Внеклассная работа по предмету и степень её влияния на качество обучения

Требования, предъявляемые программой по математике,  школьными учебниками и сложившейся методикой обучения, рассчитаны на так называемого « среднего» ученика.   Однако уже с первых классов начинается резкое  расслоение коллектива учащихся на тех, кто добивается при изучении математики лишь удовлетворительных результатов и тех, кому успешное изучение математики даётся с большим трудом, и кто легко и с интересом усваивают программный материал. Всё  это приводит  к необходимости индивидуализации  о...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МБОУ « Ореховская средняя школа»









Внеклассная работа по предмету и степень её влияния на качество обучения.





















с. Орехово 2015г.

Предмет математики настолько серьёзен,

что полезно не упускать случаев делать его

немного занимательным. (Б. Паскаль).

  1. Введение.

Требования, предъявляемые программой по математике, школьными учебниками и сложившейся методикой обучения, рассчитаны на так называемого « среднего» ученика.

Однако уже с первых классов начинается резкое расслоение коллектива учащихся на тех, кто добивается при изучении математики лишь удовлетворительных результатов и тех, кому успешное изучение математики даётся с большим трудом, и кто легко и с интересом усваивают программный материал. Всё это приводит к необходимости индивидуализации обучения математики, одной из форм которой является внеклассная работа. Немало школьников считали и считают математику скучной, сухой наукой, что легко исправить с помощью продуманной системы внеурочных занятий. Разнообразные формы внеклассной работы дают большие возможности в этом направлении.

  1. Теоретический материал.

Внеклассная работа с учащимися отвечает следующим основным целям:

  • Побуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и её приложениям.

  • Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу.

  • Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие определённых навыков научно-исследовательского характера.

  • Воспитание высокой культуры математического мышления.

  • Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.

  • Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики в технике и практике государственного строительства.

  • Расширение и углубление представлений учащихся о культурно-исторической ценности математики.

  • Воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективом.

  • Установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников.

  • Создание актива, способного оказать учителю математики помощь в оказании

эффективного обучения математике всего коллектива данного класса (помощь в изготовлении наглядных пособий занятий с отстающими , в пропаганде математических знаний среди других учащихся).

Реализация этих целей осуществляется и на уроках, однако в процессе классных занятий, ограниченных рамками учебного времени и программы, это не удаётся сделать с достаточной полнотой. Поэтому окончательная и полная реализация этих целей переносится на внеклассные занятия. Вместе с тем между учебно-воспитательной работой, проводимой на уроках, и внеклассной работой существует тесная взаимосвязь: учебные занятия, развивая у учащихся интерес к знаниям, содействуют развёртыванию внеклассной работы, и, наоборот, внеклассные занятия, позволяющие учащимся применить знания на практике, расширяющие и углубляющие эти знания, повышают успеваемость учащихся и их интерес к предмету. Однако внеклассная работа не должна дублировать учебную работу, иначе она превратится в обычные дополнительные

занятия.

Говоря о внеклассной работе как средстве формирования у учащихся интереса к предмету, отметим следующее:

  • Традиционная тематика внеклассных занятий ограничивалась обычно рассмотрением таких вопросов, которые хотя и выходили за рамки программы, но имели много точек соприкосновения с рассматриваемыми в ней вопросами. Например, при изучении в 5 классе признаков делимости натуральных чисел рассматривались признаки делимости на 7, на 11 и т. д., при изучении геометрических задач на построение циркулем и линейкой построения при помощи одной линейки и т. п. Традиционным для рассмотрения на внеклассных занятиях по математике были исторические экскурсы по той или иной теме, математические софизмы, задачи повышенной трудности и т. д.

  • За последнее десятилетие в математике возникли новые направления, имеющие не только большое практическое значение, но и большой познавательный интерес. Ещё Н. Я. Виленкин предлагал на внеклассных занятиях по математике знакомить учащихся с элементами вычислительной математики, производной и интегралом, основными понятиями математической логики, современной алгебры , комбинаторики, теории информатики и т. д.

  • Формы проведения внеклассной работы, формирующей у учащихся интерес к предмету, могут быть разными:

  1. Математические кружки;

  2. Математические викторины, конкурсы, олимпиады;

  3. Математические вечера, математические недели, математические экскурсии;

  4. Внеклассное чтение математической литературы;

  5. Математические рефераты и сочинения;

  6. Школьная математическая печать.

В последнее время всё большую популярность завоёвывают такие формы внеклассной работы, как участие в МАН, международном математическом конкурсе «Кенгуру», разнообразных конкурсах и олимпиадах в сети интернет.

При общем интересе к правовым знаниям юридические аналогии на уроках математики неизбежны, поэтому проводятся математические суды борьба мнений и столкновение интересов.

Английский математик Д.Сильвер назвал «музыку-математикой чувств, а математику-музыкой разума» и для привития учащимся чувства красоты и гармонии, признания радости творческого труда в качестве одной из основных ценностей можно провести вечер «Музыка и математика».

Формируют интерес к математике факультативные занятия, элективные курсы, которые углубляют и расширяют знания по математике, развивают их математические способности, прививают школьникам интерес и вкус к самостоятельным занятиям математикой, развивают их инициативу и творчество. Такие разнообразные формы внеклассной работы способствуют вовлечению учащихся в активную работу, поиск новых знаний.

  1. Заключение.

Внеклассная работа по математике представляет учащимся дополнительные возможности для развития способностей, прививает интерес к математике. Главное назначение внеклассной работы не только расширение и углубление теоретического материала изученного на уроках, но и развитие умений применять полученные на уроках знания к решению нестандартных задач, воспитание у учеников определённой культуры работы над задачей.


© 2010-2022