Проблемы здоровьесбережения в образовательном процессе (математика)

Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного  процесса, а только в качестве условия, одной из задач   достижения главной цели.     Здоровье детей – это  общая проблема  медиков,  педагогов и родителей.  Решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе и...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сохранение и укрепление здоровья детей на основе здоровьесберегающих технологий на уроках математики

Образовательное учреждение работает в инновационном режиме. Обучение становится все более интенсивным, повышаются требования не только к организации образовательного процесса, но и к содержанию образования, к его объему, к уровню умственной работоспособности школьников. Увеличивается умственная нагрузка, снижаются двигательные возможности, усиливается стрессовая ситуация.

В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим. В законе «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу.

Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели.

Здоровье детей - это общая проблема медиков, педагогов и родителей.

И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.

В ОУ созданы условия, способствующие созданию здоровье-сберегающей образовательной среды: соблюдение требований СанПиН, система физкультурно-оздоровительной деятельности, психологическое сопровождение каждого школьника, система до­полнительного образования, организация горячего питания и ме­дицинского обслуживания

Однако урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя.

Задача педагога - обеспечить школьникам возможность со­хранения здоровья в период обучения в школе, содействовать формированию необходимых знаний и умений по соблюдению здорового образа жизни.

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы учение в шко­ле вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, разви­вало рефлексивные умения учащихся?

Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика:

  • частую смену позы,

  • потягивание,

  • встряхивание руками,

  • зевоту,

  • закрывание глаз,

  • подпирание головы,

  • остановившийся взгляд,

  • ненужное перекладывание предметов,

  • разговор с соседом,

Для предупреждения переутомления школьников учителю следует применять здоровьесберегающие технологии.

Здоровьеформирующие образовательные технологии, по оп­ределению Н. К. Смирнова, - это все те психолого-педагоги­ческие технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных ка­честв, способствующих его сохранению и укреплению, форми­рование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Один из первых признаков нежелательного влияния школы на здоровье школьника - утрата интереса ребенка к учебе. Желание учиться, познавать мир, явно выраженное в начальных классах, постепенно ослабевает у большинства школьников, уступая место привычной необходимости, безразлично и даже отвращению к учебе. Это и есть индикатор качества работы учителя: если он не умеет заинтересовать учебой, воспитать радость познания, а ученик считает посещение школы тяжелым испытанием, то школьник каждодневно оставляет в стенах школы частичку своего здоровья.

Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя - помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Поэтому я стараюсь, чтобы каждый урок был для учащихся интересен

С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Не составляет исключения в этом смысле и организация начала урока математики. Мои первые фразы в начале урока могут звучать по-разному, но всегда доброжелательно. Например:

- Какой сегодня замечательный день, какие хорошие у вас лица и умные глаза, приступим к делу.

- Добрый день всем! Надеюсь, вы все здоровы и дома у вас все в порядке. Сегодня у нас на уроке будет много интересного.

- Давайте повернемся друг к другу и улыбнемся!

Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. Не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый" ученик чувствует поддержку товарища. Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке такой работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика. В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить.

Однообразность урока утомляет школьников, но частая смена видов деятельности отвлекает их. Не нужно забывать и о том, что отдых - это смена видов деятельности. Поэтому необходима рациональная организация занятий. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).

Здоровьесбережение, безусловно, зависит от объема и уровня сложности домашнего задания. К дозировке домашнего задания и мере его сложности нужно относиться со всей ответственностью: соизмерять объем и сложность с возможностями ученика, давая домашние задания по трем уровням (от простого к сложному), то есть ребенок сам выбирает себе объем задания по силам.

Страх, который испытывает человек перед проверочной работой по математике, негативно сказывается на оценке, утверждают ученые. И поэтому, важное значение придается на уроке охране психического здоровья учащихся. Медико-психолого-педагогическая практика показывает, что большинство школьников в процессе учебы пребывает в состоянии хронического утомления. Создание благоприятного психологического климата, индивидуальные задания разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности - это методы, которые повышают уровень познавательной активности, учебной мотивации, уверенности в собственных возможностях.

Упражнения для динамических пауз

Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при изучении положительных и отрицательных чисел ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового материала я предлагаю во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки на талии; задание: если учитель назовет положительное число, ученики делают наклоны (или повороты) вправо, если отрицательное - влево.

Очень важно развивать воображение учеников. С этой целью можно с учащимися выполнить упражнение "Буратино". После введения нового понятия, прочтения этого термина ученикам предлагается закрыть глаза и представить, что их нос вырос, как у Буратино. Можно предложить обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе этот новый термин, это можно сделать только мысленно или с движением головы, зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить его. Так же Буратино может предложить зарядку «Шеей крутим осторожно»:

Шеей крутим осторожно -

Голова кружиться может

Влево смотрим - раз, два, три.

Так. И вправо посмотри

(вращение головой вправо и влево)

Вверх потянемся, пройдемся

(потягивание - руки вверх, ходьба на месте)

И за парты вновь вернемся

(дети садятся за парты)

Также важно включать в физкультминутки профилактические упражнения для глаз. Например, упражнение для глаз - «Раскрашивание».

«Круг»

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

«Квадрат»

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата. А так же следующие упражнения:

  • Закрыть глаза. Массировать надбровные дуги легкими круговыми движениями указательных пальцев от носа к виску (2-3 раза)

  • Открыть глаза и посмотреть на цветок, нарисованный на стекле, затем перевести взгляд на вид из окна (5-6раз)

Посмотрите на верхний левый угол стены вашей комнаты (класса), переводите взгляд на кончик носа, а затем на правый угол стены и снова на кончик носа. Повторите.

Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения: наклоны и повороты оказывают механическое воздействие на стенки шейных кровеносных сосудов, повышают их эластичность; раздражение вестибулярного аппарата вызывает расширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно дыхание через нос, изменяет их кровенаполнение. Всё это усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность. Например, не поворачивая головы (голова прямо), делать медленные круговые движения глазами вверх-влево-вниз-вправо и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6, повторить 3-4 раза. Или вот эта:

  1. Стою ровно - руки вниз, вдох - тянусь я к солнцу ввысь.

Выдох - руки опускаю, упражненье повторяю.

Раз, два, три, четыре - поднимаю руки шире.

  1. Бегаю я далеко, бегаю я близко.

Прыгаю я высоко, приседаю низко.

  1. Наклоняюсь я вперёд, а потом - наоборот.

Наклоняюсь я назад восемь, десять раз подряд.

  1. Вправо наклоняюсь я - очень удивляюсь я.

Влево наклоняюсь я - очень постараюсь я.

  1. Ноги я сгибаю - значит, приседаю.

Ноги разгибаю - силу развиваю.

В своей работе учитель так же может использовать оригинальную гимнастику.

Приёмы, которые успокаивают нервную систему, снимают напряжение. В этом случае особенно важным являются голос учителя и его внутреннее спокойствие. При этом максимум внимания надо уделять окраске своего голоса и темпу произношения слов

«После грозы»: закройте глаза. Вы - в лесу. Отгремела гроза. Прошел дождь, блестит мокрая листва на березах. На траве - серебряные капли. Как хорошо пахнет в лесу! Как легко дышится! Вот ландыши - вдохните их чудный запах. Вдыхайте медленно, ровно, глубоко.

Следующая группа упражнений называется «Оживлялки»

Более тысячи биологически активных точек известно в настоящее время на ухе, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши "горели". Упражнение можно выполнять в такой последовательности:

потягивание за мочки сверху вниз;

потягивание ушной раковины вверх;

круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.

В начале учебного дня, на первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно "разбудить" детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.

«Оживлялка», в которой все слова изображают движениями рук.

Лети, летит по небу шар, по небу шар летит.

Но знаем мы, до неба шар никак не долетит.

Сидя на стуле ноги вытянуть вперед. Носочки потянуть от себя, на себя. Чередовать 6-7 раз. Упражнение восстанавливает кровообращение.

Сесть прямо, завести руки за спинку стула и сцепить кисти в замок. Потянуть руки в низ, а спину прогнуть. Затем выпрямиться. Повторить 5 раз. (Профилактика сколиоза).

Потереть с силой ладошки друг о друга в течение нескольких секунд, пока не загорят. (Массаж нервных окончаний)

При изучении правильных и неправильных дробей ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового понятия я предлагаю во время физкультминутки следующее упражнение: если учитель назовет правильную дробь, ученики поднимают руки вверх, если неправильную - руки опускают вниз с наклоном и расслаблением.

При изучении темы «Проценты», если % правильно переведены в дробь, то ученики рисуют знак % и кивают головой, если нет - хлопают в ладоши или топают

При изучении темы «Десятичные дроби» несколько человек выходят к доске, берут карточки, где написаны цифры от 1до 9 и запятая (можно сделать колпаки с цифрами). Учитель или сами ученики называют десятичную дробь. Учащиеся «выстраивают» из карточек эту дробь. Потом называется действие: н-р. дробь увеличилась (уменьшилась) в 10, 100, 1000 раз. Запятая должна занять свое место. Называется получившаяся дробь

Формирование мотивации к здоровому образу жизни

Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями «знание своего тела», «гигиена тела», «правильное питание», «здоровый образ жизни», «безопасное поведение на дорогах».

На уроках математики использую задачи, содержащие сведения о здоровом образе жизни. Они призваны заинтересовать учащихся заботиться о своем здоровье, а учителю по ходу выполнения заданий могут помогать систематизации знаний. Задачи основаны на фактическом материале и составлены таким образом, чтобы учащиеся привыкали ценить, уважать и беречь свое здоровье. В ходе решения заданий ученики могут взглянуть на основные жизненные процессы глазами математика. Математическое содержание заданий соответствует прохождению программы в течение учебного года, задачи разнообразны по содержанию и уровням сложности и позволяют использовать материалы на различных этапах урока.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ

При изучении темы нахождение дроби от числа, при решении основных задач на проценты ученикам предлагается решить задачи:

  • Один въедливый учёный подсчитал, что в 1 г грязи из-под ногтей содержится 38 000 000 микробов, чтобы заболеть достаточно проглотить 1/100 часть. Сколько же это микробов?

  • Ежегодно диагноз рак легких получают 18 тыс. человек, что составляет 30% всех курильщиков. Сколько человек из числа курильщиков еще можно уберечь от этого страшного заболевания?

При решении задач составлением уравнений можно рассмотреть такую:

  • В поясничном, крестцовом и копчиковом отделах позвоночника

позвонков поровну. В грудном отделе их на семь больше, чем в

поясничном, а в шейном отделе - на пять меньше, чем в грудном.

Сколько позвонков в каждом отделе позвоночника, если всего их 32?

При изучении системы уравнений первой степени можно коснуться темы правильного питания, решая следующие задачи:
• Одно из чисел на 0,3 больше другого. 60% большего числа на 0,03

больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова

суточная потребность организма в витаминах В1 и В2 в миллиграммах.

Одно число на 5 больше другого. 60% большего числа на 2,7 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в железе и меди в миллиграммах. (Ответ: 8 мг, 5 мг)

Можно предложить учащимся найти информацию о том, к чему приводит дефицит этих витаминов

Дефицит витамина В1 может привести к болезни "бери-бери", которая появляется из-за нарушения обмена углеводов. Витамин В2 отвечает за состояние зрения, он необходим для построения защитного слоя сетчатки. Дефицит железа сказывается на росте и устойчивости к инфекциям. От железа зависит построение гемоглобина - переносчика кислорода ко всем органам. Медь также синтезирует гемоглобин и определяет антиоксидантный потенциал сыворотки крови.

Нельзя забывать и о здоровом образе жизни. Например, вред курения можно показать, решая следующие задачи:

  • Одно число в два раза больше другого. Если большее из этих чисел умножить на два, а меньшее умножить на четыре, то их сумма будет равна 48. Найдите эти числа. Меньшее из них покажет вам, сколько минут жизни забирает одна сигарета. Ответ: 12 и 6.

Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание иногда целых правил, иногда только отдельных терминов. Часто ученик, много раз, слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами.

При построении уроков использую в работе рекомендации, приемы, технологии, которые связаны со здоровьесберающей технологией:
1. Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).
2. Норма видов учебной деятельности на уровне 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач). Однообразность уроков утомляет школьников. Частая же смена одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий.

3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности - 7-10 минут.
4. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.
5. На урок следует выбирать методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.
6. На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.

7. Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
8. В урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.
9. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
10. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение.


Считается, что здоровье ученика в норме, если:

  • в физическом плане - здоровье позволяет ему справляться с учебной

нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;

  • в социальном плане - он коммуникабелен, общителен;

  • в эмоциональном плане - ребёнок уравновешен, способен удивляться и

восхищаться;

  • в интеллектуальном плане - учащийся проявляет хорошие умственные

способности, наблюдательность,

воображение, самостоятельность.

  • в нравственном плане - он признаёт основные общечеловеческие

ценности.
В заключении хочется ещё раз сказать: "Заботьтесь о здоровье детей, включайте физкультминутки и динамические паузы, следите за чистотой воздуха в классе, температурным режимом, освещенностью, что прямо влияет на здоровье учеников. Приучайте своих учащихся к здоровому образу жизни. Будьте для них ярким примером".

И как сказал Карлейль Т. «Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы»



Список литературы:
1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в

работе учителя и школы. - М.: АРТИ, 2003. -272 с.

  1. Л.П. Татаринова, С.Д. Аюпова Справочник руководителя методического

объединения. - Изд.2-е.- Волгоград: Учитель, 2011. -291

  1. Кущ Н.Г. Здоровьесбережение на уроках математики. Методическое

пособие. 200

  1. Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки

физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. -

М.: "ВАКО", 2005, 208 с. - (Мастерская учителя).



© 2010-2022