- Преподавателю
- Математика
- Один день из жизни профильного отряда
Один день из жизни профильного отряда
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чаузова Н.С. |
Дата | 11.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Чаузова Надежда Степановна
КОГОАУ «Гимназия №1» г. Кирово-Чепецк
Разработка занятий
в профильном математическом отряде
пришкольного летнего лагеря
для учащихся 4-5 классов.
Аннотация.
Традиционно в начале лета в школах работает пришкольный лагерь, где отдыхают дети. Профильный лагерь - детский научный, развивающий лагерь.
Программа лагеря состоит из мероприятий, способствующих развитию интеллектуальных способностей детей, логики, повышению уровня IQ, расширению кругозора, накоплению знаний в разных научных сферах.
Мероприятия проходят в игровой форме и чередуются со спортивными и развлекательными мероприятиями пришкольного лагеря.
Значительный акцент в лагере делается на теоретические и практические занятия в различных научных сферах. Чтобы никому не было скучно, и чтобы никто не мог сказать «мне это не интересно», учителя стараются предложить ребятам разнообразие научных направлений: математика, информатика, физика, химия, биология, астрономия.
Примерный график работы отряда:
-
Планерка воспитателей
8.15
Сбор детей
8.30 - 8.50
Линейка, зарядка
8.50 - 9.15
Первое занятие
9.15 - 9.50
Завтрак
10.00 - 10.20
Второе занятие
10.30 - 11.10
Игровые, спортивные мероприятия (в т.ч.лагерные)
11.10 - 12.00
Третье занятие
12.40 - 13.20
Обед
13.30 - 14.00
Подведение итогов
14.00 - 14.30
Уход домой
14.30
Таким образом, ежедневно проводятся интересные занятия по занимательной математике, химии, физике, биологии или географии. Дети учатся заниматься исследованиями, оформлять свои работы в электронном виде, презентовать результаты труда.
В данной разработке представлены занятия первого дня в профильном отряде. Так как ребята приходят из разных классов, то в первый день необходимо их познакомить, дать возможность представить себя, ну и, конечно, заинтересовать их тем, чем мы будем заниматься в лагере.
Первое занятие. Давайте познакомимся.
Итак, группе детей предстоит знакомство друг с другом, своими вожатыми. Как весело перезнакомить всех?
Игры на знакомство:
1. «Здравствуйте»
Участники игры становятся в круг. Ведущий предлагает ребятам поздороваться со своими соседями справа и слева определенным способом. Например, как принято в некоторых странах, при этом он называет страну и принятый способ приветствия.
Варианты приветствий:
-
в России принято пожимать друг другу руку;
-
в Италии - горячо обниматься;
-
в Бразилии - хлопать друг друга по плечу;
-
в Зимбабве - трутся спинами;
-
в Македонии - здороваются локтями;
-
в Никарагуа - приветствуют друг друга плечами;
-
у австралийских аборигенов принято тройное приветствие: а) хлопнуть по ладоням; б) подпрыгнуть; с) толкнуть бедром. (См. приложение №1)
2. «Снежный ком»
Участники берутся за руки, образуя круг. Начинает игру первый игрок, называя свое имя. Второй участник по кругу повторяет имя первого участника и говорит свое. Третий участник повторяет имена первых двух и называет свое имя. И так игра длится до тех пор, пока последний человек не назовет все имена, включая свое.
3. «Мое любимое дело»
Игрок называет свое имя и любимое дело. Следующий игрок сообщает свое отношение к названному делу, затем представляется и сообщает, что нравится ему. Например, первый участник говорит: «Меня зовут Андрей, и я люблю играть на гитаре». Следующий участник: «Я не умею играть на гитаре. Меня зовут Режа, я люблю играть в футбол». И так далее. (См. приложение №2)
4. «Кукарямба» (орлятские кошки).
Все в кругу сидят с распальцовкой: ладони в кулаках на полу, мизинцы и большие пальцы выставлены, причем мизинцы всех людей соединены (получился круг из пальцев). Первый человек обращается к соседу, называя его по имени: «Оля, ты умеешь играть в кукарямбу?». Оля должна ответить: «Нет, ….. (называет его по имени), я не умею играть в кукарямбу». Потом Оля обращается к своему соседу и т.д. Когда очередь дойдет до первого человека, он говорит: «Я не умею, ты не умеешь и никто не умеет и я не знаю, зачем мы здесь вообще собрались» (См. приложение №3)
5. «Что? Где? Когда?»
Игроки становятся в круг. По сигналу водящего дети перестраиваются так, чтобы имена располагались:
-
В алфавитном порядке;
-
По месяцам рождения;
-
По знакам зодиака;
-
По увлечениям и т.д.
6. «Кто умеет?»
Ведущий вывешивает заранее заготовленный плакат, представляющий из себя поле, 3 на 3 квадрата. В каждом квадрате вопрос: кто умеет играть на гитаре, кто танцует, кто рисует, кто занимается спортом и др. Всего 9 вопросов. Все игроки берут ручки и листки бумаги. Чертят аналогичное поле, нумеруют квадраты. Задача игроков: опросить играющих и найти среди них тех, кто действительно умеет играть на гитаре, рисует и т.д. Записать в соответствующую клеточку на своем листке имя и фамилию этого игрока. Нельзя записывать имя одного и того же человека более чем в одном квадрате. Побеждает тот, кто первым заполнит все поле. Ведущий после игры может подвести итог и узнать об умениях ребят в отряде. Я умею, могу научить, хочу научиться. Игроки сидят в круге. Каждый на листочке пишет ответы на три вопроса: что я умею, чему могу научить, чему хочу научиться. Далее все игроки разбиваются на пары, обмениваются листочками и готовят презентацию друг другу на 1.2 минуты в любой форме (речь, стихи, песня, этюд и др.).
В конце занятия необходимо разбить отряд на группы по 4-6 человек.
Разбиение по звукоподражаниям.
На карточках записываются звуки домашних животных. Получая карточку участники находят друг друга произнося звуки (на ваше усмотрение - движения) этого животного.
Второе занятие. Проект «Это я».
Прежде чем приступить непосредственно к проекту, проводится беседа. Преподаватель дает основной теоретический материал, объясняет, как нужно работать над проектом и что должно получиться. Далее учащиеся создают проект: делают визитку, на которой пишут, рисуют все, что хотят о себе рассказать. Визитки сделали в двух экземплярах. Одну будем носить до конца смены, а вторая будет служить флажком на нашем красивом паруснике. (См. приложение №4)
Третье занятие. Посвящение в первооткрыватели.
Для того чтобы стать первооткрывателем, необходимо пройти испытания огнем, водой и медными трубами. Учащимся предлагается объединиться в группы и выполнить задания.
«Огонь»
На этом этапе учащимся предлагается решить задачи со спичками. В качестве спичек можно использовать счетные палочки. За правильное решение начисляются баллы.
(См. приложение №5)
Задачи.
1.Положите 3 спички на стол так, чтобы их головки не касались поверхности стола и друг друга.
2.Двенадцать спичек выложены так, как показано на рисунке.
Сколько здесь квадратов? Выполните следующие задания:
а) уберите 2 спички так, чтобы образовалось 2 неравных квадрата;
б) переложите 3 спички так, чтобы образовалось 3 равных квадрата;
в) переложите 4 спички так, чтобы образовалось 10 квадратов.
3.Двадцать четыре спички выложены так, как показано на рисунке.
Сколько здесь квадратов? Выполните следующие задания:
а) уберите 4 спички так, чтобы образовалось 5 равных квадратов;
б) уберите 6 спичек так, чтобы образовалось 5 равных квадратов;
в) переложите 12 спичек так, чтобы образовалось 2 равных квадрата;
г) уберите 8 спичек так, чтобы образовалось 4 равных квадрата;
д) уберите 8 спичек так, чтобы образовалось 3 квадрата;
е) уберите 8 спичек так, чтобы образовалось 2 квадрата.
4.Сделайте из 5 спичек 5 одинаковых треугольников и 1 пятиугольник.
5.Переложите 3 спички, чтобы стрела поменяла своё направление на противоположное.
6.
Из 10 спичек составьте три квадрата двумя способами.
7.
И "бокал" (см. левый рисунок), и "рюмка" (см. правый рисунок) составлены из четырех спичек. Внутри каждого "сосуда" - вишенка. Как нужно переместить "бокал" и "рюмку", переложив по две спички в каждом из них, чтобы вишенки оказались снаружи?
Дополнительные задачи 1
8.Из спичек составлено неверное равенство (см. рисунок).
Переставьте одну спичку так, чтобы равенство стало верным.
9.В трёх кучках лежат спички, по 10 спичек в каждой. Играют Аня и Вова. Ход состоит в том, что игрок забирает несколько спичек, но только из какой-либо одной кучки. Начинает Аня. Побеждает тот, кому достанется последняя спичка. Может ли кто-нибудь из игроков играть так, чтобы наверняка выиграть, как бы ни старался другой?
10.Переложите 4 спички, чтобы получилось 15 квадратов.
«Вода»
В качестве этого испытания предлагается задача Пуассона. Конкурс проводится на улице. Вода и сосуды настоящие. (См. приложение №6)
Задача Пуассона. Из полного сосуда ёмкостью в 12 л отлить половину, пользуясь двумя пустыми сосудами ёмкостью в 8 и 5 л?
«Медные трубы»
На этом этапе учащимся предлагается викторина «Выдающиеся личности». Демонстрируется презентация с портретами и краткой биографией ученых.
Вопросы:
-
Кто из великих русских писателей занимался составлением арифметических задач? (Л.Н.Толстой)
-
Назовите древнегреческого математика, философа, спортсмена, олимпийского чемпиона. (Пифагор)
-
Кто из великих учёных говорил: "Математика - царица всех наук, а арифметика - царица математики"? (Гаусс Карл Фридрих)
-
Кто автор первого учебника по математике в России? (Лео́нтий Фили́ппович Магницкий)
-
Призер регионального этапа Всероссийской олимпиады по математике в течение трех лет, учащийся нашей школы.
-
Победитель регионального этапа Всероссийской олимпиады по химии, призер Всероссийской олимпиады по химии, призер регионального этапа по математике, учащийся 10 класса гимназии.
Очень интересными для детей показались и вопросы об учащихся нашей гимназии, увлекающимися точными науками и успешно выступающих в конкурсах и олимпиадах.
Далее подводим итоги конкурсов. Итоги дня. Фото дня. Ежедневно ребятам предлагалась «Задача дня», которую дети решали в свободное время.
Задача первого дня: сделать в тетрадном листе отверстие, через которое смогут пролезть два учителя одновременно.
Литература.
-
Игры на знакомство. Игры для детского лагеря. - Режим доступа: ped-kopilka.ru/igry-konkursy-razvlechenija/igry-na-znakomstvo-igry-dlja-detskogo-lagerja.html, свободный
-
Игры в летнем лагере. - Режим доступа: vozhatiki.ru/load/igroteka/igry_na_znakom, свободный
-
Задачи о спичках. - Режим доступа: mmmf.msu.ru/archive/2005 2006/z5/12. html?print, свободный
Приложение
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
Приложение №5
Приложение №6
Приложение №7
Разрешение родителей на публикацию фото имеется.