- Преподавателю
- Математика
- Рабочая адаптированная программа по математике 3 класс
Рабочая адаптированная программа по математике 3 класс
Раздел | Математика |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Суздалева .И. |
Дата | 26.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
-
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основании Закона РФ «Об образовании», Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1-4 классы, сборник под редакцией В.В. Воронковой, автор В.В.Эк. Издательство «Просвещение» 1999г., Учебного плана ГБОУ «Плоскошская специальная школа-интернат», рассчитанному на шестидневную рабочую неделю и разработанному на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) школ VIII вида (приложение к приказу Министерства Образования Российской Федерации от 10.04.2002 года № 29/2065-п), Устава ГБОУ «Плоскошская специальная школа-интернат». Положение о рабочей программе педагога ГБОУ «Плоскошская специальная школа-интернат»
Задачи преподавания математики по вспомогательной школе состоят в том, чтобы:
-
дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
-
использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся вспомогательных школ и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
-
воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Обучение математике во вспомогательной школе должно носить предметно-практическую направленность, быть тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.
В настоящей программе предусмотрены рекомендации по дифференциации учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости математическим знаниям и умениям.
Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников.
Некоторые учащиеся незначительно, но постоянно отстают от одноклассников в усвоении знаний. Однако они должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (решать легкие примеры, повторять вопросы, действия, объяснения за учителем или хорошо успевающим учеником, списывать с доски, работать у доски с помощью учителя). Для самостоятельного выполнения таким учащимся следует давать посильные для них задания.
Учитывая особенности этой группы школьников, настоящая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала. Указания относительно упрощений даны в примечаниях.
Перевод учащихся на обучение со сниженным уровнем требований следует осуществлять только в том случае, если с ними проведена индивидуальная работа с использованием специальных методических приемов.
Решение об обучении по индивидуальной программе принимается педагогическим советом школы.
2. Содержание курса (204 ч)
Нумерация чисел в пределах 100. Получение ряда круглых десятков, сложение и вычитание круглых десятков. Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц. Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы. Числовой ряд 1-100, присчитывание, отсчитывание по 1, по 2, равными группами по 5, по 4. Сравнение в числовом Ряду рядом стоящих чисел, сравнение чисел по количеству разрядов, по количеству десятков и единиц. Понятие разряда. Разрядная таблица. Увеличение и уменьшение чисел на Несколько десятков, единиц. Числа четные и нечетные.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (60+7; 60+17; 61+7; 61+27; 61+9; 61+29; 92+8; 61+39 и соответствующие случаи вычитания).
Нуль в качестве компонента сложения и вычитания.
Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых, замена его арифметическим действием умножения. Знак умножения (х). Запись и чтение действия умножения. Название компонентов и результата умножения в речи учителя.
Деление на равные части. Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных частей (поровну), запись деления предметных совокупностей на равные части арифметическим действием деления. Знак деления (:). Чтение действия деления. Таблица деления на 2. Название компонентов и результата деления в речи учителя.
Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6 и деления на 3, 4, 5, 6 равных частей в пределах 20. Взаимосвязь таблиц умножения и деления.
Скобки. Действия I и II ступени.
Единица (мера) длины метр. Обозначение: 1 м. Соотношения: 1 м=10 дм, 1 м-100 см.
Единица (мера) массы центнер. Обозначение: 1 ц. Соотношение: 1 ц=100 кг.
Числа, получаемые при счете и при измерении одной, двумя мерами.
Единицы (меры) времени минута, месяц, год. Обозначение: I мин, 1 мес., 1 год. Соотношения: 1 ч = 60 мин, 1 сут. = 24 ч, 1 мес. - 30 или 31 сут., 1 год = 12 мес. Порядок месяцев. Календарь. Определение времени по часам с точностью до 5 мин (10 ч 25 мин и без 15 мин 11 ч).
Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части и по содержанию).
Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью.
Составные арифметические задачи в два действия: сложения, вычитания, умножения, деления.
Построение отрезка такой же длины, больше (меньше)данного. .
Пересечение линий. Точка пересечения.
Окружность, круг. Циркуль. Центр, радиус. Построение окружности с помощью циркуля.
Четырехугольник. Прямоугольник и квадрат.
3. Критерии оценки
Знания и умения учащихся по математике оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ.
1. Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится ученику, если он; а) дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями; б) умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения; в) умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления; г) правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур по отношению друг к другу на плоскости их пространстве, д) правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность работы.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но: а) при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ; б) при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов; в) при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий; г) с незначительной по мощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношению друг к другу; д) выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью.
Все недочеты в работе ученик легко исправляет при незначительной помощи учителя, сосредоточивающего внимание ученика на существенных особенностях задания, приемах его выполнения, способах объяснения. Если ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена оценка «5».
Оценка «З» ставится ученику, если он: а) при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила может их применять; б) производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий; в) понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя; г) узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или учащихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя; д) правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы демонстрации приёмов ее выполнения.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает, незнание большей части программного материала не может воспользоваться помощью учителя, других учащихся.
2. Письменная проверка знаний и умений учащихся
Учитель проверяет и оценивает все письменные работы учащихся. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.
По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть либо однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т. д.), либо комбинированными,- это зависит от цели работы, класса и объема проверяемого материала.
Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение учащимся требовалось:
в 2 кл - 35 - 40 мин. Причем за указанное время учащиеся должны не только выполнить работу, но и успеть ее проверить.
В комбинированную контрольную работу могут быть включены; 1-3 простые задачи, или 1-3 простые задачи и составная (начиная со II класса), или 2 составные задачи, примеры в одно и несколько арифметических действий (в том числе и на порядок действий, начиная с III класса) математический диктант, сравнение чисел, математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания.
При оценке комбинированных работ:
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок.
Оценка «4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если решены простые задачи, но не решена составная или решена одна из двух составных задач, хотя и с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий.
Оценка «2» ставится, если не решены задачи, но сделаны попытки их решить и выполнено менее половины других заданий.
При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач:
Оценка «5» ставится, если все задания выполнены правильно.
Оценка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 негрубые.
Оценка «2» ставится, если допущены 3-4 грубые шибки и ряд негрубых.
При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержанием (решение задач на вычисление градусной меры углов, площадей, объемов и т. д., задач на измерение и построение и др.):
Оценка «5» ставится, если все задачи выполнены правильно.
Оценка «4» ставится, если допущены 1-- 2 негрубые ошибки при решении задач на вычисление или измерение, а построение выполнено недостаточно точно.
Оценка «3» ставится, если не решена одна из двух-трех данных задач на вычисление, если при измерении допущены небольшие неточности; если построение выполнено правильно, но допущены ошибки при размещении чертежей на листе бумаги, а также при обозначении геометрических фигур буквами.
Оценка «2» ставится, если не решены две задачи на вычисление, получен неверный результат при измерении или нарушена последовательность построения геометрических фигур.
3. Итоговая оценка знаний и умений учащихся
1. За год знания и умения учащихся оцениваются одним баллом.
2. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладёние им практическими умениями.
З. Основанием для выставления итоговой отметки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, текущих и итоговых контрольных работ.
4. Календарно-тематический план (6 ч/н 204 ч/год)
№ п/п
Тема урока
час
Дата
1-5
Второй десяток.
5
1.09 2.09 3.09.4.09.5.09
6-7
Сравнение чисел
2
7.09 8.09
8
Контрольная работа по теме: Второй десяток
1
9.09
9
Работа над ошибками по теме: Второй десяток
1
10.09
10-14
Сложение и вычитание без перехода через десяток (повторение)
5
11.09 12.09 14.09 15.09 16.09
15-20
Решение примеров и задач, полученные при измерении времени, стоимости
6
17.09 18.09 19.09 21.09 22.09 23.09
21-23
Решение примеров и задач, полученные при измерении меры длины
3
24.09 25.09 26.09
24
Контрольная работа по теме:
Числа, полученные при измерении
1
28.09
25
Работа над ошибками:
Числа, полученные при измерении
1
29.09
26
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. Сложение
1
30.09
27-28
Прибавление числа 9
2
1.10 2.10
29-30
Прибавление числа 8
2
3.10 5.10
31
Прибавление числа 7
1
6.10
32-35
Прибавление чисел 6,5,4,3,2
4
7.10 8.10 9.10 10.10
36
Мера емкости - литр
1
12.10
37
Мера массы (кг)
1
13.10
38-39
Вычитание
2
14.10 15.10
40-41
Вычитание числа 9
2
16.10 17.10
42-43
Вычитание числа 8
2
19.10 20.10
44
Вычитание числа 7
1
21.10
45-48
Вычитание чисел 6,5,4,3,2
4
22.10 23.10 24.10 26.10
49-50
Геом. материал. Угол
2
27.10 28.10
51
Контрольная работа по теме:
Сложение и вычитание в пределах 20
1
29.10
52
Работа над ошибками по теме:
Сложение и вычитание в пределах
1
30.10
53-56
Умножение и деление
4
9.11 10.11 11.11 12.11
57-58
Таблица умножения числа 2
2
13.11 14.11
59
Деление на равные части
1
16.11
60-62
Таблица деления на 2
3
17.11 18.11 19.11
63-64
Таблица умножения числа 3
2
20.11 21.11
65-67
Таблица деления на 3
3
23.11 24.11 25.11
68-69
Таблица умножения числа 4
2
26.11 27.11
70-73
Таблица деления на 4
4
28.11 30.11 1.12 2.12
74-75
Таблицы умножения чисел 5 и б
2
3.12 4.12
76-78
Таблицы деления на 5 и на 6
3
5.12 7.12 8.12
79-81
Таблица умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6 и деления на 2, 3, 4, 5, 6
3
9.12 10.12 11.12
82
Контрольная работа по теме:
Умножение и деление в пределах 20
1
12.12
83
Работа над ошибками по теме:
Умножение и деление в пределах 20
1
14.12
84-85
Сотня. Нумерация
2
15.12 16.12
86-87
Сложение и вычитание круглых десятков
2
17.12 18.12
88-89
Разрядная таблица
2
19.12 21.12
90-92
Решение примеров и задач в пределах 100
3
22.12 23.12 24.12
93
Контрольная работа по теме: Нумерация
1
25.12
94
Работа над ошибками по теме: Нумерация
1
26.12
95-96
Меры длины
2
28.12 29.12
97-98
Меры времени
2
30.12 11.01
99-100
Окружность, круг
2
12.01 13.01
101
Углы
1
14.01
102
Самостоятельная работа. Геометрический материал
1
15.01
103-104
Сложение и вычитание круглых десятков
2
16.01 18.01
105-106
Решение примеров со скобками
2
19.01 20.01
107
Нахождение неизвестных компонентов сложения
1
21.01
108-109
Нахождение неизвестных компонентов вычитания
2
22.01 23.01
110-112
Сложение и вычитание круглых десятков и однозначных чисел
3
25.01 26.01 27.01
113-115
Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел
3
28.01 29.01 30.01
116
Сложение круглых десятков и двузначных чисел
1
1.02
117-118
Вычитание круглых десятков из двузначных чисел
2
2.02 3.02
119-122
Сложение и вычитание двузначных чисел
4
4.02 5.02 6.02 8.02
123
Контрольная работа по теме:
Сложение и вычитание круглых десятков
1
9.02
124
Работа над ошибками по теме:
Сложение и вычитание круглых десятков
1
10.02
125-126
Получение круглых десятков и сотни сложением
двузначного числа с однозначным
2
11.02 12.02
127-128
Получение круглых десятков и сотни сложением двух двузначных чисел
2
13.02 15.02
129-134
Вычитание однозначных и двузначных чисел из круглых десятков и сотни
6
16.02 17.02 18.02 19.02 20.02 22.02
135-136
Повторение по теме: Вычитание однозначных и двузначных чисел из круглых десятков и сотни
2
24.02 25.02
137
Контрольная работа по теме: Сложение и вычитание в пределах 100
1
26.02
138
Работа над ошибками по теме: Сложение и вычитание в пределах 100
1
27.02
139-140
Числа, полученные при счёте и при измерении
2
29.02 1.03
141-142
Сравнение чисел, полученные при измерении
2
2.03 3.03
143-147
Решение примеров и задач
5
4.03 5.03 7.03 9.03 10.03
148-151
Мера времени.
4
11.03 12.03 14.03 15.03
152-153
Решение примеров с числами, полученными при измерении
2
16.03 17.03
154
Контрольная работа по теме:
Числа, полученные при измерении и при счете
1
18.03
155
Работа над ошибками по теме:
Числа, полученные при измерении и при счете
1
19.03
156
Деление на равные части. Деление по содержанию
1
21.03
157
Деление на 2 равные части, деление по 2
1
22.03
158
Деление на 3 равные части, деление по 3
1
23.03
159
Деление на 4 равные части, деление по 4
1
4.04
160
Деление на 5 равные части, деление по 5
1
5.04
161-163
Решение примеров и задач по теме: Деление на равные части. Деление по содержанию
3
6.04 7.04 8.04
164
Контрольная работа по теме:
Деление на равные части. Деление по содержанию
1
9.04
165
Работа над ошибками по теме:
Деление на равные части. Деление по содержанию
1
11.04
166-168
Решение примеров и задач на умножение и деление
3
12.04 13.04 14.04
169-172
Решение примеров в два действия
4
15.04 16.04 18.04 19.04
173-174
Составление и решение задач по рисунку
2
20.04 21.04
175-176
Взаимное положение линий на плоскости
2
22.04 23.04
177
Контрольная работа по теме: Все действия в пределах 100
1
25.04
178
Работа над ошибками по теме: Все действия в пределах 100
1
26.04
179-183
Порядок арифметических действий
5
27.04 28.04 29.04 30.04 3.05
184-188
Порядок арифметических действий с числами, полученными при измерении
5
4.05 5.05 6.05 7.05 10.05
189
Контрольная работа по теме: Порядок арифметических действий
1
11.05
190
Работа над ошибками по теме: Порядок арифметических действий
1
12.05
191-198
Повторение
8
13.05 14.05 16.05 17.05 18.05 19.05 20.05 21.05
199-202
Геометрический материал
4
23.05 24.05 25.05 26.05
203
Контрольная работа. Итоги года
1
27.05
204
Работа над ошибками . Итоги года
1
28.05
5. Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать:
числовой ряд 1-100 в прямом и обратном порядке;
смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способа чтения и записи каждого вида деления;
таблицы умножения и деления чисел в пределах 20, переместительное свойство произведения, связь таблиц умножения и деления;
порядок действий в примерах в 2-3 арифметических действия;
единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, соотношения изученных мер;
порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года.
Учащиеся должны уметь:
считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100;
откладывать на счетах любые числа в пределах 100;
складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд приемами устных вычислений;
использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление;
различать числа, полученные при счете и измерении;
записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см, пользоваться различными табелями-календарями, отрывными календарями;
определять время по часам (время прошедшее, будущее);
находить точку пересечения линий;
чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.
Примечания.
-
Продолжать решать примеры на сложение и вычитание
в пределах 20 с переходом через десяток с подробной записью. -
Обязательно знание только таблицы умножения числа 2, получение частных от деления на 2 путем использования таблицы умножения.
-
Достаточно умения определять время по часам только одним способом, пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах,
месяцев в году.
4. Исключаются арифметические задачи в два действия, одно из которых - умножение или деление.
6. Информационно-методическое обеспечение
Литература для обучающихся:
-
В.В. Эк Математика, Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2007 год.
Литература для учителя:
-
В.В.Воронкова. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 1-4 классов, сборник под редакцией В.В.Воронковой.
-
Коррекционное обучение. Математика. Коррекционно-развивающие задания и упражнения 1-4 классы. Изд. «Учитель», 2009 г. Авт. - составитель С.Е. Степурина.
-
М.Н. Перова. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. М.: Владос, 2001год.
-
О.А. Бибина. Изучение геометрического материала в начальных классах специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. М.: Владос,2010 год.
9