- Преподавателю
- Математика
- Внеклассная работа по предмету и степень её влияния на качество обучения
Внеклассная работа по предмету и степень её влияния на качество обучения
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Демиденко Л.И. |
Дата | 23.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ « Ореховская средняя школа»
Внеклассная работа по предмету и степень её влияния на качество обучения.
с. Орехово 2015г.
Предмет математики настолько серьёзен,
что полезно не упускать случаев делать его
немного занимательным. (Б. Паскаль).
-
Введение.
Требования, предъявляемые программой по математике, школьными учебниками и сложившейся методикой обучения, рассчитаны на так называемого « среднего» ученика.
Однако уже с первых классов начинается резкое расслоение коллектива учащихся на тех, кто добивается при изучении математики лишь удовлетворительных результатов и тех, кому успешное изучение математики даётся с большим трудом, и кто легко и с интересом усваивают программный материал. Всё это приводит к необходимости индивидуализации обучения математики, одной из форм которой является внеклассная работа. Немало школьников считали и считают математику скучной, сухой наукой, что легко исправить с помощью продуманной системы внеурочных занятий. Разнообразные формы внеклассной работы дают большие возможности в этом направлении.
-
Теоретический материал.
Внеклассная работа с учащимися отвечает следующим основным целям:
-
Побуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и её приложениям.
-
Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу.
-
Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие определённых навыков научно-исследовательского характера.
-
Воспитание высокой культуры математического мышления.
-
Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.
-
Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики в технике и практике государственного строительства.
-
Расширение и углубление представлений учащихся о культурно-исторической ценности математики.
-
Воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективом.
-
Установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников.
-
Создание актива, способного оказать учителю математики помощь в оказании
эффективного обучения математике всего коллектива данного класса (помощь в изготовлении наглядных пособий занятий с отстающими , в пропаганде математических знаний среди других учащихся).
Реализация этих целей осуществляется и на уроках, однако в процессе классных занятий, ограниченных рамками учебного времени и программы, это не удаётся сделать с достаточной полнотой. Поэтому окончательная и полная реализация этих целей переносится на внеклассные занятия. Вместе с тем между учебно-воспитательной работой, проводимой на уроках, и внеклассной работой существует тесная взаимосвязь: учебные занятия, развивая у учащихся интерес к знаниям, содействуют развёртыванию внеклассной работы, и, наоборот, внеклассные занятия, позволяющие учащимся применить знания на практике, расширяющие и углубляющие эти знания, повышают успеваемость учащихся и их интерес к предмету. Однако внеклассная работа не должна дублировать учебную работу, иначе она превратится в обычные дополнительные
занятия.
Говоря о внеклассной работе как средстве формирования у учащихся интереса к предмету, отметим следующее:
-
Традиционная тематика внеклассных занятий ограничивалась обычно рассмотрением таких вопросов, которые хотя и выходили за рамки программы, но имели много точек соприкосновения с рассматриваемыми в ней вопросами. Например, при изучении в 5 классе признаков делимости натуральных чисел рассматривались признаки делимости на 7, на 11 и т. д., при изучении геометрических задач на построение циркулем и линейкой построения при помощи одной линейки и т. п. Традиционным для рассмотрения на внеклассных занятиях по математике были исторические экскурсы по той или иной теме, математические софизмы, задачи повышенной трудности и т. д.
-
За последнее десятилетие в математике возникли новые направления, имеющие не только большое практическое значение, но и большой познавательный интерес. Ещё Н. Я. Виленкин предлагал на внеклассных занятиях по математике знакомить учащихся с элементами вычислительной математики, производной и интегралом, основными понятиями математической логики, современной алгебры , комбинаторики, теории информатики и т. д.
-
Формы проведения внеклассной работы, формирующей у учащихся интерес к предмету, могут быть разными:
-
Математические кружки;
-
Математические викторины, конкурсы, олимпиады;
-
Математические вечера, математические недели, математические экскурсии;
-
Внеклассное чтение математической литературы;
-
Математические рефераты и сочинения;
-
Школьная математическая печать.
В последнее время всё большую популярность завоёвывают такие формы внеклассной работы, как участие в МАН, международном математическом конкурсе «Кенгуру», разнообразных конкурсах и олимпиадах в сети интернет.
При общем интересе к правовым знаниям юридические аналогии на уроках математики неизбежны, поэтому проводятся математические суды борьба мнений и столкновение интересов.
Английский математик Д.Сильвер назвал «музыку-математикой чувств, а математику-музыкой разума» и для привития учащимся чувства красоты и гармонии, признания радости творческого труда в качестве одной из основных ценностей можно провести вечер «Музыка и математика».
Формируют интерес к математике факультативные занятия, элективные курсы, которые углубляют и расширяют знания по математике, развивают их математические способности, прививают школьникам интерес и вкус к самостоятельным занятиям математикой, развивают их инициативу и творчество. Такие разнообразные формы внеклассной работы способствуют вовлечению учащихся в активную работу, поиск новых знаний.
-
Заключение.
Внеклассная работа по математике представляет учащимся дополнительные возможности для развития способностей, прививает интерес к математике. Главное назначение внеклассной работы не только расширение и углубление теоретического материала изученного на уроках, но и развитие умений применять полученные на уроках знания к решению нестандартных задач, воспитание у учеников определённой культуры работы над задачей.