- Преподавателю
- Математика
- Статья «Технологии в обучении математики и целесообразность их применения»
Статья «Технологии в обучении математики и целесообразность их применения»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Челядинова О.К. |
Дата | 11.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Технологии в обучении математике и целесообразность их применения.
О.К.Челядинова,учитель математики
МАОУ СОШ№7
Содержание деятельности учителя по организации педагогического процесса обсуждается в педагогических исследованиях довольно часто в контексте таких понятий, как « педагогический процесс» и «педагогическая технология». Коротко о понятии технологии.
Образовательная среда, рассматриваемая с позиции учителя должна представлять системомыследеятельностное пространство. Системное означает рассмотрение содержания и форм работы учителя с позиции их рационального соответствия, отвечающим целям эффективного функционирования и развития. Мыслительное включает в себя интеллектуальное продвижение каждого в рамках индивидуальной образовательной траектории. Деятельностный подход означает рассмотрение деятельности как совокупности действий, доступных моделированию и рефлексии собственной деятельности.
Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески. В этом исполнении неизбежно присутствует личностная компонента мастера, определенная специфика, но определяющей является компонента, характеризующая закономерности усвоения материала, состав и последовательность действий учащихся. Конечно, результаты будут различными, однако близкими к некоторому среднему значению, характерному для данной технологии. Таким образом, технология работы опосредуется свойствами личности, но только опосредуется, а не определяется.
Источники и составные части педагогических технологий.
Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества. Ее источниками и составными элементами являются:
-
социальные преобразования и новое педагогическое мышление;
-
наука-педагогическая, психологическая, общественные науки;
-
передовой педагогический опыт;
-
опыт прошлого, отечественный и зарубежный;
-
народная педагогика.
Школа как социальный институт отражает состояние всего общества и общественного сознания. Она не может жить вне политики, вне идеологии, не исповедовать никакой философии.
Так и любая общепедагогическая образовательная технология основывается на определенном философском фундаменте.
Философские положения выступают как наиболее общие регулятивы, входящие в состав методологического обеспечения педагогической технологии.
Образование - это процесс движения к заданной цели путем субъективно- объективных действий учителя и учащихся. Специфика педагогической технологии состоит в том, что в ней конструируется и осуществляется учебный процесс, гарантирующий достижение поставленных целей.
Таким образом, если ключом к технологическому построению учебного процесса является последовательная ориентация на четко определенные цели, а центральной для педагогической технологии проблемой является проблема постановки целей и целевой ориентации обучения, то и основным видом деятельности учителя является аналитико - синтетическая деятельность по осознанию и принятию широких и узких целей обучения, развития и воспитания учащихся. Этот вид деятельности включает в себя логико- математический и логико - дидактический анализ учебного материала в программе и учебниках; методический анализ литературы по математике, педагогике, психологии, истории математики, методике преподавания; методический анализ различных форм и средств обучения.
Реформы образования происходят сейчас в большинстве учебных заведений.
Происходит обновление и совершенствование учебного процесса, широкое применение новых технологий в обучении.
Технология проблемного обучения (авторы П.Я.Гальперин, Ю.К. Бабанский).
Сущность проблемного обучения определяет как тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности, процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование у учащихся познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных ( творческих) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности с помощью создания проблемных ситуаций.
-проблемы должны соответствовать потребностям и интересам данной группы учащихся.
-учащиеся должны принимать участие в отборе учебных проблем и в разработке плана действий и способов их решения.
-проблемы должны отвечать возрастным особенностям учащихся.
-при выборе проблем необходимо учитывать наличие необходимых материалов.
-проблема может выходить за рамки одного предмета.
При выборе учебных проблем необходимо учитывать предшествующую подготовку и опыт школьников. Учитель обязан знать пробелы в знаниях своих учеников; намечая направления и ориентируя их для выбора будущих проблем.
Технология индивидуального обучения (автор К.Роджерс).
Эта система индивидуализированного обучения предназначена для учеников старшей школы. Учебный материал включает конкретные поведенческие цели, которые сгруппированы в блоки, соответствующие разделам материала по предмету и разделены на подуровни. Учебные цели расположены в жесткой последовательности. Учебный материал и виды учебной деятельности не выбираются, а предписываются программой обучения (для каждого ученика индивидуально). Преобладает индивидуальная работа, но в некоторых случаях можно работать группами. Продвижение ученика по программе идет в собственном темпе. В начале и в конце учебного года ученики проходят проверку
( тестирование) с целью определить начальный и конечный уровень знаний.
Технология личностно ориентированного обучения (автор И.С.Якиманская). Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная избирательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.
С самого начала для каждого ребенка создается не изолированная, а напротив разносторонняя школьная среда, с тем чтобы дать ему возможность проявить себя. Гибкие, мягкие, ненавязчивые формы индивидуализации и дифференциации, которые применяет педагог на уроке, позволяют фиксировать избирательность познавательных предпочтений ученика, устойчивость их проявлений, активность и самостоятельность школьника в их осуществлении через способы учебной работы.
Технология личностно ориентированного обучения предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями.
Технология дифференцированного обучения (авторы Г.К.Селевко, Л.С.Выготский).
В данной технологии предлагается введение двух стандартов для обучения - повышенный, интересующемуся, способному и трудолюбивомому школьнику и стандарта обязательной подготовки, который должен достичь каждый. Пространство между уровнями обязательной и повышенной подготовки заполнено своеобразной лестницей деятельности, добровольное восхождение по которой от обязательного к повышенным уровням реально обеспечить школьнику постоянное пребывание в зоне ближайшего развития, обучение на индивидуальном максимально посильном уровне.
Особенности технологии.
-
блочная подача материала
-
работа с малыми группами на нескольких уровнях усвоения
-
наличие учебно - методического комплекса: банк заданий разного уровня, система специальных дидактических материалов, учебный материал обязательного и повышенного уровня.
-
диагностика и отслеживание результатов обучения, коррекция.
Коррекция в учебной деятельности учащихся производится по результатам текущего контроля, а оценка - по результатам итогового контроля.
Дифференцированные формы учебной деятельности предусматривают самостоятельную работу учащихся по дифференцированным заданиям, построенным с учетом особенностей уровня знаний и умений учащихся по данной теме.
Технология полного усвоения ( авторы Дж. Кэрролл, Б.Блумм).
Авторы этой технологии в качестве рабочей гипотезы выбрали предположение о том, что способности ученика определяются не при усредненных, а при оптимально подобранных для данного ребенка условиях, поэтому необходима адаптивная система обучения, позволяющая всем ученикам полностью усвоить программный материал. Для этого требуется полная реорганизация традиционной классно - урочной системы, задающей для всех учеников одно и то же учебное время, содержание, условия труда, но имеющей на выходе неоднозначные результаты. Концепция полного усвоения задает единый для учащихся фиксированный уровень овладения знаниями, умениями и навыками, но делает переменными для каждого обучающего время, методы, формы, условия труда. Ключевым понятием этой технологии служит эталон ( критерий) полного усвоения, то есть планируемые результаты обучения, которые должны быть достигнуты всеми учащимися. Этот эталон задается в унифицированном виде с помощью таксономии целей обучения. Главное требование к определению эталона - его операциональность и диагностичность,т.е. постановка цели должна быть доведена до уровня однозначного понимания учителем и учащимися планируемых показателей полного усвоения учебного содержания.
После проведения проверочной работы ученики разделяются на две группы: достигших и недостигших полного усвоения знаний и умений. Достигшие могут изучать дополнительный материал, а с недостигшими учитель
проводит коррекционную работу. Работа завершается диагностическим тестом. Класс переходит к изучению новой учебной единицы лишь тогда, когда все или почти все учащиеся усвоили на требуемом уровне содержание предыдущей учебной единицы.
Проектирование технологических процедур в системе обучения естественным образом опирается на некоторые положения известных педагогических технологий, имеющих общую (деятельностную) основу. Это - педагогическая технология развивающего и дифференцированного обучения, групповые технологии, технология усвоения через алгоритмизацию учебных действий, технология личностно -ориентированного обучения, личностно-деятельностная технология, технология полного усвоения и другие.
Основная идея проектирования - это специальное целенаправленное систематическое личностно- ориентированное формирование приемов учебной деятельности учащихся в процессе обучения математике является необходимым и достаточным условием достижения целей математического образования в новой образовательной среде.