- Преподавателю
- Математика
- Формирование ключевых компетентностей на уроках математики
Формирование ключевых компетентностей на уроках математики
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Романова И.А. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Статья
Формирование ключевых компетенций на уроках математики и во внеурочное время через применение ИКТ
Автор - И.А. Романова,
учитель математики
МОУ «Игирменская основная
общеобразовательная школа»
В концепции модернизации Российского образования в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам, которые, в свою очередь, подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику развитие способности обучающегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. В своей деятельности каждый современный учитель стремится к тому, чтобы дети умели вступать в диалог и были понятыми, свободно владели информационными технологиями, были способны к самоопределению и самообразованию.
Модернизация образования предполагает повышение качества подготовки обучающихся с тем, чтобы из стен учебного заведения выходили люди, конкурентоспособные на рынке труда, творческие, самостоятельные, ответственные, коммуникабельные, способные решать проблемы личные и коллектива. Им должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Все эти качества можно успешно формировать в школе, используя компетентностный подход в обучении любому предмету, в том числе и математике, что является одним из личностных и социальных смыслов образования.
В процессе обучения у школьников формируются и развиваются ключевые компетенции - универсальная целостная система знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности. Ключевые компетенции рассматриваются как готовность обучающихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности обучающихся в конкретных ситуациях.
Таким образом, одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций учащихся.
Формированию ключевых компетенций у обучающихся способствует применение современных образовательных технологий.
Считаю, что активное использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс и, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования в наших школах. Поэтому особое внимание в своей работе уделяю формированию ключевых (учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, информационных) компетенций обучающихся на уроках математики с использованием ИКТ, создавая условия для овладения обучающимися озвученными компетенциями на уроках и во внеурочное время.
При изучении математики роль информационных технологий повышается в связи с тем, что они выступают как эффективное дидактическое средство, с помощью которого можно формировать индивидуальную образовательную траекторию обучающихся. Такая траектория возникает в результате выбора личностно значимого содержания обучения, его сложности, типа заданий, их качественного содержания, скорости изучения и т.д.
Поскольку компетенции рассматриваются по отношению к личности ученика и отражают деятельностную составляющую общего образования, то их развитие предполагает использование деятельностного подхода. В основу его реализации положены определённые дидактические принципы, среди которых важную роль играет принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности. Согласно данному принципу обучение эффективно, если ученики как субъекты деятельности проявляют познавательную активность.
Уникальность информационно-коммуникационных технологий в том, что их можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, при закреплении и повторении изученного, при итоговом контроле. Активное использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий повышает эффективность обучения (повышается информационная насыщенность урока, наглядность, происходит ускорение темпа урока на 10-15%), позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс, разнообразить его. Что, в свою очередь, является одним из условий достижения нового качества общего образования, повышает мотивацию к обучению, стимулирует познавательный интерес учащихся, увеличивает эффективность самостоятельной работы.
Рассмотрим ключевые компетентности и как их можно сформировать на уроках математики и во внеурочное время с применением ИКТ.
-
Ценностно-смысловая компетенция включает постановку ученика в ситуацию самоопределения, т.е. педагог в течение учебного процесса должен стремиться к тому, чтобы ученик четко для себя представлял, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии, и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Это готовность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Формированию и развитию ценностно-смысловой компетенции способствуют следующие приемы:
-
Определение обучающимися темы и целей урока, осмысление места урока в системе занятий, а, следовательно, и место материала этого урока во всей теме.
-
Самостоятельное изучение учебного материала по геометрии при занятиях в сетевом ресурсе Телешкола и составление конспекта. В итоге учащиеся не только более глубоко понимают изучаемый материал, но и учатся выбирать главное, обосновывать его важность не только для других, но и, самое главное, для себя.
-
Использование подготовленных тестовых конструкций, содержащих задачи с пропущенными данными, единицами измерения величин и т.д. (в созданных в текстовом редакторе дидактических материалах или в презентациях, в сетевом ресурсе Телешкола).
-
Вовлечение учащихся в дистанционные предметные олимпиады, которые включают в себя нестандартные задания, требующие применения учеником именно предметной логики, а не материала из школьного курса; участие в творческих проектах.
-
Применение задач, встречающихся в определенной профессиональной среде. Некоторые из задач подобного рода требуют не только знания математики и арифметики, но и практической смекалки, умения ориентироваться в конкретной обстановке.
Например:
Задача: Окружность груди 96 см для построения чертежа выкройки необходимо найти чему равна четверть полуокружности груди.
Задача: Сколько погонных метров линолеума шириной 2 м потребуется для покрытия пола длиной 5 м и шириной 8 м?
Задача: У помидор «Грунтовые грибовские» первые плоды созревают на 110 день после посева. Когда были посеяны помидоры, если первые зрелые плоды были 20 августа?
-
Коммуникативные компетенции подразумевает под собой владение учеником средствами коммуникации. Необходимо, чтобы ученик на уроках общался с одноклассниками, умел истолковать для них материал, иными словами совершенствование навыков работы в группе, умение работать на результат, доказывать собственное мнение, вести диалог. Т.е. создание коммуникационных приёмов на уроках математики подготавливает ученика к реализации себя в социуме.
Формирование коммуникативных компетенций подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных) приемов работы таких, как доклады и выступления при защите мини-проекта, дискуссия в ходе урока-конференции, групповая работа или парная работа при создании проекта или презентации, взаимооценка и рефлексия.
-
Учебно-познавательная компетенция представляет собой совокупность учебных ситуаций, в которых ученик выступает как субъект и как объект процесса обучения одновременно, т.е. в данном случае речь идёт о самообучении. Реализация компетентностного подхода в части формирования учебно-познавательной компетенции подразумевает использование учителем приёмов, способствующих обучению и развитию у учеников способности к самообразованию, т.е. готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности: целеполаганию, планированию, анализу, рефлексии, самооценке учебно-познавательной деятельности, умению отличать факты от домыслов, владению измерительными навыками, использованию вероятностных, статистических и иных методов познания.
Особенно эффективно данный вид компетентности развивается при решении нестандартных, занимательных, исторических задач, задач-фокусов, а так же при проблемном способе изложения новой темы: учитель создает такую ситуацию, чтобы проблема опиралась на личный опыт ребенка. Большой помощник учителю опять компьютер и его возможности: тренажёры, электронные учебники, видео-уроки, презентации, тестирование, интернет-уроки, мини-проекты, исследования., дидактический материал с использованием Microsoft Word и Microsoft Publisher.
-
Информационная компетентность - это готовность обучающегося самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Для развития данного вида ключевых компетентностей целесообразно использовать следующие приемы:
-
Решение расчетных задач на движении и стоимость. За одну - две недели до урока-практикума ученикам выдается карточка с указанием набора данных, необходимых для урока. Дети собирают данные, используя доступные им источники. Задача может быть оформлена в одном из редакторов.
-
При изучении новых терминов учащиеся, пользуясь поисковыми системами, дают различные определения математического понятия, например: в математике модуль - это…, в строительстве модуль - это…, в космонавтике модуль - это…(поиск по интернету).
-
подготовка собственных презентаций, с использованием материала из разных источников, включая Internet
-
использует задачи из других источников, в которых данные представлены в виде таблиц, диаграмм, графиков, звуков, видеоисточников и т.д.
-
Очень полезно проведение уроков-конференций (Телешкола), при подготовке к которым учащиеся самостоятельно готовят свои доклады, они не только ищут нужную информацию, но и преобразуют ее нужным образом.
-
Ученикам могут быть предложены задания подобного типа: «С помощью Интернета или других ресурсов найдите и распечатайте таблицу длин, весов древности, с переводом этих значений на современную таблицу мер и длин» и т.п.
Положительным результатом проведенной работы стало повышение мотивации к предмету математика, осознание значимости данного предмета при решении «жизненных задач», повышение уровня сформированности ключевых компетенций
Реализация модели формирования ключевых компетенций школьников в образовательном процессе на уровне уроков математики сказалась и на результатах внеурочной деятельности школьников. Обучающиеся являются активными участниками и призерами конкурсов и олимпиад различных уровней.
Используемая литература, Интернет-ресурсы.
Стратегия модернизации содержания общего образования материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М.: Минобразования.
Сеть творческих учителей it-n.ru/
Зуева, Е. Ю. Лузан, И. Г. Судак // Проблемы и перспективы развития образования
Перминова Л.М. «Формирование общеучебных умений и навыков у учащихся как условие повышения качества общего образования».Санкт-Петербург, 2006г.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования//Народное образование-2003-№2-с.58-64
Хуторский А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты