Обобщающий урок алгебры в 11-м классе по теме

Обобщающий урок алгебры в 11-м классе по теме "Иррациональные уравнения"Ковалева Т.М., учитель математикиЦель: Обобщить знания по теме: “Иррациональные уравнения”Задачи: Обучающие.Обобщить и закрепить методы решения иррациональных уравнений. Познакомить с новым нестандартным методом решения иррациональных уравнений - мажоранта. Развивающие.Развитие операций мышления (обобщение, анализа, выделение существенного). Развитие внимания. Развития навыков сотрудничества. Воспитательные.Воспитание сознат...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщающий урок алгебры в 11-м классе по теме "Иррациональные уравнения"

Ковалева Т.М., учитель математики

Цель: Обобщить знания по теме: "Иррациональные уравнения"

Задачи:

Обучающие.

  1. Обобщить и закрепить методы решения иррациональных уравнений.

  2. Познакомить с новым нестандартным методом решения иррациональных уравнений - мажоранта.

Развивающие.

  1. Развитие операций мышления (обобщение, анализа, выделение существенного). Развитие внимания.

  2. Развития навыков сотрудничества.

Воспитательные.

  1. Воспитание сознательного отношения к изучению алгебры.

  2. Воспитание патриотизма.

3.Воспитание стремления к самосовершенствованию, продолжить воспитание у учащихся устойчивого интереса к математике, воспитание математической культуры. Ход урока .

1. Организационный момент.

На уроке используется презентация (Приложение 1), показанная с помощью проектора.

1 слайд.

Иррациональные уравнения.

"Мне приходится делить время между политикой и уравнениями.

Однако, уравнения, по-моему, гораздо важнее.

Политика существует для данного момента, а уравнения будут существовать вечно".

Эйнштейн

Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, уважаемые учителя. Приглашаю Вас на урок алгебры в 11 классе "Иррациональные уравнения".

Эйнштейн говорил так: "Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако, уравнения, по-моему, гораздо важнее. Политика существует для данного момента, а уравнения будут существовать вечно".

Как Вы знаете, прославился он именно уравнением, названным "уравнение Эйнштейна". Вот и мы займемся уравнениями:

Обобщим знания по теме: "Иррациональные уравнения".

Необходимость изучения решения иррациональных уравнений очевидна, иррациональным уравнением выражаются формулы, описывающие многие физические процессы:

  • Равноускоренное движение

  • 1 и 2 космические скорости

  • среднее значение скорости теплового движения молекул

  • период радиоактивного полураспада и другие.

А так же иррациональные уравнения использует статистика.

Но для достижения духовного совершенства необходимо еще воспитать в себе определенные качества.

Как Вы думаете какие?

Ответственность, самостоятельность, терпение, настойчивость, упорство, трудолюбие и другие. Повторим методы решения уравнений, алгоритмы решения этими методами, познакомимся с новым методом мажорант.

Запишите в тетради число, тему урока.

На ваших партах лежат рабочие карты, подпишите их.

Рабочая карта ученика 11 класса ________________________

1.Метод

.Возведение обеих частей уравнения в одну и ту же степень.

2.Метод

Уравнение вида Обобщающий урок алгебры в 11-м классе по теме=Обобщающий урок алгебры в 11-м классе по теме

  1. Метод

Введение новой переменной.


4.Метод

Уравнение вида Обобщающий урок алгебры в 11-м классе по теме=0

5.Метод

Вынесение за скобки общего множителя.

6.Метод Мажорант

7. Метод

Метод выделения полного квадрата в подкоренном выражении.


ИТОГ









В них вы будете отмечать успешность выполнения заданий символами:

«!» - владею свободно

«+» - могу решать, иногда ошибаюсь

«-» - надо еще поработать



  1. Устно: Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения

а) Обобщающий урок алгебры в 11-м классе по теме=-2

1)(-6;-3) 2) (-3;2) 3) (0;3) ;4) (3;6)

б)Обобщающий урок алгебры в 11-м классе по теме =-5

1) (-∞;-1) ; 2)Обобщающий урок алгебры в 11-м классе по теме 3)(4;21) ; 4)Обобщающий урок алгебры в 11-м классе по теме

в) Обобщающий урок алгебры в 11-м классе по теме=3

1) (4;11) ; 2) Обобщающий урок алгебры в 11-м классе по теме; 3)(15;∞) ; 4) (-3;5)

II. 2.2. Основные методы решения иррациональных уравнений.

1.Возведение обеих частей уравнения в одну и ту же степень.

(Три ученика решают у доски.)

Обобщающий урок алгебры в 11-м классе по теме=х-2 Обобщающий урок алгебры в 11-м классе по теме=4х+1 Обобщающий урок алгебры в 11-м классе по теме+Обобщающий урок алгебры в 11-м классе по теме=3

Ответ:9 Ответ:0,5 Ответ:-1

2.Уравнение вида Обобщающий урок алгебры в 11-м классе по теме=Обобщающий урок алгебры в 11-м классе по теме

Обобщающий урок алгебры в 11-м классе по теме=Обобщающий урок алгебры в 11-м классе по темеОбобщающий урок алгебры в 11-м классе по теме-Обобщающий урок алгебры в 11-м классе по теме=0

Ответ:4 Ответ:1.

3.Введение новой переменной.

1)Найти произведение корней уравнения

10Обобщающий урок алгебры в 11-м классе по теме-3Обобщающий урок алгебры в 11-м классе по теме-3=0 Ответ:1

2)Решить уравнение:

Обобщающий урок алгебры в 11-м классе по теме+6Обобщающий урок алгебры в 11-м классе по теме-7=0

Ответ:3.

4.Уравнение вида Обобщающий урок алгебры в 11-м классе по теме=0

1).Решить уравнение устно: (3х+12)Обобщающий урок алгебры в 11-м классе по теме=0

2).Сколько корней имеет уравнение?

(Обобщающий урок алгебры в 11-м классе по теме-1)Обобщающий урок алгебры в 11-м классе по теме=0

Ответ:5.

5.Вынесение за скобки общего множителя.

1). Найти наименьший корень уравнения: 9Обобщающий урок алгебры в 11-м классе по темеОбобщающий урок алгебры в 11-м классе по теме=0 Ответ:1.

2).Найти произведение корней: 6Обобщающий урок алгебры в 11-м классе по темеОбобщающий урок алгебры в 11-м классе по теме=0 Ответ:-25

6.Подбором.

Решить уравнение:Обобщающий урок алгебры в 11-м классе по теме=4+cosОбобщающий урок алгебры в 11-м классе по теме Ответ:-0 .4 (ЕГЭ 2008 год)

7.Метод выделения полного квадрата в подкоренном выражении.

Повторить: ( а + б)Обобщающий урок алгебры в 11-м классе по теме

Обобщающий урок алгебры в 11-м классе по теме

Решить уравнение:(ЕГЭ 2006 год)

1). Обобщающий урок алгебры в 11-м классе по теме( ученик у доски)

2)Решить уравнение(самостоятельно) Iв Обобщающий урок алгебры в 11-м классе по теме Ответ:39 IIв. Обобщающий урок алгебры в 11-м классе по теме Ответ:42

3)Решить уравнение:

Обобщающий урок алгебры в 11-м классе по теме(ученик решает у доски)

Решить самостоятельно: (пример по выбору)

Обобщающий урок алгебры в 11-м классе по теме

Обобщающий урок алгебры в 11-м классе по теме

8.Нестандартные методы.

Решить уравнение:Обобщающий урок алгебры в 11-м классе по теме

Обобщающий урок алгебры в 11-м классе по теме

Обобщающий урок алгебры в 11-м классе по теме

Знакомство с методом мажорант.

Звучит музыка. Вы, конечно, узнали, что прозвучал музыкальный фрагмент к песне "День Победы" Давида Тухманова на слова Николая Харитонова. Эта песня посвящена Дню Победы в ВОВ нашего народа. В этом году все наши дела мы посвящаем 60-летию Победы. Прозвучавшая музыка носит торжественный, жизнеутверждающий, "мажорный" характер.

В математике есть метод решения иррациональных уравнений, который называется метод мажорант. (словарь)

7 слайд:

Мажоранта и миноранта - (от франц.), две функции, значение первой из которых не меньше, а второй не больше соответствующих значений данной функции.

Мажорирование - нахождение точек ограничения функции (словарь).

Метод мажорант - метод оценки левой и правой части уравнения.

Метод мажорант используется для решения уравнений повышенной сложности, которые соответствуют части С в ЕГЭ.

Ведем запись в тетради. Пример решения иррационального уравнения методом мажорант заполняя пропуски .

8 слайд:

М - мажоранта.

Если f(х) = g(х)

и f(х) < М и g(х) > М,

то М = f(х) и М = g(х).

Пример: (объяснение у доски)

Решить уравнение: Обобщающий урок алгебры в 11-м классе по темех2 - 6х + 11.

Решение:

О Д З: х - 2 > 0 и 4 - х > 0, т.е. х > 2 и х > 4. Значит 2 < х < 4.

Рассмотрим правую часть уравнения. Введём функцию у = х2 - 6х = 11.

Графиком функции является парабола с вершиной А(3;2).Наименьшее значение функции у(3) = 2, т.е. у = х2 - 6х + 11.

Рассмотрим левую часть уравнения. Введём функцию у = Обобщающий урок алгебры в 11-м классе по теме. С помощью производной найдём max функции, которая дифференцируема на (2;4).

у' = Обобщающий урок алгебры в 11-м классе по теме.

у' = 0, если Обобщающий урок алгебры в 11-м классе по теме0,

Обобщающий урок алгебры в 11-м классе по теме

4 - х = х - 2,

2х = 6,

х = 3.

Обобщающий урок алгебры в 11-м классе по теме

g (3) = 2

Имеем g = Обобщающий урок алгебры в 11-м классе по теме< 2. В результате у (3) > 2, g (3) < 2, отсюда у (3) = 2 и g (3) = 2. Из этих условий составим систему уравнений:

х2 - 6х + 11 = 2 и Обобщающий урок алгебры в 11-м классе по теме2. решение этой системы х = 3. Это подтверждает проверка.

И так, по какому алгоритму решаются уравнения методом мажорант?

9 Слайд :

Метод мажорант

- Оценим левую часть

- Оценим правую часть

- Составим систему уравнений

- Сделаем вывод

- Проверка

Но для достижения духовного совершенства необходимо еще воспитать в себе определенные качества.

Как Вы думаете какие?

Ответственность, самостоятельность, терпение, настойчивость, упорство, трудолюбие и другие. 6) Подведение итогов: (заполняем карточки рефлексии).

Подведите итоги своей работы на уроке в своей рабочей карте.

Я желаю Вам достичь заветной цели, а главное стремиться к постоянному самосовершенствованию.

© 2010-2022