- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока по теме Все действия с целыми числами
Конспект урока по теме Все действия с целыми числами
Раздел | Математика |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Иванова О.В. |
Дата | 03.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МБОУ СОШп. Джонка
учитель математики
Иванова О.В.
Урок математики по теме "Все действия с целыми числами". 6-й класс
Тип учебного занятия: урок закрепление знаний.
Дидактическая цель: создание условий для активного закрепления знаний и умений по теме: "Все действия с целыми числами" средствами технологии группового и самостоятельного обучения. Формирование у учащихся умений сложения, вычитания, умножения и деления целых чисел.
Обучающие:
-
отработка правил сложения, вычитания, умножения и деления целых чисел;
Развивающие:
-
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
-
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Воспитательные:
-
воспитание культуры общения, воспитание ответственности, воспитание взаимопомощи;
-
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-
работать над повышением грамотности устной и письменной речи учащихся;
-
формировать умение слушать и слышать друг друга при работе в парах, группах;
-
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, коллективная.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель:
- Доброе утро, ребята, у нас сегодня необычный урок, посмотрите, пожалуйста, друг на друга, улыбнитесь, посмотрите на меня, улыбнулись, пожелаем успеха друг другу, и начнём работать.
Сегодня на уроке вы будете работать в группах. Для совместной работы нужна взаимовыручка, взаимоподдержка, умение слушать друг друга, умение принять точку зрения другого. Надеюсь, ваша совместная работа, сегодня на уроке, будет именно такой.
У каждого из вас на столах лежат листы самооценки, подпишите их. По окончанию решения заданий вы должны себя оценить.
2. Подведение к новому знанию, формулировка темы урока и цели:
-Прочитайте слова
Выигрыш, проигрыш, отдал, взял, зарплата, налог, долг
-Разделите эти слова на 2 группы: в первый столбик - слова-синонимы слова «доход», во второй - слова - синонимы слова «расход».
доход
расход
выигрыш
взял
зарплата
проигрыш
отдал
налог
долг
-Каким арифметическим знаком можно заменить слово «доход», «расход»? («+» и «-«)
-Действительно, бережливый хозяин хорошо должен знать как размер своего дохода, так и свои долги.
И вот однажды купец решил посчитать, с прибылью для себя или с убытком он прожил этот месяц? Если:
-
Первый человек отдал ему 32 рубля своего долга;
-
второму он дал в долг половину этих денег;
-
На строительство башни он пожертвовал 30;
-
Третий вернул 17 рублей;
-
И последняя сделка принесла ему доход 10 рублей.
Решение: 32 - 16 - 30 + 17 + 10 = 13
-Ответьте на вопросы:
-
С каким знаком получившееся число?
-
В какую колонку можно отнести полученный результат?
-
А если бы число получилось отрицательное?
-
Какой можно сделать вывод?
-
Что мы получаем «доход» или «расход»?
-
Назовите числа, из которых составлено выражение?
-
На какие группы можно поделить эти числа? (положительные и отрицательные)
-
Какое понятие в математике связывает эти числа? (целые числа)
-
А теперь давайте вернемся к задаче про купца. Как купец рассчитывал свой доход? (дети говорят: «выполняли арифметические действия с целыми числами»).
-
Ребята, скажите а какие действия необходимо выполнить, чтобы увеличить/ уменьшить доход или расход в несколько раз?(умножить/разделить)
-
Итак, сформулируйте тему урока и цель (Все действия с целыми числами)
-
Открываем тетради, записываем число и тему урока
-Девизом нашего урока сегодня будут слова: "Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом". Поэтому сегодня я приглашаю Вас в математическое кафе "Целые числа". Но для того, чтобы войти в него надо выполнить задание на внимание и вспомнить правила выполнения действий с целыми числами.
Задание на внимание
Посмотрите несколько секунд на рисунок, а теперь ответьте на вопросы.
Вопросы:
-
Какие фигуры были изображены и какого цвета?
-
Какое выражение было записано в окружности и чему равно его значение?
-
Какое выражение было записано в фигуре синего цвета и чему равно его значение?
-
Какие еще были выражения?
-
Чему равны их значения?
Рисунок показывается еще раз.
- Как можно сгруппировать фигуры и почему?
Сформулируйте правила сложения целых чисел, вычитания целых чисел, умножения целых чисел, деления целых чисел.(Каждый знак действия спрашивает соответствующее правило.)
3. Наше меню:
-
Сок "Ошибка"
-
Пирог "Логическое задание"
-
Салат фруктовый "Расшифруй-ка"
-
Торт "Числовой кроссворд"
-
Коктейль "Посчитай-ка"
-
Фирменное блюдо « Неизвестная каракатица»
Сок "Ошибка"
- Для того чтобы выпить этот сок, надо за 1 минуту найти все ошибки и их исправить (каждому ученику выдается листочек, где записаны задания).
-
- 4 + (- 5) = - 9,
-
- 8 + (- 5) = 13,
-
9 - (- 6) = 14,
-
- 15 : (- 3) = 5,
-
4 · (- 6) = 24,
-
- 8 + 10 = - 2,
-
- 16 + 9 = - 6,
-
- 17 - (- 9) = - 8,
-
- 9 + (- 5) = 14,
-
(- 8) · (- 4) = - 32,
-
- 42 : 7 = - 8,
-
17 - 24 = - 7,
-
12 - 30 = - 18,
-
- 9 · 6 = - 48,
-
- 81 : (- 9) = 9.
- Все успели допить сок? Давайте проверим.
Ответы: 2) - 13, 3) 15, 5) -24, 6) 2, 7) - 5, 9) - 14, 10) 32, 11) - 6, 14) - 54.
- Следующее блюдо пирог "Логическое задание". Давайте его попробуем. Надо вставить пропущенные числа. (Задание выполняется группой)
(7 + 6 + 5 = 18, вставить -7 и 9)
- А теперь знаки действий предлагают нам отведать салат фруктовый "Расшифруй-ка". (Задание выполняется группой.) Для того, чтобы восстановить текст нам надо выполнить задания.
Впервые отрицательные числа встречаются в одной из книг *( **, *** в до н. э., ****) Отрицательное число понималось как долг, а положительное как имущество.
Впервые все четыре арифметических действия с отрицательными числами приведены индийским математиком и астрономом ***** (598 - 660).
* Выполните действия
- 6 · (- 23) + 121 : (- 11)
"Математика"
-149
"Математика в девяти книгах"
127
"Числа"
- 127
(127)
** Запишите числа в порядке возрастания в первой таблице и в порядке убывания во второй
Таблица 1
Ж
Н
Д
Ь
А
-9
0
-13
5
-1
(Джань)
Таблица 2
А
Ь
Ц
Н
-2
-6
4
-4
(Цань)
*** Выполните действия, и в таблице зачеркните найденные ответы. Найдите модуль оставшегося числа и вставьте в текст.
а) -192 : (-24), б) -123 - (-129), в) -380 : 95, г) -361 + 356, -13 + 14 + 7 + 13 - 14
-5
8
-3
6
7
-4
(3)
**** Найдите, какое из выражений имеет наибольшее значение.
-15 · 61 - 24
Греция
-14 · (-5) - 78
Египет
-42 : (-3) - (-15)
Китай
34 + 105 : (-5)
Япония
(Китай)
***** Подберите число, которое надо вставить вместо "____" и запишите соответствующие буквы
16 : ___ = - 2
- 24 : ___ = - 4
- 8 · ____ = 40
__ · (-10) = 20
- 9 + ____ = - 14
- 7 + ____ = 5
- 10 - ____ = - 18
8 - ____ = 12
9 + 3 + ___ = 0
- 4 + 13 = ____
- 3 - (- 7) = ____
Д
М
Е
Р
Т
Б
П
У
А
О
Г
Й
9
-2
-17
6
-12
-8
-4
8
-5
-9
12
4
(Брамагуптой)
- Давайте проверим, все ли съели салат. Для этого прочитаем, какой текст мы получили. Следующее блюдо торт "Числовой кроссворд". (Задание выполняет каждый учащийся, а потом учащиеся сидящие за столиком сравнивают ответы.) Чтобы отведать это блюдо надо заполнить клетки. В каждую клетку вписывается или знак, или одна цифра.
А) - 6 - 9, Б) - 16 · (- 9), В) - 7 + 3, Г) 19 - 8 + 7 - 19, Д) - 45 : (- 3), Е) - 64 · (- 8), Ж) (- 5)3 , З) - 1 · (- 8)3, И) - 14 · 3 - 15 · (- 2).
Числовой кроссворд проверяется.
4. Самостоятельная работа
- А теперь последнее блюдо коктейль "Посчитай-ка".
№ 1
1 вариант
а) (72 - 36 · (- 8) - 24) : (- 8),
б) - 420 : (-14 - 7) · 3 - 7,
в) (- 9)2 - (- 15 - 3)
(- 42, 53, 99)
2 вариант
а) (180 - 11 · (- 6) - 18) : (- 3),
б) - 250 : (- 17 + 7) · 4 - 8,
в) (- 7) 2 - ( 23 - 4)
(- 76, 92 , 76)
№ 2
Игра "Спустись по канату"
(-87)
(15)
5. Итог урока:
Проверяется правильность выполнения заданий по готовому решению по презентации, разбираются ошибки.
6. Рефлексия:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Достигнута цель нашего урока?
- Наш урок подходит к концу. Проведём минутку хвастовства.
- я узнал….
- у меня получилось…
- я смог…
- я научился…
- теперь я могу…
В своих тетрадях поставьте звездочку, если вы считаете, что материал усвоен; квадратик - если остались вопросы; треугольник- недовольны результатами своей работы.
Урок сегодня завершён,
Но каждый должен знать:
Познание, упорство, труд к успеху приведут!
Ребята, сегодня на уроке вы работали в группах. И, надеюсь, убедились, вместе работать легче, вместе - интереснее. И как бы ни был труден путь к знаниям, вместе его преодолеть легче!!!
Мне было приятно с вами работать. Спасибо за урок.