- Преподавателю
- Математика
- Формирование мышления на уроках математики
Формирование мышления на уроках математики
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пушкова Т.Р. |
Дата | 08.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Формирование мышления на уроках математики
Выступление на ШМО МАОУ СОШ № 1
ноябрь, 2014
учитель начальных классов
Пушкова Татьяна Рафаиловна
Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач учителя. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов.
Мышление - высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психологический процесс, свойственный только человеку.
Виды мышления:
-
Практическое (наглядно - действенное) «мышление руками» Самая ранняя ступень в развитии мышления ребёнка.
-
Образное (наглядно - образное). Мышление, которое опирается на восприятие или представление.
-
Словесное ( логическое) осуществляется только словесным путём. Ученик должен рассуждать, анализировать и устанавливать нужные связи мысленно, отбирать и применять к данной ему конкретной задаче известные ему подходящие правила, приёмы, действия.
-
Абстрактное мышление - это мышление понятиями, лишёнными непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлениям.
В процессе обучения ребёнка в начальной школе учитель должен помочь ему в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Дети приходят в школу с разными уровнями развития мышления и задача учителя развивать его мышление так, чтобы оно непрерывно развивалось от низшей ступени к высшей и не «стояло на месте». Урок математики - это реальное место и время для развития логического мышления. Учителю нужно построить урок так, чтобы ребёнок учился размышлять, объяснять полученные результаты, сравнивать, высказывать догадки, проверять, наблюдать, обобщать и делать выводы.
Математика даёт реальные предпосылки для развития логического мышления. Задача учителя - полнее использовать эти возможности на уроках математики. В процессе обучения рассуждениям необходимо побуждать учащихся к поискам новых примеров, подтверждающих правильность сделанного вывода, и учить сопоставлять вывод с теми фактами, на основе которых он сделан, искать и такие факты, которые могут опровергнуть вывод. Программой предусмотрено решение таких задач, которые лучше воспринимаются учащимися при сравнении и сопоставлении. Это прямые и составные задачи, задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц и в несколько раз, прямые и обратные и т.д. При сравнении прямых и обратных задач целесообразно задавать следующие вопросы: Что общего и различного в условиях прямой и обратной задач? Какие величины являются искомыми? Что общего и различного в решении прямой и обратной задач? Каким действием решена каждая из них? Почему?
Размышления одного ученика способствуют развитию этого умения у других учащихся.
Овладевая в процессе обучения такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация, обобщение, учащиеся более глубоко осознают изучаемый материал, учатся обосновывать свои суждения. У них формируются умения и навыки самостоятельно решать поставленные задачи, сознательно пользоваться приобретёнными знаниями.
Применение приёма классификации на уроках математики позволяет расширять имеющиеся в практике приёмы работы, способствует формированию положительных мотивов в учебной деятельности, так как подобная работа содержит элементы игры и элементы поисковой деятельности, что повышает активность учащихся и обеспечивает самостоятельное выполнение работы. После выполнения таких заданий необходимо указать обоснование, т.е. назвать признак, являющийся общим. Но особенно эффективными для развития логического мышления учащихся являются задания, в которых основание для классификации выбирают сами дети.
Использование на уроках математики специальных задач и заданий помогает развитию познавательных возможностей и способностей детей. Нестандартные задачи требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений. Использование таких задач расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию и повышает качество математической подготовленности.
На каждом уроке математики необходимо постоянно включать нестандартные ситуации, которые заставляли бы ребёнка мыслить там, где, казалось бы, всё ясно и понятно; игровые моменты, задания и задачи логического характера, нестандартные задачи.
Дидактическая игра оказывает большое влияние на познавательную деятельность учащихся. Использование на уроках математики опорных схем, таблиц способствует лучшему усвоению материала, побуждает детей активнее мыслить.
Работая в системе, учитель вместе с детьми может добиться больших успехов в изучении математики. Дети научатся выявлять математические закономерности и отношения, выполнять посильные обобщения, научатся делать выводы.
Вся эта работа на уроках математики направлена на формирование умственных действий детей. Дети учатся выявлять математические закономерности и отношения, выполнять посильные обобщения, учатся делать выводы.