• Преподавателю
  • Математика
  • Методическая разработка открытого заседания клуба «Додекаэдр» на тему: «Пифагор как «законодатель» всего человеческого рода»

Методическая разработка открытого заседания клуба «Додекаэдр» на тему: «Пифагор как «законодатель» всего человеческого рода»

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Зюкайский аграрный техникум»










Методическая разработка

открытого заседания клуба «Додекаэдр»


на тему: «Пифагор как «законодатель» всего человеческого рода»











Разработчик: Л. А. Курилова

высшая квалификационная категория


















Зюкайка, 2010

Организационно - деятельный компонент

Дата:27 января

Время: 15 - 45

Место: кабинет №43 (кабинет математики)

Участники:

члены клуба,

Л.А. Курилова,

Т. В.Краева

Место данного внеклассного мероприятия в воспитательном процессе:

мероприятие направлено на формирование научного мировоззрения, на формирование нравственных качеств личности студента

Оборудование и оформление:

-ноутбук

-проектор

-караоке

-микрофон

Тема красочно написана на доске


















Целевой компонент классного часа:


Цели:

- образовательные: уметь познавать красоту науки, подключая к логическому мышлению механизмы визуального мышления (обучение становится экзистенциальным, т. е. с учетом целостной природы человека)

- воспитательные: на примере нравственных норм, заповедей, существующих во времена Пифагора, содействовать формированию положительного направления в приобретении жизненного опыта студентом

- развивающие: стремиться развить способности не только интеллектуального, но и чувственного, образного, интуитивного плана, т. е. активизировать работу правого полушария

Задача преподавателя:

Силой Добра, на примере лирической методики преподнесения познавательного материала (теоремы Пифагора), содействовать формированию положительной мотивации в приобретении знаний студентами

Содержательный компонент внеклассного мероприятия:

Основное содержание:


  1. Вступительная часть (элемент лирической методики - запись голоса преподавателя на фоне классической музыки, с фоновым проявлением на слайде картин, в соответствии с содержанием)

  2. Сведения о жизни и научной деятельности Пифагора

  3. Один из вариантов доказательства теоремы Пифагора

  4. Задачи разных исторических эпох на применение теоремы Пифагора

  5. Музыкальная часть мероприятия (пение под караоке)

  6. Чаепитие




Суть истины вся в том, что нам она - навечно,
Когда хоть раз в прозрении её увидит свет,
И теорема Пифагора через столько лет
Для нас, как для него, бесспорна, безупречна…



ПИФАГОР САМОССКИЙ

(ок. 580 - ок. 500 г. до н.э.)
О жизни Пифагора известно немного. Он родился в 580 г . до н.э. в Древней Греции на острове Самос, который находится в Эгейском море у берегов Малой Азии, поэтому его называют Пифагором Самосским.
Родился Пифагор в семье резчика по камню, который сыскал скорее славу, чем богатство. Ещё в детстве он проявлял незаурядные способности, и когда подрос, неугомонному воображению юноши стало тесно на маленьком острове.
Пифагор перебрался в город Милеет и стал учеником Фалеса, которому в то время шёл восьмой десяток. Мудрый учёный посоветовал юноше отправиться в Египет, где сам когда-то изучал науки.
Перед Пифагором открылась неизвестная страна. Его поразило то, что в родной Греции боги были в образе людей, а египетские боги - в образе полулюдей-полуживотных. Знания были сосредоточены в храмах, доступ в которые был ограничен. Пифагору потребовались годы, чтобы глубоко изучить египетскую культуру прежде, чем ему было разрешено познакомиться с многовековыми достижениями египетской науки.
Когда Пифагор постиг науку египетских жрецов, то засобирался домой, чтобы там создать свою школу. Жрецы, не желавшие распространения своих знаний за пределы храмов, не хотели его отпускать. С большим трудом ему удалось преодолеть эту преграду.

Из рассказа вы узнали, что союз пифагорейцев был тайным. Эмблемой или опознавательным знаком союза являлась пентаграмма-пятиконечная звезда. Пентаграмме присваивалась способность защищать человека от злых духов.

У немецкого поэта Гёте в трагедии «Фауст», которую вы будете изучать на уроках литературы, описывается случай, когда дьявол Мефистофель проник в жилище учёного Фауста, потому что пентаграмма на его доме была плохо начерчена, и промежуток в уголке остался. Зачитаю вам эпизод.

Мефистофель: Нет, трудновато выйти мне теперь,

Тут кое-что мешает мне немного:

Волшебный знак у вашего порога.

Фауст: Не пентаграмма ль этому виной?

Но как же, бес, пробрался ты за мной?

Каким путем впросак попался?

Мефистофель: Изволили ее вы плохо начертить,

И промежуток в уголку остался,

Там, у дверей, - и я свободно мог вскочить.

Этот пятиугольник обладает интересным геометрическим свойством: поворотной симметрией пятого порядка, т.е. имеет пять осей симметрии, которые совмещаются при каждом повороте на 72 º. Именно это тип симметрии наиболее распространён в живой природе у цветков незабудки, гвоздики, колокольчика, шиповника, лапчатки гусиной, вишни (груши, яблони, малины, рябины и т.д.) Поворотная симметрия пятого порядка встречается и в животном мире, например, у морской звезды и панциря морского ежа.

По одной из легенд отцом Пифагора был сириец Мнесарх.

По словам историка Апулея "Мнесарх славился среди мастеров своим искусством вырезать геммы, но стяжал скорее славу, чем богатство". Сохранилось предание, согласно которому Мнесарх вместе со своим учеником вырезал перстень дивной красоты. Этот перстень перешёл к правителю острова Самос Поликрату и ценился им превыше всего на свете

Имя матери Пифагора не сохранилось. Некоторые называли её Пифаидой, дочерью рода Анкея - основателя Самоса. Другие утверждали, будто бы сам Мнесарх назвал жену Пифаидой, а сына - Пифагором в честь дельфийской прорицательницы Пифии. Сделал же так Мнесарх после того, как получил от Дельфийского оракула весть о том, что жена подарит ему необыкновенного сына. Наконец, многие, имея на то основания, считали, что Пифагор - это не имя, а прозвище. Поскольку мудрый учитель высказывал истину столь же постоянно и авторитетно, как и дельфийская Пифия, он был прозван Пифагором.

Слово Пифагор можно перевести как вещающий (прорицающий) как Пифия. Версия о том, что Пифагор это имя не собственное, а прозвище, представляется наиболее правдоподобной.

ПИФАГОРОВЫ ЗАКОНЫ

И НРАВСТВЕННЫЕ ПРАВИЛА

Кротон... Здесь начинается самый славный период биографии Пифагора. Сорок лет, возраст акме-вершина творческих сил человека - стал и временем расцвета философии Пифагора.

В Кротоне Пифагор учредил нечто вроде религиозно-этического братства или тайного монашеского ордена, члены которого обязывались вести так называемый пифагорейский образ жизни - это был одновременно и религиозный союз, и политический клуб, и научное общество. Он быстро завоевал широкую известность и стал ведущим центром духовной и общественной жизни.

Не только сила личности и мудрость Пифагора, но и высокая нравственность проповедуемых им идей и жизненных принципов притягивала к нему единомышленников, которые и сегодня достойны подражания.

Система морально-этических правил, завещанная ученикам Пифагора, была собрана в своеобразный моральный кодекс пифагорейцев - "Золотые стихи". Они переписывались и дополнялись па протяжении всей тысячелетней истории античности, а затем и в эпоху средневековья и Возрождения. В 18-19 в.в. "Золотые стихи" были особенно популярны в России. В 1808 году в Санкт-Петербурге вышла карманного формата книжечка "Пифагоровы законы и нравственные правила", начинавшаяся словами:

Зороастр был законодателем персов.

Ликург был законодателем спартанцев.

Солон был законодателем афинян.

Нума был законодателем римлян.

Пифагор есть законодатель всего человеческого рода.

Зороастр был законодателем персов.

Ликург был законодателем спартанцев.

Солон был законодателем афинян.

Нума был законодателем римлян.

Пифагор есть законодатель всего человеческого рода.

Сегодня абсолютно невозможно сказать, какие из сотен подобных заповедей восходят к самому Пифагору. Но совершенно очевидно, что все они выражают вечные общечеловеческие ценности, которые остаются актуальными всегда, покуда жив человек.

Пифагорейцы с равным усердием заботились и о духовном развитии, и о физическом. У них был особый распорядок дня, в котором находилось время для гимнастических упражнений. Не случайно среди дошедших до нас имён олимпийских победителей так много кротонцев: шестикратный победитель Олимпийских игр среди борцов ученик Пифагора Милон; легендарный прыгун Фаилл. А однажды в беге на одну дистанцию все семь победителей оказались кротонцами.

В те времена в ходу были поговорки: "Последний из кротонцев - первый из остальных греков" или "Здоровье кротонца", что означало высшую степень физического развития.

Пифагорейцами было сделано много важных открытий в арифметике и геометрии, в том числе:

теорема о сумме внутренних углов треугольника;

построение правильных многоугольников и деление плоскости на некоторые из них;

геометрические способы решения квадратных уравнений;

деление чисел на чётные и нечётные, простые и составные; введение фигурных, совершенных и дружественных чисел;

доказательство того, что корень из 2 не является рациональным числом;

создание математической теории музыки и учения об арифметических, геометрических и гармонических пропорциях и многое другое.


© 2010-2022