- Преподавателю
- Математика
- ПРОГРАММА учебного курса «В мире логики» для 5 класса
ПРОГРАММА учебного курса «В мире логики» для 5 класса
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Османова З.Х. |
Дата | 11.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Уйгурский районный отдел образования
Чунджинская средняя школа № 1
ПРОГРАММА
учебного курса
«В мире логики»
для 5 класса
Автор: Османова Зульфия Хамзахуновна
учитель математики
2013 ГОД
Пояснительная записка
В любой современной системе общего образования математика занимает одно из центральных мест, что говорит об уникальности этой области знаний.
Так У. У. Сойер в своей книге "Прелюдия к математике" пишет о том, что «Можно научить учеников решать достаточно много типов задач, но подлинное удовлетворение придет лишь тогда, когда мы сумеем передать нашим воспитанникам не просто знания, а гибкость ума
В последние годы наметилась устойчивая тенденция проникновения математики в такие науки как история, филология, не говоря уже о лингвистике и психологии. Поэтому круг лиц, которые в своей последующей профессиональной деятельности будут применять математические умения и навыки расширяется.
Процесс обучения в школе предполагает решение таких важных задач как обучение детей способам усвоения системы знаний, с одной стороны, а с другой - активизацию их интеллектуальной деятельности. Создание условий для максимальной реализации познавательных возможностей учащихся способствует тому, что обучение ведет за собой развитие.
Зачастую возможностей урока бывает недостаточно для решения данных задач. В сложившейся ситуации видится вполне правомерным обращение к занятиям по предметам, которые призваны обеспечить индивидуальное развитие учащихся, основательную подготовку в вуз.
Учебный курс «В мире логики» является курсом по выбору для учащихся 5 класса основной школы. Курс рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Курс состоит из трёх разделов:
Тема №1. Натуральные числа.
Тема №2. Дробные числа.
Тема №3. Итоговое занятие.
Данный курс имеет целью углубление программных вопросов; изучение вопросов, примыкающих к программным; и изучение некоторых дополнительных вопросов, важных с образовательной точки зрения и раскрывающих приложения математики. Значительная часть времени выделяется на решение задач по обязательной программе.
Материал данного курса будет способствовать формированию функциональной грамотности - умению воспринимать и анализировать информацию. Программа учебного курса затрагивает различные стороны нашей жизни, а также тесно связана с другими учебными предметами. В неё включены игры, задачи-шутки, задачи на смекалку, ребусы и кроссворды, которые способствуют развитию логического мышления.
Одним из способов развития познавательных способностей учащихся является использование занимательного материала и дидактических игр на занятиях. Это и является отличительной особенностью учебного курса «В мире логики».
В соответствии с выбранной методикой изучения курса учитель может выбирать учебные пособия и дидактическую литературу из списка литературных источников, отдавая предпочтение каким-либо или определенным образом объединяя несколько источников.
Данная программа направлена не только на расширение знаний учащихся в области математики, но и предусматривает возможность компенсации типичных для начального обучения пробелов в подготовке школьников и недостатков в их математическом развитии.
Основные цели и задачи курса:
Цели курса:
• выявление и развитие математических способностей учащихся;
• повышение активности учащихся;
• систематизирование и углубление знаний, совершенствование умений по предложенным темам;
• развитие воображения, математического и логического мышления, памяти, внимания, интуиции детей;
• создание условий для самостоятельной творческой работы учащихся;
• воспитание интереса к математике;
• профессиональная ориентация на профессии, существенным образом связанные с математикой;
Задачи курса:
-
развивать познавательную и творческую активность учащихся на основе дифференцированных занимательных заданий;
-
обогащать математический язык школьников;
-
расширить кругозора учащихся;
-
повысить мотивацию обучения для слабоуспевающих школьников;
-
развивать коммуникативные навыки в процессе практической и игровой деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся
После изучения данного курса учащиеся должны знать:
-
различные системы счисления;
-
приёмы рациональных устных и письменных вычислений;
-
приёмы решения задач на переливание, движение и взвешивание;
-
различные системы мер;
-
приёмы решения практических задач на перегибание, плоские разрезания, делимость.
Учащиеся должны уметь:
-
использовать полученные знания при решении задач;
-
правильно строить свои умозаключения;
-
решать задачи повышенного уровня.
Учебно-тематический план
№
п\п
Наименование разделов и тем
Количество часов
Оборудование,
Дидактич.
обеспеч
Теоретическая часть
Практическая часть (в том числе)
Натуральные числа - 18 часов
1/1
Как люди научились считать. Из науки о числах.
Из истории развития арифметики. Почему нашу запись называют десятичной.
Действия над натуральными числами.
3
2
Раздаточный материал
2/2
Как свойства действий помогают вычислять.
Приёмы рациональных вычислений.
Отгадывание математических загадок при помощи уравнений.
6
4
Раздаточный материал
3/3
Логические и традиционные головоломки.
3
3
Упражнения из книги и интернета
4/4
Задачи на «переливание».
Задачи на «взвешивание».
Задачи на «движение»
6
6
Упражнения из книги
и интернета
Дробные числа - 15 часов
6/1
Метрическая система мер.
Старые русские меры.
Как измеряли в древности.
2
1
Раздаточный материал
7/2
Как возникают дроби в практических вычислениях. Задачи на делимость.
2
2
Упражнения из книги
и интернета
8/3
Перегибания. Плоские разрезания
3
3
Упражнения из книги и интернета
9/4
Математические фокусы
2
2
Упражнения из книги и интернета
10/5
Математические игры
2
2
Упражнения из книги
11/6
Полушутки. Слишком правильные дроби
1
1
Упражнения из книги и интернета
12/7
Проценты в нашей жизни
3
2
Раздаточный материал
Итоговое занятие - 1 час
13/1
Решение задач международного математического конкурса «Кенгуру» и республиканского интеллектуального марафона «Акбота»
1
1
Раздаточный материал
Основное содержание курса.
Тема №1. Натуральные числа (18 часов)
Как люди научились считать. Из науки о числах. Из истории развития арифметики. Почему нашу запись называют десятичной. Действия над натуральными числами. Как свойства действий помогают вычислять. Приёмы рациональных вычислений. Отгадывание математических загадок при помощи уравнений. Логические и традиционные головоломки. Задачи на «переливание». Задачи на «взвешивание». Задачи на «движение».
Тема №2. Дробные числа» (15 часов)
Метрическая система мер. Старые русские меры. Как измеряли в древности. Как возникают дроби в практических вычислениях. Задачи на делимость. Перегибания. Плоские разрезания. Математические фокусы. Математические игры. Полушутки. Слишком правильные дроби. Проценты в нашей жизни.
Тема №3 . Итоговое занятие - 1 час
На заключительном занятии учащимся предлагается решение задач международного математического конкурса «Кенгуру».
Методические рекомендации
Основная методическая установка учебного курса «В мире логики» - обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по решению задач различных видов.
Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний, предлагаемых учителем. Кроме индивидуальной, применяется и групповая форма работы.
Учителю необходимо создать условия для реализации ведущей подростковой деятельности - авторского действия, выраженного в практических работах.
Основные типы занятий - лекция и практикум.
В ходе обучения учащимся периодически предлагаются короткие (5- 10 мин) контрольные работы на проверку освоения изученных способов действий. Проводятся кратковременные срезовые работы (тесты, творческая работа) по определению уровня знаний учеников по данной теме. Выполнение контрольных работ способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысливание материала изучаемой темы. Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса.
Для учащихся на заключительном занятии предлагается решение заданий международного математического конкурса «Кенгуру».