Статья «Технологии в обучении математики и целесообразность их применения»

Стаья содержит в себе рекомендации и описание технологий, которые можно эффективно применять при преподавании математики на разных ступенях обучения, при разных формах и методах работы. Виды технологий очень разнообразны и применение их на разных этапах урока актуально. Я надеюсь, что моя статья поможет учителям выбрать свою технологию для преподавания математики в разных классах.Данный материал можноь применять и во внеурочной деятельности: при проведении факультативов, кружков, элективных курс...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологии в обучении математике и целесообразность их применения.

О.К.Челядинова,учитель математики


МАОУ СОШ№7

Содержание деятельности учителя по организации педагогического процесса обсуждается в педагогических исследованиях довольно часто в контексте таких понятий, как « педагогический процесс» и «педагогическая технология». Коротко о понятии технологии.

Образовательная среда, рассматриваемая с позиции учителя должна представлять системомыследеятельностное пространство. Системное означает рассмотрение содержания и форм работы учителя с позиции их рационального соответствия, отвечающим целям эффективного функционирования и развития. Мыслительное включает в себя интеллектуальное продвижение каждого в рамках индивидуальной образовательной траектории. Деятельностный подход означает рассмотрение деятельности как совокупности действий, доступных моделированию и рефлексии собственной деятельности.

Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески. В этом исполнении неизбежно присутствует личностная компонента мастера, определенная специфика, но определяющей является компонента, характеризующая закономерности усвоения материала, состав и последовательность действий учащихся. Конечно, результаты будут различными, однако близкими к некоторому среднему значению, характерному для данной технологии. Таким образом, технология работы опосредуется свойствами личности, но только опосредуется, а не определяется.


Источники и составные части педагогических технологий.

Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества. Ее источниками и составными элементами являются:

  • социальные преобразования и новое педагогическое мышление;

  • наука-педагогическая, психологическая, общественные науки;

  • передовой педагогический опыт;

  • опыт прошлого, отечественный и зарубежный;

  • народная педагогика.

Школа как социальный институт отражает состояние всего общества и общественного сознания. Она не может жить вне политики, вне идеологии, не исповедовать никакой философии.

Так и любая общепедагогическая образовательная технология основывается на определенном философском фундаменте.

Философские положения выступают как наиболее общие регулятивы, входящие в состав методологического обеспечения педагогической технологии.

Образование - это процесс движения к заданной цели путем субъективно- объективных действий учителя и учащихся. Специфика педагогической технологии состоит в том, что в ней конструируется и осуществляется учебный процесс, гарантирующий достижение поставленных целей.

Таким образом, если ключом к технологическому построению учебного процесса является последовательная ориентация на четко определенные цели, а центральной для педагогической технологии проблемой является проблема постановки целей и целевой ориентации обучения, то и основным видом деятельности учителя является аналитико - синтетическая деятельность по осознанию и принятию широких и узких целей обучения, развития и воспитания учащихся. Этот вид деятельности включает в себя логико- математический и логико - дидактический анализ учебного материала в программе и учебниках; методический анализ литературы по математике, педагогике, психологии, истории математики, методике преподавания; методический анализ различных форм и средств обучения.

Реформы образования происходят сейчас в большинстве учебных заведений.

Происходит обновление и совершенствование учебного процесса, широкое применение новых технологий в обучении.

Технология проблемного обучения (авторы П.Я.Гальперин, Ю.К. Бабанский).

Сущность проблемного обучения определяет как тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности, процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование у учащихся познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных ( творческих) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности с помощью создания проблемных ситуаций.

-проблемы должны соответствовать потребностям и интересам данной группы учащихся.

-учащиеся должны принимать участие в отборе учебных проблем и в разработке плана действий и способов их решения.

-проблемы должны отвечать возрастным особенностям учащихся.

-при выборе проблем необходимо учитывать наличие необходимых материалов.

-проблема может выходить за рамки одного предмета.

При выборе учебных проблем необходимо учитывать предшествующую подготовку и опыт школьников. Учитель обязан знать пробелы в знаниях своих учеников; намечая направления и ориентируя их для выбора будущих проблем.

Технология индивидуального обучения (автор К.Роджерс).

Эта система индивидуализированного обучения предназначена для учеников старшей школы. Учебный материал включает конкретные поведенческие цели, которые сгруппированы в блоки, соответствующие разделам материала по предмету и разделены на подуровни. Учебные цели расположены в жесткой последовательности. Учебный материал и виды учебной деятельности не выбираются, а предписываются программой обучения (для каждого ученика индивидуально). Преобладает индивидуальная работа, но в некоторых случаях можно работать группами. Продвижение ученика по программе идет в собственном темпе. В начале и в конце учебного года ученики проходят проверку

( тестирование) с целью определить начальный и конечный уровень знаний.

Технология личностно ориентированного обучения (автор И.С.Якиманская). Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная избирательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.

С самого начала для каждого ребенка создается не изолированная, а напротив разносторонняя школьная среда, с тем чтобы дать ему возможность проявить себя. Гибкие, мягкие, ненавязчивые формы индивидуализации и дифференциации, которые применяет педагог на уроке, позволяют фиксировать избирательность познавательных предпочтений ученика, устойчивость их проявлений, активность и самостоятельность школьника в их осуществлении через способы учебной работы.

Технология личностно ориентированного обучения предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями.

Технология дифференцированного обучения (авторы Г.К.Селевко, Л.С.Выготский).

В данной технологии предлагается введение двух стандартов для обучения - повышенный, интересующемуся, способному и трудолюбивомому школьнику и стандарта обязательной подготовки, который должен достичь каждый. Пространство между уровнями обязательной и повышенной подготовки заполнено своеобразной лестницей деятельности, добровольное восхождение по которой от обязательного к повышенным уровням реально обеспечить школьнику постоянное пребывание в зоне ближайшего развития, обучение на индивидуальном максимально посильном уровне.

Особенности технологии.

  • блочная подача материала

  • работа с малыми группами на нескольких уровнях усвоения

  • наличие учебно - методического комплекса: банк заданий разного уровня, система специальных дидактических материалов, учебный материал обязательного и повышенного уровня.

  • диагностика и отслеживание результатов обучения, коррекция.

Коррекция в учебной деятельности учащихся производится по результатам текущего контроля, а оценка - по результатам итогового контроля.

Дифференцированные формы учебной деятельности предусматривают самостоятельную работу учащихся по дифференцированным заданиям, построенным с учетом особенностей уровня знаний и умений учащихся по данной теме.

Технология полного усвоения ( авторы Дж. Кэрролл, Б.Блумм).

Авторы этой технологии в качестве рабочей гипотезы выбрали предположение о том, что способности ученика определяются не при усредненных, а при оптимально подобранных для данного ребенка условиях, поэтому необходима адаптивная система обучения, позволяющая всем ученикам полностью усвоить программный материал. Для этого требуется полная реорганизация традиционной классно - урочной системы, задающей для всех учеников одно и то же учебное время, содержание, условия труда, но имеющей на выходе неоднозначные результаты. Концепция полного усвоения задает единый для учащихся фиксированный уровень овладения знаниями, умениями и навыками, но делает переменными для каждого обучающего время, методы, формы, условия труда. Ключевым понятием этой технологии служит эталон ( критерий) полного усвоения, то есть планируемые результаты обучения, которые должны быть достигнуты всеми учащимися. Этот эталон задается в унифицированном виде с помощью таксономии целей обучения. Главное требование к определению эталона - его операциональность и диагностичность,т.е. постановка цели должна быть доведена до уровня однозначного понимания учителем и учащимися планируемых показателей полного усвоения учебного содержания.

После проведения проверочной работы ученики разделяются на две группы: достигших и недостигших полного усвоения знаний и умений. Достигшие могут изучать дополнительный материал, а с недостигшими учитель

проводит коррекционную работу. Работа завершается диагностическим тестом. Класс переходит к изучению новой учебной единицы лишь тогда, когда все или почти все учащиеся усвоили на требуемом уровне содержание предыдущей учебной единицы.


Проектирование технологических процедур в системе обучения естественным образом опирается на некоторые положения известных педагогических технологий, имеющих общую (деятельностную) основу. Это - педагогическая технология развивающего и дифференцированного обучения, групповые технологии, технология усвоения через алгоритмизацию учебных действий, технология личностно -ориентированного обучения, личностно-деятельностная технология, технология полного усвоения и другие.

Основная идея проектирования - это специальное целенаправленное систематическое личностно- ориентированное формирование приемов учебной деятельности учащихся в процессе обучения математике является необходимым и достаточным условием достижения целей математического образования в новой образовательной среде.







© 2010-2022