- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа для 11 класса (базовый уровень)
Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа для 11 класса (базовый уровень)
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Демичева И.В. |
Дата | 09.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АЛГЕБРЕ И НАЧАЛАМ МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
11 КЛАСС (базовый уровень)
Пояснительная записка
Общая характеристика курса
При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики», вводится линия «Начала математического анализа».
В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:
-
систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;
-
расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
-
развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления;
Цели обучения
Изучение математики на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
-
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
-
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
-
воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
-
построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
-
выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале;
-
выполнения расчетов практического характера;
-
использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
-
самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
-
проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
-
самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
Рабочая программа по геометрии составлена на основе Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Государственном образовательном стандарте основного общего образования на 2015-2017 гг. и полностью отражают базовый уровень подготовки школьников.
Рабочая программа разработана, на основании следующих нормативных правовых документов:
• Государственный образовательный стандарт основного общего образования. Математика. (Приказ №327 от 17.07.2015 года «Об утверждении Государственного образовательного стандарта основного общего образования на 2015-2017 гг.»)
• Примерная программа основного общего образования по математике (Приказ №408 от 18.08.2015 года «О примерных основных образовательных программах основного общего и среднего общего образования»
Рабочая программа разработана на основании программы для общеобразовательных организаций: базовый уровень по алгебре и началам математического анализа для 10-11 классов \составители Коваленко Н.В., Федченко Л.Я., Маркина И.А.; ДИППО. - Донецк: Истоки, 2015
Базисный учебный план на изучение алгебры в 11 классе старшей школы отводит 2 часа в неделю. Всего 70 часов
Тематическое планирование уроков алгебры и начал математического анализа в 11 классе
№ п/п
Наименование темы
Колич. часов
Из них к/р работ
Обобщение и систематизация материала за предыдущие классы
4
ДКР
Показательная функция
8
1
Логарифмическая функция
8
1
Производная и ее геометрический смысл
9
1
Обобщение и систематизация знаний за 1 семестр
3
СКР
Применение производной к исследованию функций
10
1
Интеграл
8
1
Комбинаторика
7
1
Элементы теории вероятностей. Статистика
7
1
Итоговое обобщение и систематизация знаний
6
СКР
ИКР
Итого
70
11
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
-
Обобщение и систематизация материала за предыдущие классы (4 часа)
-
Показательная функция (8 часов)
Показательная функция, ее свойства и график. Показательные уравнения. Показательные неравенства. Системы показательных уравнений и неравенств.
Основная цель − изучить свойства показательной функции; научить решать показательные уравнения и неравенства, простейшие системы показательных уравнений.
-
Логарифмическая функция (8 часов)
Логарифмы. Свойства логарифмов. Десятичные и натуральные логарифмы. Логарифмическая функция, ее свойства и график. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства.
Основная цель − сформировать понятие логарифма числа; научить применять свойства логарифмов при решении уравнений; изучить свойства логарифмической функции и научить применять ее свойства при решении простейших логарифмических уравнений и неравенств.
-
Производная и ее геометрический смысл (9 часов)
Определение производной. Производная степенной функции. Правила дифференцирования. Производные некоторых элементарных функций. Геометрический смысл производной.
Основная цель − ввести понятие производной; научить находить производные с помощью формул дифференцирования; научить находить уравнение касательной к графику функции.
-
Обобщение и систематизация знаний за 1 семестр (3 часа)
-
Применение производной к исследованию функций (10 часов)
Возрастание и убывание функции. Экстремумы функции. Наибольшее и наименьшее значения функции. Производная второго порядка, выпуклость и точки перегиба. Построение графиков функций.
Основная цель − показать возможности производной в исследовании свойств функций и построении их графиков.
-
Интеграл (8 часов)
Первообразная. Правила нахождения первообразных. Площадь криволинейной трапеции. Интеграл и его вычисление. Вычисление площадей фигур с помощью интегралов. Применение производной и интеграла для решения физических задач.
Основная цель − ознакомить с понятием интеграла и интегрированием как операцией, обратной дифференцированию.
-
Комбинаторика (7 часов)
Правило произведения. Перестановки. Размещения без повторений. Сочетания без повторений и бином Ньютона.
Основная цель − развить комбинаторное мышление учащихся; ознакомить с теорией соединений (как самостоятельным разделом математики и в дальнейшем − с аппаратом решения ряда вероятностных задач); обосновать формулу бинома Ньютона (с которой учащиеся лишь знакомились в курсе 10 класса).
-
Элементы теории вероятностей. Статистика (7 часов)
Вероятность события. Сложение вероятностей. Вероятность произведения независимых событий. Случайные величины. Центральные тенденции. Меры сброса
Основная цель − сформировать понятие вероятности случайного независимого события; научить решать задачи на применение теоремы о вероятности суммы двух несовместных событий и на нахождение вероятности произведения двух независимых событий.
-
Итоговое обобщение и систематизация знаний (6 часов)
Календарно-тематическое планирование уроков алгебры и начал математического анализа в 11 классе
№
урока
Т е м а у р о к а
Колич.
часов
Дата проведения
Т.1. Обобщение и систематизация материала за предыдущие классы (4 часа)
Рациональные и иррациональные уравнения и неравенства
1
Преобразование тригонометрических выражений
1
Тригонометрические уравнения и неравенства
1
Диагностическая контрольная работа
1
Т.2.Показательная функция (8 ч.)
Показательная функция, ее свойства и график
1
Показательные уравнения
1
Показательные уравнения
Показательные неравенства
1
Показательные неравенства
1
Системы показательных уравнений и неравенств
1
Системы показательных уравнений и неравенств
1
Контрольная работа №1 «Показательная функция»
1
Т.3. Логарифмическая функция (8 ч.)
Логарифмы
1
Свойства логарифмов
1
Десятичные и натуральные логарифмы
1
Логарифмическая функция, ее свойства и график
1
Логарифмические уравнения
1
Логарифмические уравнения
1
Логарифмические неравенства
1
Контрольная работа №2 «Логарифмическая функция»
1
Т.4.Производная и ее геометрический смысл (9 ч.)
Производная
1
Производная степенной функции
1
Производная степенной функции
1
Правила дифференцирования
1
Правила дифференцирования
1
Производные некоторых элементарных функций
1
Производные некоторых элементарных функций
1
Геометрический смысл производной
1
Контрольная работа №3 «Производная и ее геометрический смысл»
1
Т.5.Обобщение и систематизация знаний за 1 семестр
Урок обобщения и систематизации знаний
1
Семестровая контрольная работа
1
Урок обобщения и систематизации знаний
1
Т.6.Применение производной к исследованию функции (10 ч.)
Возрастание и убывание функции
1
Возрастание и убывание функции
1
Экстремумы функции
1
Экстремумы функции
1
Применение производной к построению графиков функций
1
Применение производной к построению графиков функций
1
Наибольшее и наименьшее значение функции
1
Наибольшее и наименьшее значение функции
1
Урок обобщения и систематизации знаний
1
Контрольная работа №4 «Применение производной к исследованию функций»
1
Т.7. Интеграл (8 ч.)
Первообразная
1
Первообразная
1
Правила нахождения первообразной
1
Правила нахождения первообразной
1
Площадь криволинейной трапеции и интеграл
1
Площадь криволинейной трапеции и интеграл
1
Урок обобщения и систематизации знаний
1
Контрольная работа №5 «Интеграл»
1
Т.8. Комбинаторика (7ч.)
Комбинаторные задачи
1
Перестановки
1
Размещения
1
Сочетания и их свойства
1
Сочетания и их свойства
1
Биноминальная формула Ньютона
1
Контрольная работа №6 «Комбинаторика»
1
Т.9. Элементы теории вероятностей. Статистика (7 ч.)
События. Комбинации событий. Противоположные события
1
Вероятность события. Сложение вероятностей
1
Независимые события. Умножение вероятностей
1
Статистическая вероятность
1
Случайные величины. Центральные тенденции
1
Меры сброса
1
Контрольная работа №7 «Элементы теории вероятностей. Статистика »
1
Т.10.Итоговое обобщение и систематизация знаний (6 ч.)
Урок обобщения и систематизации знаний
1
Семестровая контрольная работа
1
Урок обобщения и систематизации знаний за 7-11 классы
1
Урок обобщения и систематизации знаний за 7-11 классы
1
Годовая контрольная работа
1
Урок обобщения и систематизации знаний
1
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА
Учащиеся должны знать/уметь/понимать:
-
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
-
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
-
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
-
вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
Алгебра
Учащиеся должны уметь:
-
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
-
проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
-
вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, при необходимости используя справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.
Функции и графики
Учащиеся должны уметь:
-
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
-
строить графики изученных функций;
-
описывать по графику поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
-
решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя их графики;
-
исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;
Начала математического анализа
Учащиеся должны уметь:
-
вычислять производные элементарных функций, используя справочные материалы;
-
вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
решения прикладных, в том числе социально-экономических и физических, задач на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения;
Уравнения и неравенства
Учащиеся должны уметь:
-
решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения и их системы;
-
составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
-
использовать графический метод для приближенного решения уравнений и неравенств;
-
изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
построения и исследования простейших математических моделей.
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
Учащиеся должны уметь:
-
решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
-
вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов. Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
-
анализа информации статистического характера.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
Критерии оценивания устных ответов.
Ответ оценивается отметкой «5», если учащийся:
1) полностью раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
2) изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
3) правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
4) показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять в новой ситуации при выполнении практического задания;
5) продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
6) отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя.
Возможны 1-2 неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недочетов:
1) в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
2) допущены 1-2 недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
3) допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «3», если:
1) неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программы;
2) имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
3) ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил обязательное задание.
Ответ оценивается отметкой «2», если:
1) не раскрыто содержание учебного материала;
2) обнаружено незнание или не понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
3) допущены ошибки в определении понятия, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Критерии оценивание письменных работ.
Отметка «5» ставится, если:
1) работа выполнена полностью;
2) в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
3) в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
1) работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
2) допущена одна - две ошибки или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
1) допущены более двух ошибок или более трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
1) допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
1) работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Государственные образовательные стандарты основного и среднего общего образования на 2015-2017 гг.
2. Базисный учебный план общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики.
3. Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин и др. «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: учеб. для общеобразовательных организаций: базовый и углубленный уровень». - М.: Просвещение, 2016.
4. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа: кн. для учащихся 11 кл. / М. И. Шабунин, М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова, Р.Г. Газарян. - М.: Просвещение, 2005.
5. М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова. Алгебра и начала математического анализа. Тематические тесты. 11 класс. − М. Просвещение, 2011.
6. М.В. Ткачѐва, Н.Е. Фѐдорова. Алгебра и начала математического анализа. Методические рекомендации. 10-11 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций. − М. Просвещение, 2011.
7. Разноуровневые задания для тематических и итоговых контрольных работ по алгебре и началам анализа. 10-11 классы. / Л.Я. Федченко, Г.Н Литвиненко. Д., 2008.