=8-4
7) -у+5=7,4
8) х= -(-9)
9) -р=-(-6)
-5
- 3
6
-2,4
-6
5,3
1
9
-2,5
Ж
Ц
Д
А
Я
Н
А
Н
Ь
За каждый правильно решенный пример 1балл.
Дополнительное задание: Учебник № 306 5баллов
МОЙ РЕЗУЛЬТАТ_______________________ МОЯ ОЦЕНКА _____________
Если вы набрали:
От 40-32 баллов ставьте оценку 5
От 31-26 баллов ставьте оценку 4
От 25 -20 баллов ставьте оценку 3
ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ МОЯ ФАМИЛИЯ____________________
Задание:
Оценка:
Проверка ДЗ
Устный счет
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Задание 5
Дополнительное задание
Итого