Уроки рефлексии в рамках ФГОС

Раздел Математика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Примерный план урока рефлексии

в рамках ФГОС

и способы его проведения.



Моисеева Евгения Петровна,

Полякова Наталья Анатольевна,

учителя математики

ГБОУ гимназии № 402

имени Алии Молдагуловой..

Москва.

Российская Федерация.



















Современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности и проведению уроков, предполагают непременное развитие самоконтроля, самоанализа и самооценки.

Учителю необходимо научить ребенка ставить цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои поступки и действия.

То есть ребенок должен научиться ставить перед собой учебную задачу самостоятельно и решать ее.

Формированию такого умения и средств контроля и оценки помогает особый тип урока - урок-рефлексия по ФГОС.

***

Немного теории.

Рефлексия - это особый навык, направленный на самосознание, умение отслеживать свои эмоции, свои поступки, умение анализировать их и оценивать.

В упрощенном понимании-это "разговор с самим собой".

***

Определяем цели урока рефлексии.

По требованиям ФГОС, к каждому уроку необходимо указать две цели:

содержательную и деятельностную.

Содержательная: повторение, закрепление; обобщение пройденного материала.

Деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционных норм.

(То есть - научить фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления).

Для проведения урока рефлексии мы руководствуемся

следующим планом:



I. Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности.

На данном этапе мы стараемся создать в классе такую атмосферу, чтобы каждый ученик "включился" в работу, чтобы он захотел учиться, а не заставлять его это делать.

Приемов много: начать урок с улыбки, добрых пожеланий, привести высказывания известных людей о работе над собой и своими ошибками, провести интеллектуальную разминку, привести интересный факт.

II. Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

III. Локализация индивидуальных затруднений

Цель на данном этапе - учить школьников шаг за шагом анализировать свои действия и понять, почему именно это задание вызвало затруднения;

учить работать по вопросам:

  • какое задание я выполнял?

  • какое знание я использовал ?

  • каким способом я решал задачу?

  • по какому алгоритму я действовал?

  • что делал сначала?

  • что потом?

  • где возникло затруднение?

  • Почему?

  • Чего мне хватает для правильного решения?

IV. Построение плана коррекции выявленных затруднений.

На данном этапе урока необходимо составить индивидуальный (или групповой) план решения проблемы.

  • Формулируем цели:

  • общая цель: коррекция знаний, устранение пробелов.

  • для каждого ученика (или группы) цель должна быть конкретной.

  • Определяем средства:

  • что поможет школьникам достичь цели?

  • что понадобится ( учебник, конспект, алгоритм, таблица, дополнительная литература и т.д. ).



  • Определяем способ.

  • составляем план, как будет решаться проблема.

ВАЖНО: в перспективе учащиеся должны научиться самостоятельно планировать свои действия.

V. Реализация построенного плана.

Это - самостоятельная работа по составленному плану.

VI. Обобщение затруднений.

Учащиеся должны выполнять задания по тем правилам, применение которых вызвало у них наибольшее затруднение, при этом обязательно проговаривают порядок действий.



ВАЖНО: в этойчасти урока каждое действие сопровождается рефлексией (обдумыванием: как это делается, что именно нужно делать, все ли стало понятным).

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Каждый ученик работает самостоятельно, выполняет задание по усвоенному способу и сам оценивает - насколько хорошо у него получилось, получилось ли вообще применять вновь усвоенное правило.

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Теперь учащиеся получают задания, которые связывают новое знание с уже пройденным материалом или задания, подготавливающие к восприятию следующей новой темы.

Хорошо подходят задания, содержащие игровые элементы, блиц-опросы, викторины и т.п..

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Учащиеся оценивают свою активность, вновь приобретенные знания, закрепляют алгоритм действий и ставят себе оценку.



Остановимся подробнее на втором этапе.

Этап актуализации и фиксации затруднений в индивидуальной деятельности

очень важен, потому что

Конец формы

учитель готовит учащихся к самостоятельному выполнению определенного задания. Заданий не должно быть много: 4- 5.

  • ВАЖНО: все задания должны подбираться с таким учетом, чтобы можно было применить все новые изученные правила и способы работы.

Примеры заданий для урока рефлексии.

  • Сорбонки. Карточки памяти.

  • Кластер. Многие используют этот прием на этапе рефлексии. В начале урока составление кластера поможет быстро обобщить и структурировать теоретический материал.

  • РАФТ. Ученик выбирает роль и рассказывает о себе. Например, на уроках математики: "Ты - уравнение. Расскажи о себе" и т.д.

  • Блиц-опрос.

  • Да/нет. Учитель зачитывает суждения, определение терминов, понятий. Учащиеся либо соглашаются, либо опровергают.

  • Текст с пропусками. Методика знакома всем. Причем этот прием можно использовать не только на уроках по гуманитарным предметам.

  • Корзина идей. Каждый ученик в течение двух минут записывает все, что ему известно по теме. Далее начинается групповой этап: учащиеся (в группах, по парам) делятся знаниями, обмениваются информацией. На третьем этапе (коллективном) каждый называет одно сведение, факт по теме (без повторов!). Все сведения записываются на доске (в корзину) без комментирования. Cразу видно, кто активно "наполняет корзину", а кому требуется помощь.

Наш опыт показал, что использование сорбонок идеально на уроках геометрии, причем на всех ступенях обучения.

  • Сорбонка - Карточка памяти, позволяющая выявить пробелы. Работу можно проводить индивидуально или в группах. Во втором случае учащиеся могут помочь одноклассникам выявить пробелы по теме.

Перед вами пример сорбонки, использованный одной из нас на уроке геометрии в 7 классе.

Достоинства применения сорбонок:

  • концентрация внимания;

  • увеличение частоты повторения;

  • повышение заинтересованности;

  • экономия времени на уроке;

  • формирование умений самоконтроля, самопроверки, взаимоконтроля.

Блиц-опрос.

Задача блиц - опроса: ответить на вопросы и обосновать ответ с помощью известных фактов, формул, аксиом, теорем и свойств геометрических фигур.

Перед вами пример блиц-опроса, использованный одной из нас на уроке геометрии в 10 классе.

Завершается данный этап урока рефлексией, где учитель подводит школьников к выводу, что ошибки - это не беда, а повод задуматься.

Значение урока-рефлексии.

  • высокий уровень активности и познавательного интереса;

  • умение активно решать поставленные задачи в группе;

  • способность к самоанализу и самооценке своей деятельности;

  • умение взаимодействовать с педагогом и другими учениками.

***

  • Итог.

формирование гармоничной и всесторонне развитой личности с высоким уровнем креативности и самостоятельности, что является одной из целей

Федеральных Государственных образовательных стандартов.

***

  • Мы рассмотрели примерную структуру урока рефлексии по ФГОС,

  • который поможет учащимся не просто совершить работу над ошибками,

  • а ещё и научит самоанализу и самокоррекции.



























Уроки рефлексии в рамках ФГОСУроки рефлексии в рамках ФГОС

© 2010-2022