Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа

Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

16


Раздел III

ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОМПЛЕКСНЫХ ЧИСЕЛ

Глава 8. Комплексные числа

Тема 8.1. Комплексные числа

1. Определение комплексных чисел в алгебраической форме

Одним из основных понятий математики является по­нятие числа. Это понятие прошло длительный путь раз­вития, обогащаясь новым содержанием. Исторически первыми возникли в практике и были вве­дены в науку натуральные числа, которые являются инст­рументом для счета количества отдельных предметов, на­пример количества пальцев на руке. Они образуют беско­нечное множество, которое принято обозначать буквой N.

Затем возникла необходимость во введении долей единицы и количества этих долей (например, для измерения длин от­резков), т. е. было введено так называемое дробное число.

Далее те же потребности измерения привели к необ­ходимости введения отрицательных чисел (например, если за начало отсчета берется уровень моря, то для отметки положения горы берется положительное число - высота горы, а для отметки положения глубины моря - отрица­тельное число). Целые отрицательные числа вместе с на­туральными числами и числом 0 образуют множество це­лых чисел, обозначаемое буквой Z

Множество, состоящее из всевозможных положитель­ных и отрицательных целых и дробных чисел и числа Q, называется множеством рациональных чисел и обозначает­ся буквой Q.

Очевидно, что N Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа ZМетодическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числаQ.

Потребности практики, а также внутренние требования самой математики, ее логического развития, показали не­достаточность множества рациональных чисел для реше­ния различных задач. Например, дано уравнение х2 = 2,

или х = Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа . Но не существует такого рационального чис­ла, квадрат которого равен 2. Такие числа получили не­знание иррациональных чисел.

Поэтому появилась необходимость создать новое рас­ширенное множество чисел, в котором для каждой точки числовой оси находилось бы числовое значение и в кото­ром решалось бы любое уравнение вида хп = а.

Такое множество получило название вещественных(действительных ) чи­сел и обозначается буквой R, причем QМетодическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числаR.

Развитие науки и практики показало недостаточность введенного множества вещественных чисел.

Например, даже такое простейшее квадратное урав­нение, как х2 + 1 = 0, не имеет решения в множестве действительных чисел, так как не существует такого действительного числа а, что а2 + 1 = 0. Это показывает необходимость дальнейшего расширения понятия числа. Кроме того, такие науки, как электротех­ника и различные разделы физики, рассматривают вели­чины сложной природы, которые не могут быть охваче­ны понятием вещественных чисел.

В связи с этим возникла потребность нового расшире­ния понятия числа.

Итальянские математики XVI в. Дж. Кардано и Р. Бомбелли, решая квадратные уравнения вида х2 + а2 = 0, ввели в рассмотрение символ Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа , который в XVIII в. петербургский математик Л. Эйлер(1708-1783) обозначил через i. Формальное решение уравнения х2 + а2 = 0 при использовании этого символа сводится к тому, что Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа или, используя обозначение Эйлера, Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа ai.

Таким образом, возникает необходимость в расширении множества действительных чисел до нового множества, такого, чтобы в этом мно­жестве уравнения вида х2 + а2 = 0имели решения.

Ниже мы изложим краткую теорию такого расширения.

Определение 1. Комплексным числом z называется выражение ви­да а+bi, a и b-действительные числа, а символ i удовлетворяет условию i = - 1

Число а называется действительной частью комплексного числа, bi - мнимой частью, i- мнимой единицей.

Множество комплексных чисел обозначается буквой С.

Заметим, что множество R действительных чисел содержится в множестве комплексных чисел С: R Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа C . В самом деле, всякое действительное число а можно рассматривать как комплексное число вида а+0i.

Комплексные числа вида biназываются чисто мнимыми. Они по­лучаются из комплексных чисел z1 = а + biпри а = 0.

Определение 2. Два комплексных числа z1 = а + bi и z2 = с + di на­зываются равными, если, соответственно, равны их действительные части и коэффициенты при мнимой единице, т. е. если а = с, b= d.

Комплексное число z = 0 + 0i называется нулем и обозначается че­рез 0. Оно совпадает с числом нуль множества действительных чисел. Таким образом, z = а + bi = 0 тогда и только тогда, когда а = 0 и b= 0, или, что то же самое, когда а2+ b2= 0.

Определение 3. Комплексные числа а + bi и а - bi называются ком­плексно-сопряженными.

Число, комплексно-сопряженное числу z, обозначается через Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа . Так, если z = а + bi, то Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа = а - bi, если же z = а − bi, то Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа = а + bi. По­нятие сопряженности взаимное. Например, для комплексного числа z = = -2 + 4i комплексно-сопряженным является комплексное число Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа = - 2 - 4i; точно также для комплексного числа -2 - 4i комплексно-со­пряженным является число -2 + 4i .

2. Геометрическая интерпретация комплексных чисел


Комплексное число z = а + bi геометрически можно представить точкой координатной плоскости Оху с координатами а, b (рис. 1).

Определение 4. Плоскость, служащая для изображения множества комплексных чисел, называется комплексной плоскостью. Так как любое комплексное число единственным образом определяется его действительной и мни­мой частями, то каждому комплексному числу в комплексной плоскости соответствует единственная точка на плоскости. Очевидно, что справедливо и обратное утверждение: каждой точке (х; у) плоскости Оху соответствует единственное комплексное число z = х + yi.

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числаМетодическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа

Таким образом, между множеством комплексных чисел и множеством точек плоскости существует взаимно-однозначное соответствие. При этом соответствии всякому действительному числу z = а + 0i соответствует точка А(а; 0) оси абсцисс, а всякому чисто мнимому числу z = 0 + bi - точка В(0; b) оси ординат. Числу z = i соответствует точка С(0; 1) (рис. 2). Если каждой точке М комплексной плоскости поставить в соответствие радиус-вектор ОМ этой точки, между множеством комплексных чисел множеством радиус-векторов можно также установить взаимно-однозначное соответствие. Ось Ох будем называть действительной осью, а ось Оу- мнимой.


Из определения комплексно-сопряженных чисел следует, что числа z и Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа на комплекс­ной плоскости расположены симметрично от­носительно действительной оси (рис. 3).

Ранее мы отметили, что квадратное уравнение ax2+ bx + c = 0, для которого дискриминант D = b2 - 4ас < 0, в множестве R (действительных чисел) не имеет решения, так как корень из отрицательного числа в этом множе­стве не имеет действительного значения. Однако в множестве С (ком­плексных чисел) такое уравнение имеет два комплексно-сопряженных решения. В самом деле, пусть дано квадратное уравнение

ах2 + bx + c = 0.

причем D < 0.

Решения этого уравнения

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа,

представим в виде

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа,

где ужеМетодическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа, а потому Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа есть некоторое действительное число.

Следовательно, решениями квадратного уравнения будут два комплекс­но-сопряженных числа

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа, Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа.

Пример 1. Решить квадратное уравнение Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа .

Решение. Находим:

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа.

Таким образом, решениями данного квадратного уравнения будут два комплексно-сопряженных числа

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числаи Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа .

Итак, в множестве комплексных чисел любое квадратное уравнение имеет решение.

3. Действия над комплексными числами

Действия над комплексными числами определяются таким обра­зом, чтобы для частного случая действительных чисел эти операции совпадали с известными операциями над ними.

Сумма z комплексных чисел Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа и Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа определяется как комплексное число Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа . Его обозначают Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа .

Таким образом,

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа (1)

В частности, если Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа , то , Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа поэтому Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа , следовательно, сумма комплексно-сопряженных чисел есть число дейст­вительное. Операцию сложения легко распространить и на сумму любо­го конечного числа комплексных чисел. Так, если

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа, Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа , …, Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа

то

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа. (2)

Пример 2. Найти комплексное число z из равенства Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа .

Решение. Пусть Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа . Тогда Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа

или

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа.

Два комплексных числа равны тогда и только тогда, когда соответственно равны их действительные и мнимые части. Следо­вательно,

хМетодическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа + 4 = 2;

у+ 1 =3.

Решив эту систему, находим х = - 2; у = 2. Таким образом, Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа .

Вычитание двух комплексных чисел определяется как операция обратная сложению. Комплексное число Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа называется разностью комплексных чисел Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа и Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа , если Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа .

Разность комплексных чисел z1 и z2, обозначается z1- z2-

Из определения следует, что

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа(3)

В частности,

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа.

Умножение двух комплексных чисел Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа и Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа определяется следующим образом:

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа. (4)

Отсюда следует, что два комплексных числа z1 = а + b и z2 = с - di можно умножать по правилу умножения многочленов при условии, что i2 = −1.В самом деле,

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа

(сравните результат с определением (1)). В частно­сти, если Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа то Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа .

Пример 3. Найти произведение комплексных чисел Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа и Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа

Решение. Очевидно, что Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа

Деление вводится как действие, обратное умножению. Частным от деления комплексного числа Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа на число Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа называется комплексное число Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа такое, что Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа , т. е.

а1+ b1 i = (a3+ b3 i)∙(a2+b2 i).

Отсюда на основании равенства (4.4) получаем:

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа; Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа . (5)

Решая систему уравнений (5) относительно а3 и b3 находим:

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа, Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа ,

причем,Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа, так как по условию Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа . Таким образом

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа. (6)

Равенство (6) можно получить путем умножения числителя и знаменателя дроби Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа на число, комплексно-сопряженное знаменателю.

Пример 3. Найти частное от деления комплексного числа Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа на число Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа .

Решение. Очевидно, что

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа.

Возведение комплексного числа Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа в степень п (пМетодическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числаN) рассматривается как частный случай умножения комплексных чисел:

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа(п раз) (7)

Найдем натуральные степени мнимой единицы i. На основании ра­венства (4) получаем:

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числаМетодическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числаМетодическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числаМетодическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числаМетодическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числаМетодическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числаМетодическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числаМетодическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа,

и вообще

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числаМетодическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числаМетодическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числаМетодическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа

где п - любое натуральное число.

Пример 4. Найти Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа .

Решение. При делении числа 59 на 4 имеем: 59 = 14 • 4 + 3, поэтому

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа.

Предоставляем проверить самостоятельно, что для комплексно-сопряженных чисел выполняются следующие равенства:

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа; Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа ; Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа ; Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа . (8)

3.1. Решение алгебраических уравнений

Многочлены и алгебраические уравнения. Многочленом (поли­номом или целой рациональной функцией) п-й степени называется функция вида

pn (z) = аn zn + аn-1zп-1 +…+a1z+ao (9)

где zМетодическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числаC, аo, а1, .. . ,аn- коэффициенты (вообще говоря, комплексные), причем ап 0, nМетодическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числаN- Уравнение

аn zn + аn-1zп-1 +…+a1z+ao = 0, аn ≠ 0, (10)

называется алгебраическим уравнением п-й степени. Число zo для которого рn(zо)=0, называется корнем многочлена (9) или уравнения (10).

Теорема Гаусса (основная теорема алгебры). Всякий много­член ненулевой степени имеет по крайней мере один корень (вообще говоря, комплексный).

Число zo является корнем многочлена рп (z) в том и только в том случае, когда рп (z) делится без остатка на бином z-zo, т. е.

pп(z) = (z-zо)·qn-1(z),

где qn-1(z) - многочлен (n −1)-й степени. Если pn(z) делится без остатка на (z-zo)k, k 1, но не делится на (z-zo)k +1, то zo назы­вается корнем кратности k многочлена рn(z); при этом

pп(z) = (z-zo)k qn-k (z),

где qn-k (z) ≠ 0.

Теорема Гаусса может быть уточнена следующим образом: много­член п-й степени имеет ровно п корней, если каждый корень считать столько раз, какова его кратность.

Если коэффициенты многочлена (9)-действительные числа и zo= xo + iyo - его комплексный корень, то сопряженное число Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа - также корень этого многочлена, причем корни z0 и Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа имеют одинаковую кратность.

Пусть многочлен рn(z) имеет корни z1, z2, z3,..., zт (тп) кpатностей соответственно k1, k2, …km (k1+ k2+ …+km = п) Тогда

его можно разложить на линейные множители, т. е. справедливо тож­дество

pп(z) = an(z-z1)k1(z-z2)k2…(z-zm)km

Если при этом коэффициенты многочлена-действительные числа, то, объединяя скобки, соответствующие комплексно сопряжен­ным корням, можно разложить этот многочлен в произведение линейных и квадратичных множителей* с действительными коэффици­ентами.

Пример 5. Найти корни многочлена z6 + 2z3 + 1 и разложить его на множители.

Решение. Так как z6 + 2z3 + 1 = (z3 + 1)2, то корнями этого многочлена яв­ляются корни 3-й степени из −1:

z1 = -1;

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа;

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа

При этом каждый корень имеет кратность k= 2. Разложение этого многочлена на линейные множители имеет вид

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа

Объединяя последние две скобки в один сомножитель, получим раз­ложение на множители с действительными коэффициентами

z6 + 2z3 + 1 = (z +1)2(z2 − z + 1)2.

Пример 5. Решить квадратные уравнения:

1) z2 + 2z + 5 = 0; 2) 4z2 -2z + 1= 0; 3) z2+ (5−2i) z + 5(1 − i) = 0; 4) (z + 1)4 +16 = 0;

5) z4+18z2 + 81=0.

Решение.

1) z2 + 2z + 5 = 0; D = 4 − 4∙ 5 = 4 - 20 = -16; Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа z2 = −1 + 2i .

2) 4z2 − 2z + 1= 0; D = 4 − 4∙ 4∙ 1 = 4 - 16 = -12; Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа

3) z2+ (5−2i) z + 5(1 − i) = 0; D = (5−2i)2 − 4∙5(1 − i) = 25 −20i +4i2 −20 +20i = 1;

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числаМетодическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа.

4) (z + 1)4 +16 = 0; (z + 1)4 = −16; (z + 1)2 = ± 4i; z + 1 = ± 2Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа = ± 2Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа;

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа; Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа .

  1. z4+18z2 + 81=0;

Обозначим t = z2 , тогда имеем

t2 +18t + 81=0; D = 182 - 4 ∙1∙81 = 324-324 = 0; два одинаковых корня t1,2= -9

t = z2; z2 = -9; z1,2= z3,4= ± 3i.

Ответ. 1) −1 ± 2i; 2) Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа 3) 3 ± i; 4) Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа ; Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа ; 5) ± 3i.

4. Полярные координаты точки на плоскости

Возьмем на плоскости произвольную точку О и некоторую ось Or проходящую через эту точку. Ось может быть задана, например, еди­ничным вектором ОЕ (рис. 4).

Произвольную точку М плоскости, не совпадающую с точкой С можно задать двумя числами: r - длиной отрезка ОМ и φ - углом, который образует отрезок ОМ с осью ОР в положительном направлении

Числа r и φ называются полярными координатами точки М. При этом r называется полярным радиусом точки М, а φ- ее полярным углом. Совокупность точки О и оси ОР образует систему координат на плоскости, которая называется полярной системой. Точка О называется полюсом, а ось ОР- полярной осью.

Так же, как и для декартовых коор­динат точки, полярные координаты точки будем заключать в круглые скобки. Так, точка М, заданная на рис. 5, имеет полярные координаты Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа .

­

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числаМетодическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числаМетодическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа

Точка О характеризуется условием r = 0.Полярный угол φ для этой точки не определен.

Будем считать, что полярные координаты точек плоскости изменя­ются в следующих пределах:Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа;Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа.

Для построения точки по полярным координатам необходимо по­строить луч с началом в точке О, на котором лежит искомая точка, и на этом луче от полюса отложить отрезок, длина которого равна полярно­му радиусу.

Пусть на плоскости выбраны одновременно полярные и прямоуголь­ные системы координат таким образом, что полюс совпадает с началом декартовых координат, а полярная ось - с положительным направлением оси абсцисс (рис. 6). Если произвольная точка М в полярной системе имеет координатами числа r и φ , а в прямоугольной х, у, то очевидно

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа; Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа (11)

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа; Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа , (12)

Таким образом, полярные и прямоугольные координаты одной и той же точки плоскости при указанном выборе систем координат связа­ны соотношениями (11) и (12). При этом из соотношения (11) по заданным полярным координатам r и φ определяются прямоугольные координаты, а из соотношений (12) по заданным прямоугольным ко­ординатам хи у определяются полярные координаты. Необходимо учесть, что из второй формулы (12) угол ср определяется не однознач­но. Поэтому, вместо этого соотношения лучше воспользоваться соот­ношениями Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа ; Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа .

Пример. Даны полярная и прямоугольная системы координат (рис. 7). Найти: а) полярные координаты точкиМетодическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа; б) прямоугольные координаты точки Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа .

Решение, а) Пользуясь соотношениями (12), получим

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа;

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа; Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа .


Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа

Из этих соотношений следует, что точ­ка расположена в четвертой четверти, поэтому Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа ;

б) пользуясь соотношениями (11), получим Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа ; Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа . Следовательно,Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа.

5. Тригонометрическая форма комплексного числа

Выберем на комплексной плоскости вместе с прямоугольной и по­лярную систему координат таким образом, как это изображено на рис. 6 Так как произвольное комплексное числоМетодическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числаизображается точкой, то числа х и у являются ее прямоугольными координатами. Пусть Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа иМетодическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа- полярные координаты точки М(х;у). Полярный радиусМетодическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числаназывается модулем, или абсолютной величиной комплексного числа z и обозначается Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа , а полярный угол ф называется аргумен­том комплексного числа и обозначается argМетодическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа. Так как

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числаи Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа , то Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа или

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа. (13)

Правая часть (13) называется тригонометрической формой ком­плексного числа.

Запись комплексного числа z в видеМетодическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числаназывается алгебраической формой комплексного числа. Переход от алгебраической формы записи к тригонометрической и обратно осуществляется по формулам

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа; Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа ;

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа; Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа .

Пример 1. Составить тригонометрическую форму записи ком­плексного числа Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа

Решение. Имеем:Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа , Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа .

По таблице тригонометрических функций или на калькуляторе на­ходимМетодическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа.

Следовательно,Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа.

Пример 2. Доказать, чтоМетодическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа.

Решение. На комплексной плоскости построим числа z1 и z2 (рис. 8). Неравенства, подлежащие доказательству, вытекают из известной теоремы геометрии о сторонах треугольника (разность двух сторон тре­угольника не больше третьей стороны, а сумма двух сторон не меньше третьей стороны).

Следует заметить, что для комплексных чисел понятия «больше» и «меньше» лишены смысла, так как эти числа, в отличие от дейст­вительных, располагаются на плоскости, точки которой нельзя линейно упорядочить, в то время как точки прямой могут быть линейно упорядочены.

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа

5.1. Действия над комплексными числами, заданными в тригонометрической форме

Пусть даны два комплексных числа в тригонометрической форме:

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числаМетодическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа (14)

Перемножая их, получим

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа

т. е.

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа (15)

Таким образом, при умножении ком­плексных чисел в тригонометрической форме их модули перемножаются, а аргументы скла­дываются:

Пример 1. Дано Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа


Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа

ВЫЧИСЛИТЬ Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа

Решение. Применяем формулу (15):

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа

На комплексной плоскости числа z1 и z2 представим, соответствен­но, векторамиМетодическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа и Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа (рис. 9). Чтобы построить вектор Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа изображающий комплексное число z = z1z2 надо (см. равенство (11)) векторМетодическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числаповернуть на угол Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа против часовой стрелки, затем умно­жить его длину на числоr. Это есть геометрическая интерпретация ум­ножения комплексных чисел.

В частности, так как Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа , то умножение любого комплексного числа z на число i с геометрической точки зрения можно рассматривать как операцию поворота вектора, изображающего число z, на угол Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа в положительном направлении (против движения часовой стрелки).

Разделим теперь первое комплексное число (14) на вто­рое:

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа(имея i2= -1, получим:)

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа, где Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа

Итак, Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа

Таким образом, при делении комплексных чисел их модули делятся, а аргументы вычитаются:

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числаМетодическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа

Пример 2. Дано Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа , Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа . ВычислитьМетодическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа.

Решение. Имеем:

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа

Для построения вектора Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа изображающего комплексное число Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа , нужно векторМетодическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа изображающий комплексное число z1, повернуть на угол Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа по часовой стрелке и уменьшить его длину в r2 раз.

Деление комплексного числа z на i с геометрической точки зрения можно рассматривать как операцию поворота радиус-вектора точки z на угол Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа по часовой стрелке.

Возведение комплексного числа Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа в натуральную степень п рассматривается как и-кратное умножение z на самое себя:

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа

т. е.

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа(16)

Таким образом, при возведении комплексного числа в степень п мо­дуль этого числа возводится в степень п, а аргумент умножается на п:

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа; Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа

Формулу (16) можно записать в виде

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа(17)

В частности, при r = 1 из равенства (17) следует формула Муавра, имеющая широкое применение в математике:

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа

Пример 3. Выразите sin 4φ и cos 4φ через sin φ и cos φ.

Решение. Применяя формулу Муавра при п = 4, получим:

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа (18)

Но

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа(19)

Сравнивая действительные и мнимые части равенств (18) и (19), получим

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа

Пусть п - натуральное число.

Корнем п-й степени из комплексного числа Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа называется комплексное число Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа для которого wn = z. Это число обозначается Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа

Так как два комплексных числа равны тогда и только тогда, когда равны их модули, а аргументы отличаются на целое число, кратное 2л, то

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа, Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа

откуда

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числаМетодическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа

Таким образом,

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа (20)

Подставляя вместо к значения 0, 1, 2, ..., п - 1, получим п различ­ных значений корня. Для k = п, п + 1, п + 2, ... или k = -1, -2, ... корни будут принимать полученные ранее значения.

Так, например, при k = 2 имеем: Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа и при k = п + 2

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа

Читатель может проверить, что и для функции косинуса получается то же самое.

Пример 4. Найти все значенияМетодическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа

Решение. Так как 1 = l(cos 0 + i sin 0), то

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа

Придавая k последовательно значения 0, 1, 2, 3, 4, соответственно, получим:

z1 = 1 при k = 0;

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числапри k = 1;

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числапри k = 2;
Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа при k = 3;

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числапри k = 4.

Дадим геометрическую интерпретацию полученных значений Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа . Модули всех этих значений равны 1. Следовательно, точки z1, z2, z3, z4, z5 лежат на окружности радиуса 1 с центром в начале координат. Построив аргументы значений z1, ... , z5 (рис. 10), заметим, что точки, изобра­жающие числа z1,..., z5, являются вершинами правильного пятиугольника.

Исходя из формулы (20) можно показать, что геометрически точки, соответствующие различным значениям корня n-й степени из комплексного числа Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа располагаются в вершинах правильного п-угольника с центром в точке О, причем одна из вершин (соответствующая k = 0) имеет полярные координатыМетодическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа.

6. Показательная форма комплексного числа. Формула Эйлера

Найдем тригонометрическую форму комплексного числа z, если Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа Так как в записи Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа выражение

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числаесть действительная, а Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа - мнимая часть и комплексно-

сопряженные числа отличаются знаком мнимых частей, то

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа(21)

Функция косинус - четная, а синус - нечетная, поэтому соотно­шение (21) можно записать в виде

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа

Из геометрических соображений можно заключить, что точка, изо­бражающая комплексное число 1, получается из точки, изображающей число z, в результате ее симметричного отображения относительно оси абсцисс. Значит,

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числаМетодическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа

Из правил умножения и деления комплексных чисел в тригономет­рической форме следует, что аргумент комплексного числа ведет себя так же, как показатель степени при умножении степеней с одинаковыми основаниями: Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа Это обстоятельство навело Л. Эйлера на

мысль представлять комплексные числа в виде

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа(22)

где е - основание натурального логарифма.

К комплексным числам, записанным в форме (22), применимы правила действий над степенью. А именно, если Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа , Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа , то

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа откуда следуют известные нам правила:

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа, Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа

Аналогично получаем

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа

т. е. при делении комплексных чисел справедливы равенства Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа и Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа

Далее, возведя комплексное число (22) в степень п, получим

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа

Следовательно, при возведении комплексного числа в степень |zn| = |z|n,arg(zn) = n arg z.

Таким образом, представление комплексного числа в виде (22) формально находит оправдание. Запись (22) называется показатель­ной или экспоненциальной формой комплексного числа.

Если z представлено в форме (22), то комплексно-сопряженное число

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа

Сравнивая записи комплексного числа в известных нам формах, будем иметь Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа При r = 1

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа(23)

Это соотношение называется тождеством Эйлера. Аналогично можно записать

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа(24)

Путем сложения и вычитания равенств (23) и (24), соответст­венно, получаем

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числаМетодическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа

Эти равенства находят широкое применение в различных вопросах математики.

Пример 5. Представить в экспоненциальной форме комплексное чис­ло Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа

Решение. Находим Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числаМетодическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числаМетодическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа Следовательно,Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа

7. Понятие функции комплексной переменной


Пусть даны две комплексные плоскости Оху (плоскость z) и O'uv (плоскость w).

Определение. Если каждой точке (числу) zМетодическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числаD (D - множество точек плоскости z ) по некоторому закону f ставится в соответ­ствие единственная точка w Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа Е (Е - множество точек плоско­сти w), то говорят, что w есть функция от z (однозначная):

w = f (z), (25)

с областью определения D, значения которой принадлежат множе­ству Е (рис. 11). Т.е. говорят, что на мно­жестве определена однозначная функция комплексного переменно­го w = f(z), отображающая множество D в множество Е. Если множество значений функции f (z) исчерпывает все множество Е, то Е называется множеством значений (областью изменения) функции f (z). В этом случае пишут

Е = f (D).(26)

Если каждому z Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа D соответствует несколько значений w, то функция w = f(z) называется многозначной.

Множества D и Е можно изображать на одной комплексной пло­скости.

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа

Рис. 11.

Таким образом, каждая комплексная функция реа­лизует однозначное в одну сторону отображение одного множества на другое. Благодаря этому комплекс­ные функции находят свое применение в таких науках, как гидро­динамика и аэродинамика, так как с их помощью удобно описы­вать «историю» движения объема жидкости (или газа).

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числаМетодическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа

a) б)

Рис. 12.

Раздел математики, изучающий свойства комплексных функций, носит название теории функций комплексной переменной.

Пример6. Во что переходит сектор Е

Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа, Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа

(рис. 12, а) при отображении w = z2?

Имеем

arg w = 2argz < π и |w| = |z|2 < 1.

Поэтому отображенная область E ' представляет собой полукруг (рис. 12, б).

Далее, как правило, будем рассматривать такие функции w = f(z), для которых множества D и Е1 являются областями. Областью комплексной плоскости называется множество точек плоскос­ти, обладающих свойствами открытости и связности.

Функцию w = f(z) можно записать в виде

u + iv = f(x + iy),

т. е.

f(x + iy) = и(х; у) + iv(x; у),

где

и = и(х;у) = Ref(z), v = v(x;у) = Imf(z), (х; у) Методическая разработка Теория и практика по теме Комплексные числа D.

Функцию и(х;у) при этом называют действительной частью функции f(z), a v(x;y) - мнимой.

Таким образом, задание функции комплексного переменного равно­сильно заданию двух функций двух действительных переменных.

Пример 7. Найти действительную и мнимую части функции w = z2.

Решение: Функцию w = z2 можно записать в виде и + iv = (х + iy)2,

т.е.

и + iv = х2 - у2 + i 2ху.

Отсюда следует: и = х2 2, v = 2ху.


© 2010-2022