ПРОГРАММА учебного курса «В мире логики» для 5 класса

Процесс обучения в школе предполагает решение таких важных задач как обучение детей способам усвоения системы знаний, с одной стороны, а с другой - активизацию их интеллектуальной деятельности. Создание условий для максимальной реализации познавательных возможностей учащихся способствует тому, что обучение ведет за собой развитие. Зачастую возможностей урока бывает недостаточно для решения данных задач. В сложившейся ситуации видится вполне правомерным обращение к занятиям по предметам, которые ...
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Уйгурский районный отдел образования

Чунджинская средняя школа № 1










ПРОГРАММА

учебного курса

«В мире логики»

для 5 класса





Автор: Османова Зульфия Хамзахуновна

учитель математики














2013 ГОД




Пояснительная записка

В любой современной системе общего образования математика занимает одно из центральных мест, что говорит об уникальности этой области знаний.

Так У. У. Сойер в своей книге "Прелюдия к математике" пишет о том, что «Можно научить учеников решать достаточно много типов задач, но подлинное удовлетворение придет лишь тогда, когда мы сумеем передать нашим воспитанникам не просто знания, а гибкость ума

В последние годы наметилась устойчивая тенденция проникновения математики в такие науки как история, филология, не говоря уже о лингвистике и психологии. Поэтому круг лиц, которые в своей последующей профессиональной деятельности будут применять математические умения и навыки расширяется.

Процесс обучения в школе предполагает решение таких важных задач как обучение детей способам усвоения системы знаний, с одной стороны, а с другой - активизацию их интеллектуальной деятельности. Создание условий для максимальной реализации познавательных возможностей учащихся способствует тому, что обучение ведет за собой развитие.

Зачастую возможностей урока бывает недостаточно для решения данных задач. В сложившейся ситуации видится вполне правомерным обращение к занятиям по предметам, которые призваны обеспечить индивидуальное развитие учащихся, основательную подготовку в вуз.

Учебный курс «В мире логики» является курсом по выбору для учащихся 5 класса основной школы. Курс рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю.

Курс состоит из трёх разделов:

Тема №1. Натуральные числа.

Тема №2. Дробные числа.

Тема №3. Итоговое занятие.

Данный курс имеет целью углубление программных вопросов; изучение вопросов, примыкающих к программным; и изучение некоторых дополнительных вопросов, важных с образовательной точки зрения и раскрывающих приложения математики. Значительная часть времени выделяется на решение задач по обязательной программе.

Материал данного курса будет способствовать формированию функциональной грамотности - умению воспринимать и анализировать информацию. Программа учебного курса затрагивает различные стороны нашей жизни, а также тесно связана с другими учебными предметами. В неё включены игры, задачи-шутки, задачи на смекалку, ребусы и кроссворды, которые способствуют развитию логического мышления.

Одним из способов развития познавательных способностей учащихся является использование занимательного материала и дидактических игр на занятиях. Это и является отличительной особенностью учебного курса «В мире логики».

В соответствии с выбранной методикой изучения курса учитель может выбирать учебные пособия и дидактическую литературу из списка литературных источников, отдавая предпочтение каким-либо или определенным образом объединяя несколько источников.

Данная программа направлена не только на расширение знаний учащихся в области математики, но и предусматривает возможность компенсации типичных для начального обучения пробелов в подготовке школьников и недостатков в их математическом развитии.


Основные цели и задачи курса:

Цели курса:

• выявление и развитие математических способностей учащихся;

• повышение активности учащихся;

• систематизирование и углубление знаний, совершенствование умений по предложенным темам;

• развитие воображения, математического и логического мышления, памяти, внимания, интуиции детей;

• создание условий для самостоятельной творческой работы учащихся;

• воспитание интереса к математике;

• профессиональная ориентация на профессии, существенным образом связанные с математикой;

Задачи курса:

  • развивать познавательную и творческую активность учащихся на основе дифференцированных занимательных заданий;

  • обогащать математический язык школьников;

  • расширить кругозора учащихся;

  • повысить мотивацию обучения для слабоуспевающих школьников;

  • развивать коммуникативные навыки в процессе практической и игровой деятельности.


Требования к уровню подготовки учащихся

После изучения данного курса учащиеся должны знать:

  • различные системы счисления;

  • приёмы рациональных устных и письменных вычислений;

  • приёмы решения задач на переливание, движение и взвешивание;

  • различные системы мер;

  • приёмы решения практических задач на перегибание, плоские разрезания, делимость.

Учащиеся должны уметь:

  • использовать полученные знания при решении задач;

  • правильно строить свои умозаключения;

  • решать задачи повышенного уровня.


Учебно-тематический план


п\п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Оборудование,

Дидактич.

обеспеч

Теоретическая часть

Практическая часть (в том числе)

Натуральные числа - 18 часов

1/1

Как люди научились считать. Из науки о числах.

Из истории развития арифметики. Почему нашу запись называют десятичной.

Действия над натуральными числами.

3

2

Раздаточный материал

2/2

Как свойства действий помогают вычислять.

Приёмы рациональных вычислений.

Отгадывание математических загадок при помощи уравнений.

6

4

Раздаточный материал

3/3

Логические и традиционные головоломки.

3

3

Упражнения из книги и интернета

4/4

Задачи на «переливание».

Задачи на «взвешивание».

Задачи на «движение»

6

6

Упражнения из книги

и интернета

Дробные числа - 15 часов

6/1

Метрическая система мер.

Старые русские меры.

Как измеряли в древности.

2

1

Раздаточный материал

7/2

Как возникают дроби в практических вычислениях. Задачи на делимость.

2

2

Упражнения из книги

и интернета

8/3

Перегибания. Плоские разрезания

3

3

Упражнения из книги и интернета

9/4

Математические фокусы

2

2

Упражнения из книги и интернета

10/5

Математические игры

2

2

Упражнения из книги

11/6

Полушутки. Слишком правильные дроби

1

1

Упражнения из книги и интернета

12/7

Проценты в нашей жизни

3

2

Раздаточный материал

Итоговое занятие - 1 час

13/1

Решение задач международного математического конкурса «Кенгуру» и республиканского интеллектуального марафона «Акбота»

1

1

Раздаточный материал






































Основное содержание курса.


Тема №1. Натуральные числа (18 часов)

Как люди научились считать. Из науки о числах. Из истории развития арифметики. Почему нашу запись называют десятичной. Действия над натуральными числами. Как свойства действий помогают вычислять. Приёмы рациональных вычислений. Отгадывание математических загадок при помощи уравнений. Логические и традиционные головоломки. Задачи на «переливание». Задачи на «взвешивание». Задачи на «движение».


Тема №2. Дробные числа» (15 часов)

Метрическая система мер. Старые русские меры. Как измеряли в древности. Как возникают дроби в практических вычислениях. Задачи на делимость. Перегибания. Плоские разрезания. Математические фокусы. Математические игры. Полушутки. Слишком правильные дроби. Проценты в нашей жизни.


Тема №3 . Итоговое занятие - 1 час

На заключительном занятии учащимся предлагается решение задач международного математического конкурса «Кенгуру».

Методические рекомендации

Основная методическая установка учебного курса «В мире логики» - обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по решению задач различных видов.

Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний, предлагаемых учителем. Кроме индивидуальной, применяется и групповая форма работы.

Учителю необходимо создать условия для реализации ведущей подростковой деятельности - авторского действия, выраженного в практических работах.

Основные типы занятий - лекция и практикум.

В ходе обучения учащимся периодически предлагаются короткие (5- 10 мин) контрольные работы на проверку освоения изученных способов действий. Проводятся кратковременные срезовые работы (тесты, творческая работа) по определению уровня знаний учеников по данной теме. Выполнение контрольных работ способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысливание материала изучаемой темы. Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса.

Для учащихся на заключительном занятии предлагается решение заданий международного математического конкурса «Кенгуру».


© 2010-2022